Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимченко О.Х.
судей М.В. Ильиной, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матвиенко Я.Ю.,
при участии:
от истца - Шурыгин В.В., доверенность от 09.01.2014, паспорт
от ответчика: Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Каменского район - Баулин М.С., доверенность N 1 от 09.01.2014
паспорт
от третьих лиц: от Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - Воронько И.Е., доверенность N 1 от 09.01.2014, Дорожкин Е.В., доверенность N 11 от 06.03.2014, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие "Искра"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.11.2012 по делу N А53-24181/2012,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие "Искра" (ИНН 6114003655, ОГРН 1046114001702)
к Администрации Каменского района Ростовской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Каменского района
при участии третьих лиц: Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области,
Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
о признании незаконным отказа в переоформлении права,
принятое в составе судьи Андриановой Ю.Ю.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Искра" (далее - ООО СХП "Искра", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с Администрации Каменского района Ростовской области в лице комитета по управлению имуществом Каменского района Ростовской области о признании незаконным отказа в переоформлении на право собственности права постоянного (бессрочного) пользования следующими земельными участками:
- с кадастровым номером 61:15:0602101:1879, местоположение: Ростовская область, Каменский район; пруд "Харьковка"
- - с кадастровым номером 61:15:0602501:1123, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Н.Говейный";
- - с кадастровым номером 61:15:0601101:496, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Груцинов";
- - с кадастровым номером 61:15:0600301:1223, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Пиховской питомник;
- - с кадастровым номером 61:15:0602501:1124, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Богдановский питомник;
- - с кадастровым номером 61:15:0000000:5358, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Самбуров";
- - с кадастровым номером 61:15:0601001:1335, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруды "Гусевский каскад";
- - с кадастровым номером 61:15:0000000:5357, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруды "Гусевский каскад", а также обязании принять решение о предоставлении земельных участков на праве собственности в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; подготовить и направить проект договора купли-продажи земельных участков, с предложением о заключении соответствующего договора.
Заявленные требования мотивированы тем, что земельный участок, площадью 267 га предоставлен истцу в 1992 г. на праве постоянного(бессрочного)пользования, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об ограничении его в обороте, следовательно, ООО СХП "Искра" вправе приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора.
Определением суда от 15.08.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Каменского района Ростовской области, Комитет по управлению имуществом Каменского района Ростовской области, а также в качестве третьих лиц Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области; Территориальное управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.11.2012 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Искра" отказано. Суд указал, что уполномоченный орган не принимал решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 61:15:0000000:35 площадью 267 га на восемь самостоятельных участков.
При обращении с заявлением общество не представило копии документов, подтверждающих приобретение земельного участка площадью 267 га в постоянное(бессрочное) пользование.Суд пришел к выводу об ограничении оборотоспособности земельных участков (ст. 27 ЗК РФ), поскольку на указанных участках расположены гидротехнические сооружения (дамбы). Как следует из выписок кадастровых паспортов земельных участков, на них расположены пруды, суд со ссылкой на п. 8 ст. 27 ЗК РФ отказал в приватизации также и по указанному основанию.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО СХП "Искра" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить его. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы.
Обжалуемый заявителем отказ Комитета по управлению имуществом Каменского района в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности был мотивирован заинтересованным лицом лишь ссылками на нормы законодательства, ограничивающими оборотоспособность земельных участков.
Указывая на то, что обществом при обращении с заявлением не предоставлены документы, подтверждающие право приобретения в постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, суд вышел за пределы заявленных требований и фактически указал на отсутствие у ООО СХП "Искра" таких прав. Однако, право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельные участки в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
С целью оформления земельных участков в качестве объектов земельных отношений общество предварительно за счет собственных средств выполнило весь комплекс подготовительных мероприятий (провело межевание, поставило земельные участки на кадастровый учет, оформило кадастровые паспорта). В результате межевания используемый ООО "СХП "Искра" земельный участок 267 га, составлявший единое землепользование, был разделен на 8 обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 61:15:0602101:1879, 61:15:0602501:1123, 61:15:0601101:496, 61:15:0600301:1223, 61:15:0602501:1124, 61:15:0000000:5358, 61:15:0601001:1335,61:15:0000000:5357.
В силу части 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок за обществом сохраняется. Таким образом, довод суда об отсутствии у заявителя документов, удостоверяющих права на приобретаемые земельные участки, является противоречащим действующему законодательству.
С учетом того, что Комитетом по управлению имуществом Каменского района (структурным органом Администрации) обществу было отказано в предоставлении истребуемых земельных участков в собственность и предложено переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, ООО СХП "Искра" считает, что решение об образовании земельных участков Администрацией Каменского района было принято.
Вопросы об объектах недвижимости, принадлежащих ООО "СХП "Искра" на праве собственности и расположенных на переоформляемых земельных участках, как и вопросы об их правовом статусе, не подлежали исследованию и оценке арбитражным судом в рамках рассматриваемого спора, и, как следствие, не могли влиять на результат рассмотрения дела.
Принимая решение, арбитражный суд пришел к выводу о том, что переоформляемые ООО СХП "Искра" земельные участки являются ограниченными в обороте, в связи с нахождением на них водных объектов - прудов и, следовательно, не могут быть переданы в частную собственность. Однако наличие данного вида водных объектов не является безусловным основанием для признания земельного участка ограниченным в обороте.
