Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2015 ПО ДЕЛУ N А74-6340/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. по делу N А74-6340/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Ишутиной О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Т.Е.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Санниковой Валентины Анатольевны: Сергеева В.П. - представителя по доверенности от 01.09.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 09 декабря 2014 года по делу N А74-6340/2014, принятое судьей Кожура-Кобыляцкой Н.Н.,

установил:

индивидуальный предприниматель Санникова Валентина Анатольевна (ИНН 191100089759, ОГРН 304191132900039, далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, далее - ответчик) об исправлении ошибки в государственном кадастре недвижимости путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости участка с кадастровым номером 19:11:020105:37, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, пгт. Жемчужный, ул. Аптечная, 16, в размере 34 545 710 рублей 54 копеек за весь период с 01.01.2013 и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости участка в размере 5 546 710 рублей 18 копеек и об удельном показателе кадастровой стоимости 303 рублей 58 копеек за 1 кв. м за весь период с 01.01.2013, соответствующих 8 группе видов разрешенного использования.
Определением суда от 16.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация муниципального образования Ширинский район.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 09.12.2014 по делу N А74-6340/2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, приведя следующие доводы:
- - в материалах дела отсутствуют доказательства оспаривания нормативно-правового акта, подтверждающего наличие кадастровой ошибки, следовательно, кадастровой ошибки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в сведениях государственного кадастра недвижимости не имеется;
- - истцом выбран ненадлежащий способ защиты права;
- - истцом не соблюден досудебный порядок, предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности;
- - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.03.2015.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась ответчику и третьему лицу, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), дата публикации 19.02.2015.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает ответчика и третье лицо, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Санникова Валентина Анатольевна на основании договора аренды земельного участка от 12.07.2010 N 201 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 19:11:020105:37, площадью 18271 кв. м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, пгт. Жемчужный, ул. Аптечная, 16, представленного для размещения летних спальных корпусов.
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 02.06.2003 с категорией "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для размещения летних спальных корпусов".
При передаче земельного участка в аренду истцу его кадастровая стоимость составляла 5 270 452 рублей 65 копеек исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 288 рублей 46 копеек за 1 кв. м для 8 группы видов разрешенного использования, что подтверждается выпиской из кадастра недвижимости на 2010 год, договором аренды от 12.07.2010 N 201, постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.07.2009 N 319 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия" (приложение N 1 порядковый номер 2666, приложение N 2 порядковый номер 125). Исходя из данных кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, истцу произведен расчет арендной платы с применением методики, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05.
В соответствии с пунктом 1.2.8. Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, к 8 группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения.
По состоянию на 01.01.2011 проведена следующая кадастровая оценка земель Республики Хакасия, результаты которой утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171, вступившим в силу с 01.01.2013.
При отсутствии волеизъявления собственника земельного участка на изменение индивидуальных характеристик участка в части категории, площади и вида разрешенного использования по результатам массовой оценки земель субъекта участок оценен в 34 545 710 рублей 54 копеек по 17 группе видов разрешенного использования, что подтверждается выпиской из отчета 6-2011 от 25.11.2011, выполненного обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Недра" по заказу Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 1.2.17 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.05.2007 N 39 в редакции от 11.01.2011, к 17 группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2011 утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2011 N 171, в том числе в отношении земельного участка 19:11:020105:37 в размере 34 545 710 рублей 54 копеек (приложение N 1 порядковый номер 4910).
Согласно кадастровой справке, приложенной к исковому заявлению, сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка внесены в кадастр недвижимости 05.01.2013.
Кадастровым паспортом земельного участка от 29.10.2014 N 1900/14-135775 также подтверждается внесение в кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка 19:11:020105:37 в размере 34 545 710 рублей 54 копеек, при этом иные характеристики (площадь, вид разрешенного использования) земельного участка в период между кадастровой оценкой земель Республики Хакасия не изменились.
