Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Кадулина А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Проммашстрой" Ниловой Л.Е. (доверенность от 20.11.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2014 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-71337/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Проммашстрой", место нахождения: 188544, Ленинградская область, Сосновый Бор, Промзона, ОГРН 1024701763570, ИНН 4714012520 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, Смольный, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 в лице филиала по Ленинградской области, место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 15, корп. 2, лит. Б, пом. 1Н (далее - Кадастровая палата), об установлении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007 равной их рыночной стоимости, а также об обязании Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость следующих земельных участков:
- - земельного участка с кадастровым номером 47:15:0112005:78 общей площадью 14 432 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, квартал промзона, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов производственной базы, рыночная стоимость - 14 677 344 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 47:15:0102003:59 общей площадью 24390 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Мира, д. 1, корп. 3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственное здание, рыночная стоимость - 20 780 280 руб.;
- К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Ленинградской области (далее - Правительство), место нахождения: 193311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67., Волков Евгений Сергеевич и закрытое акционерное общество "СЗПО", место нахождения: 188544, Ленинградская область, Сосновый Бор, ул. Мира, д. 1, корп. 3, ОГРН 1047855120587, ИНН 7810011194.
Решением от 12.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.06.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 12.03.2014 и постановление от 16.06.2014 и отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, суды не учли разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенные в постановлении от 25.06.2013 N 10716/11, согласно которым рыночная стоимость объекта, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости, помимо установления ее на определенную дату должна быть сопоставима с результатами массовой оценки; кадастровая и рыночная стоимости спорного участка не могут быть признаны сопоставимыми; установление кадастровой стоимости принято с нарушением компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поскольку законом не предусмотрена возможность изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании судебного решения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:15:0112005:78 общей площадью 14 432 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, квартал промзона, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов производственной базы, кадастровая стоимость 26 170 988 руб. 80 коп. (свидетельство о государственной регистрации права N 47 АБ 597027 от 03.12.2012, кадастровый паспорт N 47/201/12-198134 от 30.10.2012); доли в размере 1040867/2439000 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:15:0102003:59 общей площадью 24390 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Мира, д. 1, корп. 3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственное здание, кадастровая стоимость 56 185 047 руб. 61 коп. (свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2013 N 47 АБ 597459, кадастровый паспорт N 47/201/13-123243 от 26.04.2013).
Постановлением Правительства от 28.12.2007 N 356 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:15:0112005:78 составляет 26 170 888,8 руб., земельного участка с кадастровым номером 47:15:0102003:59-56 185 047,90 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2007.
Истцом проведена оценка рыночной стоимости земельных участков с привлечением независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "1Капиталь". Согласно отчету оценщика от 11.11.2013 N 570-1-2/ОН-2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:15:0112005:78 по состоянию на 01.01.2007 составила 14 677 344 руб.; согласно отчету от 11.11.2013 N 570-1-1/ОН-2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:15:0102003:59 по состоянию на 01.01.2007 составила 20 780 280 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суды пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, указанной в отчетах об оценке от 11.11.2013.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которая была введена в действие Законом N 167-ФЗ, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование своих требований Общество ссылается на заключения экспертизы об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 47:15:0112005:78 и 47:15:0102003:59, согласно которым рыночная стоимость указанных земельных участков составила 14 677 344 руб. и 20 780 280 руб. соответственно.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ данные отчеты, пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость указанных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оценщиком рыночная стоимость земельных участков определена неверно, а также подтверждающих несоответствие указанных отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования, установив кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключений экспертизы и составляющей 14 677 344 руб. и 20 780 280 руб. соответственно.
Доводы жалобы отклоняются кассационной инстанцией как основанные на неверном толковании норм права.
При таком положении кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А56-71337/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-71337/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. по делу N А56-71337/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Кадулина А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Проммашстрой" Ниловой Л.Е. (доверенность от 20.11.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2014 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-71337/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Проммашстрой", место нахождения: 188544, Ленинградская область, Сосновый Бор, Промзона, ОГРН 1024701763570, ИНН 4714012520 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, Смольный, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 в лице филиала по Ленинградской области, место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 15, корп. 2, лит. Б, пом. 1Н (далее - Кадастровая палата), об установлении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007 равной их рыночной стоимости, а также об обязании Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость следующих земельных участков:
- - земельного участка с кадастровым номером 47:15:0112005:78 общей площадью 14 432 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, квартал промзона, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов производственной базы, рыночная стоимость - 14 677 344 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 47:15:0102003:59 общей площадью 24390 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Мира, д. 1, корп. 3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственное здание, рыночная стоимость - 20 780 280 руб.;
- К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Ленинградской области (далее - Правительство), место нахождения: 193311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67., Волков Евгений Сергеевич и закрытое акционерное общество "СЗПО", место нахождения: 188544, Ленинградская область, Сосновый Бор, ул. Мира, д. 1, корп. 3, ОГРН 1047855120587, ИНН 7810011194.
Решением от 12.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.06.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 12.03.2014 и постановление от 16.06.2014 и отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, суды не учли разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенные в постановлении от 25.06.2013 N 10716/11, согласно которым рыночная стоимость объекта, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости, помимо установления ее на определенную дату должна быть сопоставима с результатами массовой оценки; кадастровая и рыночная стоимости спорного участка не могут быть признаны сопоставимыми; установление кадастровой стоимости принято с нарушением компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поскольку законом не предусмотрена возможность изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании судебного решения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:15:0112005:78 общей площадью 14 432 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, квартал промзона, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов производственной базы, кадастровая стоимость 26 170 988 руб. 80 коп. (свидетельство о государственной регистрации права N 47 АБ 597027 от 03.12.2012, кадастровый паспорт N 47/201/12-198134 от 30.10.2012); доли в размере 1040867/2439000 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:15:0102003:59 общей площадью 24390 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Мира, д. 1, корп. 3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственное здание, кадастровая стоимость 56 185 047 руб. 61 коп. (свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2013 N 47 АБ 597459, кадастровый паспорт N 47/201/13-123243 от 26.04.2013).
Постановлением Правительства от 28.12.2007 N 356 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:15:0112005:78 составляет 26 170 888,8 руб., земельного участка с кадастровым номером 47:15:0102003:59-56 185 047,90 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2007.
Истцом проведена оценка рыночной стоимости земельных участков с привлечением независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "1Капиталь". Согласно отчету оценщика от 11.11.2013 N 570-1-2/ОН-2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:15:0112005:78 по состоянию на 01.01.2007 составила 14 677 344 руб.; согласно отчету от 11.11.2013 N 570-1-1/ОН-2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:15:0102003:59 по состоянию на 01.01.2007 составила 20 780 280 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суды пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, указанной в отчетах об оценке от 11.11.2013.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которая была введена в действие Законом N 167-ФЗ, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование своих требований Общество ссылается на заключения экспертизы об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 47:15:0112005:78 и 47:15:0102003:59, согласно которым рыночная стоимость указанных земельных участков составила 14 677 344 руб. и 20 780 280 руб. соответственно.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ данные отчеты, пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость указанных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оценщиком рыночная стоимость земельных участков определена неверно, а также подтверждающих несоответствие указанных отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования, установив кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключений экспертизы и составляющей 14 677 344 руб. и 20 780 280 руб. соответственно.
Доводы жалобы отклоняются кассационной инстанцией как основанные на неверном толковании норм права.
При таком положении кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А56-71337/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)