Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что решение об отказе в учете изменений объектов недвижимости по предусмотренному основанию не является действительным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Барышева В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Малахова В.А.
судей Задворновой Т.Д., Драчева Д.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 02 декабря 2014 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Д. по доверенности С. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Д. об оспаривании решений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области отказать."
Заслушав доклад судьи областного суда Задворновой Т.Д., судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области об отказе в учете изменений объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований Д. ссылается на то, что является собственником 20 земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, находящихся на определенном расстоянии от ориентира: <данные изъяты>, с кадастровыми номерами <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 30 Устава Мышкинского муниципального района, а также итогового документа по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, глава Мышкинского муниципального района принял постановление N об изменении вида разрешенного использования принадлежащих заявителю земельных участков на другой вид разрешенного использования - для дачного строительства.
18 июля 2013 года представитель Д. по доверенности С. обратился в орган кадастрового учета с двадцатью заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости - земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в связи с изменением вида разрешенного использования.
ДД.ММ.ГГГГ орган кадастрового учета принял двадцать аналогичных решений с номерами <данные изъяты> об отказе в учете изменений объектов недвижимости по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". По мнению органа кадастрового учета, изменение постановлением от 01 июля 2013 года N 585 одного вида разрешенного использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения "для ведения личного подсобного хозяйства" на другой вид, не связанный с сельскохозяйственным производством - "для дачного строительства" - действующим законодательством не допускается.
Заявитель полагает, что вынесенные органом кадастрового учета решения являются незаконными, нарушающими право заявителя на земельные участки.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен представитель Д. по доверенности С.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований Д. в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 февраля 2014 года апелляционная жалоба представителя Д. по доверенности С. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 ноября 2013 года оставлена без удовлетворения.
Кассационным определением президиума Ярославского областного суда от 12 ноября 2014 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 февраля 2014 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав представителей Д. по доверенности С., по ордеру Ш., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области по доверенности М., судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции как по порядку принятия, так и по содержанию. В собственности заявителя находятся полевые земельные участки сельскохозяйственного назначения, состоящие из сельскохозяйственных угодий, возможность застраивания такого земельного участка запрещена законодателем, действующее законодательство не позволяет муниципальным органам власти под видом изменения разрешенного использования фактически изменять категорию земель. Возможность предоставления земельного участка для дачного строительства отдельному гражданину вне земель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения законодательством не предусмотрена. Поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Охотинского сельского поселения Мышкинского муниципального района земельные участки, принадлежащие Д., отнесены к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, ведение дачного строительства на таких землях недопустимо.
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктом 31 которого сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Исходя из анализа ч. 10 ст. 4, ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункта 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при осуществлении кадастрового учета ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области обязано провести экспертизу представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе, регулирующему земельные правоотношения.
С указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Закона).
В состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, если таким объектом является земельный участок, входят сведения о разрешенном использовании (п. 14 ч. 2 ст. 7 Закона).
Пунктом 9 ч. 1 ст. 22 Закона предусмотрено, что одним из необходимых для кадастрового учета документов является копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
Из материалов дела усматривается, что одновременно с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости заявитель представил в орган кадастрового учета Постановление главы администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N, которым на основании ст. 30 Устава Мышкинского муниципального района и итогового документа по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования принадлежащих Д. двадцати земельных участков на другой вид разрешенного использования - для дачного строительства.
Органами кадастрового учета приняты решения об отказе в учете изменений объектов недвижимости - земельных участков, принадлежащих Д., на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, в соответствии с которым (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
При этом органы кадастрового учета исходили из того, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения на другой вид разрешенного использования, не связанный с сельскохозяйственным производством, в том числе на разрешенное использование "для дачного строительства", действующим законодательством не допускается.
Таким образом, органы кадастрового учета фактически исходили из незаконности представленного заявителем Постановления главы администрации Мышкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих на праве собственности".
Вместе с тем, проверка законности указанного ненормативного акта в полномочия органа кадастрового учета не входит, а выводы суда первой инстанций о том, что органы кадастрового учета обязаны провести экспертизу представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, не основаны на законе.
Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета, в соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42, проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных ст. ст. 26, 27 Закона о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования может быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так и в порядке искового производства в случае заявления таких требований.
Орган кадастрового учета не наделен полномочиями по проверке правомерности принятия и оценке содержания принимаемых и утверждаемых органами местного самоуправления нормативных и ненормативных актов.
Постановление главы администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N в установленном процессуальным законом порядке не оспорено, недействительным не признано, у органа государственного кадастрового учета отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений, принадлежащих Д. земельных участков, в связи с изменением вида разрешенного использования - для дачного строительства.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права. По делу должно быть принято новое решение о признании незаконными решений органа государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объектов недвижимости. На орган государственного кадастрового учета должна быть возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет изменений принадлежащих Д. земельных участков в связи с изменением вида разрешенного использования - для дачного строительства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 ноября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконными решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области об отказе в учете изменений объектов недвижимости, принятые ДД.ММ.ГГГГ
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области осуществить государственный кадастровый учет изменений указанных земельных участков в связи с изменением вида разрешенного использования - для дачного строительства.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6826/2014
Требование: Об оспаривании решения государственного органа.Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что решение об отказе в учете изменений объектов недвижимости по предусмотренному основанию не является действительным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N 33-6826/2014
Судья: Барышева В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Малахова В.А.
