Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Феникс Марин Корпорейшен" - директора Смирнова А.В. (решение от 25 июля 2012 года),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области - представителей Кривошеевой Н.А. (доверенность от 09 января 2013 года), Вильмаса Г.Ю. (доверенность от 09 января 2013 года),
прокурор - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 мая 2013 года апелляционную жалобу ООО "Феникс Марин Корпорейшен"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2013 года по делу N А55-30972/2012 (судья Асадуллина С.П.), принятое по заявлению ООО "Феникс Марин Корпорейшен" (ОГРН 1036301053690, ИНН 6321095284), Самарская область, г. Тольятти, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, г. Самара, третье лицо: прокуратура Комсомольского района г. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным и отмене постановления от 09 октября 2012 года N 350 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс Марин Корпорейшен" (далее - ООО "Феникс Марин Корпорейшен", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (далее - Управление Росприроднадзора по Самарской области, административный орган) от 09 октября 2012 года N 350 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.12 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.
К участию в деле привлечена прокуратура Комсомольского района г. Тольятти.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2013 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Феникс Марин Корпорейшен" отказано на том основании, что оспариваемое постановление вынесено административным органом при наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ООО "Феникс Марин Корпорейшен" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Управления Росприроднадзора по Самарской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Комсомольского района города Тольятти Самарской области в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства в целях проверки доводов обращения гражданина Стенина Н.В. совместно с совместно с Территориальным отделом Управления Росприроднадзора по Самарской области города Тольятти около 14 часов 10 минут 29 августа 2012 года проведена проверка в отношении ООО "Феникс Марин Корпорейшн" на предмет исполнения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
Проверкой установлено, что ООО "Феникс Марин Корпорейшен" осуществляет деятельность по организации площадки для размещения маломерных судов на земельном участке вдоль левого берега реки Волги (Саратовское водохранилище) по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, южнее ул. Канальная, д. 43.
Вышеуказанный земельный участок площадью 4346 м2 мэрией городского округа Тольятти предоставлен в аренду ООО "Феникс Марин Корпорейшен" для целей, не связанных со строительством, а именно: для организации площадки временного складирования строительных материалов и иного имущества (лодочная станция) на основании договора аренды N 2536 от 20 января 2012 года сроком на 2 года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области 18 мая 2012 года N 6309/061/2012-406. Категория земель - земли населенных пунктов.
В ходе проверки выявлено, что в водоохранной зоне судоходного канала реки Волга Саратовского водохранилища, в том числе и на участке береговой полосы (двадцать метров), предназначенной для общего пользования, с правой стороны вдоль залива (дамбы) установлен с одной стороны металлический забор. Расстояние от забора до уреза воды около десяти метров. Ширина береговой полосы судоходного канала Саратовского водохранилища, предусмотренной для общего пользования, составляет двадцать метров. ООО "Феникс Марин Корпорейшен" ограничило свободный проход граждан к водному объекту общего пользования, то есть нарушило режим использования земельного участка в водоохранной зоне водного объекта общего пользования Саратовском водохранилища вопреки требованиям ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования и составляет двадцать метров.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Таким образом, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Береговая полоса является общедоступной, как и сам водный объект, что означает право каждого пребывать на любой ее части, а, следовательно, требовать от других освобождения береговой полосы. Наличие указанного ограждения на береговой полосе создает препятствия для свободного прохода к водному объекту и нарушает режим использования земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта, являющейся частью его водоохраной зоны.
Данные обстоятельства зафиксированы в постановлении и.о. прокурора Комсомольского района г. Тольятти советника юстиции Федорина В.М. от 19 сентября 2012 года N б/н о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки от 29 августа 2012 года, справке государственного инспектора РФ по охране природы Управления Росприроднадзора по Самарской области Н.А. Кривошеевой и других документах.
За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, согласно которой нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Самарской области от 09 октября 2012 года N 350 ООО "Феникс Марин Корпорейшен" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 22 000 руб.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" судоходный канал Самарского гидроузла представляет собой гидротехническое сооружение, основным назначением которого является соединение 2-х водных бассейнов, пропуск судов через плотину. Регулируют режим судоходного канала шлюзы: верхние N 21 и N 22 на 1666 км от истока р. Волга и нижние N 23, N 24 на 1670 км. Протяженность межшлюзового канала составляет 4,2 км. Берега судоходного канала укреплены железобетонными плитами, уровень воды постоянный и составляет 39,5 метров, территория не подвержена затоплению в результате таяния паводковых вод.
