Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района
на решение Арбитражного суда Московской области от 10 ноября 2014 года по делу N А41-36714/14, принятое судьей Кузьминой О.А.,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ОАО "Трест Мособлстрой N 6" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2013 г. по 31.03.2014 г. в сумме 2 629 369 руб. 84 коп., а также пени за период с 17.03.2009 г. по 31.03.2014 г. в сумме 316 601 руб. 84 коп., всего 2 945 971 руб. 68 коп.
Решением от 10 ноября 2014 года требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района удовлетворены в части. Суд решил: взыскать с ОАО "Трест Мособлстрой N 6" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района задолженность по пени по договору аренды земельного участка N 2442 от 02.02.2009 г. в размере 130 171 руб. 57 коп. Взыскать с ОАО "Трест Мособлстрой N 6" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 905 руб. 15 коп. за рассмотрение дела в арбитражном суде.
Не согласившись с судебным актом Арбитражного суда Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Одинцовского муниципального района от 23.01.2009 г. N 92 ОАО "Трест Мособлстрой N 6" был предоставлен в аренду земельный участок площадью 2 920 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070227:913, расположенный по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, городское поседение Лесной городок, дачный поселок Лесной городок, ул. Грибовская, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.
Во исполнение вышеуказанного Постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района (далее - арендодатель) и ОАО "Трест Мособлстрой N 6" (далее - арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 2442 от 02.02.2009 г. (далее - договор).
Договор заключен сроком на 5 лет с 02.02.2009 г. по 01.02.2014 г.
Согласно договору, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 2 920 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070227:913, расположенный по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, городское поседение Лесной городок, дачный поселок Лесной городок, ул. Грибовская, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.
Согласно передаточному акту от 02.02.2009 г., указанный земельный участок был передан ответчику.
17.06.2014 г. стороны заключили Соглашение о расторжении договора аренды N 2442 от 02.02.2009 г., в котором пришли к обоюдному соглашению о расторжении договора с 21.05.2014 г.
Согласно передаточному акту указанный земельный участок был передан истцу.
В соответствии с п. 3.1, п. 3.2, п. 3.3 договора аренды, ответчик обязан уплачивать ежеквартально арендную плату до 15-ого числа последнего месяца текущего квартала.
Согласно приложению N 2 к договору, арендная плата составляет 120 187 руб. 20 коп. в квартал.
Как следует из Приложения N 2 к договору аренды земельного участка N 2442 от 02.02.2009 г., расчет арендной платы определяется в соответствии с абзацем 1 пункта 13.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Кроме того, за нарушение срока внесения платы п. 5.2 договора предусмотрено, что арендатор уплачивает неустойку в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
27.09.2010 г. стороны подписали дополнительное соглашение к договору аренды N 2442 от 02.02.2009 г., согласно которому с 01.05.2009 г. по 15.12.2010 г. пени не начисляются.
Согласно заключенному между сторонами дополнительному соглашению от 12.01.2011 г., размер арендной платы с 01.01.2011 г. составил 154 555 руб. 60 коп. в год, или 38 638 руб. 90 коп. в квартал.
Постановлением Администрации городского поселения Лесной Городок Одинцовского муниципального района от 31.07.2012 г. N 302 был изменен вид разрешенного использования земельного участка, являющегося предметом договора аренды от 02.02.2009 г. N 2442 с вида разрешенного использования "для жилищного строительства" на "размещение жилого дома и спортивно-оздоровительного комплекса".
Согласно заключенному между сторонами дополнительному соглашению от 18.10.2012 г., размер арендной платы с 31.07.2012 г. составил 279 006 руб. 00 коп. в квартал.
Согласно заключенному между сторонами дополнительному соглашению от 10.04.2013 г., размер арендной платы с 01.01.2013 г. составил 515 603 руб. 09 коп. в квартал.
С 01.01.2014 г. в соответствии с Законом Московской области от 02.10.2013 г. N 116/2013-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, на 2014 год" изменился базовый размер арендной платы. В связи с этим, Комитетом на период с 01.01.2014 г. был произведен перерасчет размера арендной платы по договору аренды от 02.02.2009 г. N 2442.
