Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачева А.Н.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ароян О.У.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю: представитель Кокуркина Е.В. по доверенности
от 17.01.2014,
от Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Государственное опытное охотничье хозяйство "Кубаньохота": представитель Мельник С.Г. по доверенности от 17.07.2014, представитель Прозоровская В.Ю. по доверенности от 17.07.2014,
слушатель Завгородний П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2014 по делу N А32-39133/2013 по заявлению Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Государственное опытное охотничье хозяйство "Кубаньохота" (ОГРН 1022301226573, ИНН 2308025770) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю о признании недействительными решений
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.
установил:
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Государственное опытное охотничье хозяйство "Кубаньохота" (далее - ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота", учреждение, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю, налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 25.04.2013 NN 11964, 11965 полностью и обязании восстановить нарушенные права.
С учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), учреждение просит признать недействительными решения налоговой инспекции от 25.04.2013 NN 11964, 11965, в остальной части от заявленных требований отказалось (т. 2 л.д. 84)).
Решением суда от 23.04.2014 ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворено. Суд признал считать заявленными требованиями по делу: признание недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2013 NN 11964, 11965 полностью, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). В остальной части принят отказ заявителя от заявленных требований. Производство по делу в части отказа прекращено. Признаны недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2013 NN 11964, 11965 полностью, как не соответствующие НК РФ.
Судебный акт в части удовлетворенных требований заявителя мотивирован тем, что учреждение не является собственником спорного земельного участка. Земельный участок относится к особо охраняемым территориям, в кадастровом паспорте собственником значится Российская Федерация. Таким образом, доначисления учреждению земельного налога, пени и штрафа являются незаконными.
Межрайонная ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда от 23.04.2014 отменить в части удовлетворенных требований заявителя (с учетом уточнения требований апелляционной жалобы).
Апелляционная жалоба мотивирована истечением срока подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов. Судом первой инстанции не рассмотрен вопрос о соблюдении заявителем срока для подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов и не вынесен соответствующий судебный акт. Заявителем ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов не заявлялось. Судом первой инстанции не в полном объеме исследованы доказательства, представленные налоговым органом, подтверждающие, что за заявителем на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок, таким образом, заявитель является плательщиком земельного налога.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" просит оставить решение суда от 23.04.2014 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
В порядке статьи 18 АПК РФ определением от 21.10.2014 в составе апелляционного суда произведена замена судьи Шимбаревой Н.В. на судью Сулименко Н.В. После замены судьи рассмотрение жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
Представители заявителя поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г., представленной ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" в налоговый орган 29.12.2012 г., налоговым органом составлен акт от 29.03.2013 N 13466 и вынесено решение от 25.04.2012 N 11965 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, с учетом положений пункта 3 статьи 114 НК РФ, в виде штрафа, в сумме 1 652 716 руб., налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу в размере 16 527 160 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в бюджет в размере 2 586 215,40 руб. Всего налогоплательщику предложено уплатить в бюджет 20 766 091,40 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, заявитель обратился в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой.
Управление решением от 26.07.2013 г. N 22-12-636 апелляционную жалобу ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" удовлетворила частично. Решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2012 N 11965 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено путем отмены в резолютивной части: пункта 1 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 826 358 руб. Утверждено решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2012 N 11965 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в остальной части в сумме доначисленного земельного налога в размере 16 527 160 руб., пени в размере 2 586 215,40 руб. и штрафа в сумме 826 358 руб.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г., представленной ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" в налоговый орган 31.01.2013, налоговым органом вынесено решение от 25.04.2012 г. N 11964 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, с учетом положений пункта 3 статьи 114 НК РФ, в виде штрафа, в сумме 57 608 руб., налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу в размере 576 074 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в бюджет в размере 28 659,73 руб. Всего налогоплательщику предложено уплатить в бюджет 662 341,73 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, заявитель обратился в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой.