В соответствии с п. 9 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранная зона (далее по тексту - ВОЗ) магистральных или межхозяйственных каналов совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов.
Согласно плану судоходного канала ширина водоохранной зоны межшлюзового судоходного канала переменная, береговая полоса такого канала составляет 5 метров от береговой линии (п. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации). Береговая линия для канала определяется по среднемноголетнему уровню вод, в период покрытия льдом (п. 2 ч. 4 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации).
ООО "Феникс Марин Корпорейшен" осуществляет свою деятельность по организации площадки для размещения маломерных судов на земельном участке вдоль левого берега р. Волги (Саратовское водохранилище) в районе пос. Федоровка южнее ул. Канальная Комсомольского района г. Тольятти (примерно на 1675 км от устья). Ниже по течению р. Волга от 1670 км располагаются дачные участки и жилые дома пос. Федоровка. В данной части р. Волга берега естественные. Участок от 1670 км до 1675 км от устья р. Волга является подходным каналом N 34 Самарского гидроузла (Федоровский залив).
Уровень воды на указанном участке меняется в зависимости от работы Жигулевской ГЭС. Береговая территория вдоль Федоровского залива подвержена затоплению в результате прохождения паводка. За полуостровом Копылово Федоровский залив сливается с Саратовским водохранилищем и составляют единое водное пространство с одинаковым уровнем воды.
В силу ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации реальная граница водного объекта (береговая линия) определяется при установлении в Саратовском водохранилище НПУ 28,0 м в меженный период. Ширина ВОЗ Саратовского водохранилища составляет 200 м.
Из вышеизложенного следует, что ширина береговой полосы р. Волга на данном участке, за исключением межшлюзового судоходного канала, согласно ч. 6 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации составляет 20 м.
Река Волга относится к водным объектам, находящимся в государственной собственности, и является общедоступной, то есть предназначена для общего пользования. Кроме того, следует отметить, что вышеуказанный земельный участок площадью 4346 м2 мэрией г.о. Тольятти предоставлен в аренду ООО "Феникс Марин Корпорейшен" для целей, не связанных со строительством, а именно: для организации площадки временного складирования строительных материалов и иного имущества (лодочная станция) на основании договора аренды N 2536 от 20 января 2012 года сроком на 2 года.
Согласно указанному договору категория арендуемых земель - земли населенных пунктов, а не земли отвода под магистральные или межхозяйственные каналы. Участок целиком расположен в водоохранной зоне Саратовского водохранилища. Частично участок затапливается водой в результате пропуска паводковых вод на Жигулевской ГЭС. Ширина береговой полосы водного объекта (р. Волга Саратовское водохранилище) на арендуемом ООО "Феникс Марин Корпорейшен" земельном участке вдоль Федоровского залива, составляет 20 метров, наличие указанного ограждения на береговой полосе создает препятствия для свободного доступа к указанному водному объекту общего пользования, что является нарушением режима использования земельного участка в водоохранной зоне водного объекта общего пользования.
Кроме того, из представленного прокурором ответа из Нижнего-Волжского БВУ отдела водных ресурсов по Самарской области от 22 января 2013 года N 51 следует, что земельный участок расположенный по адресу: г. Тольятти, Комсомольский район, южнее ул. Канальная находится в зоне Федоровского затона Саратовского водохранилища, в котором также располагается судовой ход подхода к шлюзам N 23-24. Рассматриваемый участок водной акватории р. Волги не является гидротехническим сооружением "Канал". По архивным данным, этот участок является Федоровским затоном и используется для подхода судов к шлюзу N 23-24, а также для осуществления любительского и спортивного рыболовства, передвижения и причаливания частных плавучих средств к причалам п. Федоровка. Следовательно, данный водный объект является объектом общего пользования. В регистр гидротехнических сооружений канал Саратовского водохранилища не внесен.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда от 24 декабря 2012 года Комсомольского района г. Тольятти по делу об оспаривании постановления от 09 октября 2012 года, вынесенного заместителем государственного инспектора по охране природы в отношении директора ООО "Феникс Марин Корпорейшен" Смирнова А.В.