Согласно кадастровым паспортам на истребуемые земельные участки, все участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о принадлежности истребуемых заявителем земельных участков к категории земель водного фонда, либо сведений о том, что на них расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты в составе водного фонда, означает, что основания считать истребуемые ООО СХП "Искра" земельные участки ограниченными в обороте и не подлежащими приватизации - отсутствуют. Об отсутствии ограниченности в обороте в отношении земельных участков, указанных ООО СХП "Искра" в заявлении о переоформлении прав, говорит факт длительной уплаты заявителем земельного налога за данные земельные участки, который подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вывод суда о том, что переоформляемые заявителем земельные участки являются ограниченными в обороте и относятся к категории земель водного фонда, затрагивает о права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле. Так, решив судебным актом вопрос об оборотоспособности земельных участков ООО СХП "Искра", суд фактически освободил последнее от обязанности по уплате земельного налога, что затрагивает права налоговой инспекции, как органа, уполномоченного государством в области налогообложения. Отнесение судом переоформляемых ООО СХП "Искра" земельных участков к категории водного фонда, затрагивает также и права филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области (отдел по Каменскому району) (Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Ростовской области"). Общество считает, что не привлечение к участию в деле указанных выше лиц, является существенным нарушением норм процессуального права, что в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Заявитель жалобы просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Комитет по управлению имуществом Администрации Каменского района в отзыве на апелляционную жалобу указал: спорные земельные участки в силу закона относятся к федеральной собственности и не могут быть переданы в собственность иным лицам. Земельным и Водным кодексами Российской Федерации установлено ограничение в отношении спорных участков в виде запрета на представление их в частную собственность. С результатами экспертизы комитет не согласен, поскольку водные объекты в отношении которых проводилось исследование, находятся в бассейне малых рек Ростовской области, а малые реки в период летне-осенней межени (время, в течение которого проводилось наблюдение)пересыхают Наблюдение проводилось в безводный период и отсутствие воды на может свидетельствовать об отсутствии гидравлической связи прудов с основным водным объектом. Комитет просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных объектов (Донское БВУ) пояснило, что водные объекты пруды, расположенные в Каменской районе Ростовской области: "Харьковка", Нижеговейный", "Грунцинов","Самбуров", "Гусевский каскад"(верхний, средний, нижний),Пихтовский и Богдановский питомники в государственный водный реестр не внесены. Отсутствие указанных объектов в реестре не является подтверждением их фактического отсутствия на местности, а также препятствием для реализации полномочий в области водных отношений применительно к таким водным объектам.
Указанные водоемы располагаются на водотоках: балка Калиновая, река Малый Калитвенец, балка Западная(приток реки Б.Калитвенец) Указанные водотоки внесены в государственный водный реестр (раздел: Ресурсы поверхностных вод СССР)представляющий собой единый государственный водный фонд пруды в Каменском районе расположены на водотоках, образованы в результате создания гидротехнических сооружений, то есть являются элементом гидрографической сети (русловые пруды) и являются федеральной собственностью.
В судебном заседании представитель общества доводы жалобы поддержал, просил решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель КУИ Каменского района просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Донского БВУ пояснил, что пруды являются русловыми, расположены на водотоках, информацией в отношении Пихтовского и Богдановского питомников не обладает.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Искра" является правопреемником товарищества с ограниченной ответственностью "Искра", которое в свою очередь, является правопреемником рыбколхоза "Искра", что следует из представленного Устава ООО "Искра", выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Каменского районного Совета народных депутатов Ростовской области N 16 от 28.05.2991 г. рыбколхозу "Искра" предоставлено в постоянное(бессрочное) пользование для выращивания товарной рыбы, площади прудов, находящиеся на территории хозяйств района, общая площадь пруда 267 га. Райисполкому и комитету по земельной реформе и земельным ресурсам предписано провести землеустроительные работы по отграничению прудовых участков в натуре и выдать госакт на право пользования землей. земельный участок (прочие угодья)общей площадью-267 га.
Согласно приложению к указанному решению переданы пруды: "Груницынов" общей площадью 31 га, "Самбуров" 15 га и 42 га, местоположение пойма реки Малый Калитвинец";Гусевский каскад 39 га и 8 га, местоположение балка "Западная" "Харьковка"-24 га местоположение Балка "Клиновая", "Н.Говейный" 41 га пойма реки "Северный Донец",Богдановский питомник-60 га, местоположение балка, Пиховский питомник 7га пойма реки Глубокая". 28.12.1992 рыбколхозу "Искра" выдано временное свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 267 га прочих угодий для выращивания товарной рыбы. Как следует из временного свидетельства, оно выдано на основании решения Каменского районного Совета народных депутатов от 28.05.1991 N 16. На оборотной стороне временного свидетельства поименованы ориентиры земельного участка: пруд "Груцинов", пруд "Самбуров, пруд "Гусевский каскад". Пруд "Харьковка", Богдановский питомник, Пиховский питомник. Сведениями о строительстве указанных прудов стороны не располагают. Как видно из постановления пруды были изъяты у разных хозяйств и предоставлены рыбколхозу "Искра" с целью разведения товарной рыбы.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Земельный участок, как ранее учтенный был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 61:15:0000000:35 площадью 267 га.
