Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ежелева Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Емельянова В.А., Жихарева Ю.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по заявлению К. <данные изъяты> о признании незаконными действий Администрации Емельяновского района и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя МКУ "УправЗем" П.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 29 мая 2014 года, которым постановлено:
"Заявление К. <данные изъяты> удовлетворить частично.
Обязать администрацию Емельяновского района выполнить действия, предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса РФ по заявлению К. <данные изъяты> от 18 июня 2013 года, в том числе с учетом зонирования территорий в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать К. <данные изъяты> схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по указанному в заявлении ориентиру: Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, с. Дрокино, <данные изъяты>".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий МКУ "УправЗем" по направлению запроса в Солонцовский сельский совет для рассмотрения и согласования схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, возложении обязанности на Администрацию Емельяновского района выполнить действия, предусмотренные ст. 34 ЗК РФ, ст. 29.4 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", возложении обязанности на МКУ "УправЗем" подготовить, утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по указанному ориентиру: Емельяновский район, МО Солонцовский сельский совет, с. Дрокино, <данные изъяты>, согласно поданному заявлению.
Требования мотивированы тем, что 20.08.2013 г. представил в администрацию Емельяновского района в лице МКУ "УправЗем" заявление об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования земельного участка и предоставления ему в собственность бесплатно как многодетному отцу. Согласно полученному ответу администрацией Емельяновского района направлен запрос в Солонцовский сельсовет для рассмотрения и согласования схемы расположения надела, более никаких ответов не получал. Полагал указанные действия незаконными, нарушающими его право на получение земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ и Законом Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Судом иск удовлетворен частично.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "УправЗем" П. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции К., представитель Администрации Емельяновского района, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращались, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя МКУ "УправЗем" П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" от 4 декабря 2008 года N 7-2542 многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление участка. Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 Закона.
- В соответствии со ст. 34 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов: 1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно, либо о передаче его в аренду;
5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
При этом ч. 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что вопрос об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории разрешается органом местного самоуправления с учетом зонирования территории в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка. Аналогичное положение получило закрепление и в ст. 29.4 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 18.06.2013 г. К. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно двух земельных участков по ул. <данные изъяты> в п. Солонцы Емельяновского района под личное подсобное хозяйство, в котором просил утвердить и выдать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 49). 26.06.2013 г. МКУ "УправЗем" направлен запрос на имя Главы администрации Солонцовского сельсовета о том, присваивался ли ранее испрашиваемому земельному участку адрес, подготавливалось ли заключение о предварительном его согласовании, предоставлялся ли данный земельный участок по постановлению администрации, выписке из нехозяйственной книги, свидетельству, список граждан, ранее подавших заявление на предоставление земельного участка в п. Солонцы (л.д. 51).
Кроме того, 20.08.2013 г., желая приобрести земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в Емельяновском районе согласно ориентиру - с. Дрокино, <данные изъяты>, К. обратился к ответчику с заявлением об утверждении и выдаче схем расположения испрашиваемых им наделов на кадастровой карте соответствующей территории с указанием предполагаемых размеров участков для последующего формирования и предоставления в собственность бесплатно как многодетному отцу (л.д. 3). Согласно полученному им сообщению от 15.11.2013 г. N 8135 Отделом архитектуры подготовлен акт местоположения границ земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, которое нужно получить для дальнейшего согласования (л.д. 52). Как видно из двух актов от 20.09.2013 г., они подготовлены на два земельных участка, расположенных в с. Дрокино, <данные изъяты>, площадью 1182 кв. м и 1043 кв. м и подписаны заявителем К. и ведущим специалистом по вопросам архитектуры и градостроительства администрации Солонцовского сельсовета (л.д. 53,55). Ответом от 24.10.2013 г. N 754 администрация Солонцовского сельсовета сообщила руководителю МКУ "УправЗем" о том, что адрес запрашиваемому К. участку не присваивался, заключение о предварительном формировании земельного участка не подготавливалось, участок никому не предоставлялся (л.д. 17). Более никаких действий в рамках рассмотрения заявления К. ни администрацией Емельяновского района, ни МКУ "УправЗем" не предпринималось. Данный факт не оспаривали и представители последнего из названных учреждений в ходе разбирательства дела судебной коллегией.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на то, что со стороны обозначенных органов местного самоуправления имело место бездействие, выразившееся в непринятии мер к соблюдению установленной ст. 34 ЗК РФ процедуры предоставления земельных участков. Вместе с тем последующий вывод суда о возложении, в рамках устранения выявленных нарушений, на администрацию Емельяновского района обязанности утвердить и выдать К. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, судебная коллегия признает преждевременным, поскольку поданное указанным лицом заявление еще по существу адресатом не рассматривалось. В частности, не выяснялся вопрос о наличии совокупности условий, достаточных для предоставления заявителю желаемого документа. Таким образом, возложение упомянутой обязанности влечет не соблюдение формы разрешения подобных обращений граждан, предопределяет итоги работы по данному направлению.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части удовлетворенных исковых требований, возложив на администрацию Емельяновского района обязанность принять решение по заявлению К. от 20.08.2013 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 29 мая 2014 года изменить, изложив второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"Возложить на администрацию Емельяновского района обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу разрешить заявление К. <данные изъяты> от 20 августа 2013 года об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по указанному в заявлении ориентиру: Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, с. Дрокино, <данные изъяты>".
