Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2014 ПО ДЕЛУ N А28-15624/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. по делу N А28-15624/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Пешкиной С.В., действующей на основании доверенности от 30.06.2012,
представителей ответчика - Фалалеева А.С., действующего на основании доверенности от 16.01.2014,
третьего лица Бетехтина Сергея Леонидовича,
представителя Бетехтина С.Л. - Заболотникова А.М., действующего на основании доверенности от 14.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Бетехтина Сергея Леонидовича и Администрации Слободского муниципального района Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.05.2014 по делу N А28-15624/2013, принятое судом в составе судьи Едоминой С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала Кировское линейное производственное управление магистральных газопроводов (ОГРН 1025203016332, ИНН 5260080007, юридический адрес: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 11; почтовый адрес: 610035 г. Киров, а/я 2872, адрес места нахождения: г. Киров, Советский тракт, д. 18)
к Администрации Слободского района Кировской области (адрес: 613150 Кировская область, г. Слободской, ул. Советская, д. 86),
третьи лица: Бетехтин Сергей Леонидович, открытое акционерное общество "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518, местонахождение: 117997, Московская область, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16), Департамент строительства и архитектуры Кировской области (ИНН 4346011444, ОГРН 1034316508599, местонахождение: 610019, Кировская область, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 69),
о признании недействительным разрешения на строительство,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала - Кировского линейного производственного управления магистральных газопроводов (далее - заявитель, ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Администрации Слободского района Кировской области (далее - ответчик, Администрация Слободского района, Администрация) о признании недействительным разрешения на строительство от 27.05.2013 N RU 43530315-1060, выданного Бетехтину Сергею Леонидовичу.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация Слободского района обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат им, решение принято судом с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению ответчика, оспариваемое разрешение на строительство индивидуального жилого дома выдано в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных Администрации полномочий; причиной несоответствия размещения застройки на земельном участке с кадастровым номером 43:30:390804:274 является виновная бездеятельность застройщика-ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород". Администрация приводит доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, в частности ст. 170, ч. 4 ст. 198, 201 АПК РФ, а именно в решении не указаны нормативные правовые акты, которые были нарушены ответчиком при выдаче разрешения на строительство; отсутствуют основания отказа в выдаче данного разрешения со ссылками на нормы закона, суд рассмотрел заявление ООО "Газпромтрансгаз Нижний Новгород", поданное с нарушением процессуального срока, не приняв соответствующего определения. Заявитель жалобы считает, что Обществом не представлено доказательств нарушения чьих-либо прав и законных интересов оспариваемым разрешением; статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ) не предусмотрен отказ в выдаче разрешения на строительство при наличии газопровода на соседнем участке.
Бетехтин Сергей Леонидович (далее - Бетехтин С.Л., третье лицо) также обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, судом применены не подлежащие применению положения пункта 3.16 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" требования которого носят необязательный характер и необоснованно не применены положения пункта 4.1 "Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9. Кроме того, Бетехтин С.Л. приводит доводы о том, что строящийся им объект недвижимого имущества и земельный участок с кадастровым номером 43:30:390804:274 расположен в черте населенного пункта д. Лубни, вне охранной зоны магистрального трубопровода; им ведется строительство не 3-х этажного, а 2-х этажного индивидуального жилого дома; оспариваемое распоряжение не является ненормативным правовым актом. Бетехтин С.Л. указывает на отсутствие доказательств того, что строение на земельном участке с кадастровым номером 43:30:390804:274 создает и (или) может создавать угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает чьи-либо права и законные интересы, влияет на безопасность проходящего газопровода-отвода.
ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения. Заявитель считает, что судом первой инстанции правильно применены положения СНиП 2.05.06-85*; в градостроительном плане, представленном суду, на отведенном Бетехтину С.Л. земельном участке, предусмотрено размещение индивидуального 3-х этажного жилого дома, включая мансардный этаж; размещение такого объекта возможно на расстоянии не менее 150 м от газопровода; документальных доказательств того, что будет построено здание меньшей этажности ни ответчиком, ни третьим лицом не представлено. Общество указывает на несоответствие представленным в материалы дела доказательствам доводов третьего лица об отсутствии документов, позволяющих достоверно определить расстояние между газопроводом и возведенным фундаментом жилого дома. По мнению заявителя, оспариваемое разрешение нарушает положения Закона о газоснабжении и Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов", создает угрозу жизни и здоровья граждан и препятствует эксплуатации опасного производственного объекта эксплуатирующей организацией - ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород".
Открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") в отзыве на апелляционные жалобы считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения. Общество в обоснование законности принятого судебного акта приводит следующие доводы: ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" как организация, владеющая газопроводом по основанию, предусмотренному договором аренды, вправе предъявить в суд требование о признании недействительным разрешения на строительство от 27.05.2013 N RU 43530315-1060; оспариваемое разрешение нарушает охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и требования законодательства РФ в области промышленной безопасности, поскольку допускает строительство зданий и сооружений в зоне минимальных расстояний до объекта, который является неотъемлемой составной частью газопровода. ОАО "Газпром" считает, что в данном случае право на спорный земельный участок ограничено в соответствии с положениями ч. 1 ст. 58 абз, 2 ч. 3 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и ст. 58 Закона о газоснабжении. Также общество приводит доводы о правомерном применении судом первой инстанции к рассматриваемым правоотношениям положений СНиП 2.05.06-85*, включая пункт 3.16, и об установлении особого режима использования земельного участка.
Департамент строительства и архитектуры Кировской области (далее также - Департамент) представил отзыв на апелляционные жалобы ответчика и третьего лица, в котором просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Департамент считает, что заявитель, указывая на необходимость соблюдения требований промышленной безопасности, не принял необходимых действий для их обеспечения, в частности не обеспечил установление границ охранной зоны газопровода. По мнению Департамента, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Администрации законных оснований для выдачи оспариваемого разрешения, не соответствует положениям п. 1 ст. 1, ч.ч. 1, 3 ст. 4, ч.ч. 9, 10, 11 ст. 51 ГСК РФ.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционных жалобах и отзывах лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. ОАО "Газпром" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (также по тексту - АПК РФ).
Как установил арбитражный суд первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 1025203016332. Согласно Уставу Общество имеет филиал - Кировское линейное производственное управление магистральных газопроводов (Кировское ЛПУМГ).
03.04.2008 Администрацией Слободского района издано распоряжение N 465 "Об утверждении акта выбора места размещения и предварительного согласования условий предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 43:30:999999, ОАО "Газпром". Согласно данному распоряжению утвержден акт выбора места размещения и предварительного согласования условий предоставления земельного участка ориентировочной площадью 564000 кв. м, с разрешенным использованием - для строительства объекта: "Газопровод отвод и ГРС в п. Барамзы Слободского района Кировской области", местоположение: участок Кирово-Чепецкий район - Барамзы, МО Шиховское сельское поселение, Слободского района, Кировской области.
12.08.2008 Администрацией издано распоряжение N 197 "Об утверждении акта выбора от 02.04.2008 места размещения и предварительного согласования условий предоставления земельного участка, расположенного в границах Слободского муниципального района Кировской области под размещение объекта ОАО "Газпром". Из текста распоряжения следует, что утвержден акт выбора от 02.04.2008 места размещения и предварительного согласования условий предоставления земельного участка, расположенного в границах Слободского муниципального района Кировской области под размещение объекта ОАО "Газпром" "Газопровод отвод и ГРС в п. Барамзы Слободского района Кировской области", ориентировочной площадью 100,26 га.
16.03.2010 и 27.04.2010 Администрацией изданы распоряжения "О предоставлении в аренду земельного участка в Слободском районе, ОАО "Газпром".