Как следует из пояснений СПК "Искра" данный земельный участок был разделен на новые участки со следующими кадастровыми номерами:
с кадастровым номером 61:15:0602101:1879, местоположение: Ростовская область, Каменский район; пруд "Харьковка"
- - с кадастровым номером 61:15:0602501:1123, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Н.Говейный";
- - с кадастровым номером 61:15:0601101:496, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Груцинов";
- - с кадастровым номером 61:15:0600301:1223, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Пиховской питомник;
- - с кадастровым номером 61:15:0602501:1124, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Богдановский питомник;
- - с кадастровым номером 61:15:0000000:5358, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Самбуров";
- - с кадастровым номером 61:15:0601001:1335, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруды "Гусевский каскад";
- - с кадастровым номером 61:15:0000000:5357. Категория земельных участков определена " земли сельскохозяйственного назначения".
18.04.2012 г. ООО СХП "Искра" заявлением в Администрацию Каменского района Ростовской области 18.04.2012. о предоставлении в собственность указанных земельных участков, ссылаясь на наличие права постоянного(бессрочного) пользования и обязанности переофрмить его.
По поручению главы Администрации Каменского района Комитет по управлению имуществом Каменского района письмом от 10.05.2012 N 1047 отказал в приватизации указанных земельных участков со ссылкой на подпункты 3, 10, пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Считая отказ в выкупе земельных участков незаконным, ООО СХП "Искра" в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в суд с соответствующими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 Кодекса для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) норм действующего законодательства и нарушение им прав и интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса за гражданами и юридическими лицами сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если оно возникло до введения в действие данного Кодекса.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе", статье 66 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 в период с 23.11.1990 по 28.10.1993 земельные участки предоставлялись местными Советами народных депутатов.
Права на предоставленные земельные участки удостоверялись государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493, который выдавался до 29.10.1993, а также свидетельством о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177, которое выдавалось временно до момента выдачи государственного акта.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными (в том числе) свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Право постоянного (бессрочного) пользования землей рыбколхоза "Искра" подтверждено свидетельством N 15-88 от 28.12.1992, соответствующим форме, утвержденной постановлением от 19.03.1992 N 177. Правопреемство заявителя по отношению к юридическому лицу, указанному в названных свидетельствах (рыбколхоз "Искра"), подтверждается представленными в дело учредительными документами общества и муниципального предприятия.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о наличии у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок, указанный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.10.2007 N 6501/07.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте сельскохозяйственных земель.
Из сферы действия названного (специального) закона изъяты земельные участки, указанные в пункте 7 статьи 27 Земельного кодекса (земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями).
Земельный кодекс определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости отказа в выкупе, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В отношении ограниченных в обороте земельных участков действует правило о недопустимости отказа в случае, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям отнесены, в том числе и дамбы.
Как следует из материалов дела, на земельных участках находятся объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности-дамбы, расположенные на вырастных прудах, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.07.2012 г. (том 1, лист дела 12-18). Дамбы отнесены к гидротехническим сооружениям.
В соответствии с нормами п. 1 ст. 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Пунктом 2, 3 указанной статьи определено, что к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации определено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Таким образом, для правильного рассмотрения спора необходимо разрешить вопрос о том, возможно ли квалифицировать спорные водные объекты как пруд или обводненный карьер.
В преамбуле Водного кодекса Российской Федерации 1995 года дана характеристика обособленного водного объекта - обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Согласно ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения" пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км; пруд - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Различают выкопанные водоемы (пруды-копани) или созданные путем перегораживания постоянного или временного водотока плотиной.
Согласно решению Каменского районного Света народных депутатов от 28.05.1991 г. N 16 в постоянное бессрочное пользование рыбколхозу "Искра предоставлялись площади уже существующих прудов, наименование прудов, место их расположения. Из свидетельства N 15-88 от 28.122.1992 г. видно, что все пруды расположены поймах рек.
Таким образом, рыбколхозу "Искра" в постоянное(бессрочное) пользование предоставлялся земельный участок с уже существующими прудами как водными объектами.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов", Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) признано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет в том числе полномочия по организации территориального перераспределения стока поверхностных вод.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 N 169 "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов", Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основными функциями Федерального агентства водных ресурсов являются в том числе: предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; ведение Государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 N 728 "О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов" определено, что в соответствии со статьями 28 и 32 Водного кодекса РФ гидрографическое районирование территории Российской Федерации (установление, документирование и утверждение количества гидрографических единиц и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на основе методики гидрографического районирования территории Российской Федерации; водохозяйственное районирование территории Российской Федерации (выделение, документирование и утверждение количества водохозяйственных участков и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов на основе методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации; границы бассейновых округов определяются по границам гидрографических единиц, включенных в бассейновый округ, и границам прилегающих к ним участков внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282, федеральное агентство водных ресурсов имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности агентства. Водное управление в силу своих полномочий могло давать заключение по водному объекту в отсутствие сведений, внесенных в водный реестр. Решения водного управления, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти, организаций и граждан.
