Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2015 N 09АП-9057/2015 ПО ДЕЛУ N А40-186210/2014

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. N 09АП-9057/2015

Дело N А40-186210/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГСК "Федосьино-2"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2015 года по делу N А40-186210/2014 (153-1407)
по заявлению ГСК "Федосьино-2" (ОГРН 1037739241891, 119634, г. Москва, ул. Шолохова, 13, 1А)
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным и отмене предписания
при участии:
- от заявителя: Бредов А.А. по дов. от 22.10.2014 N б/н;
- от ответчика: Сухов Д.А. по дов. от 30.12.2014 N 26035/2014;

- установил:

ГСК "Федосьино-2" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным, отменить предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N 1450 от 22.08.2014 года об устранении нарушения земельного законодательства по делу об административном правонарушении N 1123/16/21-12.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2015 года, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта ответчика.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, ссылаясь в обоснование доводов на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 25.10.2012 N 961/ГСЗН, проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства ГСК "Федосьино-2" на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0015005:21, расположенном по адресу: г. Москва, г. Солнцево, ул. Федосьино, вл. 3Б, находящегося в собственности города Москвы.
В ходе проведения проверки сотрудниками ответчика было установлено, что по вышеуказанному адресу ГСК "Федосьино-2" занимает и использует земельный участок с кадастровым номером 77:07:0015005:21, предоставленного ГСК "Федосьино-2" в долгосрочное пользование в соответствии с распоряжением префекта ЗАО г. Москвы от 16.12.1993 N 1800-РП, оформленного договором аренды от 04.12.1995 N М-07-003548 сроком на 25 лет для эксплуатации гаражей.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что за границами, предоставленного земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015005:21, ГСК "Федосьино" занимает и использует под размещение гаражных боксов, прилегающий земельный участок с кадастровым номером 50:21:01002211:727, который предоставлен и оформлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Агрокомбинат "Московский".
Каких-либо правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, в силу которых подтверждена правомерность использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:01002211:727, со стороны ГСК "Федосьино-2" не представлено.
Постановлением о назначении административного наказания от 15.01.2013 по делу об административном правонарушении N 1124/16/21/2012 председатель правления ГСК "Федосьино-2" Николаев А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 7.1 Кодекса об административном правонарушениях, выразившееся в использовании без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов земельного участка с кадастровым номером 50:21:01002211:727, расположенного по адресу: г. Москва, г. Москва, г. Солнцево, ул. Федосьино, вл. 3Б, и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб.
В рамках того же дела об административном правонарушении N 1123/16/21-2012, вынесено Предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 15.01.2013, в силу которого председателю правления ГСК "Федосьино-2" Николаеву А.И. предписано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно освободить или оформить в установленном законом порядке права на земельный участок с кадастровым номером 50:21:01002211:727, в срок до 01.07.2013.
В дальнейшем, по ходатайству ГСК "Федосьино-2", срок исполнения предписания от 15.01.2013 по делу об административном правонарушении N 1123/16/21-2012 был продлен до 17.03.2014, а затем до 11.07.2014.
На основании распоряжения и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 24.07.2014 N 1268/ГЗН-П была проведена проверка исполнения ГСК "Федосьино-2" предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 15.01.2013 по делу об административном правонарушении N 1123/16/21-2012.
В результате проверки сотрудниками ответчика был выявлен факт того, что ГСК "Федосьино-2" продолжает использовать земельный участок с кадастровым номером 50:21:01002211:727, расположенный по адрес г. Москва, поселение Внуковское, вблизи д. Расказовка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. Предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 5 15.01.2013 по делу об административном правонарушении N 1123/16/21-2012 ГСК "Федосьино" не исполнено.
Доказательств обжалования и признания незаконным в установленном законом порядке предписания от 15.01.2013 по делу об административном правонарушении N 1123/16/21-2012 в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
В отношении ГСК "Федосьино-2" сотрудниками ответчика было вынесено оспариваемое предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 22.08.2014 N 1450, согласно которого ГСК "Федосьино-2" предписано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно освободить или оформить в установленном законом порядке права на земельный участок с кадастровым номером 50:21:01002211:727, в срок до 09.02.2015.
Полагая, что названное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности предписания ответчика.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В настоящем случае суд первой инстанции верно исходил из того, что одним из основных принципов земельного законодательства, указанным в п. 7 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Принцип платности землепользования подтверждается также ст. ст. 42, 65 Земельного кодекса РФ.
На основании ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и подтверждаются соответствующими документами о государственной регистрации прав.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Законом о регистрации.
На основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридически лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1, пп. "в" п. 10 "Положения о государственном земельном надзоре", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 государственный земельный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические - лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия Управления основаны на действующем законодательстве и направлены на устранение выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
При этом факт нарушения требований земельного законодательства заявителем документально не опровергнут.
Доказательства, подтверждающие отсутствие выявленных нарушений на дату принятия оспариваемого предписания в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя об отсутствии на самовольно занятом земельном участке зданий, принадлежащих ГСК "Федосьино-2", возможности оформить права пользования земельным участком в качестве основания освобождения его от административной ответственности, поскольку физические лица - собственники гаражей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:21:01002211:727 являются членами ГСК "Федосьино-2".
В настоящем случае судом установлено, что государственная регистрация права собственности физических лиц членов ГСК "Федосьино-2" проведена на основании справок, выданных ГСК "Федосьино-2" о полной выплате пая членом гаражно-строительного кооператива.
ГСК "Федосьино-2" выданы документы необходимые для регистрации прав физических лиц на недвижимое имущество, заведомо расположенное на самовольно занятом земельном участке.
С учетом изложенного апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание вынесено ответчиком в соответствии с требованиями закона.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных ГСК "Федосьино - 2" требований правомерен.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2015 года по делу N А40-186210/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Л.А.МОСКВИНА

Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)