30.04.2014 г. истцом было направлено ответчику уведомление об изменении арендной платы с 01.01.2014 г., в связи с чем, она стала составлять 567 139 руб. 48 коп. в квартал.
Как указывает истец, ответчик с повышением арендной платы не согласился, в связи с чем, за период с 01.01.2013 г. по 31.03.2014 г. у ответчика перед истцом образовалась задолженность в размере 2 629 369 руб. 84 коп.
Истец направлял в адрес ответчика претензию об уплате задолженности от 13.03.2014 г.
Ответа на указанную претензию не последовало.
Удовлетворяя заявленные требования в части суд первой инстанции исходил из правовой позиции, изложенной в постановлении N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлен предельный размер арендной платы - два процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Указанное правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, в случае применения сторонами методики расчета, предусмотренной Законом Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 г., арендная плата по Договору аренды земельного участка N 2443 от 02.02.2009 г., за указанный период должна быть рассчитана на основании Абз. 8 п. 15 ст. 3 Закона из расчета не менее 5% от кадастровой стоимости определенной 30.05.2012.
Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что расчет задолженности, в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" противоречит Постановлению Правительства от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Указанным Постановлением утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
Вышеназванным Постановлением также утверждены "Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области" установлен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы, установленный статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области", соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Правила определения размера арендной платы, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, регулируют вопросы определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Порядок расчета размера арендной платы, установленный Законом Московской области, учитывает местоположение, инвестиционную привлекательность и доходность земельного участка на территории соответствующего публично-правового образования.
Согласно пп. 10 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из норм федерального законодательства, в том числе вышеперечисленного, следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Московская область) вправе в пределах своих полномочий установить способ определения арендной платы; противоречия Закона Московской области законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Установление на федеральном уровне применительно к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, предельного размера арендной платы, порядка и срока внесения арендной платы за такие земельные участки, не означает, что за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования или государственной неразграниченной собственности, размер арендной платы не может отличаться, если к земельным участкам на территории соответствующего публично-правового образования в соответствии с требованиями закона применяется, в частности, такой коэффициент как местоположение земельного участка.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2015 по делу N А41-21755/14.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определение арендной платы (Апл) при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с формулой Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона Московской области о регулировании земельных отношений коэффициенты Пкд и Км устанавливаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков.
В графе 24 Приложения к Закону Московской области о регулировании земельных отношений установлен коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства и равный 4,2.
В судебном заседании апелляционного суда истец указал, что арендная плата должна рассчитываться исходя из применения коэффициента Пкд = 3, представил соответствующий расчет.
Ответчик, в свою очередь, указал на необходимость применения коэффициента Пкд = 1, представил соответствующий расчет.
В пункте 3.2 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района МО от 28.04.2009 N 14/32 "Об утверждении Положения о порядке заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области", и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Одинцовского муниципального района Московской области, и о признании утратившим силу решения Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 26.10.2004 N 1/34 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков для ведения предпринимательской и некоммерческой деятельности в Одинцовском районе Московской области" с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 27.12.2004 N 5/38, от 27.05.2005 N 10/44 и решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 21.12.2007 N 12/20 установлено, что при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства применяются следующие значения корректирующих коэффициентов - Пкд = 1; коэффициента, учитывающего условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке - Кд = 4,2.
Обстоятельство предоставления арендатору земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства сторонами не оспаривается.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московской области от 02.02.2015 N А41-30587/14.
На указанную сумму истцом начислена соответствующая сумма пени, представлен соответствующий расчет. Указанный расчет признан судом верным.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 ноября 2014 года по делу N А41-36714/14 отменить.
Взыскать с ОАО "Трест Мособлстрой N 6" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района задолженность в размере 86 365 руб. 24 коп. и пени в размере 95 339 руб. 15 коп.
Взыскать с ОАО "Трест Мособлстрой N 6" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 451 руб. по иску и апелляционной жалобе.