Согласно сведениям Донского БВУ пруды, предоставленные обществу расположены на водотоках балка Клиновая, река Малый Калитвенец, балка Клиновая, балка Западная (приток реки Б.Калитвинец), пойма реки "Северный Донец".Указанные водотоки внесены в государственный водный реестр (раздел Ресурсы поверхностных вод СССР, Гидрологическая изученность, том 7, Донской район) представляющий собой водный фонд. Рассматриваемые водные объекты (пруды в Каменском районе) образованы в результате создания гидротехнических сооружений, в составе которых имеются водосбросные и водовыпускные сооружения, то есть, являются совокупным элементом гидрографической сети (русловые пруды). (том 5, лист дела 103, том 6, лист дела 4)
С учетом локализации объектов в балках, поймах рек, которые являются притоками реки Дон и, принимая во внимание положения части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, спорные водные объекты не могут быть квалифицированы как изолированный пруд и в силу закона должны быть отнесены к федеральной собственности.
По ходатайству СПК "Искра" определением суда апелляционной инстанции от 14 марта 2013 г. была назначена экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы:
На каких нижеперечисленных земельных участках фактически находятся водоемы, отвечающие признакам водного объекта, установленным в п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ?:
1) кадастровый номер 61:15:0602101:1879 - земельный участок, площадью 239997 +/- 2449 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Харьковка";
2) кадастровый номер 61:15:0602501:1123 - земельный участок, площадью 409971 +/- 3201 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Н.Говейный";
3) кадастровый номер 61:15:0601101:496 - земельный участок, площадью 309989 +/- 2784 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Груцинов";
4) кадастровый номер 61:15:0600301:1223 - земельный участок, площадью 112601 +/- 1678 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Пиховской питомник;
5) кадастровый номер 61:15:0602501:1124 - земельный участок, площадью 257190 +/- 2536 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Богдановский питомник;
6) кадастровый номер 61:15:0000000:5358 - земельный участок, площадью 569902 +/- 3775 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Самбуров";
7) кадастровый номер 61:15:0601001:1335 - земельный участок, площадью 133789 +/- 1829 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруды "Гусевский каскад";
8) кадастровый номер 61:15:0000000:5357 - земельный участок, площадью 336138 +/-2899 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруды "Гусевский каскад".
В случае фактического отсутствия водных объектов на каких-либо из указанных выше земельных участках, указать на каких именно участках водные объекты отсутствуют.
2. Какие водные объекты, из выявленных при ответе на вопрос N 1, являются искусственно созданными, а какие природными?
3. Какие водные объекты, из выявленных при ответе на вопрос N 1, являются замкнутыми водоемами, ограниченными со всех сторон береговой линией?
4. Какие водные объекты, из выявленных при ответе на вопрос N 1, расположены непосредственно на водотоках (реках, ручьях, каналах), сведения о которых внесены в государственный водный реестр, и обладают с данными водотоками непосредственной поверхностной гидравлической связью(указать с какими именно)?
5. К какому типу водоемов относятся выявленные при ответе на вопрос N 1 водные объекты, согласно ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения"?
6. Как отразиться на выявленных при ответе на вопрос N 1 водных объектах и содержащихся в них биоресурсах, прекращение хозяйственной деятельности, в частности ликвидации водоподпорных сооружений (дамб), принадлежащих на праве собственности ООО "СХП "Искра"?
Согласно выдам эксперта пруд "Харьковка", "Н.Говейный", "Грунцинов" "Самбуров", Гусевский каскад" отвечают признакам водного объекта, созданы путем устройства плотин и дамб в естественных и искусственных углублениях суши. Пруд "Груцинов и Самбуров" расположены на водотоке реки М. Калитвенец, которая внесена в государственный водный реестр. Пихтовский и Богдановский питомники на момент исследования, не отвечали признакам водного объекта в период наблюдения.
Представители Донского БВУ пояснили, что экспертное заключение содержит неполную информацию, пруды расположены на водотоках имеют гидравлическую связь с водными объектами, не имеют замкнутой линии.
В отношении Пихтовского и Богдановского питомников Донского БВУ указало, что экспертное заключение не дает характеристики указанных прудов: являются ли они замкнутыми водными объектами или образованы водонапорными сооружениями с целью хранения и регулирования стока. (том 5, лист дела 103).
На вопрос суда апелляционной инстанции представители Донского БВУ пояснили, что спорные пруды не относятся к таким водоемам как пруды-копани.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом комитета о том, что водные объекты в отношении которых проводилось исследование, находятся в бассейне малых рек Ростовской области, а малые реки в период летне-осенней межени (время, в течение которого проводилось наблюдение)пересыхают Наблюдение проводилось в безводный период и отсутствие воды не может свидетельствовать об отсутствии гидравлической связи прудов с основным водным объектом.
Общество указывает, что спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Между тем, указание в кадастровом паспорте категории участка "земли сельскохозяйственного назначения" не означает, что в его границах не могут располагаться водные объекты. По смыслу пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе, земли, занятые водными объектами.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта первой инстанции. Иные доводы жалобы, в том числе касающиеся, по мнению общества, нарушения прав иных лиц, оценены судом первой инстанции и признаны необоснованными.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
При подаче апелляционной жалобы государственная пошлина оплачена.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.11.2012 по делу N А53-24181/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2014 N 15АП-16738/2012 ПО ДЕЛУ N А53-24181/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. N 15АП-16738/2012
Дело N А53-24181/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимченко О.Х.