Управление решением от 26.07.2013 N 22-12-635 апелляционную жалобу ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" удовлетворило частично. Решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2012 N 11964 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено путем отмены в резолютивной части: пункта 1 в части привлечения к ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 28 804 руб. Утверждено решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2012 N 11964 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в остальной части в сумме доначисленного земельного налога в размере 576 074 руб., пени в размере 28 659,73 руб. и штрафа в сумме 28 804 руб.
Заявитель, не согласившись с решениями налогового органа, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений налогового органа N N 11964, 11965 от 25.04.2013 полностью.
Суд первой инстанции признал заявленные требования в обжалуемой части подлежащими удовлетворению по названным выше основаниям.
Апелляционный суд, исследовав доводы апелляционной жалобы в части пропуска обществом при подаче заявления, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, трехмесячного срока, пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Согласно частям 1, 2 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом. Заявления, жалобы и другие поданные по истечении процессуальных сроков документы, если отсутствует ходатайство о восстановлении или продлении пропущенных сроков, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы.
Поскольку решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю N 22-12-635 и N 22-12-636 в отношении спорных решений инспекции вынесены 26.07.2013 года, то предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок истекает 26.10.13.
Заявление о признании недействительными решений налоговой инспекции, согласно штампа канцелярии суда, учреждение подало в арбитражный суд 22.11.2013.
В подтверждение пропуска срока подачи заявления инспекция ссылается на почтовые уведомления о вручении (т. 2 л.д. 119) учреждению почтовой корреспонденции 02.08.13.
Апелляционный суд установил, что в материалы дела представлены только копии обратных сторон почтовых уведомлений о вручении, из которых невозможно установить отправителя, дату отправки, состав врученной корреспонденции, а следовательно и установить факт получения учреждением решений управления.
Само учреждение отрицает получение решений управления 02.08.13 и указывает, что фактически корреспонденция была доставлена по адресу Чкалова, 95 "а" и передана учреждению только 14.10.13, о чем свидетельствует запись N 227 в журнале регистрации входящих документов. Доказательств опровергающих данный довод инспекция не представила.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности инспекцией факта пропуска учреждением срока подачи рассматриваемого по делу заявления.
По существу заявленных требований суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции при вынесении судебного акта в обжалуемой части сделан вывод о том, что, налоговый орган вынес решения от 25.04.2013 NN 11964, 11965 на основании несуществующих прав бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1), а также о том, что налоговая инспекция в качестве основного доказательства использует выписку Реестра федерального имущества, в которой по технической ошибке при обосновании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком под охотничьими угодьями ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" указаны постановления регионального и муниципального органов исполнительной власти, в которых определены границы участка и предоставлены охотничьи угодья.
Данные выводы суда признаются апелляционным судом ошибочным по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог и арендная плата.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).
Таким образом, организации признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является вещным правом лиц, не являющихся собственниками земельного участка.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 ЗК РФ постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 4 постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 из п. 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Из положений пункта 1 статьи 388 НК РФ, следует, что основанием для уплаты земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, право постоянной (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения.
Вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31.01.1998 в соответствии с Законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. При этом датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно статьям 25 и 26 ЗК РФ на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009N 54) указал, что плательщиком земельного налога, на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Плательщиком земельного налога также является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Кроме того, плательщиками земельного налога становятся и правопреемники (при реорганизации организаций, за исключением выделения, а также при наследовании). Причем правопреемники становятся плательщиками независимо от регистрации перехода соответствующего права (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009N 54).
Учитывая изложенное, плательщиком земельного налога является лицо, которое в реестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок, являющийся объектом налогообложения.
На основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на земельный участок, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, то есть до 31 января 1998 года признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическим лицам или организациям до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Таким образом, в случае возникновения права, в том числе права пользования, на земельный участок до 31 января 1998 года обязанность уплачивать земельный налог возникает у правообладателя независимо регистрации соответствующего права.
