Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.04.2014 N Ф09-1715/14 ПО ДЕЛУ N А07-5843/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. N Ф09-1715/14

Дело N А07-5843/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Ященок Т.П., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2013 по делу N А07-5843/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Управления - Медведева Л.Д. (доверенность от 20.01.2014 N 17);
- Некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" (далее - Некоммерческая организация) - Муллаянова Д.И. (доверенность от 15.05.2013 N 77).

Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению о признании незаконным решения от 28.01.2013 по делу N А-372/15-2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Некоммерческая организация, Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство).
Решением суда первой инстанции от 30.09.2013 (судья Кручинина Н.Е.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 (судьи Баканов В.В., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела.
Антимонопольный орган со ссылкой на п. 2 ст. 30, п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что бесплатное предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями, в соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не является исключительным случаем предоставления земельного участка для жилищного строительства, предусмотренным п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Управление указывает, что реализация различных социальных программ должна быть проведена в соответствии с требованиями законодательства, с соблюдением прав и законных интересов не только Некоммерческой организации, но и других заинтересованных лиц.

Как следует из материалов дела, Некоммерческая организация образована государственным унитарным предприятием "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан", является не имеющей членства социально ориентированной некоммерческой организацией, созданной в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Администрацией издано постановление от 27.06.2012 N 1731 "О предоставлении бесплатно в собственность находящегося в государственной собственности земельного участка Некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" земельного участка по адресу: г. Бирск, ул. Коммунаров, 12-а, для строительства многоквартирного жилого дома, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
Земельный участок площадью 1838 кв. м с кадастровым номером 02:64:011116:627 из категории земель населенных пунктов для жилищного строительства предоставлен в собственность бесплатно без проведения конкурсных процедур (торгов).
Управление, при проведении проверки, расценило названное постановление как нарушающее требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) поскольку, по мнению антимонопольного органа, в силу условий п. 11 ст. 1, ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
По результатам рассмотрения дела N А-372/15-12 Управлением вынесено решение, в котором отражено, что предоставление земельного участка для жилищного строительства Некоммерческой организации без проведения торгов произведено в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, создает организации преимущество по сравнению с другими организациями, осуществляющими строительную деятельность и конкурирующими с ним на одном товарном рынке; лишает последних возможности участвовать в торгах по выделению земельного участка под жилищное строительство; иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Полагая, что названное решение Управления незаконно, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии предусмотренной законом совокупности обстоятельств для признания незаконным оспоренного ненормативного акта антимонопольного органа, удовлетворили заявленные требования.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в данном случае действующим законодательством предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц в случаях, установленных актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и необходимости такого бесплатного предоставления земельных участков исключительно по итогам проведения торгов законом не установлено.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов о том, что действующим законодательством предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц.
Однако судами не учтено следующее.
Согласно п. 20 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Предоставление в собственность бесплатно и без проведения торгов земельного участка на основании постановления Администрации от 27.06.2012 N 1731 - это муниципальная преференция, отвечающая признакам, установленным п. 20 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ.
Из ч. 3 ст. 19 Федерального закона N 135-ФЗ следует, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 названной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом (ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 135-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации. Следовательно, требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа при предоставлении муниципальной помощи (преференции), установленное Федеральным законом N 135-ФЗ, в полной мере распространяется и на органы местного самоуправления, участвующие в охраняемых названным Законом правоотношениях, в том числе, при решении вопросов местного значения.
Системный анализ вышеприведенных норм права свидетельствует об установленном законодательством о конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Предоставление имущества (в том числе земельных участков) возможно только с соблюдением специальных процедур, предусмотренных для предоставления преференций.
Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной помощи приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения (ограничения) конкуренции действиями органа местного самоуправления, исходя из содержания ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ, не требуется.
Таким образом, рассмотрение настоящего спора судами лишь на основании норм Земельного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных законодательством о защите конкуренции, привело к принятию неправильного решения.
Поскольку судами не применены нормы материального права, подлежащие применению, суд кассационной инстанции полагает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных администрацией требований отказать.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2013 по делу N А07-5843/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения УФАС по РБ по делу N А-372/15-12 от 28.01.2013 отказать.

Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
Н.Н.СУХАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)