Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
при участии от Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Секушина А.А. по доверенности от 15.10.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А52-907/2014 по иску Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Электротренд",
установил:
Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям (ОГРН 1026000971831, ИНН 6027022330, место нахождения: 180007, г. Псков, ул. Пароменская, д. 21/33, далее - Комитет) обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 107078, Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9911 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, кадастровый номер 60:13:0131901:7 в размере рыночной и обязании внесения в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Решением от 24 сентября 2014 года исковые требования удовлетворены: суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 9911 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, кадастровый номер 60:13:0131901:7 в размере 488 600 руб. Обязал Учреждение в течение семи дней с даты вступления решения в законную силу внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 9911 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, кадастровый номер 60:13:0131901:7, указав стоимость в размере 488 600 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Учреждение с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. В данном случае результат определения кадастровой стоимости отсутствует. При проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Псковской области, результаты которой утверждены постановлением администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477, спорный земельный участок не был оценен. Следовательно, не может быть применен механизм, предусмотренный Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). Отчет об определении рыночной стоимости спорного земельного участка N 022 подготовлен на 01.01.2010. Такая дата является обоснованной лишь при наличии результата определения кадастровой стоимости. Новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная судом равной его рыночной стоимости, не может быть применена истцом для определения выкупной цены земельного участка. С учетом положений пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для определения выкупной цены истцу необходимо воспользоваться нормативной ценой земли, утвержденной Постановлением администрации Псковской области от 14.03.2014 N 91 "Об установлении нормативной цены земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области". Апеллянт считает, что отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:13:0131901:7 права истца не нарушаются, следовательно, оснований для обращения в суд не имелось.
В силу части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании, состоявшемся 12.01.2015, при применении апелляционным судом части 6.1 статьи 268 АПК РФ (с учетом положений пункта 27 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 мая 2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции") установлено, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле общество с ограниченной ответственностью "Электротренд".
Поскольку указанные нарушения норм процессуального права являются безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционный суд определением от 12.11.2014 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Комитет 04.02.2015 обратился в суд с ходатайством, в котором отказался от требования об обязании ответчика внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку указанные данные будут внесены в силу закона после вступления решения в законную силу.
В силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Оценив материалы дела, заявление о частичном отказе от иска, арбитражный апелляционный суд считает, что заявленный отказ от иска может быть принят арбитражным судом, поскольку не противоречит действующему законодательству и не нарушает интересы сторон.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу об обязании ответчика внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель Комитета в судебном заседании поддержал уточненный иск в полном объеме.
Общество с ограниченной ответственностью "Электротренд" полагает требования Комитета законными и обоснованными, просит апелляционный суд их удовлетворить.
Ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Комитет поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Электротренд" (далее - Общество) от 25.02.2014 N 11 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 9911 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, кадастровый номер 60:13:0131901:7, поскольку Общество является собственником объектов недвижимости - комплекса строений, расположенных на данном земельном участке.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 60:13:0131901:7 является Псковская область, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 09.01.2014 (т. 2, л. 23).
Для заключения договора купли-продажи спорного земельного участка Комитетом и Обществом на основании перечня, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, к заявлению необходимо приложить кадастровый паспорт земельного участка.
Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 60:13:0131901:7 установлены не были, были проведены кадастровые работы по уточнению границ и площади данного земельного участка.
После получения кадастрового паспорта Комитетом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка не определена.
Для разъяснения указанной ситуации Комитет 25.10.2013 обратился в Учреждение (т. 2, л. 28 - 29).
Учреждение 20.11.2013 сообщило, что в приложении 2 к постановлению администрации Псковской области "Об утверждении результатов кадастровой стоимости оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области" от 29.11.2011 N 477 сведения об удельных показателях кадастровой стоимости квартала 60:13: 0131901 отсутствуют (т. 2, л. 30).
Для определения кадастровой стоимости земельного участка истцом проведена оценка рыночной стоимости земельного участка, и представлено заключение эксперта на отчет.
Согласно отчету N 022 общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "АЗИРА" об оценке объекта оценки земельного участка площадью 9911 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, кадастровый номер 60:13:0131901:7 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010, определена в размере 488 600 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере ее рыночной стоимости, Комитет обратился с настоящим иском в суд.
Суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требование истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка не производилась.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Следовательно, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Так, кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков.
Искомая рыночная стоимость как действительная цена земельного участка должна отражать стоимость участка на открытом рынке с ориентацией на фактическое использование.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет от 16.07.2014 N 022 об оценке Объекта оценки с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, приходит к выводу о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Соответствие данного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "АЗИРА" от 23.07.2014 (т. 1, л. 87 - 119).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела ответчик не представил доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем указано истцом с представлением соответствующих доказательств, ходатайств о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости не заявлял, в связи с чем суд приходит к выводу, что размер рыночной стоимости участка подтвержден совокупностью необходимых и достаточных доказательств, ввиду чего требование истцов подлежит удовлетворению.
