Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2014 N 18АП-193/2014 ПО ДЕЛУ N А07-3517/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. N 18АП-193/2014

Дело N А07-3517/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Ермолаевой Л.П., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шадренкина Василия Евгеньевича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2013 по делу N А07-3517/2013 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Уфа" Чаркин Е.Н. (доверенность от 23.12.2013 N 17/139).

Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Уфа" (далее - общество "Газпром трансгаз Уфа", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо), в котором просило:
1) признать пункты 2.9, 2.14, 2.24, 2.34, 2.40, 2.41, 2.42, 2.43, 3.1, 3.2, 4.11, 4.12 постановления Администрации от 13.03.2007 N 03-337 "Об утверждении проекта границ по разделению земельного участка, выделенного под малоэтажное жилищное строительство" в части установления категории земельных участков - земли населенных пунктов и разрешенного использования - под малоэтажное строительство недействительными;
2) признать пункты 2.9, 2.14, 4.11, 4.12 постановления Администрации от 02.12.2009 N 12-4192 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 13.03.2007 N 03-337 "Об утверждении проекта границ по разделению земельного участка, выделенного под малоэтажное жилищное строительство" в части установления категории земельных участков - земли населенных пунктов недействительными;
3) признать пункты 1.25, 1.47, 1.58 постановления Администрации от 25.05.2007 N 05-845 "Об утверждении проекта границ земельных участков, выделенного под малоэтажное жилищное строительство и производственную застройку" в части установления категории земельных участков - земли населенных пунктов и разрешенного использования - под производственную застройку недействительными;
4) признать пункты 1.25, 1.47, 1.58 постановления Администрации от 02.12.2009 N 12-4190 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 25.05.2007 N 05-845 "Об утверждении проекта границ земельных участков, выделенного под малоэтажное жилищное строительство и производственную застройку" в части установления категории земельных участков - земли населенных пунктов недействительными (с учетом уточнения заявителем заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 5, л.д. 48-50).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Исхаков Ришат Сальманович, Шадренкин Василий Евгеньевич, общество с ограниченной ответственностью "Башсервис", общество с ограниченной ответственностью "Акбердинский", общество с ограниченной ответственностью "СтройХимТорг", общество с ограниченной ответственностью "ПромТехноСервис", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 1-3, т. 4, л.д. 34-35, 116-118).
Решением суда первой инстанции от 21.11.2013 (резолютивная часть объявлена 13.11.2013) заявленные требования удовлетворены (т. 5, л.д. 88-112).
Не согласившись с принятым решением, третье лицо - Шадренкин Василий Евгеньевич (далее также - апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 5, л.д. 118-123).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Апеллянт указывает на отсутствие в материалах дела доказательств образования спорных земельных участков, границы которых утверждены оспариваемыми постановлениями Администрации, из земельного участка с кадастровым номером 02:26:160000:0003, находящегося в федеральной собственности и переданного в аренду заявителю. Отмечает, что в соответствии с кадастровыми паспортами от 27.04.2007 земельные участки с кадастровыми номерами 02:26:161001:0225 и 02:26:161001:0226, принадлежащие Шадренкину В.Е., образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:26:161001:0226. По мнению апеллянта, факт постановки земельных участков с кадастровыми номерами 02:26:161001:0225 и 02:26:161001:0226 на государственный кадастровый учет с учетом статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" свидетельствует о том, что соответствующие сведения о наличии федеральной собственности или обременении в виде аренды в государственном кадастре недвижимости отсутствовали. Ввиду изложенного, апеллянт утверждает, что принадлежащие ему земельные участки с кадастровыми номерами 02:26:161001:0225 и 02:26:161001:0226 образованы не из земельного участка, находящегося в аренде у общества "Газпром трансгаз Уфа".
Апеллянт указывает также на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств прохождения магистрального трубопровода и его охранной зоны по всем спорным участкам. Полагает, что представленная в материалы дела схема прохождения газопровода по территории спорных земельных участков не может быть принята в качестве допустимого доказательства указанного обстоятельства, поскольку не подтверждает фактическое расположение данных объектов на местности, не утверждена уполномоченным лицом органа местного самоуправления, не согласована со всеми заинтересованными лицами, на схеме не указан масштаб.
