Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5024/2014

Требование: О возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения лесов отходами производства и потребления.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Неисполнение ответчиком обязанности по принятию мер, направленных на охрану от захламления твердыми бытовыми отходами и строительным мусором участков лесного фонда, привело к причинению вреда почвам на земельном участке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N 33-5024/2014


Судья Дворцова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей Буделеева В.Г. и Нефедова О.Н.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 сентября 2014 года, по которому постановлено:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о возмещении вреда удовлетворить.
Взыскать с Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области вред в размере *** руб.
Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области обратилось в суд с иском к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (Минприроды Ульяновской области) о возмещении вреда в размере *** руб., причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате загрязнения лесов отходами производства и потребления.
Требования мотивированы тем, что в ходе рейдового мероприятия, проведенного по приказу Управления от 26.07.2013 N 970, в границах МО "Город Ульяновск" выявлен факт несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и строительного мусора в лесном массиве и вдоль участка второстепенной автомобильной дороги по Сельдинскому шоссе северо-западнее п. Сельдь в Ленинском районе г. Ульяновска на общей площади 4701 кв. м.
При проведении административного расследования установлено, что загрязненные отходами земельные участки (кроме участка N 4) относятся к категории земель лесного фонда и расположены на территории Ульяновского лесхоза (Ульяновское лесничество). На загрязненный участок с кадастровым номером *** зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Этот земельный участок в аренду либо пользование не передан и не имеет иных обременений.
Постановлением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15.11.2013, оставленным без изменения решением Ульяновского областного суда от 24.12.2013, Минприроды Ульяновской области привлечено к административной ответственности за загрязнение лесов отходами 4 класса опасности для окружающей среды (твердыми бытовыми отходами и строительным мусором) по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 19, 51, 83 Лесного кодекса РФ и Положением о Минприроды Ульяновской области оно наделено функциями и полномочиями по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда. В этой связи на ответчике лежит обязанность принятия мер, направленных на охрану от захламления ТБО и строительным мусором участков лесного фонда. Неисполнение данной обязанности привело к причинению вреда почвам на земельном участке кадастровый номер ***.
Согласно произведенному филиалом "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" на основании утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, расчету размер вреда, причиненного почвам в результате загрязнения лесов твердыми бытовыми отходами и строительным мусором в указанном выше лесном массиве, составляет *** руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу".
Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Минприроды Ульяновской области просит решение отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что Управление Росприроднадзора по Ульяновской области не наделено полномочием по предъявлению исков о возмещении ущерба, причиненного на землях лесного фонда. Обращает внимание, что согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 Положению об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) переданы Минприроды Ульяновской области. Земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения не относится, в связи с чем полномочиями по осуществлению государственного лесного надзора в отношении указанного земельного участка наделено Минприроды Ульяновской области.
В обоснование позиции также ссылается на Приказ Росприроднадзора от 29.06.2011 N 484 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области" и письмо Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757".
Обращает внимание, что Минприроды Ульяновской области к администрации города Ульяновска предъявлен иск о ликвидации несанкционированной свалки на территории Ленинского района г. Ульяновска в юго-восточной части выдела 50-го квартала 62-го Ульяновского участкового лесничества.
Управление Росприроднадзора по Ульяновской области в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Минприроды Ульяновской области и ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО", извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (статья 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абзацы второй - шестой статьи 222 ГПК РФ).
Согласно статье 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.
В соответствии со статьей 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В обоснование наличия полномочий на предъявление иска к Минприроды Ульяновской области о возмещении вреда, причиненного почвам, Управление Росприроднадзора по Ульяновской области ссылается на указанную норму и положения статьи 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Между тем, статьей 65 названного Федерального закона предусмотрено, что государственный экологический надзор включает в себя, в том числе федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
В силу статьи 83 Лесного кодекса РФ и утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 N 452-П Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в отношении лесов, расположенных в границах территории Ульяновской области, государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляет Минприроды Ульяновской области.
Управление Росприроднадзора по Ульяновской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Ульяновской области.
Согласно пункту 5.9 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (утверждено приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 N 484) управление для осуществления своих полномочий имеет право направлять в судебные инстанции, органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной налоговой службы и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях, заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п. 4.1.7 Положения к полномочиям Управления в установленной сфере деятельности отнесено осуществление контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Как следует из материалов дела, загрязненный отходами производства и потребления земельный участок вдоль второстепенной автомобильной дороги по Сельдинскому шоссе северо-западнее п. Сельдь в Ленинском районе г. Ульяновска к категории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения не относится, в связи с чем полномочиями по осуществлению государственного лесного надзора в отношении него Управление Росприроднадзора по Ульяновской области не наделено.
Письмом Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 утверждены Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4.3. этих Методических рекомендаций предусмотрено, что при выявлении нарушений на территории земель лесного фонда (за исключением земель особо охраняемых природных территорий федерального значения), в том числе при осуществлении строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, дороги, трубопроводов и т.п.), материалы по факту выявленных нарушений надлежит передать в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его компетенцией.
Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
При таких обстоятельствах, учитывая характер заявленных требований (в отношении лесов, расположенных в границах территории Ульяновской области и не относящихся к особо охраняемым природным территориям), судебная коллегия считает, что Управление Росприроднадзора по Ульяновской области не вправе обращаться в суд с данными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым данным Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Абзацем 4 статьи 222 ГПК РФ установлено, что суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
В силу приведенных норм решение суда об удовлетворении иска Управления Росприроднадзора по Ульяновской области нельзя признать законным, как вынесенное с нарушением норм процессуального права, и оно подлежит отмене с оставлением заявления без рассмотрения, поскольку Управление Росприроднадзора по Ульяновской области не имеет полномочий на предъявление требований возмещении ущерба (вреда), причиненного землям лесного фонда, не относящимся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 сентября 2014 года отменить, заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области оставить без рассмотрения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)