Согласно статье 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:
- соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Таким образом, основным допустимым доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка является отчет об оценке рыночной стоимости, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, в том числе проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете; и получивший положительное заключение.
Согласно экспертному заключению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "АЗИРА" от 23.07.2014 отчет от 16.07.2014 N 022 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении отчета от 16.07.2014 N 022 имеется положительное экспертное заключение общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "АЗИРА", учитывая, что доказательств недостоверности величины определенной оценщиком рыночной стоимости не представлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания этой величины недостоверной.
Довод Учреждения о том, что для определения выкупной цены в отсутствие установленной кадастровой стоимости, истцу необходимо воспользоваться нормативной ценой земли, утвержденной Постановлением Администрации Псковской области от 14.03.2014 N 91 "Об установлении нормативной цены земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области", отклоняется апелляционной инстанцией.
Нормативная цена земли применяется только для целей, указанных в статье 65 ЗК РФ, а именно для целей налогообложения и арендной платы, но не для выкупа земельного участка.
Кроме того, в случае применения нормативной цены, в соответствии с Постановлением Администрации Псковской области от 14.03.2014 N 91 "Об установлении нормативной цены земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области, на 2014 год" (с учетом пункта 9 приложения к данному Постановлению нормативная стоимость одного квадратного метра земельного участка равна 200,24 руб.) нормативная стоимость земельного участка с кадастровым номером 60:13:0131901:7 будет составлять 1 984 578 руб. 64 коп. (приложение 1), что в несколько раз выше его рыночной стоимости.
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, а также выводов изложенных в отчете оценки, отсутствия противоречий в документах, имеющихся в материалах дела, апелляционный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 49, 150, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24 сентября 2014 года по делу N А52-907/2014 отменить.
Принять отказ Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от иска в части обязания внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Производство по делу в указанной части прекратить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, площадью 9911 кв. м, с кадастровым номером 60:13:0131901:7, в размере его рыночной стоимости, равной 488 600 руб. 00 коп.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий два месяца со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Ю.В.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2015 ПО ДЕЛУ N А52-907/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. по делу N А52-907/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
при участии от Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Секушина А.А. по доверенности от 15.10.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А52-907/2014 по иску Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Электротренд",
установил:
Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям (ОГРН 1026000971831, ИНН 6027022330, место нахождения: 180007, г. Псков, ул. Пароменская, д. 21/33, далее - Комитет) обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 107078, Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9911 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, кадастровый номер 60:13:0131901:7 в размере рыночной и обязании внесения в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Решением от 24 сентября 2014 года исковые требования удовлетворены: суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 9911 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, кадастровый номер 60:13:0131901:7 в размере 488 600 руб. Обязал Учреждение в течение семи дней с даты вступления решения в законную силу внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 9911 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, кадастровый номер 60:13:0131901:7, указав стоимость в размере 488 600 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Учреждение с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. В данном случае результат определения кадастровой стоимости отсутствует. При проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Псковской области, результаты которой утверждены постановлением администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477, спорный земельный участок не был оценен. Следовательно, не может быть применен механизм, предусмотренный Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). Отчет об определении рыночной стоимости спорного земельного участка N 022 подготовлен на 01.01.2010. Такая дата является обоснованной лишь при наличии результата определения кадастровой стоимости. Новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная судом равной его рыночной стоимости, не может быть применена истцом для определения выкупной цены земельного участка. С учетом положений пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для определения выкупной цены истцу необходимо воспользоваться нормативной ценой земли, утвержденной Постановлением администрации Псковской области от 14.03.2014 N 91 "Об установлении нормативной цены земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области". Апеллянт считает, что отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:13:0131901:7 права истца не нарушаются, следовательно, оснований для обращения в суд не имелось.
В силу части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании, состоявшемся 12.01.2015, при применении апелляционным судом части 6.1 статьи 268 АПК РФ (с учетом положений пункта 27 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 мая 2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции") установлено, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле общество с ограниченной ответственностью "Электротренд".
Поскольку указанные нарушения норм процессуального права являются безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционный суд определением от 12.11.2014 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Комитет 04.02.2015 обратился в суд с ходатайством, в котором отказался от требования об обязании ответчика внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку указанные данные будут внесены в силу закона после вступления решения в законную силу.
В силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Оценив материалы дела, заявление о частичном отказе от иска, арбитражный апелляционный суд считает, что заявленный отказ от иска может быть принят арбитражным судом, поскольку не противоречит действующему законодательству и не нарушает интересы сторон.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу об обязании ответчика внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель Комитета в судебном заседании поддержал уточненный иск в полном объеме.
Общество с ограниченной ответственностью "Электротренд" полагает требования Комитета законными и обоснованными, просит апелляционный суд их удовлетворить.
Ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Комитет поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Электротренд" (далее - Общество) от 25.02.2014 N 11 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 9911 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, кадастровый номер 60:13:0131901:7, поскольку Общество является собственником объектов недвижимости - комплекса строений, расположенных на данном земельном участке.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 60:13:0131901:7 является Псковская область, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 09.01.2014 (т. 2, л. 23).
Для заключения договора купли-продажи спорного земельного участка Комитетом и Обществом на основании перечня, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, к заявлению необходимо приложить кадастровый паспорт земельного участка.
Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 60:13:0131901:7 установлены не были, были проведены кадастровые работы по уточнению границ и площади данного земельного участка.
После получения кадастрового паспорта Комитетом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка не определена.
Для разъяснения указанной ситуации Комитет 25.10.2013 обратился в Учреждение (т. 2, л. 28 - 29).
Учреждение 20.11.2013 сообщило, что в приложении 2 к постановлению администрации Псковской области "Об утверждении результатов кадастровой стоимости оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области" от 29.11.2011 N 477 сведения об удельных показателях кадастровой стоимости квартала 60:13: 0131901 отсутствуют (т. 2, л. 30).
Для определения кадастровой стоимости земельного участка истцом проведена оценка рыночной стоимости земельного участка, и представлено заключение эксперта на отчет.
Согласно отчету N 022 общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "АЗИРА" об оценке объекта оценки земельного участка площадью 9911 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для производственной деятельности, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, кадастровый номер 60:13:0131901:7 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010, определена в размере 488 600 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере ее рыночной стоимости, Комитет обратился с настоящим иском в суд.
Суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требование истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка не производилась.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Следовательно, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Так, кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков.
Искомая рыночная стоимость как действительная цена земельного участка должна отражать стоимость участка на открытом рынке с ориентацией на фактическое использование.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет от 16.07.2014 N 022 об оценке Объекта оценки с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, приходит к выводу о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Соответствие данного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "АЗИРА" от 23.07.2014 (т. 1, л. 87 - 119).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела ответчик не представил доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем указано истцом с представлением соответствующих доказательств, ходатайств о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости не заявлял, в связи с чем суд приходит к выводу, что размер рыночной стоимости участка подтвержден совокупностью необходимых и достаточных доказательств, ввиду чего требование истцов подлежит удовлетворению.
Согласно статье 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:
- соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Таким образом, основным допустимым доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка является отчет об оценке рыночной стоимости, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, в том числе проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете; и получивший положительное заключение.
Согласно экспертному заключению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "АЗИРА" от 23.07.2014 отчет от 16.07.2014 N 022 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении отчета от 16.07.2014 N 022 имеется положительное экспертное заключение общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "АЗИРА", учитывая, что доказательств недостоверности величины определенной оценщиком рыночной стоимости не представлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания этой величины недостоверной.
Довод Учреждения о том, что для определения выкупной цены в отсутствие установленной кадастровой стоимости, истцу необходимо воспользоваться нормативной ценой земли, утвержденной Постановлением Администрации Псковской области от 14.03.2014 N 91 "Об установлении нормативной цены земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области", отклоняется апелляционной инстанцией.
Нормативная цена земли применяется только для целей, указанных в статье 65 ЗК РФ, а именно для целей налогообложения и арендной платы, но не для выкупа земельного участка.
Кроме того, в случае применения нормативной цены, в соответствии с Постановлением Администрации Псковской области от 14.03.2014 N 91 "Об установлении нормативной цены земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области, на 2014 год" (с учетом пункта 9 приложения к данному Постановлению нормативная стоимость одного квадратного метра земельного участка равна 200,24 руб.) нормативная стоимость земельного участка с кадастровым номером 60:13:0131901:7 будет составлять 1 984 578 руб. 64 коп. (приложение 1), что в несколько раз выше его рыночной стоимости.
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, а также выводов изложенных в отчете оценки, отсутствия противоречий в документах, имеющихся в материалах дела, апелляционный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 49, 150, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24 сентября 2014 года по делу N А52-907/2014 отменить.
Принять отказ Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от иска в части обязания внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Производство по делу в указанной части прекратить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 67, площадью 9911 кв. м, с кадастровым номером 60:13:0131901:7, в размере его рыночной стоимости, равной 488 600 руб. 00 коп.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий два месяца со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Ю.В.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)