Ссылаясь на положения статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", апеллянт указывает на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о предельных допустимых зонах от оси магистрального газопровода-отвода и АГРС "Акбердино".
Кроме того, апеллянт полагает, что даже в том случае, если магистральный газопровод и его охранная зона действительно проходят по территории спорных земельных участков, в том числе земельных участков, принадлежащих Шадренкину В.Е., статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения по строительству в черте охранной зоны газопровода вне зависимости от разрешенного использования и категории земли. Отмечает, что территория принадлежащих ему земельных участков позволяет выделить такую охранную зону без лишения подателя апелляционной жалобы возможности строительства на оставшейся территории.
Апеллянт также считает, что общество "Газпром трансгаз Уфа" не обладает правом на обращение с рассматриваемым заявлением в суд. Полагает, что суд ошибочно сослался при принятии оспариваемого решения на положения статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", поскольку, как указывает апеллянт, само по себе принятие оспариваемых постановлений не нарушает прав заявителя в сфере производственного контроля, осуществление которого заявителем не зависит от категории и разрешенного использования земельного участка. Апеллянт отмечает также, что после изменения категории спорных земельных участков и последующей их реализации заявитель продолжает эксплуатировать магистральный газопровод без какой-либо угрозы причинения вреда и препятствий и ограничений со стороны собственников. Ввиду изложенного, апеллянт считает, что в рассматриваемом случае общество "Газпром трансгаз Уфа" обратилось в защиту неопределенного круга лиц, что противоречит части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определением суда апелляционной инстанции от 12.02.2014 судебное разбирательство откладывалось на 05.03.2014 на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств (т. 5, л.д. 150-154).
Явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции обеспечило только общество "Газпром трансгаз Уфа". Заинтересованное лицо и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся представителей заинтересованного лица и третьих лиц.
В судебном заседании представитель общества "Газпром трансгаз Уфа" возражал по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представил письменные возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество "Газпром трансгаз Уфа" (ранее - общество с ограниченной ответственностью "Баштрансгаз") является организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод-отвод к АГРС п. Акбердино с диаметром трубы 219*8 мм, который представляет собой сооружение, предназначенное для транспортировки газа от магистрального газопровода "Поляна-КСПХГ" по территории Иглинского района Республики Башкортостан к АГРС п. Акбердино.
Объект права: сооружение - газопровод-отвод к АГРС п. Акбердино, протяженность 5,28 км, литер Г-4, инвентарный номер 213, адрес: Республика Башкортостан, Иглинский район, доп.: 94,9 км магистрального газопровода "Поляна-КСПХГ", принадлежит на праве собственности открытому акционерному обществу "Газпром", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.10.2005 (т. 1, л.д. 134).
Газопровод-отвод к АГРС п. Акбердино эксплуатируется обществом "Газпром трансгаз Уфа" на основании договора аренды имущества N 01/1600-Д-10/13 от 30.11.2012, заключенного между заявителем (арендатор) и открытым акционерным обществом "Газпром" (арендодатель) (порядковый номер 550 по перечню имущества, передаваемого в аренду) (т. 1, л.д. 16-24).
Из технического паспорта имущественного комплекса (ИК) - Газопровод-отвод и АГРС п. Акбердино (регистрационный N 7764, инвентарный N 213 от 06.12.2004) следует, что назначением ИК является транспортировка газа к АГРС п. Акбердино, местом подключения газопровода-отвода к АГРС п. Акбердино является 94,9 км магистрального газопровода "Поляна-КСПХГ", диаметр труб 219*8 мм, рабочее давление - 5,5 МПа; год ввода в эксплуатацию -1995 (т. 1, л.д. 33-43).
01 ноября 2005 г. между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Газпром" (арендатор) заключен договор N 000442 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, зарегистрированный Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан 10.02.2006, номер регистрации 02-04-23/001/2006-105 (т. 1, л.д. 48-68), в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:26:160000:0003 (единое землепользование), местоположение: Республика Башкортостан, Иглинский район, в границах: ДООО "Уфаагрогаз", КФХ Хамитов М.Г., МО Акбердинский сельсовет, разрешенное использование: для эксплуатации наземных объектов газопровода к АГРС "Акбердино", площадью 1008 кв. м. Договор аренды заключен сроком с 01.11.2005 по 31.10.2054.
