Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2014 ПО ДЕЛУ N А56-67790/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2014 г. по делу N А56-67790/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Аносовой Н.В.
судей Глазкова Е.Г., Лариной Т.С.
при ведении протокола судебного заседания: Тихомировой Н.М.,
при участии:
от истца (заявителя): Серовой А.В. по доверенности от 17.12.2013 N 2911,
от ответчика (должника): не явились (извещены),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3216/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2013 по делу N А56-67790/2013 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области
заинтересованное лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления по существу

установил:

Администрация муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - ТУ Росимущества, Управление, заинтересованное лицо) в рассмотрении по существу заявления Администрации о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, ранее включенных в границу населенного пункта поселок Пески, выраженного в письме от 15.08.2013 N 01-7438, а также с требованием об обязании ТУ Росимущества рассмотреть по существу заявление Администрации о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, ранее включенных в границу населенного пункта поселок Пески, и принять по нему решение.
Решением суда от 20.12.2013 заявление Администрации удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, ТУ Росимущества подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств, просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Администрации в полном объеме. По мнению подателя жалобы, при вынесении решения судом не учтен тот факт, что сам земельный участок, предложенный к передаче в муниципальную собственность, в реестре федерального имущества как самостоятельный объект недвижимости не учтен; земельный участок образован в результате раздела земельного участка Рощинского лесничества, при этом ТУ Росимущества решения о разделе земельного участка не принимало, какие-либо документы о разделе земельного участка в ТУ Росимущества также не направлялось, что исключает возможность государственной регистрации прав собственности РФ на вновь образованный земельный участок. Принимая во внимание изложенное, непредоставление заявителем выписки из реестра федерального имущества и выписки из ЕГРП на земельный участок, предлагаемый к передаче в муниципальную собственность, а также документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на предлагаемый к передаче земельный участок, исключает возможность идентифицировать земельный участок, предложенный к передаче.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация против доводов жалобы возражало, ссылаясь на то, что именно Управление, как орган, осуществляющий от имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении спорных земель, на основании поступившей от заявителя информации о состоявшемся переводе земельных участков из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов, обязано было принять решение о разделе земельного участка, занятого лесным участком Рощинского лесничества, обеспечить внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, включая кадастровый учет вновь образованных земельных участков, а также осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки. До осуществления Управлением всех вышеуказанных действий, заявитель лишен возможности представить в Управление требуемые документы, непредставление которых послужило основанием для отказа в рассмотрении обращения. Управление, получив обращение заявителя о передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования, обязано было принять меры к оформлению всех документов, необходимых для принятия им решения по существу обращения и рассмотреть такое обращение.
ТУ Росимущества, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило. Дело рассматривается в его отсутствие на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее; просила обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, Администрация 24.07.2013 обратилась в ТУ Росимущества с предложением о безвозмездной передаче из собственности Российской Федерации в собственность Муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области земельных участков из земель лесного фонда, которые включены в границу поселка Пески в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 355.
ТУ Росимущества письмом от 15.08.2013 N 01-7438 сообщило Администрации о том, что вопрос о передаче земельных участков в муниципальную собственность не может быть рассмотрен, в связи с чем документы возвращаются заявителю. В качестве оснований для отказа в рассмотрении заявления заинтересованное лицо сослалось на отсутствие вынесенного им решения о разделе земельных участков, а также на неполное представление документов.
Полагая, что бездействие ТУ Росимущества, выразившееся в отказе в рассмотрении заявления по существу, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Оценив собранные по делу доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал требования Администрации обоснованными по праву, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.
Заслушав в судебном заседании объяснения представителя Администрации, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выводы обжалуемого судебного акта и материалы дела, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 355 "Об утверждении проекта черты поселка Пески муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и установлении черты поселка Пески муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области" в границы населенного пункта пос. Пески МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области был включен земельный участок из земель лесного фонда (далее - земельный участок) - квартал 148 Октябрьского участкового лесничества Рощинского лесничества.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" N 172-ФЗ от 21.12.2004 включение земель любых категорий в земли населенных пунктов осуществляется путем установления границ населенных пунктов. С учетом указанной нормы, вышеуказанные акты Правительства Ленинградской области являются актами о переводе лесных земель в категорию земель населенных пунктов.
Заявитель обратился в Управление с заявлением о передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность Муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - закон N 122-ФЗ).
Отказывая Администрации в рассмотрении заявления, Управление сослалось на непредставление заявителем всех документов согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374. При этом, какие именно не представлены документы Управление в письме не указало. Из пояснений, данных в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, следует, что к заявлению Администрацией не были приложены выписка из реестра федерального имущества и выписка из ЕГРП на земельный участок, предполагаемый к передаче в муниципальную собственность; документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемый к передаче земельный участок.
Также в обоснование своей позиции Управление указало, что не принимало решение о разделе земельного участка, занятого лесным участком Рощинского лесничества.
Применительно к спорным землям, в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность заявителю необходимо было представить следующие документы:
- - выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
- - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления;
- - документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
- - кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;
- - документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков, в т.ч. путем раздела земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками в пределах их компетенции.
С учетом данной нормы, а также положений статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре объектов недвижимости", заявитель не является лицом, имеющим право самостоятельно обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений в отношении земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 22.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447, территориальные органы Росимущества осуществляют учет и ведение реестра федерального имущества в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения.
При таких обстоятельствах, в противоречие доводам жалобы, Управление, получив обращение Администрации о передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования, обязано было принять меры к оформлению всех документов, необходимых для принятия им решения по существу обращения и рассмотреть такое обращение.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2013 по делу N А56-67790/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества в Ленинградской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.АНОСОВА

Судьи
Е.Г.ГЛАЗКОВ
Т.С.ЛАРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)