Председательствующий
Н.А.ОГУРЦОВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2015 N 10АП-15666/2014 ПО ДЕЛУ N А41-36714/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. по делу N А41-36714/14
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района
на решение Арбитражного суда Московской области от 10 ноября 2014 года по делу N А41-36714/14, принятое судьей Кузьминой О.А.,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ОАО "Трест Мособлстрой N 6" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2013 г. по 31.03.2014 г. в сумме 2 629 369 руб. 84 коп., а также пени за период с 17.03.2009 г. по 31.03.2014 г. в сумме 316 601 руб. 84 коп., всего 2 945 971 руб. 68 коп.
Решением от 10 ноября 2014 года требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района удовлетворены в части. Суд решил: взыскать с ОАО "Трест Мособлстрой N 6" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района задолженность по пени по договору аренды земельного участка N 2442 от 02.02.2009 г. в размере 130 171 руб. 57 коп. Взыскать с ОАО "Трест Мособлстрой N 6" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 905 руб. 15 коп. за рассмотрение дела в арбитражном суде.
Не согласившись с судебным актом Арбитражного суда Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Одинцовского муниципального района от 23.01.2009 г. N 92 ОАО "Трест Мособлстрой N 6" был предоставлен в аренду земельный участок площадью 2 920 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070227:913, расположенный по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, городское поседение Лесной городок, дачный поселок Лесной городок, ул. Грибовская, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.
Во исполнение вышеуказанного Постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района (далее - арендодатель) и ОАО "Трест Мособлстрой N 6" (далее - арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 2442 от 02.02.2009 г. (далее - договор).
Договор заключен сроком на 5 лет с 02.02.2009 г. по 01.02.2014 г.
Согласно договору, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 2 920 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070227:913, расположенный по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, городское поседение Лесной городок, дачный поселок Лесной городок, ул. Грибовская, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.
Согласно передаточному акту от 02.02.2009 г., указанный земельный участок был передан ответчику.
17.06.2014 г. стороны заключили Соглашение о расторжении договора аренды N 2442 от 02.02.2009 г., в котором пришли к обоюдному соглашению о расторжении договора с 21.05.2014 г.
Согласно передаточному акту указанный земельный участок был передан истцу.
В соответствии с п. 3.1, п. 3.2, п. 3.3 договора аренды, ответчик обязан уплачивать ежеквартально арендную плату до 15-ого числа последнего месяца текущего квартала.
Согласно приложению N 2 к договору, арендная плата составляет 120 187 руб. 20 коп. в квартал.
Как следует из Приложения N 2 к договору аренды земельного участка N 2442 от 02.02.2009 г., расчет арендной платы определяется в соответствии с абзацем 1 пункта 13.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Кроме того, за нарушение срока внесения платы п. 5.2 договора предусмотрено, что арендатор уплачивает неустойку в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
27.09.2010 г. стороны подписали дополнительное соглашение к договору аренды N 2442 от 02.02.2009 г., согласно которому с 01.05.2009 г. по 15.12.2010 г. пени не начисляются.
Согласно заключенному между сторонами дополнительному соглашению от 12.01.2011 г., размер арендной платы с 01.01.2011 г. составил 154 555 руб. 60 коп. в год, или 38 638 руб. 90 коп. в квартал.
Постановлением Администрации городского поселения Лесной Городок Одинцовского муниципального района от 31.07.2012 г. N 302 был изменен вид разрешенного использования земельного участка, являющегося предметом договора аренды от 02.02.2009 г. N 2442 с вида разрешенного использования "для жилищного строительства" на "размещение жилого дома и спортивно-оздоровительного комплекса".
Согласно заключенному между сторонами дополнительному соглашению от 18.10.2012 г., размер арендной платы с 31.07.2012 г. составил 279 006 руб. 00 коп. в квартал.
Согласно заключенному между сторонами дополнительному соглашению от 10.04.2013 г., размер арендной платы с 01.01.2013 г. составил 515 603 руб. 09 коп. в квартал.
С 01.01.2014 г. в соответствии с Законом Московской области от 02.10.2013 г. N 116/2013-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, на 2014 год" изменился базовый размер арендной платы. В связи с этим, Комитетом на период с 01.01.2014 г. был произведен перерасчет размера арендной платы по договору аренды от 02.02.2009 г. N 2442.