Государственная регистрация соответствующих прав на земельный участок является обязательной, но носит заявительный характер. В связи с чем, если права на земельные участки длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, то указанные участки должны подлежать налогообложению земельным налогом, так как такие факты в соответствии с действующим законодательством должны рассматриваться как уклонение от налогообложения. Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 по делам N 11991/05, 11403/05 и поддерживается Министерством финансов РФ (письмо от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82).
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из приведенных выше норм материального права и материалов дела следует, что земельный участок, общей площадью 5084,5 га с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Колос, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота", в связи с чем заявитель является плательщиком земельного налога.
Земельный участок с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Колос, предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании:
- - постановления Главы администрации Краснодарского края от 25.12.1991 N 159 "О передаче арендному предприятию "Кубаньохота" лесных угодий";
- - постановления от 28.10.1992 N 1199 Главы администрации Красноармейского района Краснодарского края о выдаче временного свидетельства на право пользования землей;
- - пункта 4.5 Устава ФГУ "Государственное опытное лесоохотничье хозяйство "Кубаньохота", утвержденного 29.03.2001 Первым заместителем Министра сельского хозяйства РФ, в котором закреплено, что в соответствие с экспликацией земель, заверенной комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Учреждению предоставлено на территории Краснодарского края в постоянно (бессрочное) пользование 10290.35 гектар земли, в том числе, 5140 га в Красноармейском районе;
- - постановления от 14.11.2002 N 555 Главы Красноармейского района Краснодарского края "О внесении изменений в учетные данные распределения земельного фонда Красноармейского района, согласно п. 1.2 которого определено, что земельные угодья урочища "Красный лес" находятся в постоянном пользовании ГОЛОХ "Кубаньохота";
- - постановления от 21.06.2007 N 1599 Главы муниципального образования Красноармейский район "Об утверждении границ и размеров земель урочища "Красный лес", земельного участка ФГУ "ГООХ "Кубаньохота" и окруженных границ пос. Красный лес.
Земельный участок, общей площадью 5084,5 га с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) выделен заявителю на основании главы администрации Краснодарского края от 25.12.1991 N 159 "О передаче арендному предприятию "Кубаньохота" лесных угодий", следовательно, возникновения права, в том числе права пользования, на земельный участок до 31 января 1998 года обязанность уплачивать земельный налог возникает у правообладателя независимо регистрации соответствующего права.
Пунктом 4.5 Устава ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота", утвержденного Первым заместителем Министра сельского хозяйства РФ и представленного самим налогоплательщиком в регистрирующих орган, закреплено, что в соответствие с экспликацией земель, заверенной комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Учреждению предоставлено на территории Краснодарского края в постоянно (бессрочное) пользование 10290,35 гектар земли, в том числе, 5140 га в Красноармейском районе.
Суды апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела А32-13562/2009, установили, что в 1991 году охотничьи угодья на территории Краснодарского края переданы арендному предприятию "Кубаньохота", которое позднее преобразовано в ФГУ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Государственное опытное охотничье хозяйство "Кубаньохота", на основании разделительной ведомости арендному предприятию переданы основные и оборотные средства, в том числе дом охотника - гостиница двухэтажная 1970 года постройки, расположенная в урочище "Красный Лес" в границах земельного участка общей площадью 5084,5 га с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Колос.
Земельный участок предоставлен опытному хозяйству в постоянное (бессрочное) - пользование из категории земель особо охраняемых территорий для - ведения охотничьего хозяйства на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 25.12.1991 N 159 "О передаче арендному предприятию "Кубаньохота" лесных угодий".
Из представленной кадастровой выписки о земельном участке общей площадью 5084,5 га с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) следует, что граница земельного участка установлена и данный объект является государственной собственностью. Следовательно, земельный участок является ранее учтенным и внесенным в государственный кадастр недвижимости (Определение ВАС РФ от 11.08.2011 N ВАС-10252/11).
Заявитель фактически использует данный земельный участок для достижения уставных целей, что подтверждается данными первичных и уточненных налоговых деклараций по налогу на землю за 2011, 2012 года, судебными актами по делу А32-13562/2009, письмом директора ГБУ КК "ГООХ Кубаньохота" Воронина А.И. от 22.11.2012 N 348, договором от 15.03.2005 на предоставление территории, акватории для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов:
3) земли промышленности, -энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков:
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (подпункт 11 пункта 2 статьи 11 Закона N 221-ФЗ).
