Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ-ОЙЛ" - Тихонова Н.В., доверенность от 05.02.2014 г.;
- от Мэрии городского округа Тольятти Самарской области - Абрамов А.Н., доверенность от 13.01.2014 г. N 72/1;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Эрдол" - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Мэрии городского округа Тольятти Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2014 года по делу N А55-441/2014 (судья Агеенко С.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ-ОЙЛ", (ОГРН 1036301088163), Самарская область, г. Сызрань,
к Мэрии городского округа Тольятти Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Эрдол", (ОГРН 1086320017310), Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГАЗ-ОЙЛ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Мэрии городского округа Тольятти Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Коммунальная, 38 В и обязании предоставить земельный участок в аренду сроком на 3 месяца в десятидневный срок с момента вынесения решения.
В ходе судебного заседания заявитель изменил заявленные требования и просит суд признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка, площадью 802 кв. м, кадастровый номер 63:09:0102160:1340, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Коммунальная, 38 В, в аренду ООО "Газ-Ойл" сроком на 11 месяцев, выраженный в письме N 9056/5.2 от 30.12.2013 года и обязать Мэрию городского округа Тольятти Самарской области предоставить указанный земельный участок в аренду ООО "Газ-Ойл" сроком на 11 месяцев в десятидневный срок с момента вынесения решения.
Изменение требований принято судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Мэрия городского округа Тольятти Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что выводы суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, а суд при вынесении указанного судебного акта неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Податель жалобы ссылается на то, что весь земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102160:1340 (далее -Участок) обременен зоной красных линий (в границах территории магистральных улиц и дорог).
По мнению подателя жалобы, предоставление участка в аренду заявителю приведет к невозможности беспрепятственного использования территорией общего пользования неограниченным кругом лиц.
Податель жалобы ссылается на то, что правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 160 размещение здания сервисного обслуживания транспортных средств в охранной зоне ЛЭП запрещено.
В судебном заседании представитель Мэрии городского округа Тольятти Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ-ОЙЛ" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Эрдол" в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителю принадлежит на праве собственности здание сервисного обслуживания транспортных средств площадью 300,7 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунальная, 38 В, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АВ N 117997 от 29.01.2007 года (л.д. 69).
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 802 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102160:1340, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка и заключением кадастрового инженера (л.д. 54-59, 65).
19.01.2011 года заявитель обратился к Мэрии городского округа Тольятти Самарской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев (л.д. 105).
Письмом от 11.07.2012 заинтересованное лицо отказало в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в г. Тольятти, Автозаводском районе, ул. Коммунальная, 38 В (л.д. 108).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2012 года по делу N А55-27018/2012 (вступившим в законную силу) признано незаконным решение Мэрии городского округа Тольятти от 11.07.2012 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного в г. Тольятти, Автозаводском районе, ул. Коммунальная, 38 В и Мэрия городского округа Тольятти обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Распоряжением от 14.06.2013 года N 3576-р/5 заинтересованным лицом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:09:0102160 (л.д. 78).
02.09.2013 года заявитель вновь обратился к заинтересованному лицу с заявлением о возобновлении работ по предоставлению земельного участка в аренду (л.д. 114).
Письмом от 30.12.2013 года N 9056/5.2 Мэрия городского округа Тольятти Самарской области отказала в предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка (л.д. 119).
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду послужило нахождение части испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Подпунктом 5 п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем здания сервисного обслуживания транспортных средств опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, заинтересованным лицом в нарушение требований статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, принимая во внимание, что вид разрешенного использования спорного земельного участка "для эксплуатации здания сервисного обслуживания транспортных средств" стал несоответствующим Положению об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, утвержденным постановлением мэрии городского округа Тольятти от 13.11.2010 N 3190-п/1, после его введения в действие, а также отсутствие доказательств угрозы жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектам культурного наследия, то в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данным Положением.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Так как территории общего пользования предназначены для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц, то указанные участки могут находиться только в государственной и муниципальной собственности и предоставляться лишь во временное пользование (бессрочное пользование, аренду, субаренду).
В данном случае земельный участок испрашивается в аренду.