24.03.2010 Департамент строительства и архитектуры Кировской области выдал ОАО "Газпром" разрешение на строительство объекта капитального строительства - "Газопровод - отвод и ГРС в п. Барамзы Слободского района Кировской области".
03.03.2011 Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано заключение о соответствии строительства объекта капитального строительства - "Газопровод - отвод и ГРС в п. Барамзы Слободского района Кировской области" требованиям проектной документации, СНиП, норм и правил, указанных в проектной документации.
13.04.2011 Департаментом ОАО "Газпром" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - "Газопровод - отвод и ГРС в п. Барамзы Слободского района Кировской области". Оформлены акты приема-передачи земельных участков, подписанные главой администрации Слободского района.
01.06.2011 зарегистрировано право собственности ОАО "Газпром" на сооружение: газопровод-отвод ГРС п. Барамзы, назначение: инженерные сети, протяженностью 30,525км, лит. 7001, расположенное по адресу: Кировская область, Слободской, Кирово-Чепецкий район, поселок Барамзы, кадастровый номер 43:40:000000:0000:33:235:002:000264050:7001 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2011).
14.06.2011 ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала Кировское ЛПУМГ направило в Администрацию письмо о нанесении трассы газопровода - отвода ГРС Барамзы на карты Слободского района, в котором сообщалось о введении 13.04.2011 в эксплуатацию газопровода - отвода ГРС поселок Барамзы, расположенного в Кировской области Слободском, Кирово-Чепецком районах, поселке Барамзы, протяженностью 30,525 км. Протяженность газопровода, проходящего по территории Слободского района, составляет 21,295 км, а также указано на минимальные расстояния от оси газопровода.
27.04.2009 зарегистрировано право собственности Бетехтина С.Л. на земельные участки с кадастровыми номерами 43:30:390804:25, 43:30:390804:26, 43:30:390804:27, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное назначение.
29.12.2009 Правительством Кировской области на основании представлений администраций Бобинского сельского поселения Слободского района, Ленинского сельского поселения Слободского района, Ильинского сельского поселения Слободского района, Шиховского сельского поселения Слободского района, Лазаревского сельского поселения Уржумского района принято распоряжение N 449 "О включении земельных участков в границы отдельных населенных пунктов Кировской области и установлении их вида разрешенного использования", в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми номерами 43:30:390804:25, 43:30:390804:26, 43:30:390804:27 включены в границы населенного пункта Кировской области - деревня Лубни с установлением вида разрешенного использования - для малоэтажного жилищного строительства.
11.03.2010 администрацией Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области издано распоряжение N 51 "О разработке проекта планировки восточной части д. Лубни". Согласно распоряжению Бетехтину С.Л., собственнику земельных участков с кадастровыми номерами 43:30:390804:25, 43:30:390804:26, 43:30:390804:27, соответственно площадью 29223 кв. м, 86496 кв. м, 80360 кв. м, входящих в восточную часть населенного пункта "деревня Лубни" разрешено изготовить проект планировки, совмещенный с проектом межевания территории восточной части д. Лубни, а также было рекомендовано обеспечить в проекте планировки земельного участка, в том числе безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека. Разрешенное использование: для малоэтажного жилищного строительства.
В марте 2010 года начальником отдела градостроительства и землеустройства, главным архитектором Слободского района подготовлено задание на разработку документации по планировке территории, которое утверждено заказчиком - Бетехтиным С.Л., и согласовано с главой администрации Шиховского сельского поселения.
Начальником отдела градостроительства и землеустройства администрации района, гл. архитектором района подписано заключение о соответствии проекта планировки с проектом межевания западной части д. Лубни, кадастровые номера земельных участков 43:30:390804:25, 43:30:390804:26, 43:30:390804:27, в котором указано, что отдел градостроительства и землеустройства администрации Слободского района рассмотрел проект планировки совмещенный с проектом межевания западной части д. Лубни, кадастровые номера земельных участков 43:30:390804:25, 43:30:390804:26, 43:30:390804:27 и пришел к заключению, что представленные материалы соответствуют требованиям градостроительного законодательства кроме требований, указанных в примечании 4 приложения 12 региональных нормативов градостроительного проектирования Кировской области, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 14.10.2008 N 149/418, и рекомендуются для рассмотрения на публичных слушаниях.
