Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Беспятова Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании 26 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 28 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в не рассмотрении заявлений М. от 27.08.2013 г. и от 08.10.2013 г.
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области рассмотреть заявление М. от 27.08.2013 г. о предоставлении в аренду земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного в <...> метрах по направлению на <...> от жилого дома по адресу: <...>, заявление М. от 08.10.2013 г. о необходимости рассмотрения заявления от 27.08.2013 г. в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя М. - Т., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с заявлением о признании бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области незаконным, ссылаясь на то, что 27.08.2013 он обратился в Администрацию Омского муниципального района с заявлением о предоставлении в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, земельного участка площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за границами участка (ориентир - жилой дом, находящийся по адресу: <...>), земельный участок расположен в <...> метрах от ориентира по направлению на <...>. В заявлении указано на цели, вид испрашиваемого права и срок его предоставления - аренда на 49 лет для целей, не связанных со строительством (озеленение территории).
К заявлению им были приложены все необходимые документы, а при подаче заявления специалисту Администрации муниципального района предъявлен документ, удостоверяющий его личность (паспорт) с приложением копии.
В тот же день - 27.08.2013, его заявление зарегистрировано Администрацией Омского муниципального района, что подтверждается штампом регистрации входящей корреспонденции и подписью сотрудника администрации.
Однако до настоящего времени сведения о результатах рассмотрения заявления ему не направлялись.
В связи с отсутствием какого-либо уведомления 08.10.2013 он письменно обратился к главе Омского муниципального района Омской области с требованием об устранении нарушений законодательства. Данное обращение зарегистрировано Администрацией Омского муниципального района 08.10.2013 за N <...>.
До настоящего времени никакой письменной или устной информации о результатах рассмотрения его заявлений от 27.08.2013 и 08.10.2013 он не получал.
Просил признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в не рассмотрении заявлений от 27.08.2013 о предоставлении в аренду земельного участка и от 08.10.2013 о необходимости направления уведомления о результатах рассмотрения заявления от 27.08.2013; обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области рассмотреть указанные заявления в соответствии с требованиями земельного законодательства.
М. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель М. - Т. заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области - В. в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что 26.11.2013 заявителю был подготовлен и направлен ответ, однако доказательств в обоснование данных доводов предоставить не может.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Администрация Омского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что, в соответствии с ответом от 26.11.2013 N <...> обращения М. в Администрацию от 27.08.2013 и 08.10.2013 рассмотрены по существу. Согласно копии карточки контрольного учета базы данных "Документооборот" (раздел "исходящие") программного продукта "<...>", ответ от 26.11.2013 направлен заявителю 26.11.2013 простым письмом. Данные документы не были предоставлены в суд первой инстанции ввиду того, что представитель Администрации В. ошибочно полагал, что данные документы находятся в материалах дела.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В силу п. 3 ст. 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с п. 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством", утвержденного Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области N 769-п от 26.04.2012, рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации.
Пунктом 2.9 Административного регламента предусмотрено, что для получения муниципальной услуги заявителем в Администрацию ОМР Омской области подается заявление посредствам почтовой связи, электронной почты либо лично, при подаче в заявлении указывается фамилия, имя, отчество, адрес место жительства.
Согласно п. 3.1 Административного регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя последовательность следующих административных процедур: - прием и регистрация заявления; - рассмотрение заявления и документов; - принятие решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Из материалов дела следует, что М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, с разрешенным использованием: личное подсобное хозяйство, категория земель: земли населенных пунктов, с местоположением: <...>, и расположенного на нем жилого дома, общей площадью <...> кв. м (л.д. <...>).
27.08.2013 М. обратился к главе Омского муниципального района Омской области с письменным заявлением о предоставлении земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за границами земельного участка; ориентир жилой дом. Участок находится в <...> м от ориентира по направлению на <...>; почтовый адрес ориентира: <...>, в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством. Необходимая площадь участка <...> кв. м. Указал, что земельный участок ему необходим для целей озеленения жилого дома и хозяйственных построек, расположенных на смежном земельном участке с кадастровым номером N <...>, принадлежащим ему на праве собственности.