Судом верно отмечено в решении, что наличие на испрашиваемом земельном участке охранной зоны ЛЭП (20 кВ) также не может являться препятствием в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку в соответствии с пунктами 2, 3 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Кроме того, довод ответчика о запрете на размещение здания сервисного обслуживания транспортных средств в охранной зоне ЛЭП в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросервисного хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года N 160, был предметом разбирательства в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в рамках дела N А55-27018/2012 и во всех трех случаях был отклонен.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения заинтересованного лица и нарушение этим прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ч. ч. 2, 5 ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания оспариваемого отказа и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Мэрией городского округа Тольятти Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2014 года по делу N А55-441/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2014 ПО ДЕЛУ N А55-441/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу N А55-441/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ-ОЙЛ" - Тихонова Н.В., доверенность от 05.02.2014 г.;
- от Мэрии городского округа Тольятти Самарской области - Абрамов А.Н., доверенность от 13.01.2014 г. N 72/1;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Эрдол" - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Мэрии городского округа Тольятти Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2014 года по делу N А55-441/2014 (судья Агеенко С.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ-ОЙЛ", (ОГРН 1036301088163), Самарская область, г. Сызрань,
к Мэрии городского округа Тольятти Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Эрдол", (ОГРН 1086320017310), Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГАЗ-ОЙЛ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Мэрии городского округа Тольятти Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Коммунальная, 38 В и обязании предоставить земельный участок в аренду сроком на 3 месяца в десятидневный срок с момента вынесения решения.
В ходе судебного заседания заявитель изменил заявленные требования и просит суд признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка, площадью 802 кв. м, кадастровый номер 63:09:0102160:1340, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Коммунальная, 38 В, в аренду ООО "Газ-Ойл" сроком на 11 месяцев, выраженный в письме N 9056/5.2 от 30.12.2013 года и обязать Мэрию городского округа Тольятти Самарской области предоставить указанный земельный участок в аренду ООО "Газ-Ойл" сроком на 11 месяцев в десятидневный срок с момента вынесения решения.
Изменение требований принято судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Мэрия городского округа Тольятти Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что выводы суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, а суд при вынесении указанного судебного акта неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Податель жалобы ссылается на то, что весь земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102160:1340 (далее -Участок) обременен зоной красных линий (в границах территории магистральных улиц и дорог).
По мнению подателя жалобы, предоставление участка в аренду заявителю приведет к невозможности беспрепятственного использования территорией общего пользования неограниченным кругом лиц.
Податель жалобы ссылается на то, что правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 160 размещение здания сервисного обслуживания транспортных средств в охранной зоне ЛЭП запрещено.
В судебном заседании представитель Мэрии городского округа Тольятти Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ-ОЙЛ" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Эрдол" в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителю принадлежит на праве собственности здание сервисного обслуживания транспортных средств площадью 300,7 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунальная, 38 В, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АВ N 117997 от 29.01.2007 года (л.д. 69).
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 802 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102160:1340, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка и заключением кадастрового инженера (л.д. 54-59, 65).
19.01.2011 года заявитель обратился к Мэрии городского округа Тольятти Самарской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев (л.д. 105).
Письмом от 11.07.2012 заинтересованное лицо отказало в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в г. Тольятти, Автозаводском районе, ул. Коммунальная, 38 В (л.д. 108).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2012 года по делу N А55-27018/2012 (вступившим в законную силу) признано незаконным решение Мэрии городского округа Тольятти от 11.07.2012 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного в г. Тольятти, Автозаводском районе, ул. Коммунальная, 38 В и Мэрия городского округа Тольятти обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Распоряжением от 14.06.2013 года N 3576-р/5 заинтересованным лицом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:09:0102160 (л.д. 78).
02.09.2013 года заявитель вновь обратился к заинтересованному лицу с заявлением о возобновлении работ по предоставлению земельного участка в аренду (л.д. 114).
Письмом от 30.12.2013 года N 9056/5.2 Мэрия городского округа Тольятти Самарской области отказала в предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка (л.д. 119).
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду послужило нахождение части испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Подпунктом 5 п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем здания сервисного обслуживания транспортных средств опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, заинтересованным лицом в нарушение требований статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, принимая во внимание, что вид разрешенного использования спорного земельного участка "для эксплуатации здания сервисного обслуживания транспортных средств" стал несоответствующим Положению об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, утвержденным постановлением мэрии городского округа Тольятти от 13.11.2010 N 3190-п/1, после его введения в действие, а также отсутствие доказательств угрозы жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектам культурного наследия, то в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данным Положением.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Так как территории общего пользования предназначены для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц, то указанные участки могут находиться только в государственной и муниципальной собственности и предоставляться лишь во временное пользование (бессрочное пользование, аренду, субаренду).
В данном случае земельный участок испрашивается в аренду.
Судом верно отмечено в решении, что наличие на испрашиваемом земельном участке охранной зоны ЛЭП (20 кВ) также не может являться препятствием в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку в соответствии с пунктами 2, 3 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Кроме того, довод ответчика о запрете на размещение здания сервисного обслуживания транспортных средств в охранной зоне ЛЭП в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросервисного хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года N 160, был предметом разбирательства в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в рамках дела N А55-27018/2012 и во всех трех случаях был отклонен.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения заинтересованного лица и нарушение этим прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ч. ч. 2, 5 ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания оспариваемого отказа и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Мэрией городского округа Тольятти Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2014 года по делу N А55-441/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)