21.06.2011 в администрацию Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области от ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Кировского ЛПУМГ поступило письмо от 20.06.2011 N 547 о нарушении минимальных расстояний. В письме сообщалось о наличии на территории Слободского района Кировской области газопровода - отвода ГРС Барамзы, о минимальных расстояниях от газопровода до объектов, о запрете размещения и строительства каких-либо зданий, строений, сооружений в пределах минимальных расстояний от газопровода. А также было сообщено, о том, что в районе 19 км газопровода за д. Лубни ведется разметка земельных участков под строительство с нарушением минимальных расстояний.
Письмом от 06.07.2011 администрация Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области проинформировала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Кировского ЛПУМГ о том, что письмо от 20.06.2011 N 547 направлено в Администрацию Слободского района - отдел градостроительства и землеустройства.
Главой Администрации Слободского района в адрес директора филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Кировское ЛПУМГ направлено письмо от 27.06.2011 N 1500-02-17 об установлении зон ограничений для эксплуатации газопровода отвода К-Чепецк-Барамзы на территории Слободского района. В данном письме сообщалось, что фактическое местоположение газопровода-отвода и ГРС п. Барамзы, а также границы их охранных зон, установленные Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Постановлением N 9 Гостехнадзора России от 22.04.1992, и границы зоны минимальных расстояний, определенные в пункте 3.16 таблицы 4 СНиП 2.05.06-85*, нанесены на карты муниципального образования Слободской район. В письме также указано, что строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов газопровода - отвода и ГРС в п. Барамзы без согласования с ОАО "Газпром" - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" производиться не будет.
Распоряжением Администрации Шиховского сельского поселения от 19.04.2012 N 173 "Об утверждении документации по планировке территории восточной части д. Лубни Слободского района Кировской области кадастровые номера земельных участков 43:30:390804:31-43:30:390804:148" утвержден градостроительный план земельного участка условный номер:274, площадью 1606 кв. м, расположенного в д. Лубни Слободского района, в котором указано на предельное количество этажей индивидуального жилого дома - 3, включая мансардный этаж.
29.10.2012 зарегистрировано право собственности Бетехтина С.Л. на земельный участок с кадастровым номером 43:30:390804:274, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, местоположение: Кировская область, Слободской район, д. Лубни (свидетельство о государственной регистрации права от 29.10.2012 43-АВ 742918).
Газопровод-отвод на ГРС п. Барамзы передан в аренду ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" на основании договора аренды имущества от 30.11.2012.
07.12.2012 ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице Кировского ЛПУМГ и Администрацией Слободского района проведена проверка правильности нанесения на картах землеустройства района объектов системы газоснабжения: газопровод-отвод на ГРС п. Барамзы Слободского района (участок 9км-23км), первого класса, Ду-500мм, Рр-55 кгс/кв. см, о чем составлен соответствующий акт.
14.05.2013 Бетехтин С.Л. обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в д. Лубни. В заявлении указано, что к нему приложены документы: градостроительный план земельного участка 43:30:390804:274, схема планировочной организации земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права.
27.05.2013 Бетехтину С.Л. Администрацией Слободского района выдано разрешение RU 43530315-1060 на строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Кировская область, Слободской район, д. Лубни (кадастровый номер земельного участка 43:30:390804:274), сроком действия до 27.05.2023.