Материалами дела подтверждается факт правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых самим кодексом и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, обществом не принято всех необходимых мер для соблюдения режима использования принадлежащего ему земельного участка, расположенного в водоохранной зоне.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Феникс Марин Корпорейшен" допущены нарушения требований природоохранного законодательства в сфере охраны окружающей среды, выразившееся в нарушении режима использования земельного участка в водоохраной зоне, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным не усматривается ввиду наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей среды, обеспечения прав граждан на пользование водными объектами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным органом замер ограждения был осуществлен без специального оборудования и не от нормального подпорного уровня, а от фактического уровня воды на момент проверки, подлежат отклонению. По утверждению представителей административного органа, измерения производились с помощью рулетки, поверенной в установленном порядке, на момент проверки уровень воды составлял 28,5 м, что всего лишь на 0,5 м отличается от нормального подпорного уровня. В этой связи объект, возведенный заявителем, (ограждение) находится в границах защитной береговой полосы, что недопустимо. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Кроме того, акт проверки был подписан законным представителем общества без каких-либо замечаний, в том числе в отношении измерительных приборов, использованных административным органом в ходе замеров.
В апелляционной жалобе заявитель также ссылается на то, что в данном случае ширина береговой полосы составляет 5 м, поскольку вышеуказанный водный объект является подходным судовым каналом.
Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Между тем рассматриваемый водный объект является частью Саратовского водохранилища, а не самостоятельным каналом протяженностью менее 10 километров, в связи с чем к нему не применима норма об установлении пятиметровой береговой полосы.
Ссылка заявителя на письмо отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления от 12 сентября 2012 года, адресованное и.о. прокурора Комсомольского района города Тольятти, (т. 1, л.д. 51) необоснованна, поскольку в данном письме указано, что ширина данного водного объекта составляет 20 м.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 08 февраля 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена. В этой связи следует возвратить ООО "Феникс Марин Корпорейшен" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 28 февраля 2013 года N 62 государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2013 года по делу N А55-30972/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Феникс Марин Корпорейшен" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 28 февраля 2013 года N 62 государственную пошлину в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2013 ПО ДЕЛУ N А55-30972/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. по делу N А55-30972/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Феникс Марин Корпорейшен" - директора Смирнова А.В. (решение от 25 июля 2012 года),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области - представителей Кривошеевой Н.А. (доверенность от 09 января 2013 года), Вильмаса Г.Ю. (доверенность от 09 января 2013 года),
прокурор - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 мая 2013 года апелляционную жалобу ООО "Феникс Марин Корпорейшен"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2013 года по делу N А55-30972/2012 (судья Асадуллина С.П.), принятое по заявлению ООО "Феникс Марин Корпорейшен" (ОГРН 1036301053690, ИНН 6321095284), Самарская область, г. Тольятти, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, г. Самара, третье лицо: прокуратура Комсомольского района г. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным и отмене постановления от 09 октября 2012 года N 350 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс Марин Корпорейшен" (далее - ООО "Феникс Марин Корпорейшен", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (далее - Управление Росприроднадзора по Самарской области, административный орган) от 09 октября 2012 года N 350 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.12 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.
К участию в деле привлечена прокуратура Комсомольского района г. Тольятти.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2013 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Феникс Марин Корпорейшен" отказано на том основании, что оспариваемое постановление вынесено административным органом при наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ООО "Феникс Марин Корпорейшен" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Управления Росприроднадзора по Самарской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Комсомольского района города Тольятти Самарской области в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства в целях проверки доводов обращения гражданина Стенина Н.В. совместно с совместно с Территориальным отделом Управления Росприроднадзора по Самарской области города Тольятти около 14 часов 10 минут 29 августа 2012 года проведена проверка в отношении ООО "Феникс Марин Корпорейшн" на предмет исполнения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
Проверкой установлено, что ООО "Феникс Марин Корпорейшен" осуществляет деятельность по организации площадки для размещения маломерных судов на земельном участке вдоль левого берега реки Волги (Саратовское водохранилище) по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, южнее ул. Канальная, д. 43.