Из представленных самим налогоплательщиком в ходе проведения камеральной налоговой проверки свидетельства от 11.03.2008 г. о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) отнесен к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, для ведения охотничьего хозяйства (пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ).
Постановлением от 14.11.2002 N 555 Главы Красноармейского района Краснодарского края "О внесении изменений в учетные данные распределения земельного фонда Красноармейского района, определено, что земельные угодья урочища "Красный лес" находящиеся в постоянном пользовании ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота", числящиеся в категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения энергетики, обороны и иного назначения переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно выписки из государственного лесного реестра, предоставленного Министерством природных ресурсов Краснодарского края Управлением лесного хозяйства земли категории "земли лесного фонда" в Красноармейском районе составляют 654 га., тогда как площадь земельного участка с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1 101000:1) составляет 5140 га.
Следовательно, материалами дела подтвержден факт того, что в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, спорный земельный участок в категорию "земли лесного фонда" из категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" не переведен. В этой связи довод налогоплательщика о том, что данный земельный участок относиться к категории земель лесного фонда, апелляционным судом признается несостоятельными.
Из изложенного следует, что земельный участок, общей площадью 5084,5 га с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Колос, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением и оно является плательщиком земельного налога.
Расчет произведенных доначислений проверен апелляционным судом и признан правильным.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решения инспекции признаются апелляционным судом законными и обоснованными, а решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2014, ввиду неправильного применения норм материального права, подлежащим отмене, с отказом в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2014 по делу N А32-39133/2013 в обжалуемой части отменить. В удовлетворении заявления в обжалуемой части отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2014 N 15АП-10543/2014 ПО ДЕЛУ N А32-39133/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2014 г. N 15АП-10543/2014
Дело N А32-39133/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачева А.Н.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ароян О.У.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю: представитель Кокуркина Е.В. по доверенности
от 17.01.2014,
от Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Государственное опытное охотничье хозяйство "Кубаньохота": представитель Мельник С.Г. по доверенности от 17.07.2014, представитель Прозоровская В.Ю. по доверенности от 17.07.2014,
слушатель Завгородний П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2014 по делу N А32-39133/2013 по заявлению Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Государственное опытное охотничье хозяйство "Кубаньохота" (ОГРН 1022301226573, ИНН 2308025770) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю о признании недействительными решений
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.
установил:
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Государственное опытное охотничье хозяйство "Кубаньохота" (далее - ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота", учреждение, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю, налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 25.04.2013 NN 11964, 11965 полностью и обязании восстановить нарушенные права.
С учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), учреждение просит признать недействительными решения налоговой инспекции от 25.04.2013 NN 11964, 11965, в остальной части от заявленных требований отказалось (т. 2 л.д. 84)).
Решением суда от 23.04.2014 ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворено. Суд признал считать заявленными требованиями по делу: признание недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2013 NN 11964, 11965 полностью, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). В остальной части принят отказ заявителя от заявленных требований. Производство по делу в части отказа прекращено. Признаны недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2013 NN 11964, 11965 полностью, как не соответствующие НК РФ.
Судебный акт в части удовлетворенных требований заявителя мотивирован тем, что учреждение не является собственником спорного земельного участка. Земельный участок относится к особо охраняемым территориям, в кадастровом паспорте собственником значится Российская Федерация. Таким образом, доначисления учреждению земельного налога, пени и штрафа являются незаконными.
Межрайонная ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда от 23.04.2014 отменить в части удовлетворенных требований заявителя (с учетом уточнения требований апелляционной жалобы).