13.09.2013 Обществом на имя главы Администрации направлено письмо о нарушении минимальных расстояний, в котором сообщалось, что при плановом осмотре 28.08.2013 охранных зон и зон минимально допустимых расстояний объекта "Газопровод-отвод на ГРС п. Барамзы Слободского района Кировской области" выявлено производство работ по строительству жилых домов в районе д. Лубни на расстоянии 125 м от оси действующего газопровода на 19 км.
Полагая, что разрешение на строительство объекта капитального строительства: индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Кировская область, Слободской район, д. Лубни (кадастровый номер земельного участка 43:30:390804:274), от 27.05.2013 RU 43530315-1060 выдано Администрацией с нарушением законодательства Российской Федерации, создает угрозу жизни и здоровью людей, а также препятствует эксплуатации опасного производственного объекта эксплуатирующей организацией, ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Арбитражный суд Кировской области с учетом положений статей 198, 200 АПК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГСК РФ разрешение на строительство представляет собой выдаваемый компетентным органом местного самоуправления документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства (индивидуального жилого дома) регламентируется специальными нормами статьи 51 ГСК РФ.
В частности, согласно ч. 9 ст. 51 ГСК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в соответствующий орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство и представляет следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
По смыслу положений ч. 11 ст. 51 ГСК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства обязан совершить следующие действия:
1) провести проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) провести проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) выдать заявителю разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства либо отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с нормами ч. 13 ст. 51 ГСК РФ основаниями для принятия компетентным органом местного самоуправления решения об отказе в выдаче заявителю разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства могут являться:
1) отсутствие (непредставление) указанных выше, документов, предусмотренных ч. 9 ст. 51 ГСК РФ;
2) несоответствие представленных документов, а именно правоустанавливающего документа на земельный участок и (или) схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
Указанный перечень оснований отказа в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства является исчерпывающим по смыслу ч. 13 ст. 51 ГСК РФ расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов настоящего дела, 14.05.2013 Бетехтин С.Л. обратился в Администрацию Слободского района с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома в деревне Лубни, расположенной на территории Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области. При этом Бетехтин С.Л. приложил к указанному заявлению свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 43:30:390804:274 от 29.10.2012, утвержденный распоряжением администрации Шиховского сельского поселения от 19.04.2012 N 173 градостроительный план данного земельного участка, и схему планировочной организации названного земельного участка. Таким образом, заявителем в Администрацию Слободского района были представлены все документы, необходимые в соответствии с ч. 9 ст. 51 ГСК РФ для выдачи разрешения на строительство на указанном выше земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства (индивидуального жилого дома). Доказательств, свидетельствующих о несоответствии представленных Бетехтиным С.Л. документов, а именно свидетельства о регистрации права на земельный участок и схемы его планировочной организации требованиям градостроительного плана данного земельного участка, в материалах дела не имеется и арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении спора не установлено. При таких обстоятельствах у Администрации Слободского района отсутствовали предусмотренные ч. 13 ст. 51 ГСК РФ основания для принятия решения об отказе в выдаче Бетехтину С.Л. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участка с кадастровым номером 43:30:390804:274. Соответственно выданное Бетехтину С.Л. Администрацией разрешение на строительство N RU 43530315-1060 от 27.05.2013 не противоречит положениям ст. 51 ГСК РФ. Несоответствия данного разрешения каким-либо иным положениям ГСК РФ также не усматривается.
Доводы заявителя по делу- ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", третьего лица- ОАО "Газпром" о незаконности оспариваемого разрешения, выданного Администрацией Слободского района со ссылкой на положения ст. ст. 87, 90 ЗК РФ, ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее- Закон о газоснабжении), СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 30.03.1995 N 30 (далее- СНиП 2.05.06-85*), арбитражный апелляционный суд находит несостоятельными в связи со следующим.