К заявлению им были приложены схема земельного участка, свидетельства о регистрации права на земельный участок и на жилой дом.
Заявление М. зарегистрировано в Администрации Омского муниципального района Омской области 27.08.2013 (л.д. <...>).
Не получив ответа на указанное заявление, 08.10.2013 М. вновь обратился с заявлением к главе Омского муниципального района Омской области, в котором указал, что до настоящего времени ответ на заявление от 27.08.2013 им не получен, просил разобраться в сложившейся ситуации.
Данное заявление зарегистрировано в Администрации Омского муниципального района 08.10.2013 за N <...>, что подтверждено штампом регистрации входящей корреспонденции (л.д. <...>).
На момент рассмотрения настоящего дела в районном суде ответов на свои заявления от 27.08.2013 и 08.10.2013 М. не получил.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правомерно исходил из того, что Администрацией Омского муниципального района Омской области доказательств направления заявителю ответов на его обращение не представлено.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу о том, что со стороны Администрации Омского муниципального района Омской области в отношении заявителя имело место неправомерное бездействие, выразившееся в не рассмотрении его заявлений в установленный законом срок, обоснованно удовлетворил заявленные М. требования.
Ссылки в жалобе на то, что 26.11.2013 заявления М. были рассмотрены по существу и в тот же день ему были направлены соответствующие ответы, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку, вынося оспариваемое решение, судья районного суда основывался на имевшихся в материалах дела доказательствах, при этом доказательства своевременного рассмотрения заявлений М. и направления ему ответов в материалах дела отсутствовали.
Более того, само по себе направление ответа М. 26.11.2013, то есть, по истечении 30 дней, также указывает на то, что в установленный срок ответ заявителю не направлялся.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Омского районного суда Омской области от 28 ноября 2013 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1284/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2014 г. по делу N 33-1284/2014
Председательствующий: Беспятова Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании 26 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 28 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в не рассмотрении заявлений М. от 27.08.2013 г. и от 08.10.2013 г.
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области рассмотреть заявление М. от 27.08.2013 г. о предоставлении в аренду земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного в <...> метрах по направлению на <...> от жилого дома по адресу: <...>, заявление М. от 08.10.2013 г. о необходимости рассмотрения заявления от 27.08.2013 г. в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя М. - Т., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с заявлением о признании бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области незаконным, ссылаясь на то, что 27.08.2013 он обратился в Администрацию Омского муниципального района с заявлением о предоставлении в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, земельного участка площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за границами участка (ориентир - жилой дом, находящийся по адресу: <...>), земельный участок расположен в <...> метрах от ориентира по направлению на <...>. В заявлении указано на цели, вид испрашиваемого права и срок его предоставления - аренда на 49 лет для целей, не связанных со строительством (озеленение территории).
К заявлению им были приложены все необходимые документы, а при подаче заявления специалисту Администрации муниципального района предъявлен документ, удостоверяющий его личность (паспорт) с приложением копии.
В тот же день - 27.08.2013, его заявление зарегистрировано Администрацией Омского муниципального района, что подтверждается штампом регистрации входящей корреспонденции и подписью сотрудника администрации.
Однако до настоящего времени сведения о результатах рассмотрения заявления ему не направлялись.
В связи с отсутствием какого-либо уведомления 08.10.2013 он письменно обратился к главе Омского муниципального района Омской области с требованием об устранении нарушений законодательства. Данное обращение зарегистрировано Администрацией Омского муниципального района 08.10.2013 за N <...>.
До настоящего времени никакой письменной или устной информации о результатах рассмотрения его заявлений от 27.08.2013 и 08.10.2013 он не получал.