Апелляционная жалоба мотивирована истечением срока подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов. Судом первой инстанции не рассмотрен вопрос о соблюдении заявителем срока для подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов и не вынесен соответствующий судебный акт. Заявителем ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов не заявлялось. Судом первой инстанции не в полном объеме исследованы доказательства, представленные налоговым органом, подтверждающие, что за заявителем на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок, таким образом, заявитель является плательщиком земельного налога.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" просит оставить решение суда от 23.04.2014 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
В порядке статьи 18 АПК РФ определением от 21.10.2014 в составе апелляционного суда произведена замена судьи Шимбаревой Н.В. на судью Сулименко Н.В. После замены судьи рассмотрение жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
Представители заявителя поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г., представленной ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" в налоговый орган 29.12.2012 г., налоговым органом составлен акт от 29.03.2013 N 13466 и вынесено решение от 25.04.2012 N 11965 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, с учетом положений пункта 3 статьи 114 НК РФ, в виде штрафа, в сумме 1 652 716 руб., налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу в размере 16 527 160 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в бюджет в размере 2 586 215,40 руб. Всего налогоплательщику предложено уплатить в бюджет 20 766 091,40 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, заявитель обратился в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой.
Управление решением от 26.07.2013 г. N 22-12-636 апелляционную жалобу ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" удовлетворила частично. Решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2012 N 11965 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено путем отмены в резолютивной части: пункта 1 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 826 358 руб. Утверждено решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2012 N 11965 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в остальной части в сумме доначисленного земельного налога в размере 16 527 160 руб., пени в размере 2 586 215,40 руб. и штрафа в сумме 826 358 руб.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г., представленной ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" в налоговый орган 31.01.2013, налоговым органом вынесено решение от 25.04.2012 г. N 11964 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, с учетом положений пункта 3 статьи 114 НК РФ, в виде штрафа, в сумме 57 608 руб., налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу в размере 576 074 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в бюджет в размере 28 659,73 руб. Всего налогоплательщику предложено уплатить в бюджет 662 341,73 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, заявитель обратился в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой.
Управление решением от 26.07.2013 N 22-12-635 апелляционную жалобу ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" удовлетворило частично. Решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2012 N 11964 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено путем отмены в резолютивной части: пункта 1 в части привлечения к ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 28 804 руб. Утверждено решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю от 25.04.2012 N 11964 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в остальной части в сумме доначисленного земельного налога в размере 576 074 руб., пени в размере 28 659,73 руб. и штрафа в сумме 28 804 руб.
Заявитель, не согласившись с решениями налогового органа, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений налогового органа N N 11964, 11965 от 25.04.2013 полностью.
Суд первой инстанции признал заявленные требования в обжалуемой части подлежащими удовлетворению по названным выше основаниям.
Апелляционный суд, исследовав доводы апелляционной жалобы в части пропуска обществом при подаче заявления, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, трехмесячного срока, пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Согласно частям 1, 2 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом. Заявления, жалобы и другие поданные по истечении процессуальных сроков документы, если отсутствует ходатайство о восстановлении или продлении пропущенных сроков, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы.
Поскольку решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю N 22-12-635 и N 22-12-636 в отношении спорных решений инспекции вынесены 26.07.2013 года, то предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок истекает 26.10.13.
Заявление о признании недействительными решений налоговой инспекции, согласно штампа канцелярии суда, учреждение подало в арбитражный суд 22.11.2013.
В подтверждение пропуска срока подачи заявления инспекция ссылается на почтовые уведомления о вручении (т. 2 л.д. 119) учреждению почтовой корреспонденции 02.08.13.
Апелляционный суд установил, что в материалы дела представлены только копии обратных сторон почтовых уведомлений о вручении, из которых невозможно установить отправителя, дату отправки, состав врученной корреспонденции, а следовательно и установить факт получения учреждением решений управления.
Само учреждение отрицает получение решений управления 02.08.13 и указывает, что фактически корреспонденция была доставлена по адресу Чкалова, 95 "а" и передана учреждению только 14.10.13, о чем свидетельствует запись N 227 в журнале регистрации входящих документов. Доказательств опровергающих данный довод инспекция не представила.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности инспекцией факта пропуска учреждением срока подачи рассматриваемого по делу заявления.