Во-первых, ни нормы ЗК РФ, ни положения Закона о газоснабжении не регулируют градостроительные отношения, в рамках которых возник спор по настоящему делу. Основания и порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства регламентируются исключительно положениями градостроительного законодательства, а именно нормами ст. 51 ГСК РФ. Приведенные заявителем нормы ЗК РФ и Закона о газоснабжении не предусматривают дополнительных оснований для принятия компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об отказе в выдаче лицу разрешения на строительство, в том числе в связи с нарушением режима использования и (или) охраны земель, в пределах территориальных границ которых планируется строительство.
При этом необходимо отметить, что действия Администрации Слободского района по разработке и утверждению проекта межевания земельных участков, расположенных в деревне Лубни, по установлению вида их разрешенного использования-для индивидуального жилищного строительства, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером 43:30:390804:274, а также градостроительный план данного земельного участка, никем, в том числе ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" оспорены в судебном порядке не были и незаконными признаны не были. Таким образом, на момент выдачи Администрацией Бетехтину С.Л. оспариваемого разрешения на строительство, никаких споров в отношении земельного участка с кадастровым номером 43:30:390804:274, его границ, вида разрешенного использования, а также границ населенного пункта-деревни Лубни, в пределах которых и расположен указанный земельный участок, не имелось, в связи с чем у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче названного разрешения со ссылкой на соответствующие нормы, регулирующие порядок использования и охраны земель, предназначенных для размещения объектов транспортной инфраструктуры, в том числе газопроводов.
Во-вторых, материалами дела достоверно не подтверждается сам факт того, что земельный участок с кадастровым номером 43:30:390804:274, в отношении которого Бетехтину С.Л. Администрацией Слободского района выдано спорное разрешение на строительство, расположен в пределах охранной зоны газопровода, эксплуатируемого ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород". При этом арбитражный апелляционный суд исходит из следующего.
В силу ст. 2 Закона о газоснабжении охранная зона объектов системы газоснабжения - это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с п. 6 ст. 90 ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Аналогичные положения содержатся в ст. 28 Закона о газоснабжении, согласно которой на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей (далее - Правила N 878), которые действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей (пункт 2 Правил).
Пункт 3 названных Правил, раскрывая используемые в этих правилах понятия, определяет "распределительные газопроводы" как газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа (подп. "а"); "охранную зону газораспределительной сети" как территорию с особыми условиями использования, устанавливаемую вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения (подп. "е"); "нормативные расстояния" как минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети (подп. ж).
В пункте 4 Правил N 878 установлено, что в состав газораспределительных сетей входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой (подп. "а").
В соответствии с п. 14 Правил N 878 на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в п. 2 данных Правил, в том числе, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
Согласно п. 17, 18, 20, 21 названных Правил, утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По результатам кадастровых работ организации - собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации выдаются кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону. Содержащиеся в пунктах 14, 15 и 16 названных Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пунктов 47, 48 Правил N 878 земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.
Таким образом, из приведенных положений Правил N 878 следует, что обязанность по проведению кадастровых работ и получению распорядительных документов по утверждению границ охранных зон возложена на собственника (эксплуатирующую организацию) инженерных коммуникаций. В данном случае ни ОАО "Газпром", ни ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" соответствующих действий по установлению и утверждению охранной зоны газопровода-отвода ГРС Барамзы не совершили, в частности ими не осуществлены формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположен линейный объект-газопровод, определение границ охранной зоны газопровода, не осуществлены кадастровые работы по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, соответствующие ограничения не зарегистрированы в установленном законом порядке. При таких обстоятельствах юридически охранная зона эксплуатируемого ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" газопровода, в том числе при прохождении его вблизи границ населенного пункта- деревни Лубни Слободского района, не может быть признана установленной.
Ссылка заявителя на положения СНиП 2.05.06-85* не подлежат применению к рассматриваемым в рамках настоящего дела правоотношениям на основании следующего.