Вышеуказанный земельный участок площадью 4346 м2 мэрией городского округа Тольятти предоставлен в аренду ООО "Феникс Марин Корпорейшен" для целей, не связанных со строительством, а именно: для организации площадки временного складирования строительных материалов и иного имущества (лодочная станция) на основании договора аренды N 2536 от 20 января 2012 года сроком на 2 года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области 18 мая 2012 года N 6309/061/2012-406. Категория земель - земли населенных пунктов.
В ходе проверки выявлено, что в водоохранной зоне судоходного канала реки Волга Саратовского водохранилища, в том числе и на участке береговой полосы (двадцать метров), предназначенной для общего пользования, с правой стороны вдоль залива (дамбы) установлен с одной стороны металлический забор. Расстояние от забора до уреза воды около десяти метров. Ширина береговой полосы судоходного канала Саратовского водохранилища, предусмотренной для общего пользования, составляет двадцать метров. ООО "Феникс Марин Корпорейшен" ограничило свободный проход граждан к водному объекту общего пользования, то есть нарушило режим использования земельного участка в водоохранной зоне водного объекта общего пользования Саратовском водохранилища вопреки требованиям ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования и составляет двадцать метров.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Таким образом, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Береговая полоса является общедоступной, как и сам водный объект, что означает право каждого пребывать на любой ее части, а, следовательно, требовать от других освобождения береговой полосы. Наличие указанного ограждения на береговой полосе создает препятствия для свободного прохода к водному объекту и нарушает режим использования земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта, являющейся частью его водоохраной зоны.
Данные обстоятельства зафиксированы в постановлении и.о. прокурора Комсомольского района г. Тольятти советника юстиции Федорина В.М. от 19 сентября 2012 года N б/н о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки от 29 августа 2012 года, справке государственного инспектора РФ по охране природы Управления Росприроднадзора по Самарской области Н.А. Кривошеевой и других документах.
За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, согласно которой нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Самарской области от 09 октября 2012 года N 350 ООО "Феникс Марин Корпорейшен" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 22 000 руб.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" судоходный канал Самарского гидроузла представляет собой гидротехническое сооружение, основным назначением которого является соединение 2-х водных бассейнов, пропуск судов через плотину. Регулируют режим судоходного канала шлюзы: верхние N 21 и N 22 на 1666 км от истока р. Волга и нижние N 23, N 24 на 1670 км. Протяженность межшлюзового канала составляет 4,2 км. Берега судоходного канала укреплены железобетонными плитами, уровень воды постоянный и составляет 39,5 метров, территория не подвержена затоплению в результате таяния паводковых вод.
В соответствии с п. 9 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранная зона (далее по тексту - ВОЗ) магистральных или межхозяйственных каналов совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов.
Согласно плану судоходного канала ширина водоохранной зоны межшлюзового судоходного канала переменная, береговая полоса такого канала составляет 5 метров от береговой линии (п. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации). Береговая линия для канала определяется по среднемноголетнему уровню вод, в период покрытия льдом (п. 2 ч. 4 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации).
ООО "Феникс Марин Корпорейшен" осуществляет свою деятельность по организации площадки для размещения маломерных судов на земельном участке вдоль левого берега р. Волги (Саратовское водохранилище) в районе пос. Федоровка южнее ул. Канальная Комсомольского района г. Тольятти (примерно на 1675 км от устья). Ниже по течению р. Волга от 1670 км располагаются дачные участки и жилые дома пос. Федоровка. В данной части р. Волга берега естественные. Участок от 1670 км до 1675 км от устья р. Волга является подходным каналом N 34 Самарского гидроузла (Федоровский залив).
Уровень воды на указанном участке меняется в зависимости от работы Жигулевской ГЭС. Береговая территория вдоль Федоровского залива подвержена затоплению в результате прохождения паводка. За полуостровом Копылово Федоровский залив сливается с Саратовским водохранилищем и составляют единое водное пространство с одинаковым уровнем воды.
В силу ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации реальная граница водного объекта (береговая линия) определяется при установлении в Саратовском водохранилище НПУ 28,0 м в меженный период. Ширина ВОЗ Саратовского водохранилища составляет 200 м.
Из вышеизложенного следует, что ширина береговой полосы р. Волга на данном участке, за исключением межшлюзового судоходного канала, согласно ч. 6 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации составляет 20 м.