По существу заявленных требований суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции при вынесении судебного акта в обжалуемой части сделан вывод о том, что, налоговый орган вынес решения от 25.04.2013 NN 11964, 11965 на основании несуществующих прав бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1), а также о том, что налоговая инспекция в качестве основного доказательства использует выписку Реестра федерального имущества, в которой по технической ошибке при обосновании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком под охотничьими угодьями ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота" указаны постановления регионального и муниципального органов исполнительной власти, в которых определены границы участка и предоставлены охотничьи угодья.
Данные выводы суда признаются апелляционным судом ошибочным по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог и арендная плата.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).
Таким образом, организации признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является вещным правом лиц, не являющихся собственниками земельного участка.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 ЗК РФ постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 4 постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 из п. 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Из положений пункта 1 статьи 388 НК РФ, следует, что основанием для уплаты земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, право постоянной (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения.
Вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31.01.1998 в соответствии с Законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. При этом датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно статьям 25 и 26 ЗК РФ на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009N 54) указал, что плательщиком земельного налога, на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Плательщиком земельного налога также является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Кроме того, плательщиками земельного налога становятся и правопреемники (при реорганизации организаций, за исключением выделения, а также при наследовании). Причем правопреемники становятся плательщиками независимо от регистрации перехода соответствующего права (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009N 54).
Учитывая изложенное, плательщиком земельного налога является лицо, которое в реестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок, являющийся объектом налогообложения.
На основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на земельный участок, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, то есть до 31 января 1998 года признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическим лицам или организациям до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Таким образом, в случае возникновения права, в том числе права пользования, на земельный участок до 31 января 1998 года обязанность уплачивать земельный налог возникает у правообладателя независимо регистрации соответствующего права.
Государственная регистрация соответствующих прав на земельный участок является обязательной, но носит заявительный характер. В связи с чем, если права на земельные участки длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, то указанные участки должны подлежать налогообложению земельным налогом, так как такие факты в соответствии с действующим законодательством должны рассматриваться как уклонение от налогообложения. Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 по делам N 11991/05, 11403/05 и поддерживается Министерством финансов РФ (письмо от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82).
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из приведенных выше норм материального права и материалов дела следует, что земельный участок, общей площадью 5084,5 га с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Колос, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота", в связи с чем заявитель является плательщиком земельного налога.
Земельный участок с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Колос, предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании:
- - постановления Главы администрации Краснодарского края от 25.12.1991 N 159 "О передаче арендному предприятию "Кубаньохота" лесных угодий";
- - постановления от 28.10.1992 N 1199 Главы администрации Красноармейского района Краснодарского края о выдаче временного свидетельства на право пользования землей;
- - пункта 4.5 Устава ФГУ "Государственное опытное лесоохотничье хозяйство "Кубаньохота", утвержденного 29.03.2001 Первым заместителем Министра сельского хозяйства РФ, в котором закреплено, что в соответствие с экспликацией земель, заверенной комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Учреждению предоставлено на территории Краснодарского края в постоянно (бессрочное) пользование 10290.35 гектар земли, в том числе, 5140 га в Красноармейском районе;
- - постановления от 14.11.2002 N 555 Главы Красноармейского района Краснодарского края "О внесении изменений в учетные данные распределения земельного фонда Красноармейского района, согласно п. 1.2 которого определено, что земельные угодья урочища "Красный лес" находятся в постоянном пользовании ГОЛОХ "Кубаньохота";
- - постановления от 21.06.2007 N 1599 Главы муниципального образования Красноармейский район "Об утверждении границ и размеров земель урочища "Красный лес", земельного участка ФГУ "ГООХ "Кубаньохота" и окруженных границ пос. Красный лес.