Проектирование и строительство данного газопровода-отвода осуществлялось в следующем порядке:
Постановлением главы администрации Иглинского района Республики Башкортостан N 364 от 20.07.1993 правопредшественнику общества с ограниченной ответственностью "Баштрансгаз" - ГП "Баштрансгаз", для строительства газопровода-отвода с кабелем связи, АГРС и дома оператора к н.п. Акбердино был отведен земельный участок общей площадью 16,23 га (т. 1, л.д. 44-45).
Актом выбора земельного участка для строительства газопровода-отвода к АГРС п. Акбердино определено место прокладки газопровода-отвода, расположения АГРС и дома оператора (т. 1, л.д. 46-47).
Актом государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 30.10.1995 принят в эксплуатацию газопровод-отвод к н.п. Акбердино (т. 1, л.д. 25-32).
Постановлением Администрации от 13.03.2007 N 03-337 с целью выделения земельных участков под малоэтажное жилищное строительство утверждены проекты границ разделения следующих земельных участков 02:26:161001:0164, 02:26:161001:0167, 02:26:161001:0169, 02:26:161001:0170 (т. 1, л.д. 79-93).
Постановлением Администрации от 02.12.2009 N 12-4192 в постановление от 13.03.2007 N 03-337 внесены изменения в части кадастровых номеров и характеристик вновь образованных земельных участков (т. 1, л.д. 94-100).
Постановлением Администрации от 25.05.2007 N 05-845 с целью выделения земельных участков под малоэтажное жилищное строительство утверждены проекты границ разделения и перераспределения следующих земельных участков 02:26:161001:0255, 02:26:161001:0256, 02:26:161001:0257 (т. 1, л.д. 101-109).
Постановлением Администрации от 02.12.2009 N 12-4190 в постановление от 25.05.2007 N 05-845 также внесены изменения в части кадастровых номеров и характеристик вновь образованных земельных участков (т. 1, л.д. 110-118).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан в отзыве на исковое заявление (т. 2, л.д. 84-87) указало следующие сведения:
1) Земельный участок с кадастром номером 02:26:161001:217 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, д. Блохино, площадь - 31 846 кв. м, права - ООО "Башсервис";
2) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:207 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, д. Блохино, площадь - 33 917 кв. м, права - ООО "Башсервис";
3) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:223 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, д. Блохино, площадь - 35 744 кв. м, права - Исхаков Ришат Сальманович;
4) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:224 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, д. Блохино, площадь - 34 578 кв. м, права - Исхаков Ришат Сальманович;
5) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:225 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, д. Блохино, площадь - 23 620 кв. м, права - Шадренкин Андрей Евгеньевич;
6) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:226 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, д. Блохино, площадь - 11 978 кв. м, права - Шадренкин Андрей Евгеньевич;
7) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:228 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, д. Блохино, площадь - 20 941 кв. м, права - ООО "СтройХимТорг";
8) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:229 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, д. Блохино, площадь - 18 182 кв. м, права - не зарегистрированы;
9) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:192 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, д. Блохино, площадь - 30 669 кв. м, права - Исхаков Ришат Сальманович;
10) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:197 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, д. Блохино, площадь - 58 608 кв. м, права - Исхаков Ришат Сальманович;
11) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:243 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, площадь - 19 207 кв. м, права - общество с ограниченной ответственностью "Акбердинский";
12) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:224 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, д. Блохино, площадь - 34 578 кв. м, права - Исхаков Ришат Сальманович;
13) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:281 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, с. Акбердино, площадь - 45 238 кв. м, права - Исхаков Ришат Сальманович;
14) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:301 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, с. Акбердино, площадь - 23 180 кв. м, права - общество с ограниченной ответственностью "ПромТехноСервис";
15) Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:311 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет в 2007 г., статус - ранее учтенный, адрес: Республика Башкортостан, Акбердинский с/с, с. Акбердино, площадь - 23 474 кв. м, права - Исхаков Ришат Сальманович.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 02:26:161001:207, 02:26:161001:217, 02:26:161001:223, 02:26:161001:224, 02:26:161001:225, 02:26:161001:192 были образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:26:161001:167.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 02:26:161001:228, 02:26:161001:229 были образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:26:161001:169.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 02:26:161001:281, 02:26:161001:301, 02:26:161001:311 были образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:26:161001:255 и 02:26:161001:255.