судей Задворновой Т.Д., Драчева Д.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 02 декабря 2014 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Д. по доверенности С. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Д. об оспаривании решений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области отказать."
Заслушав доклад судьи областного суда Задворновой Т.Д., судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области об отказе в учете изменений объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований Д. ссылается на то, что является собственником 20 земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, находящихся на определенном расстоянии от ориентира: <данные изъяты>, с кадастровыми номерами <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 30 Устава Мышкинского муниципального района, а также итогового документа по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, глава Мышкинского муниципального района принял постановление N об изменении вида разрешенного использования принадлежащих заявителю земельных участков на другой вид разрешенного использования - для дачного строительства.
18 июля 2013 года представитель Д. по доверенности С. обратился в орган кадастрового учета с двадцатью заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости - земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в связи с изменением вида разрешенного использования.
ДД.ММ.ГГГГ орган кадастрового учета принял двадцать аналогичных решений с номерами <данные изъяты> об отказе в учете изменений объектов недвижимости по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". По мнению органа кадастрового учета, изменение постановлением от 01 июля 2013 года N 585 одного вида разрешенного использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения "для ведения личного подсобного хозяйства" на другой вид, не связанный с сельскохозяйственным производством - "для дачного строительства" - действующим законодательством не допускается.
Заявитель полагает, что вынесенные органом кадастрового учета решения являются незаконными, нарушающими право заявителя на земельные участки.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен представитель Д. по доверенности С.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований Д. в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 февраля 2014 года апелляционная жалоба представителя Д. по доверенности С. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 ноября 2013 года оставлена без удовлетворения.
Кассационным определением президиума Ярославского областного суда от 12 ноября 2014 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 февраля 2014 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав представителей Д. по доверенности С., по ордеру Ш., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области по доверенности М., судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции как по порядку принятия, так и по содержанию. В собственности заявителя находятся полевые земельные участки сельскохозяйственного назначения, состоящие из сельскохозяйственных угодий, возможность застраивания такого земельного участка запрещена законодателем, действующее законодательство не позволяет муниципальным органам власти под видом изменения разрешенного использования фактически изменять категорию земель. Возможность предоставления земельного участка для дачного строительства отдельному гражданину вне земель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения законодательством не предусмотрена. Поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Охотинского сельского поселения Мышкинского муниципального района земельные участки, принадлежащие Д., отнесены к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, ведение дачного строительства на таких землях недопустимо.
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктом 31 которого сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Исходя из анализа ч. 10 ст. 4, ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункта 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при осуществлении кадастрового учета ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области обязано провести экспертизу представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе, регулирующему земельные правоотношения.
С указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Закона).
В состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, если таким объектом является земельный участок, входят сведения о разрешенном использовании (п. 14 ч. 2 ст. 7 Закона).
Пунктом 9 ч. 1 ст. 22 Закона предусмотрено, что одним из необходимых для кадастрового учета документов является копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
Из материалов дела усматривается, что одновременно с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости заявитель представил в орган кадастрового учета Постановление главы администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N, которым на основании ст. 30 Устава Мышкинского муниципального района и итогового документа по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования принадлежащих Д. двадцати земельных участков на другой вид разрешенного использования - для дачного строительства.
Органами кадастрового учета приняты решения об отказе в учете изменений объектов недвижимости - земельных участков, принадлежащих Д., на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, в соответствии с которым (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
При этом органы кадастрового учета исходили из того, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения на другой вид разрешенного использования, не связанный с сельскохозяйственным производством, в том числе на разрешенное использование "для дачного строительства", действующим законодательством не допускается.
Таким образом, органы кадастрового учета фактически исходили из незаконности представленного заявителем Постановления главы администрации Мышкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих на праве собственности".
Вместе с тем, проверка законности указанного ненормативного акта в полномочия органа кадастрового учета не входит, а выводы суда первой инстанций о том, что органы кадастрового учета обязаны провести экспертизу представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, не основаны на законе.
Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета, в соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42, проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных ст. ст. 26, 27 Закона о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования может быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так и в порядке искового производства в случае заявления таких требований.
Орган кадастрового учета не наделен полномочиями по проверке правомерности принятия и оценке содержания принимаемых и утверждаемых органами местного самоуправления нормативных и ненормативных актов.
Постановление главы администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N в установленном процессуальным законом порядке не оспорено, недействительным не признано, у органа государственного кадастрового учета отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений, принадлежащих Д. земельных участков, в связи с изменением вида разрешенного использования - для дачного строительства.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права. По делу должно быть принято новое решение о признании незаконными решений органа государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объектов недвижимости. На орган государственного кадастрового учета должна быть возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет изменений принадлежащих Д. земельных участков в связи с изменением вида разрешенного использования - для дачного строительства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 ноября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконными решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области об отказе в учете изменений объектов недвижимости, принятые ДД.ММ.ГГГГ
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
N - относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области осуществить государственный кадастровый учет изменений указанных земельных участков в связи с изменением вида разрешенного использования - для дачного строительства.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)