судей М.В. Ильиной, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матвиенко Я.Ю.,
при участии:
от истца - Шурыгин В.В., доверенность от 09.01.2014, паспорт
от ответчика: Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Каменского район - Баулин М.С., доверенность N 1 от 09.01.2014
паспорт
от третьих лиц: от Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - Воронько И.Е., доверенность N 1 от 09.01.2014, Дорожкин Е.В., доверенность N 11 от 06.03.2014, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие "Искра"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.11.2012 по делу N А53-24181/2012,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие "Искра" (ИНН 6114003655, ОГРН 1046114001702)
к Администрации Каменского района Ростовской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Каменского района
при участии третьих лиц: Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области,
Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
о признании незаконным отказа в переоформлении права,
принятое в составе судьи Андриановой Ю.Ю.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Искра" (далее - ООО СХП "Искра", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с Администрации Каменского района Ростовской области в лице комитета по управлению имуществом Каменского района Ростовской области о признании незаконным отказа в переоформлении на право собственности права постоянного (бессрочного) пользования следующими земельными участками:
- с кадастровым номером 61:15:0602101:1879, местоположение: Ростовская область, Каменский район; пруд "Харьковка"
- - с кадастровым номером 61:15:0602501:1123, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Н.Говейный";
- - с кадастровым номером 61:15:0601101:496, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Груцинов";
- - с кадастровым номером 61:15:0600301:1223, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Пиховской питомник;
- - с кадастровым номером 61:15:0602501:1124, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Богдановский питомник;
- - с кадастровым номером 61:15:0000000:5358, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Самбуров";
- - с кадастровым номером 61:15:0601001:1335, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруды "Гусевский каскад";
- - с кадастровым номером 61:15:0000000:5357, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруды "Гусевский каскад", а также обязании принять решение о предоставлении земельных участков на праве собственности в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; подготовить и направить проект договора купли-продажи земельных участков, с предложением о заключении соответствующего договора.
Заявленные требования мотивированы тем, что земельный участок, площадью 267 га предоставлен истцу в 1992 г. на праве постоянного(бессрочного)пользования, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об ограничении его в обороте, следовательно, ООО СХП "Искра" вправе приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора.
Определением суда от 15.08.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Каменского района Ростовской области, Комитет по управлению имуществом Каменского района Ростовской области, а также в качестве третьих лиц Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области; Территориальное управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.11.2012 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Искра" отказано. Суд указал, что уполномоченный орган не принимал решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 61:15:0000000:35 площадью 267 га на восемь самостоятельных участков.
При обращении с заявлением общество не представило копии документов, подтверждающих приобретение земельного участка площадью 267 га в постоянное(бессрочное) пользование.Суд пришел к выводу об ограничении оборотоспособности земельных участков (ст. 27 ЗК РФ), поскольку на указанных участках расположены гидротехнические сооружения (дамбы). Как следует из выписок кадастровых паспортов земельных участков, на них расположены пруды, суд со ссылкой на п. 8 ст. 27 ЗК РФ отказал в приватизации также и по указанному основанию.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО СХП "Искра" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить его. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы.
Обжалуемый заявителем отказ Комитета по управлению имуществом Каменского района в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности был мотивирован заинтересованным лицом лишь ссылками на нормы законодательства, ограничивающими оборотоспособность земельных участков.
Указывая на то, что обществом при обращении с заявлением не предоставлены документы, подтверждающие право приобретения в постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, суд вышел за пределы заявленных требований и фактически указал на отсутствие у ООО СХП "Искра" таких прав. Однако, право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельные участки в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
С целью оформления земельных участков в качестве объектов земельных отношений общество предварительно за счет собственных средств выполнило весь комплекс подготовительных мероприятий (провело межевание, поставило земельные участки на кадастровый учет, оформило кадастровые паспорта). В результате межевания используемый ООО "СХП "Искра" земельный участок 267 га, составлявший единое землепользование, был разделен на 8 обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 61:15:0602101:1879, 61:15:0602501:1123, 61:15:0601101:496, 61:15:0600301:1223, 61:15:0602501:1124, 61:15:0000000:5358, 61:15:0601001:1335,61:15:0000000:5357.
В силу части 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок за обществом сохраняется. Таким образом, довод суда об отсутствии у заявителя документов, удостоверяющих права на приобретаемые земельные участки, является противоречащим действующему законодательству.
С учетом того, что Комитетом по управлению имуществом Каменского района (структурным органом Администрации) обществу было отказано в предоставлении истребуемых земельных участков в собственность и предложено переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, ООО СХП "Искра" считает, что решение об образовании земельных участков Администрацией Каменского района было принято.
Вопросы об объектах недвижимости, принадлежащих ООО "СХП "Искра" на праве собственности и расположенных на переоформляемых земельных участках, как и вопросы об их правовом статусе, не подлежали исследованию и оценке арбитражным судом в рамках рассматриваемого спора, и, как следствие, не могли влиять на результат рассмотрения дела.
Принимая решение, арбитражный суд пришел к выводу о том, что переоформляемые ООО СХП "Искра" земельные участки являются ограниченными в обороте, в связи с нахождением на них водных объектов - прудов и, следовательно, не могут быть переданы в частную собственность. Однако наличие данного вида водных объектов не является безусловным основанием для признания земельного участка ограниченным в обороте.