Считая, что сведения, внесенные в кадастр недвижимости в отношении спорного земельного участка, содержат кадастровую ошибку в части размера кадастровой стоимости земельного участка, определенной по 17 группе видов разрешенного использования, а не по 8 группе, истец обратился в арбитражный суд за ее исправлением, ссылаясь на то, что безосновательное увеличение кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующее виду разрешенного использования земельного участка, существенно ущемляет его права арендатора на внесение арендной платы за использование участка в обоснованном размере.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия в государственном кадастре недвижимости подлежащей исправлению кадастровой ошибки в части ошибочного определения земельного участка по группе 17 видов разрешенного использования.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон 221-ФЗ) предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 названной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона 221-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона 221-ФЗ, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Таким образом, заинтересованное лицо вправе требовать исправления в судебном порядке кадастровой ошибки, заключающейся в воспроизведении в государственном кадастре недвижимости ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Исправление кадастровых ошибок в сведениях в случаях, если существуют основания полагать, что данное исправление может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственный кадастр недвижимости, осуществляется на основании решения суда (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 6200/10, от 22.03.2011 N 14765/10, от 15.12.2011 N 12651/11).
С учетом изложенного, доводы ответчика о выборе истцом ненадлежащего способа защиты при обращении в суд с настоящим иском, отклоняется апелляционным судом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственная кадастровая оценка земель проводится для установления кадастровой стоимости земельных участков. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).
Следовательно, сведения, внесенные в кадастр, должны соответствовать фактическому использованию земельного участка и его разрешенному использованию. Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 12651/11.
Суть имевшей место кадастровой ошибки истец (арендатор спорного земельного участка) определил как указание в государственном кадастре в период с 01.01.2013 кадастровой стоимости земельного участка, ошибочно определенной по 17 группе видов разрешенного использования, при том, что участок подлежал отнесению к 8 группе видов разрешенного использования.
Обстоятельства необоснованного отнесения исполнителем работ по государственному конструкту на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель (ООО НПФ "Недра") в Отчете 6-2011 от 25.11.2011 спорного земельного участка к 17 группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей, автостоянок" не оспорено лицами, участвующими в деле, и подтверждено представленными в материалы дела доказательствами (кадастровый паспорт земельного участка с указанием разрешенного использования - для размещения летних спальных корпусов; договор аренды земельного участка от 12.07.201 N 201, договор аренды от 01.04.2014, свидетельства о праве собственности на здания летних спальных корпусов).
Размер стоимости с учетом применения 8 группы видов разрешенного использования ответчиком не оспорен.
Исправление технических ошибок либо ошибок в сведениях, содержавшихся в документах, представлявшихся для кадастрового учета (кадастровых ошибок), не создает новых сведений об объекте недвижимости, а направлено на исправление недостоверных сведений. Иными словами, исправление кадастровых ошибок направлено на исправление внесенных в кадастр недостоверных сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в связи с чем данное исправление не влечет изменения даты регистрации объекта в документах кадастрового учета и вносится обратным числом на текущую дату, в том числе по решению суда, установившего дату внесения неточных сведений в кадастровый учет.
С учетом изложенного, довод ответчика об отсутствии доказательств оспаривания нормативно-правового акта, подтверждающего наличие кадастровой ошибки, является несостоятельным и противоречащим смыслу положений Федерального закона 221-ФЗ о возможности исправления кадастровой ошибки.
Довод Учреждения о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, получил надлежащую оценку суда первой инстанции.
В силу положений части 3 статьи 16 Федерального закона 221-ФЗ, орган кадастрового учета осуществляет кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ, пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении истцом претензионного порядка, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено следующее: "Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Предметом настоящего спора являлось требование об исправлении ошибки в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости участка, а не результаты определения кадастровой стоимости.
Выявленная кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости участка с кадастровым номером 19:11:020105:37, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, пгт. Жемчужный, ул. Аптечная, 16, за весь период с 01.01.2013. подлежит исправлению в судебном порядке
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 09 декабря 2014 года по делу N А74-6340/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
О.В.ИШУТИНА

Судьи
А.Н.БАБЕНКО
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)