Земельный участок с кадастровым номером 02:26:161001:243 был образован из земельного участка с кадастровым номером 02:26:161001:170.
Полагая, что оспариваемые постановления Администрации являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества "Газпром трансгаз Уфа" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в части безопасной эксплуатации арендованного имущества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из представленной в материалы дела схемы, подтвержденной заинтересованным лицом, и признал подтвержденным факт нахождения спорных земельных участков вблизи газопровода в пределах 100-метровой зоны.
Повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее также - Закон N 69-ФЗ) данный нормативный правовой акт определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. В статье 2 Закона N 69-ФЗ регламентировано понятие "охранная зона объектов системы газоснабжения" - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в постоянное или во временное пользование в порядке, определенном земельным законодательством Российской Федерации. В постоянное пользование организации - собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта (статья 28 Закона N 69-ФЗ).
К категории опасных производственных объектов относятся, среди прочего, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (статья 2, приложение N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (статьи 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Основными задачами производственного контроля являются: обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации; разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде; контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий (постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте").
В 1993 г. Администрацией отведен земельный участок площадью 16,28 га для строительства газопровода к п. Акбердино (т. 1, л.д. 44-47).
30 октября 1995 г. в результате завершения строительства введен в эксплуатацию газопровод - отвод к АГРС п. Акбердино протяженностью 5,28 км. Впоследствии, 07.10.2005 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве собственности открытого акционерного общества "Газпром" на данный газопровод (т. 1, л.д. 25-32, 134). По договору аренды от 01.11.2005 N 000442 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан передало 4 земельных участка в долгосрочную аренду открытому акционерному обществу "Газпром" для эксплуатации объектов газоснабжения (т. 1, л.д. 48-55).
20 июля 2012 г. открытому акционерному обществу "Газпром" выдано свидетельство о регистрации ряда объектов газоснабжения в государственном реестре опасных производственных объектов (т. 1, л.д. 135-139).
По договору аренды от 30.11.2012 N 01/1600-Д-10/13 газопровод - отвод к АГРС п. Акбердино, среди прочего имущества, передан в аренду обществу "Газпром трансгаз Уфа" (т. 1, л.д. 16-24).
В обоснование заявленных требований общество "Газпром трансгаз Уфа" сослалось на то, что оспариваемыми ненормативными правовыми актами с нарушением установленных федеральными законами правил и требований изменены категория и вид разрешенного использования части земель, расположенных в непосредственной близости от существующего с 1995 г. объекта системы газоснабжения, а именно - в охранной зоне газопровода, ответственность за содержание и эксплуатацию которого возложена на заявителя.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта; установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф (пункт 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны; вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 м от оси трубопровода с каждой стороны (пункт 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9).
В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения (пункт 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9).
Расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, предусмотренных в таблице 4* пункта 3.8* СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30).
Предоставленные в 1993 г. под строительство газопровода земли (16,28 га) расположены в границах Иглинского муниципального района Республики Башкортостан и отнесены к землям сельскохозяйственного назначения (большая часть площади - пашни, а также пастбища). Передача земель указанного назначения для строительства газопровода согласована с сельскохозяйственными предприятиями - с подсобными хозяйствами Акбердино и Карамалы (т. 1, л.д. 69-72).
Согласно заключению эксперта (судебная экспертиза), подготовленному в 2011 г. в рамках арбитражного дела N А07-3948/2010, расстояние от проектируемого газопровода - отвода (АГРС п. Акбердино) до границ населенного пункта (д. Блохино) составляет 175 м, расстояние от построенного газопровода до границ населенного пункта - 152 м в 1993 году и 114 м в 1996 году (т. 1, л.д. 73-77). Документов, опровергающих достоверность содержащихся в поименованном заключении 2011 г. сведений и выводов, в материалах настоящего дела не имеется.