Согласно кадастровым паспортам на истребуемые земельные участки, все участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о принадлежности истребуемых заявителем земельных участков к категории земель водного фонда, либо сведений о том, что на них расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты в составе водного фонда, означает, что основания считать истребуемые ООО СХП "Искра" земельные участки ограниченными в обороте и не подлежащими приватизации - отсутствуют. Об отсутствии ограниченности в обороте в отношении земельных участков, указанных ООО СХП "Искра" в заявлении о переоформлении прав, говорит факт длительной уплаты заявителем земельного налога за данные земельные участки, который подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вывод суда о том, что переоформляемые заявителем земельные участки являются ограниченными в обороте и относятся к категории земель водного фонда, затрагивает о права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле. Так, решив судебным актом вопрос об оборотоспособности земельных участков ООО СХП "Искра", суд фактически освободил последнее от обязанности по уплате земельного налога, что затрагивает права налоговой инспекции, как органа, уполномоченного государством в области налогообложения. Отнесение судом переоформляемых ООО СХП "Искра" земельных участков к категории водного фонда, затрагивает также и права филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области (отдел по Каменскому району) (Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Ростовской области"). Общество считает, что не привлечение к участию в деле указанных выше лиц, является существенным нарушением норм процессуального права, что в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Заявитель жалобы просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Комитет по управлению имуществом Администрации Каменского района в отзыве на апелляционную жалобу указал: спорные земельные участки в силу закона относятся к федеральной собственности и не могут быть переданы в собственность иным лицам. Земельным и Водным кодексами Российской Федерации установлено ограничение в отношении спорных участков в виде запрета на представление их в частную собственность. С результатами экспертизы комитет не согласен, поскольку водные объекты в отношении которых проводилось исследование, находятся в бассейне малых рек Ростовской области, а малые реки в период летне-осенней межени (время, в течение которого проводилось наблюдение)пересыхают Наблюдение проводилось в безводный период и отсутствие воды на может свидетельствовать об отсутствии гидравлической связи прудов с основным водным объектом. Комитет просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных объектов (Донское БВУ) пояснило, что водные объекты пруды, расположенные в Каменской районе Ростовской области: "Харьковка", Нижеговейный", "Грунцинов","Самбуров", "Гусевский каскад"(верхний, средний, нижний),Пихтовский и Богдановский питомники в государственный водный реестр не внесены. Отсутствие указанных объектов в реестре не является подтверждением их фактического отсутствия на местности, а также препятствием для реализации полномочий в области водных отношений применительно к таким водным объектам.
Указанные водоемы располагаются на водотоках: балка Калиновая, река Малый Калитвенец, балка Западная(приток реки Б.Калитвенец) Указанные водотоки внесены в государственный водный реестр (раздел: Ресурсы поверхностных вод СССР)представляющий собой единый государственный водный фонд пруды в Каменском районе расположены на водотоках, образованы в результате создания гидротехнических сооружений, то есть являются элементом гидрографической сети (русловые пруды) и являются федеральной собственностью.
В судебном заседании представитель общества доводы жалобы поддержал, просил решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель КУИ Каменского района просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Донского БВУ пояснил, что пруды являются русловыми, расположены на водотоках, информацией в отношении Пихтовского и Богдановского питомников не обладает.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Искра" является правопреемником товарищества с ограниченной ответственностью "Искра", которое в свою очередь, является правопреемником рыбколхоза "Искра", что следует из представленного Устава ООО "Искра", выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Каменского районного Совета народных депутатов Ростовской области N 16 от 28.05.2991 г. рыбколхозу "Искра" предоставлено в постоянное(бессрочное) пользование для выращивания товарной рыбы, площади прудов, находящиеся на территории хозяйств района, общая площадь пруда 267 га. Райисполкому и комитету по земельной реформе и земельным ресурсам предписано провести землеустроительные работы по отграничению прудовых участков в натуре и выдать госакт на право пользования землей. земельный участок (прочие угодья)общей площадью-267 га.
Согласно приложению к указанному решению переданы пруды: "Груницынов" общей площадью 31 га, "Самбуров" 15 га и 42 га, местоположение пойма реки Малый Калитвинец";Гусевский каскад 39 га и 8 га, местоположение балка "Западная" "Харьковка"-24 га местоположение Балка "Клиновая", "Н.Говейный" 41 га пойма реки "Северный Донец",Богдановский питомник-60 га, местоположение балка, Пиховский питомник 7га пойма реки Глубокая". 28.12.1992 рыбколхозу "Искра" выдано временное свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 267 га прочих угодий для выращивания товарной рыбы. Как следует из временного свидетельства, оно выдано на основании решения Каменского районного Совета народных депутатов от 28.05.1991 N 16. На оборотной стороне временного свидетельства поименованы ориентиры земельного участка: пруд "Груцинов", пруд "Самбуров, пруд "Гусевский каскад". Пруд "Харьковка", Богдановский питомник, Пиховский питомник. Сведениями о строительстве указанных прудов стороны не располагают. Как видно из постановления пруды были изъяты у разных хозяйств и предоставлены рыбколхозу "Искра" с целью разведения товарной рыбы.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Земельный участок, как ранее учтенный был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 61:15:0000000:35 площадью 267 га.