В остальной части решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 29 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" П. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-11697
Требование: Об оспаривании действий по направлению запроса для рассмотрения и согласования схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязании выполнить действия, предусмотренные законом.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу N 33-11697
Судья Ежелева Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Емельянова В.А., Жихарева Ю.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по заявлению К. <данные изъяты> о признании незаконными действий Администрации Емельяновского района и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя МКУ "УправЗем" П.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 29 мая 2014 года, которым постановлено:
"Заявление К. <данные изъяты> удовлетворить частично.
Обязать администрацию Емельяновского района выполнить действия, предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса РФ по заявлению К. <данные изъяты> от 18 июня 2013 года, в том числе с учетом зонирования территорий в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать К. <данные изъяты> схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по указанному в заявлении ориентиру: Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, с. Дрокино, <данные изъяты>".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий МКУ "УправЗем" по направлению запроса в Солонцовский сельский совет для рассмотрения и согласования схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, возложении обязанности на Администрацию Емельяновского района выполнить действия, предусмотренные ст. 34 ЗК РФ, ст. 29.4 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", возложении обязанности на МКУ "УправЗем" подготовить, утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по указанному ориентиру: Емельяновский район, МО Солонцовский сельский совет, с. Дрокино, <данные изъяты>, согласно поданному заявлению.
Требования мотивированы тем, что 20.08.2013 г. представил в администрацию Емельяновского района в лице МКУ "УправЗем" заявление об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования земельного участка и предоставления ему в собственность бесплатно как многодетному отцу. Согласно полученному ответу администрацией Емельяновского района направлен запрос в Солонцовский сельсовет для рассмотрения и согласования схемы расположения надела, более никаких ответов не получал. Полагал указанные действия незаконными, нарушающими его право на получение земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ и Законом Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Судом иск удовлетворен частично.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "УправЗем" П. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции К., представитель Администрации Емельяновского района, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращались, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя МКУ "УправЗем" П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" от 4 декабря 2008 года N 7-2542 многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление участка. Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 Закона.
- В соответствии со ст. 34 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов: 1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно, либо о передаче его в аренду;
5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
При этом ч. 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что вопрос об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории разрешается органом местного самоуправления с учетом зонирования территории в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка. Аналогичное положение получило закрепление и в ст. 29.4 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 18.06.2013 г. К. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно двух земельных участков по ул. <данные изъяты> в п. Солонцы Емельяновского района под личное подсобное хозяйство, в котором просил утвердить и выдать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 49). 26.06.2013 г. МКУ "УправЗем" направлен запрос на имя Главы администрации Солонцовского сельсовета о том, присваивался ли ранее испрашиваемому земельному участку адрес, подготавливалось ли заключение о предварительном его согласовании, предоставлялся ли данный земельный участок по постановлению администрации, выписке из нехозяйственной книги, свидетельству, список граждан, ранее подавших заявление на предоставление земельного участка в п. Солонцы (л.д. 51).
Кроме того, 20.08.2013 г., желая приобрести земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в Емельяновском районе согласно ориентиру - с. Дрокино, <данные изъяты>, К. обратился к ответчику с заявлением об утверждении и выдаче схем расположения испрашиваемых им наделов на кадастровой карте соответствующей территории с указанием предполагаемых размеров участков для последующего формирования и предоставления в собственность бесплатно как многодетному отцу (л.д. 3). Согласно полученному им сообщению от 15.11.2013 г. N 8135 Отделом архитектуры подготовлен акт местоположения границ земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, которое нужно получить для дальнейшего согласования (л.д. 52). Как видно из двух актов от 20.09.2013 г., они подготовлены на два земельных участка, расположенных в с. Дрокино, <данные изъяты>, площадью 1182 кв. м и 1043 кв. м и подписаны заявителем К. и ведущим специалистом по вопросам архитектуры и градостроительства администрации Солонцовского сельсовета (л.д. 53,55). Ответом от 24.10.2013 г. N 754 администрация Солонцовского сельсовета сообщила руководителю МКУ "УправЗем" о том, что адрес запрашиваемому К. участку не присваивался, заключение о предварительном формировании земельного участка не подготавливалось, участок никому не предоставлялся (л.д. 17). Более никаких действий в рамках рассмотрения заявления К. ни администрацией Емельяновского района, ни МКУ "УправЗем" не предпринималось. Данный факт не оспаривали и представители последнего из названных учреждений в ходе разбирательства дела судебной коллегией.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на то, что со стороны обозначенных органов местного самоуправления имело место бездействие, выразившееся в непринятии мер к соблюдению установленной ст. 34 ЗК РФ процедуры предоставления земельных участков. Вместе с тем последующий вывод суда о возложении, в рамках устранения выявленных нарушений, на администрацию Емельяновского района обязанности утвердить и выдать К. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, судебная коллегия признает преждевременным, поскольку поданное указанным лицом заявление еще по существу адресатом не рассматривалось. В частности, не выяснялся вопрос о наличии совокупности условий, достаточных для предоставления заявителю желаемого документа. Таким образом, возложение упомянутой обязанности влечет не соблюдение формы разрешения подобных обращений граждан, предопределяет итоги работы по данному направлению.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части удовлетворенных исковых требований, возложив на администрацию Емельяновского района обязанность принять решение по заявлению К. от 20.08.2013 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 29 мая 2014 года изменить, изложив второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"Возложить на администрацию Емельяновского района обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу разрешить заявление К. <данные изъяты> от 20 августа 2013 года об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по указанному в заявлении ориентиру: Емельяновский район, МО Солонцовский сельсовет, с. Дрокино, <данные изъяты>".
В остальной части решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 29 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" П. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)