Согласно преамбуле СНиП 2.05.06-85 настоящие нормы распространяются на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них. Таким образом, данные правила применяются только при проектировании новых или реконструируемых магистральных трубопроводов и действие предусмотренных ими положений распространяется на организации, осуществляющие такое проектирование. Соответственно требования к минимальным расстояниям от оси газопровода до жилых зданий, установленные таблицей 4 СНиП 2.05.06-85 должны учитываться лишь при проектировании газопроводов и не обязательны при проектировании и строительстве жилых зданий. Кроме того, предусмотренные названными СНиП минимальные расстояния от оси газопровода не определяют границы охранной зоны газопровода, в пределах которой согласно ст. 28 Закона о газоснабжении запрещено строительство зданий, строений и сооружений. Также необходимо отметить, что распоряжением Правительства Кировской области от 29.12.2009 N 449 земельный участок с кадастровым номером 43:30:390804:274 был включен в границы населенного пункта-деревни Лубни Слободского района. Соответственно при проектировании газопровода и при выдаче 24.03.2010 разрешения на его строительство проектная организация, застройщик и Департамент строительства и архитектуры Кировской области должны были учесть данный факт и обеспечить соблюдение требований таблицы 4 СНиП 2.05.06-85, а именно минимального расстояния от оси проектируемого газопровода до границы указанного населенного пункта-деревни Лубни, в том числе и до границ земельного участка с кадастровым номером 43:30:390804:274, включенного в состав данного населенного пункта. Кроме того, материалами дела однозначно не подтверждается тот факт, что оспариваемое разрешение Администрации Слободского района было выдано Бетехтину С.Л. на строительство именно трехэтажного индивидуального жилого дома. В самом разрешении на строительство 27.05.2013 RU 43530315-1060 количество этажей жилого дома не указано, а в градостроительном плане земельного участка указано лишь предельное количество этажей-3, что не свидетельствует о том, что на земельном участке будет строиться именно трехэтажный жилой дом. Иных документов, подтверждающих факт строительства на земельном участке с кадастровым номером 43:30:390804:274 именно трехэтажного жилого дома, в материалах дела не имеется. При таких обстоятельствах отсутствуют фактические основания для применения в отношении указанного земельного участка требования пункта 1 таблицы 4 СНиП 2.05.06-85, устанавливающего минимальное расстояние от оси газопровода 150 метров до жилых зданий высотой три этажа и выше.
Помимо вышеизложенного в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения оспариваемым разрешением на строительство прав и законных интересов заявителя- ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в сфере его предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатаций газопровода, создания указанным разрешением препятствий в его эксплуатации, в частности, невозможности подхода, подъезда, обеспечения обслуживания и ремонта.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимые для признания недействительным оспариваемого разрешения на строительство от 27.05.2013 N RU 43530315-1060, выданного Администрацией Слободского района Бетехтину С.Л.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Кировской области 19.05.2014 следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы Бетехтина С.Л. по делу об оспаривании ненормативного правового акта составляет 100 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород". Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Бетехтиным С.Л. по квитанции от 06.06.2014 в размере 2000 рублей, в связи с чем, на основании статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1900 рублей излишне уплаченной государственной пошлины, госпошлина в размере 100 рублей подлежит взысканию с Общества в пользу Бетехтина С.Л.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

апелляционные жалобы Бетехтина Сергея Леонидовича и Администрации Слободского муниципального района Кировской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 19.05.2014 по делу N А28-15624/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала - Кировского линейного производственного управления магистральных газопроводов о признании недействительным разрешения на строительство от 27.05.2013 N RU 43530315-1060, выданного Бетехтину Сергею Леонидовичу Администрацией Слободского муниципального района Кировской области, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала - Кировского линейного производственного управления магистральных газопроводов в пользу Бетехтина Сергея Леонидовича в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции 100 рублей.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Возвратить Бетехтину Сергею Леонидовичу государственную пошлину в размере 1900 (одна тысяча девятьсот) рублей 00 копеек, излишне уплаченную по квитанции от 06.06.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)