Как следует из пояснений СПК "Искра" данный земельный участок был разделен на новые участки со следующими кадастровыми номерами:
с кадастровым номером 61:15:0602101:1879, местоположение: Ростовская область, Каменский район; пруд "Харьковка"
- - с кадастровым номером 61:15:0602501:1123, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Н.Говейный";
- - с кадастровым номером 61:15:0601101:496, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Груцинов";
- - с кадастровым номером 61:15:0600301:1223, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Пиховской питомник;
- - с кадастровым номером 61:15:0602501:1124, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Богдановский питомник;
- - с кадастровым номером 61:15:0000000:5358, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Самбуров";
- - с кадастровым номером 61:15:0601001:1335, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруды "Гусевский каскад";
- - с кадастровым номером 61:15:0000000:5357. Категория земельных участков определена " земли сельскохозяйственного назначения".
18.04.2012 г. ООО СХП "Искра" заявлением в Администрацию Каменского района Ростовской области 18.04.2012. о предоставлении в собственность указанных земельных участков, ссылаясь на наличие права постоянного(бессрочного) пользования и обязанности переофрмить его.
По поручению главы Администрации Каменского района Комитет по управлению имуществом Каменского района письмом от 10.05.2012 N 1047 отказал в приватизации указанных земельных участков со ссылкой на подпункты 3, 10, пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Считая отказ в выкупе земельных участков незаконным, ООО СХП "Искра" в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в суд с соответствующими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 Кодекса для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) норм действующего законодательства и нарушение им прав и интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса за гражданами и юридическими лицами сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если оно возникло до введения в действие данного Кодекса.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе", статье 66 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 в период с 23.11.1990 по 28.10.1993 земельные участки предоставлялись местными Советами народных депутатов.
Права на предоставленные земельные участки удостоверялись государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493, который выдавался до 29.10.1993, а также свидетельством о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177, которое выдавалось временно до момента выдачи государственного акта.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными (в том числе) свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Право постоянного (бессрочного) пользования землей рыбколхоза "Искра" подтверждено свидетельством N 15-88 от 28.12.1992, соответствующим форме, утвержденной постановлением от 19.03.1992 N 177. Правопреемство заявителя по отношению к юридическому лицу, указанному в названных свидетельствах (рыбколхоз "Искра"), подтверждается представленными в дело учредительными документами общества и муниципального предприятия.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о наличии у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок, указанный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.10.2007 N 6501/07.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте сельскохозяйственных земель.
Из сферы действия названного (специального) закона изъяты земельные участки, указанные в пункте 7 статьи 27 Земельного кодекса (земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями).
Земельный кодекс определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости отказа в выкупе, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В отношении ограниченных в обороте земельных участков действует правило о недопустимости отказа в случае, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям отнесены, в том числе и дамбы.
Как следует из материалов дела, на земельных участках находятся объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности-дамбы, расположенные на вырастных прудах, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.07.2012 г. (том 1, лист дела 12-18). Дамбы отнесены к гидротехническим сооружениям.
В соответствии с нормами п. 1 ст. 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Пунктом 2, 3 указанной статьи определено, что к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации определено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Таким образом, для правильного рассмотрения спора необходимо разрешить вопрос о том, возможно ли квалифицировать спорные водные объекты как пруд или обводненный карьер.
В преамбуле Водного кодекса Российской Федерации 1995 года дана характеристика обособленного водного объекта - обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Согласно ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения" пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км; пруд - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Различают выкопанные водоемы (пруды-копани) или созданные путем перегораживания постоянного или временного водотока плотиной.
Согласно решению Каменского районного Света народных депутатов от 28.05.1991 г. N 16 в постоянное бессрочное пользование рыбколхозу "Искра предоставлялись площади уже существующих прудов, наименование прудов, место их расположения. Из свидетельства N 15-88 от 28.122.1992 г. видно, что все пруды расположены поймах рек.
Таким образом, рыбколхозу "Искра" в постоянное(бессрочное) пользование предоставлялся земельный участок с уже существующими прудами как водными объектами.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов", Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) признано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет в том числе полномочия по организации территориального перераспределения стока поверхностных вод.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 N 169 "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов", Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основными функциями Федерального агентства водных ресурсов являются в том числе: предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; ведение Государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 N 728 "О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов" определено, что в соответствии со статьями 28 и 32 Водного кодекса РФ гидрографическое районирование территории Российской Федерации (установление, документирование и утверждение количества гидрографических единиц и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на основе методики гидрографического районирования территории Российской Федерации; водохозяйственное районирование территории Российской Федерации (выделение, документирование и утверждение количества водохозяйственных участков и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов на основе методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации; границы бассейновых округов определяются по границам гидрографических единиц, включенных в бассейновый округ, и границам прилегающих к ним участков внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282, федеральное агентство водных ресурсов имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности агентства. Водное управление в силу своих полномочий могло давать заключение по водному объекту в отсутствие сведений, внесенных в водный реестр. Решения водного управления, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти, организаций и граждан.