30.04.2014 г. истцом было направлено ответчику уведомление об изменении арендной платы с 01.01.2014 г., в связи с чем, она стала составлять 567 139 руб. 48 коп. в квартал.
Как указывает истец, ответчик с повышением арендной платы не согласился, в связи с чем, за период с 01.01.2013 г. по 31.03.2014 г. у ответчика перед истцом образовалась задолженность в размере 2 629 369 руб. 84 коп.
Истец направлял в адрес ответчика претензию об уплате задолженности от 13.03.2014 г.
Ответа на указанную претензию не последовало.
Удовлетворяя заявленные требования в части суд первой инстанции исходил из правовой позиции, изложенной в постановлении N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлен предельный размер арендной платы - два процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Указанное правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, в случае применения сторонами методики расчета, предусмотренной Законом Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 г., арендная плата по Договору аренды земельного участка N 2443 от 02.02.2009 г., за указанный период должна быть рассчитана на основании Абз. 8 п. 15 ст. 3 Закона из расчета не менее 5% от кадастровой стоимости определенной 30.05.2012.
Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что расчет задолженности, в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" противоречит Постановлению Правительства от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Указанным Постановлением утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
Вышеназванным Постановлением также утверждены "Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области" установлен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы, установленный статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области", соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Правила определения размера арендной платы, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, регулируют вопросы определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Порядок расчета размера арендной платы, установленный Законом Московской области, учитывает местоположение, инвестиционную привлекательность и доходность земельного участка на территории соответствующего публично-правового образования.
Согласно пп. 10 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из норм федерального законодательства, в том числе вышеперечисленного, следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Московская область) вправе в пределах своих полномочий установить способ определения арендной платы; противоречия Закона Московской области законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Установление на федеральном уровне применительно к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, предельного размера арендной платы, порядка и срока внесения арендной платы за такие земельные участки, не означает, что за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования или государственной неразграниченной собственности, размер арендной платы не может отличаться, если к земельным участкам на территории соответствующего публично-правового образования в соответствии с требованиями закона применяется, в частности, такой коэффициент как местоположение земельного участка.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2015 по делу N А41-21755/14.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определение арендной платы (Апл) при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с формулой Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона Московской области о регулировании земельных отношений коэффициенты Пкд и Км устанавливаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков.
В графе 24 Приложения к Закону Московской области о регулировании земельных отношений установлен коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства и равный 4,2.
В судебном заседании апелляционного суда истец указал, что арендная плата должна рассчитываться исходя из применения коэффициента Пкд = 3, представил соответствующий расчет.
Ответчик, в свою очередь, указал на необходимость применения коэффициента Пкд = 1, представил соответствующий расчет.
В пункте 3.2 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района МО от 28.04.2009 N 14/32 "Об утверждении Положения о порядке заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области", и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Одинцовского муниципального района Московской области, и о признании утратившим силу решения Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 26.10.2004 N 1/34 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков для ведения предпринимательской и некоммерческой деятельности в Одинцовском районе Московской области" с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 27.12.2004 N 5/38, от 27.05.2005 N 10/44 и решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 21.12.2007 N 12/20 установлено, что при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства применяются следующие значения корректирующих коэффициентов - Пкд = 1; коэффициента, учитывающего условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке - Кд = 4,2.
Обстоятельство предоставления арендатору земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства сторонами не оспаривается.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московской области от 02.02.2015 N А41-30587/14.
На указанную сумму истцом начислена соответствующая сумма пени, представлен соответствующий расчет. Указанный расчет признан судом верным.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 ноября 2014 года по делу N А41-36714/14 отменить.
Взыскать с ОАО "Трест Мособлстрой N 6" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района задолженность в размере 86 365 руб. 24 коп. и пени в размере 95 339 руб. 15 коп.
Взыскать с ОАО "Трест Мособлстрой N 6" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 451 руб. по иску и апелляционной жалобе.
Председательствующий
Н.А.ОГУРЦОВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)