Таким образом, с момента ввода газопровода в эксплуатацию фактически имела место полоса земельного участка - регламентированная нормами федерального закона объективно необходимая для эксплуатации опасного производственного объекта охранная зона объекта газоснабжения (трубопровода) - которая не подлежит уменьшению менее установленных подзаконными правовыми актами пределов (значений).
Как следует из подготовленной Администрацией в марте 2013 г. схемы размещения земельных участков и газопровода (масштаб 1:10000), в непосредственной близости от существующего газопровода, с нарушением охранной зоны объекта газоснабжения сформированы несколько земельных участков. Сведения о данных участках внесены в государственный кадастр недвижимости, о чем свидетельствует присвоение земельным участкам кадастровых номеров (т. 2, л.д. 62-63). Так, пересекая границу охранной зоны, расположены, среди прочего, земельные участки с кадастровыми номерами 02:26:161001:192, 02:26:161001:197, 02:26:161001:207, 02:26:161001:217, 02:26:161001:224, 02:26:161001:225, 02:26:161001:226, 02:26:161001:228, 02:26:161001:244, 02:26:161001:243. Аналогичная информация относительно пересечения части сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков (кадастровые номера уточнены) границы охранной зоны газопровода содержится в карте (план) "зоны минимальных расстояний принадлежащих ОАО "Газпром" газопровода-отвода и АГРС п. Акбердино в административных границах Иглинского района Республики Башкортостан", подготовленной 22.11.2013 кадастровым инженером Кицаевой С.Н.
Согласно сведениям федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан земельные участки с кадастровыми номерами 02:26:161001:225, 02:26:161001:226 имели категорию земель сельскохозяйственного назначения. Распоряжения о переводе земель из категории "сельскохозяйственного назначения" в категорию "населенных пунктов" от Правительства Республики Башкортостан в поименованный филиал не поступали (письмо от 04.03.2014 исх. N 02274).
Оспариваемыми обществом "Газпром трансгаз Уфа" постановлениями Администрации от 13.03.2007 N 03-337, от 25.05.2007 N 05-845, от 02.12.2009 N 12-4190, от 02.12.2009 N 12-4192 вновь сформированные и расположенные с нарушением охранной зоны газопровода земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов. Органом местного самоуправления установлены следующие виды разрешенного использования земель: под малоэтажное строительство недействительными, под производственную застройку.
Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы (подпункты 8, 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Установление в отношении существующих либо формируемых земельных участков той или иной категории земель, того или иного вида разрешенного использования в силу подпунктов 8, 10 пункта 1 статьи 1, статей 77 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации определяет дальнейшую юридическую судьбу объектов недвижимого имущества, допустимые способы, порядок и условия использования земли. Тем самым, изменение категории либо вида разрешенного использования земельного участка неизбежно затрагивает права и охраняемые законом интересы землепользователя, одним из которых в рассматриваемой ситуации является общество "Газпром трансгаз Уфа" (заявитель) - арендатор существующего газопровода.
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Как указано выше, собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта (статья 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
По смыслу пункта 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации для целей строительства газопроводов допускается предоставление земель сельскохозяйственного назначения.
Тем самым, исключение земель, в границах которых расположен газопровод, из состава земель сельскохозяйственного назначения с одновременным их отнесением к категории земель населенных пунктов законом не предусмотрено.
Более того, перевод расположенных в границах субъекта Российской Федерации (Республика Башкортостан) земель сельскохозяйственного назначения, а также не разграниченных публичных земель (то есть до разграничения государственной собственности), в другую категорию в силу статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статей 3, 4, 25.5 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" может быть осуществлен только на основании соответствующего правового акта Правительства Республики Башкортостан.