Согласно сведениям Донского БВУ пруды, предоставленные обществу расположены на водотоках балка Клиновая, река Малый Калитвенец, балка Клиновая, балка Западная (приток реки Б.Калитвинец), пойма реки "Северный Донец".Указанные водотоки внесены в государственный водный реестр (раздел Ресурсы поверхностных вод СССР, Гидрологическая изученность, том 7, Донской район) представляющий собой водный фонд. Рассматриваемые водные объекты (пруды в Каменском районе) образованы в результате создания гидротехнических сооружений, в составе которых имеются водосбросные и водовыпускные сооружения, то есть, являются совокупным элементом гидрографической сети (русловые пруды). (том 5, лист дела 103, том 6, лист дела 4)
С учетом локализации объектов в балках, поймах рек, которые являются притоками реки Дон и, принимая во внимание положения части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, спорные водные объекты не могут быть квалифицированы как изолированный пруд и в силу закона должны быть отнесены к федеральной собственности.
По ходатайству СПК "Искра" определением суда апелляционной инстанции от 14 марта 2013 г. была назначена экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы:
На каких нижеперечисленных земельных участках фактически находятся водоемы, отвечающие признакам водного объекта, установленным в п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ?:
1) кадастровый номер 61:15:0602101:1879 - земельный участок, площадью 239997 +/- 2449 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Харьковка";
2) кадастровый номер 61:15:0602501:1123 - земельный участок, площадью 409971 +/- 3201 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Н.Говейный";
3) кадастровый номер 61:15:0601101:496 - земельный участок, площадью 309989 +/- 2784 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Груцинов";
4) кадастровый номер 61:15:0600301:1223 - земельный участок, площадью 112601 +/- 1678 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Пиховской питомник;
5) кадастровый номер 61:15:0602501:1124 - земельный участок, площадью 257190 +/- 2536 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, Богдановский питомник;
6) кадастровый номер 61:15:0000000:5358 - земельный участок, площадью 569902 +/- 3775 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруд "Самбуров";
7) кадастровый номер 61:15:0601001:1335 - земельный участок, площадью 133789 +/- 1829 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруды "Гусевский каскад";
8) кадастровый номер 61:15:0000000:5357 - земельный участок, площадью 336138 +/-2899 кв. м, местоположение: Ростовская область, Каменский район, пруды "Гусевский каскад".
В случае фактического отсутствия водных объектов на каких-либо из указанных выше земельных участках, указать на каких именно участках водные объекты отсутствуют.
2. Какие водные объекты, из выявленных при ответе на вопрос N 1, являются искусственно созданными, а какие природными?
3. Какие водные объекты, из выявленных при ответе на вопрос N 1, являются замкнутыми водоемами, ограниченными со всех сторон береговой линией?
4. Какие водные объекты, из выявленных при ответе на вопрос N 1, расположены непосредственно на водотоках (реках, ручьях, каналах), сведения о которых внесены в государственный водный реестр, и обладают с данными водотоками непосредственной поверхностной гидравлической связью(указать с какими именно)?
5. К какому типу водоемов относятся выявленные при ответе на вопрос N 1 водные объекты, согласно ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения"?
6. Как отразиться на выявленных при ответе на вопрос N 1 водных объектах и содержащихся в них биоресурсах, прекращение хозяйственной деятельности, в частности ликвидации водоподпорных сооружений (дамб), принадлежащих на праве собственности ООО "СХП "Искра"?
Согласно выдам эксперта пруд "Харьковка", "Н.Говейный", "Грунцинов" "Самбуров", Гусевский каскад" отвечают признакам водного объекта, созданы путем устройства плотин и дамб в естественных и искусственных углублениях суши. Пруд "Груцинов и Самбуров" расположены на водотоке реки М. Калитвенец, которая внесена в государственный водный реестр. Пихтовский и Богдановский питомники на момент исследования, не отвечали признакам водного объекта в период наблюдения.
Представители Донского БВУ пояснили, что экспертное заключение содержит неполную информацию, пруды расположены на водотоках имеют гидравлическую связь с водными объектами, не имеют замкнутой линии.
В отношении Пихтовского и Богдановского питомников Донского БВУ указало, что экспертное заключение не дает характеристики указанных прудов: являются ли они замкнутыми водными объектами или образованы водонапорными сооружениями с целью хранения и регулирования стока. (том 5, лист дела 103).
На вопрос суда апелляционной инстанции представители Донского БВУ пояснили, что спорные пруды не относятся к таким водоемам как пруды-копани.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом комитета о том, что водные объекты в отношении которых проводилось исследование, находятся в бассейне малых рек Ростовской области, а малые реки в период летне-осенней межени (время, в течение которого проводилось наблюдение)пересыхают Наблюдение проводилось в безводный период и отсутствие воды не может свидетельствовать об отсутствии гидравлической связи прудов с основным водным объектом.
Общество указывает, что спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Между тем, указание в кадастровом паспорте категории участка "земли сельскохозяйственного назначения" не означает, что в его границах не могут располагаться водные объекты. По смыслу пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе, земли, занятые водными объектами.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта первой инстанции. Иные доводы жалобы, в том числе касающиеся, по мнению общества, нарушения прав иных лиц, оценены судом первой инстанции и признаны необоснованными.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
При подаче апелляционной жалобы государственная пошлина оплачена.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.11.2012 по делу N А53-24181/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)