Земельный участок, общей площадью 5084,5 га с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) выделен заявителю на основании главы администрации Краснодарского края от 25.12.1991 N 159 "О передаче арендному предприятию "Кубаньохота" лесных угодий", следовательно, возникновения права, в том числе права пользования, на земельный участок до 31 января 1998 года обязанность уплачивать земельный налог возникает у правообладателя независимо регистрации соответствующего права.
Пунктом 4.5 Устава ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота", утвержденного Первым заместителем Министра сельского хозяйства РФ и представленного самим налогоплательщиком в регистрирующих орган, закреплено, что в соответствие с экспликацией земель, заверенной комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Учреждению предоставлено на территории Краснодарского края в постоянно (бессрочное) пользование 10290,35 гектар земли, в том числе, 5140 га в Красноармейском районе.
Суды апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела А32-13562/2009, установили, что в 1991 году охотничьи угодья на территории Краснодарского края переданы арендному предприятию "Кубаньохота", которое позднее преобразовано в ФГУ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Государственное опытное охотничье хозяйство "Кубаньохота", на основании разделительной ведомости арендному предприятию переданы основные и оборотные средства, в том числе дом охотника - гостиница двухэтажная 1970 года постройки, расположенная в урочище "Красный Лес" в границах земельного участка общей площадью 5084,5 га с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Колос.
Земельный участок предоставлен опытному хозяйству в постоянное (бессрочное) - пользование из категории земель особо охраняемых территорий для - ведения охотничьего хозяйства на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 25.12.1991 N 159 "О передаче арендному предприятию "Кубаньохота" лесных угодий".
Из представленной кадастровой выписки о земельном участке общей площадью 5084,5 га с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) следует, что граница земельного участка установлена и данный объект является государственной собственностью. Следовательно, земельный участок является ранее учтенным и внесенным в государственный кадастр недвижимости (Определение ВАС РФ от 11.08.2011 N ВАС-10252/11).
Заявитель фактически использует данный земельный участок для достижения уставных целей, что подтверждается данными первичных и уточненных налоговых деклараций по налогу на землю за 2011, 2012 года, судебными актами по делу А32-13562/2009, письмом директора ГБУ КК "ГООХ Кубаньохота" Воронина А.И. от 22.11.2012 N 348, договором от 15.03.2005 на предоставление территории, акватории для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов:
3) земли промышленности, -энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков:
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (подпункт 11 пункта 2 статьи 11 Закона N 221-ФЗ).
Из представленных самим налогоплательщиком в ходе проведения камеральной налоговой проверки свидетельства от 11.03.2008 г. о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) отнесен к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, для ведения охотничьего хозяйства (пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ).
Постановлением от 14.11.2002 N 555 Главы Красноармейского района Краснодарского края "О внесении изменений в учетные данные распределения земельного фонда Красноармейского района, определено, что земельные угодья урочища "Красный лес" находящиеся в постоянном пользовании ГБУ КК "ГООХ "Кубаньохота", числящиеся в категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения энергетики, обороны и иного назначения переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно выписки из государственного лесного реестра, предоставленного Министерством природных ресурсов Краснодарского края Управлением лесного хозяйства земли категории "земли лесного фонда" в Красноармейском районе составляют 654 га., тогда как площадь земельного участка с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1 101000:1) составляет 5140 га.
Следовательно, материалами дела подтвержден факт того, что в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, спорный земельный участок в категорию "земли лесного фонда" из категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" не переведен. В этой связи довод налогоплательщика о том, что данный земельный участок относиться к категории земель лесного фонда, апелляционным судом признается несостоятельными.
Из изложенного следует, что земельный участок, общей площадью 5084,5 га с кадастровым номером 23:13:11 01 000:0054 (предыдущий номер 23:13:1101000:1) по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Колос, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением и оно является плательщиком земельного налога.
Расчет произведенных доначислений проверен апелляционным судом и признан правильным.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решения инспекции признаются апелляционным судом законными и обоснованными, а решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2014, ввиду неправильного применения норм материального права, подлежащим отмене, с отказом в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2014 по делу N А32-39133/2013 в обжалуемой части отменить. В удовлетворении заявления в обжалуемой части отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)