Администрацией либо третьими лицами доказательств принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации правового акта о переводе занимаемых газопроводом, охранной зоной объекта газоснабжения земель из сельскохозяйственных в земли поселений (населенных пунктов) не представлено (часть 2 статьи 9, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, у органа местного самоуправления не имелось правовых оснований для вынесения ненормативных правовых актов (постановлений) с целью изменения категории и видов разрешенного использования земельных участков, расположенных за границей охранной зоны объекта газоснабжения.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Суд первой инстанции обоснованно указал на несоответствие отдельных пунктов, оспариваемых обществом "Газпром трансгаз Уфа", ранее принятых Администрацией ненормативных правовых актов, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Закону Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного выше решение суда первой инстанции следует признать по существу верным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы Шадренкина В.Е. суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и неверной оценке представленных в дело доказательств.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.09.2013 Шадренкину В.Е. на праве собственности принадлежат два земельных участка: один с кадастровым номером 02:26:161001:225 и площадью 23 620 кв. м, второй с кадастровым номером 02:26:161001:226 и площадью 11 978 кв. м (т. 5, л.д. 7, 8). Оба земельных участка отнесены к землям населенных пунктов (категория) и предоставлены под малоэтажное жилищное строительство (вид разрешенного использования). Вместе с тем, ранее данные земельные участки были отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения (письмо филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан от 04.03.2014 N 02274).
Как указано выше, согласно подготовленной Администрацией схеме размещения земельных участков и газопровода (март 2013 г.), карте (плану) "зоны минимальных расстояний принадлежащих ОАО "Газпром" газопровода-отвода и АГРС п. Акбердино в административных границах Иглинского района Республики Башкортостан" (ноябрь 2013 г.) земельные участки с кадастровыми номерами 02:26:161001:225, 02:26:161001:226 расположены с нарушением охранной зоны объекта газоснабжения (газопровода). Доказательств, опровергающих факт нарушения границы охранной зоны, Шадренкин В.Е. не представил.
Письмом муниципального автономного учреждения Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по Иглинскому району "Иглино-недвижимость" от 04.09.2011 Щадренкин В.Е. был уведомлен о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:26:161001:225 и 02:26:161001:226 частично находятся в зоне минимально безопасных расстояний газопровода высокого давления общества "Газпром Трансгаз Уфа", где строительство без согласования с эксплуатирующей организацией запрещено (т. 5, л.д. 54).
Изменение органом местного самоуправления категории данных земельных участков, минуя установленную федеральным и региональным земельным законодательством процедуру, неправомерно.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2011 по делу N А07-22774/2010 и от 16.03.2011 по делу N А07-16820/2010 были признаны недействительными постановление Администрации от 14.09.2004 N 09-678 "О рассмотрении материалов инвентаризации земель населенных пунктов" и постановление главы Администрации Акбердинский сельский совет Иглинского района Республики Башкортостан от 16.12.2003 N 187 "О рассмотрении материалов инвентаризации земель населенных пунктов" соответственно, которыми были утверждены материалы инвентаризации земель д. Блохино и фактически был осуществлен перевод земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
То обстоятельство, что лишь отдельные части принадлежащих Шадренкину В.Е. и иным третьим лицам земельных участков расположены с нарушением границы охранной зоны, не освобождает заинтересованных лиц от необходимости оформления правоустанавливающих документов на землю в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Вместе с тем, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о существовании охранной зоны объекта системы газоснабжения не умаляет правового значения императивных требований, регламентированных в пункте 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 1, 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьях 2, 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктах 4.1, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9), пункте 3.16 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30).
Само по себе внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 02:26:161001:225, 02:26:161001:226 не является основанием для отказа в удовлетворении требований общества "Газпром трансгаз Уфа". По смыслу статей 1, 2, 4, 16, 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка земельного участка на государственный кадастровый учет не является препятствием для оспаривания в дальнейшем действий кадастровой палаты, не свидетельствует о том, что внесением сведений в государственный кадастр недвижимости не нарушены права третьих лиц.
При таких обстоятельствах решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на Шадренкина В.Е. (податель жалобы).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2013 по делу N А07-3517/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шадренкина Василия Евгеньевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Л.А.СУСПИЦИНА

Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
А.А.РУМЯНЦЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)