Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 13.03.2014 ПО ДЕЛУ N 44Г-8/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. по делу N 44г-8/2014


Президиум Верховного Суда Республики Хакасия в составе: председательствующего Носова В.Н.,
членов президиума Будника Д.Д., Доможакова С.Н., Маториной Т.В., Пислевич И.П., Петровой Т.Л.,
при секретаре Соколовой И.С.,
рассмотрев по докладу судьи Петровой Т.Л. дело по заявлению прокурора г. Абакана о признании п. 13 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории г. Абакана отдельным категориям граждан", утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25 октября 2011 года N 363 противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,
установил:

Прокурор г. Абакана обратился в суд с вышеназванным заявлением, требования мотивировал тем, что п. 13 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории г. Абакана отдельным категориям граждан", утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25 октября 2011 года N 363 в части слов "справка о том, что заявитель признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий" противоречит Федеральному закону от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку устанавливает дополнительное не предусмотренное законодательством условие получения инвалидами земельных участков - нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий.
Решением Абаканского городского суда от 29 июля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 31 октября 2013 года, заявление удовлетворено: признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 13 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории г. Абакана отдельным категориям граждан", утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25 октября 2011 года N 363 в части.
В кассационной жалобе представитель Совета депутатов г. Абакана ФИО9 просит вышеназванные судебные постановления отменить, ссылаясь на то, что судами допущены нарушения норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 26 февраля 2014 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - Президиума Верховного Суда Республики Хакасия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Совета депутатов г. Абакана ФИО8, поддержавшей доводы жалобы, президиум приходит к следующему.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении данного дела такого характера нарушения были допущены судебными инстанциями.
Как видно из материалов дела, решением Абаканского городского Совета депутатов от 25 октября 2011 года N 363 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан. В настоящее время действует в редакции от 18 сентября 2012 года.
В абзаце 4 п. 13 Положения указано, что для принятия решения о предоставлении земельного участка инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, необходимо представить, в том числе, справку о том, что заявитель признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, выданную не позднее чем за 30 дней до дня подачи заявления.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суды исходили из того, что действующее федеральное и региональное законодательство не предусматривает, что реализация права инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение земельного участка возможно только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 2 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Во исполнение установленных законом мер социальной поддержки инвалидов Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
В силу п. 1 указанных Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Указанная норма распространяет свое действие и на все последующие, в том числе, на п. 17, касающийся предоставления земельных участков.
Согласно п. п. 17 и 18 Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Из системного анализа приведенных норм следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией граждан их права на жилое помещение. Поэтому право на первоочередное получение земельного участка связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, обязательным условием предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является признание данного гражданина в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что для реализации льгот по получению земельных участков, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принимаются на учет инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, являются обоснованными.
Поскольку судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, президиум полагает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора г. Абакана о признании п. 13 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории г. Абакана отдельным категориям граждан", утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25 октября 2011 года N 363 противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, не передавая дело на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 ГПК Российской Федерации, президиум
постановил:

решение Абаканского городского суда от 29 июля 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 31 октября 2013 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении заявления прокурора г. Абакана о признании п. 13 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории г. Абакана отдельным категориям граждан", утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 25 октября 2011 года N 363 противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части слов: "справка о том, что заявитель признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, выданная не позднее, чем за 30 дней до дня подачи заявления" - отказать.
Председательствующий
В.Н.НОСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)