Просил признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в не рассмотрении заявлений от 27.08.2013 о предоставлении в аренду земельного участка и от 08.10.2013 о необходимости направления уведомления о результатах рассмотрения заявления от 27.08.2013; обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области рассмотреть указанные заявления в соответствии с требованиями земельного законодательства.
М. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель М. - Т. заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области - В. в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что 26.11.2013 заявителю был подготовлен и направлен ответ, однако доказательств в обоснование данных доводов предоставить не может.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Администрация Омского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что, в соответствии с ответом от 26.11.2013 N <...> обращения М. в Администрацию от 27.08.2013 и 08.10.2013 рассмотрены по существу. Согласно копии карточки контрольного учета базы данных "Документооборот" (раздел "исходящие") программного продукта "<...>", ответ от 26.11.2013 направлен заявителю 26.11.2013 простым письмом. Данные документы не были предоставлены в суд первой инстанции ввиду того, что представитель Администрации В. ошибочно полагал, что данные документы находятся в материалах дела.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В силу п. 3 ст. 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с п. 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством", утвержденного Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области N 769-п от 26.04.2012, рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации.
Пунктом 2.9 Административного регламента предусмотрено, что для получения муниципальной услуги заявителем в Администрацию ОМР Омской области подается заявление посредствам почтовой связи, электронной почты либо лично, при подаче в заявлении указывается фамилия, имя, отчество, адрес место жительства.
Согласно п. 3.1 Административного регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя последовательность следующих административных процедур: - прием и регистрация заявления; - рассмотрение заявления и документов; - принятие решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Из материалов дела следует, что М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, с разрешенным использованием: личное подсобное хозяйство, категория земель: земли населенных пунктов, с местоположением: <...>, и расположенного на нем жилого дома, общей площадью <...> кв. м (л.д. <...>).
27.08.2013 М. обратился к главе Омского муниципального района Омской области с письменным заявлением о предоставлении земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за границами земельного участка; ориентир жилой дом. Участок находится в <...> м от ориентира по направлению на <...>; почтовый адрес ориентира: <...>, в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством. Необходимая площадь участка <...> кв. м. Указал, что земельный участок ему необходим для целей озеленения жилого дома и хозяйственных построек, расположенных на смежном земельном участке с кадастровым номером N <...>, принадлежащим ему на праве собственности.
К заявлению им были приложены схема земельного участка, свидетельства о регистрации права на земельный участок и на жилой дом.
Заявление М. зарегистрировано в Администрации Омского муниципального района Омской области 27.08.2013 (л.д. <...>).
Не получив ответа на указанное заявление, 08.10.2013 М. вновь обратился с заявлением к главе Омского муниципального района Омской области, в котором указал, что до настоящего времени ответ на заявление от 27.08.2013 им не получен, просил разобраться в сложившейся ситуации.
Данное заявление зарегистрировано в Администрации Омского муниципального района 08.10.2013 за N <...>, что подтверждено штампом регистрации входящей корреспонденции (л.д. <...>).
На момент рассмотрения настоящего дела в районном суде ответов на свои заявления от 27.08.2013 и 08.10.2013 М. не получил.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правомерно исходил из того, что Администрацией Омского муниципального района Омской области доказательств направления заявителю ответов на его обращение не представлено.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу о том, что со стороны Администрации Омского муниципального района Омской области в отношении заявителя имело место неправомерное бездействие, выразившееся в не рассмотрении его заявлений в установленный законом срок, обоснованно удовлетворил заявленные М. требования.
Ссылки в жалобе на то, что 26.11.2013 заявления М. были рассмотрены по существу и в тот же день ему были направлены соответствующие ответы, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку, вынося оспариваемое решение, судья районного суда основывался на имевшихся в материалах дела доказательствах, при этом доказательства своевременного рассмотрения заявлений М. и направления ему ответов в материалах дела отсутствовали.
Более того, само по себе направление ответа М. 26.11.2013, то есть, по истечении 30 дней, также указывает на то, что в установленный срок ответ заявителю не направлялся.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Омского районного суда Омской области от 28 ноября 2013 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)