Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 07.09.2015 N 11-АПГ15-23

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2015 г. N 11-АПГ15-23


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 июня 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

24 декабря 2010 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 16:54:070103 и имеющих девятый вид разрешенного использования, данным постановлением утверждено среднее взвешенное по площади значение удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра, равное 1 406, 48 рубля (л.д. 247 т. 1).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:54:070103:119 площадью 2 378,80 м2 определена указанным постановлением, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, равного 1 392, 71 рубля за один квадратный метр, и составляет 3 312 978, 55 рубля, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:54:070103:120 площадью 5 977,70 м2, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, равного 1 390,74 рубля за один квадратный метр, и составляет 8 313 426,50 рубля (л.д. 241 т. 1).
ООО "Энергосервис" обратилось в суд с заявлением, уточнив которое (л.д. 22 т. 2) просило признать недействующими с даты настоящего обращения (8 апреля 2015 года) утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102:
среднее взвешенное по площади значение удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка в размере 1 406,48 рубля для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 16:54:070103 и имеющих девятый вид разрешенного использования, а также удельные показатели кадастровой стоимости названных земельных участков в размерах 1 392,71 рубля и 1 390,74 рубля за один квадратный метр.
В обоснование заявленных требований ООО "Энергосервис" ссылалось на то, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков определена произвольно, с нарушением установленной процедуры.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 3 июня 2015 года в удовлетворении заявления ООО "Энергосервис" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Энергосервис" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1 и 10 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и его территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
В силу положений Регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которой переданы функции упраздненного Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан проводились акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля", по результатам которых составлен отчет, признанный Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (л.д. 224 т. 1).
После проведения проверки согласованные Росреестром результаты государственной кадастровой оценки вместе с актом проверки были направлены в Управление Росреестра по Республике Татарстан, которое и представило их на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан (л.д. 223 т. 1).
Исходя из приведенных выше норм федерального законодательства, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен был утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии оценки Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Между тем, как следует из оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, в качестве среднего взвешенного по площади значения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка для земельных участков, имеющих девятый вид разрешенного использования и расположенных в кадастровом квартале 16:54:070103, в состав которого входят и принадлежащие заявителю земельные участки, а также удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:54:070103:119 и 16:54:070103:120 за один квадратный метр Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждены 1 406,48 рубля, 1 392,71 рубля и 1 390,74 рубля, в то время как в соответствии с отчетом, прошедшим проверку в Росреестре, средний удельный показатель кадастровой стоимости для данных земельных участков составляет 1 118,74 рубля (л.д. 166 и 225 т. 1).
Сопоставив указанный показатель со сведениями, содержащимися в оспариваемом постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан утвердил иной средний удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра принадлежащих заявителю земельных участков, не приведя какого-либо экономического и правового обоснования, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов.
В этой связи суд пришел к неправильному выводу об отсутствии нарушений предусмотренной действующим законодательством процедуры государственной кадастровой оценки принадлежащих заявителю земельных участков, поскольку оспариваемые заявителем показатели установлены произвольно.
Факт установления в оспариваемом постановлении Кабинета Министров показателей, отличных от результатов кадастровой оценки земель, проведенной акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля", проверенных Росреестром, Кабинетом Министров Республики Татарстан в ходе судебного разбирательства не опровергнут.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судом принято незаконное решение, а доводы апелляционной жалобы ООО "Энергосервис" являются обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 июня 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявление общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" удовлетворить.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 признать недействующим в части утвержденных:
среднего взвешенного по площади значения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка в размере 1 406,48 рубля для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 16:54:070103 и имеющих девятый вид разрешенного использования, а также
удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:54:070103:119 в размере 1 392,71 рубля за один квадратный метр и земельного участка с кадастровым номером 16:54:070103:120 в размере 1 390,74 рубля за один квадратный метр
со дня вступления настоящего решения в законную силу.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)