Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 17.04.2014 ПО ДЕЛУ N А64-1772/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. по делу N А64-1772/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2014
Полный текст постановления изготовлен 17.04.2014
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Стрегелевой Г.А., Николаевой Н.Н.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Тамбовский завод "Электроприбор" (Моршанское шоссе, д. 36, г. Тамбов, 392000, ОГРН 1026801225296, ИНН 6829000109) - Соловей К.Н. - представитель (доверенность N 4юр от 09.01.2014, сроком до 31.12.2014);
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ул. Московская, д. 65, г. Тамбов, 392000, ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Управления лесами Тамбовской области (Кронштадтская площадь, д. 7-а, г. Тамбов, 392036, ОГРН 1076829001281, ИНН 6829029595) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от администрации города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (ул. К. Маркса/Коммунальная, д. 146/11, г. Тамбов, 392000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2013 (судья Пряхина Л.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А64-1772/2013,

установил:

открытое акционерное общество "Тамбовский завод "Электроприбор" (далее - ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ТУ Росимущества в Тамбовской области) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 24804 кв. м с кадастровым номером 68:29:0104044:005 по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, Рассказовское шоссе, д. 5, выраженного в письме от 22.02.2013 N 969/970, и обязании ТУ Росимущества в Тамбовской области подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка, направив его в адрес Общества в месячный срок с даты вступления в силу решения суда (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление лесами Тамбовской области, администрация города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова.
Решением арбитражного суда от 29.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Тамбовской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Тамбов, шоссе Рассказовское, дом N 5:
- - нежилое здание площадью 1 894,3 кв. м литера А (свидетельство от 16.02.2011 АБ N 291431);
- - нежилое здание (сарай с ледником) площадью 114,5 кв. м литера Г (свидетельство от 31.05.2011 N 68-АБ 480545).
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 68:29:0104044:0005, принадлежащем Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для решения вопроса о предоставлении ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" земельного участка в собственность последнее направило в ТУ Росимущества в Тамбовской области соответствующее заявление, приложив к нему необходимые документы.
Письмом от 22.02.2013 N 969/970 ТУ Росимущества в Тамбовской области отказало ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" в предоставлении земельного участка, мотивируя отказ тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Тамбов, утвержденными решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 N 472, участок находится в зоне городских лесов и является территорией общего пользования.
Посчитав, что отказ уполномоченного органа является незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Тамбов, утвержденными решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 N 472 территория, на которой расположен спорный земельный участок, отнесена к зоне Р-5, основными видами разрешенного использования которой являются:
а) лесные массивы;
б) лесопарки;
в) санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма;
г) детские оздоровительные лагеря и дошкольные учреждения;
д) летние театры и эстрады;
е) физкультурно-оздоровительные сооружения, комплексы спортивных объектов;
ж) велосипедные дорожки;
з) библиотеки, информационные центры, лектории;
вспомогательными видами разрешенного использования в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 50 указанного решения являются:
а) базы проката игрового и спортивного инвентаря;
б) детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий;
в) общественные туалеты;
г) объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для функционирования зоны.
Капитальное строительство в городских лесах, расположенных в зоне Р-5 допускается только в случаях, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 68:29:0104044:5 отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, в состав которых согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к рекреационным территориальным зонам.
Постановлением администрации города Тамбова от 23.01.2012 N 359 уточнен вид разрешенного использования спорного земельного участка - под базу отдыха "Электроприбор" (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).
Ограничения оборотоспособности испрашиваемого земельного участка, установленные статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отсутствуют.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих нахождение спорного земельного участка в зоне городских лесов, а также отнесения участка к землям общего пользования, земельным участкам, не подлежащим приватизации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Таким образом, ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" не только вправе, но и обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок по своему желанию путем приобретения его в собственность или на право аренды.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о наличии у заявителя права на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 68:29:0104044:005.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по делу N А64-1772/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)