Река Волга относится к водным объектам, находящимся в государственной собственности, и является общедоступной, то есть предназначена для общего пользования. Кроме того, следует отметить, что вышеуказанный земельный участок площадью 4346 м2 мэрией г.о. Тольятти предоставлен в аренду ООО "Феникс Марин Корпорейшен" для целей, не связанных со строительством, а именно: для организации площадки временного складирования строительных материалов и иного имущества (лодочная станция) на основании договора аренды N 2536 от 20 января 2012 года сроком на 2 года.
Согласно указанному договору категория арендуемых земель - земли населенных пунктов, а не земли отвода под магистральные или межхозяйственные каналы. Участок целиком расположен в водоохранной зоне Саратовского водохранилища. Частично участок затапливается водой в результате пропуска паводковых вод на Жигулевской ГЭС. Ширина береговой полосы водного объекта (р. Волга Саратовское водохранилище) на арендуемом ООО "Феникс Марин Корпорейшен" земельном участке вдоль Федоровского залива, составляет 20 метров, наличие указанного ограждения на береговой полосе создает препятствия для свободного доступа к указанному водному объекту общего пользования, что является нарушением режима использования земельного участка в водоохранной зоне водного объекта общего пользования.
Кроме того, из представленного прокурором ответа из Нижнего-Волжского БВУ отдела водных ресурсов по Самарской области от 22 января 2013 года N 51 следует, что земельный участок расположенный по адресу: г. Тольятти, Комсомольский район, южнее ул. Канальная находится в зоне Федоровского затона Саратовского водохранилища, в котором также располагается судовой ход подхода к шлюзам N 23-24. Рассматриваемый участок водной акватории р. Волги не является гидротехническим сооружением "Канал". По архивным данным, этот участок является Федоровским затоном и используется для подхода судов к шлюзу N 23-24, а также для осуществления любительского и спортивного рыболовства, передвижения и причаливания частных плавучих средств к причалам п. Федоровка. Следовательно, данный водный объект является объектом общего пользования. В регистр гидротехнических сооружений канал Саратовского водохранилища не внесен.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда от 24 декабря 2012 года Комсомольского района г. Тольятти по делу об оспаривании постановления от 09 октября 2012 года, вынесенного заместителем государственного инспектора по охране природы в отношении директора ООО "Феникс Марин Корпорейшен" Смирнова А.В.
Материалами дела подтверждается факт правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых самим кодексом и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, обществом не принято всех необходимых мер для соблюдения режима использования принадлежащего ему земельного участка, расположенного в водоохранной зоне.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Феникс Марин Корпорейшен" допущены нарушения требований природоохранного законодательства в сфере охраны окружающей среды, выразившееся в нарушении режима использования земельного участка в водоохраной зоне, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным не усматривается ввиду наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей среды, обеспечения прав граждан на пользование водными объектами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным органом замер ограждения был осуществлен без специального оборудования и не от нормального подпорного уровня, а от фактического уровня воды на момент проверки, подлежат отклонению. По утверждению представителей административного органа, измерения производились с помощью рулетки, поверенной в установленном порядке, на момент проверки уровень воды составлял 28,5 м, что всего лишь на 0,5 м отличается от нормального подпорного уровня. В этой связи объект, возведенный заявителем, (ограждение) находится в границах защитной береговой полосы, что недопустимо. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Кроме того, акт проверки был подписан законным представителем общества без каких-либо замечаний, в том числе в отношении измерительных приборов, использованных административным органом в ходе замеров.
В апелляционной жалобе заявитель также ссылается на то, что в данном случае ширина береговой полосы составляет 5 м, поскольку вышеуказанный водный объект является подходным судовым каналом.
Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Между тем рассматриваемый водный объект является частью Саратовского водохранилища, а не самостоятельным каналом протяженностью менее 10 километров, в связи с чем к нему не применима норма об установлении пятиметровой береговой полосы.
Ссылка заявителя на письмо отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления от 12 сентября 2012 года, адресованное и.о. прокурора Комсомольского района города Тольятти, (т. 1, л.д. 51) необоснованна, поскольку в данном письме указано, что ширина данного водного объекта составляет 20 м.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 08 февраля 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена. В этой связи следует возвратить ООО "Феникс Марин Корпорейшен" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 28 февраля 2013 года N 62 государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2013 года по делу N А55-30972/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Феникс Марин Корпорейшен" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 28 февраля 2013 года N 62 государственную пошлину в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)