Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2015 ПО ДЕЛУ N А11-10283/2014

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. по делу N А11-10283/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аграрник" (ОГРН 1086731007890, ИНН 6731069601, г. Смоленск, ул. Попова, д. 74)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2015
по делу N А11-10283/2014,
принятое судьей Новиковой Л.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аграрник"
о признании незаконным решения администрации Владимирской области об отказе в переводе земельных участков, недействительным постановления Губернатора Владимирской области от 21.08.2014 N 881,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Аграрник" - Елисеева Л.Л., директора, на основании выписки от 22.04.2015, Акимова Д.Р. по доверенности от 29.09.2014;
- от администрации Владимирской области - Розенфельд И.Н. по доверенности от 12.11.2014 N 01/02-02;
- от Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области - Розенфельд И.Н. по доверенности от 12.01.2015 N 6,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Аграрник" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Владимирской области (далее - администрация) об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 33:12:011101:566 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: I - сельскохозяйственное производство, общая площадь 30 000 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, Собинский район, МО Воршинское (сельское поселение), в 100 м восточнее д. Демидово) и 33:12:011101:567 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: I - сельскохозяйственное производство, общая площадь 30 000 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, Собинский район, МО Воршинское (сельское поселение), в 170 м восточнее д. Демидово) из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения с целью строительства и эксплуатации "Производственного транспортно-логистического комплекса" (АГЗС (АЗС), отеля, ресторана быстрого обслуживания, автомойки, станции технического обслуживания автомобилей, стоянки автотранспорта (включая большегрузный), ветряной электростанции и других объектов транспортно-пассажирского сервиса); о признании недействительным постановления Губернатора Владимирской области от 21.08.2014 N 881 "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую с целью строительства и эксплуатации "Производственного транспортно-логистического комплекса" в Собинском районе"; об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем вынесения постановления о переводе указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения с целью строительства и эксплуатации "Производственного транспортно-логистического комплекса" (АГЗС (АЗС), отеля, ресторана быстрого обслуживания, автомойки, станции технического обслуживания автомобилей, стоянки автотранспорта (включая большегрузный), ветряной электростанции и других объектов транспортно-пассажирского сервиса).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации (далее - Департамент).
Решением от 28.01.2015 Арбитражный суд Владимирской области отказал заявителю в удовлетворении требований.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением или неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Представители администрации и Департамента в судебном заседании и в отзывах на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 33:12:011101:566 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: I - сельскохозяйственное производство, общая площадь 30 000 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, Собинский район, МО Воршинское (сельское поселение), в 100 м восточнее д. Демидово) и земельного участка с кадастровым номером 33:12:011101:567 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: I - сельскохозяйственное производство, общая площадь 30 000 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, Собинский район, МО Воршинское (сельское поселение), в 170 м восточнее д. Демидово).
Общество обратилось в администрацию с ходатайством от 17.04.2014 N 168/04 о переводе названных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для целей строительства и эксплуатации "Производственного транспортно-логистического комплекса" (АГЗС (АЗС), отеля, ресторана быстрого обслуживания, автомойки, станции технического обслуживания автомобилей, стоянки автотранспорта (включая большегрузный), ветряной электростанции и других объектов транспортно-пассажирского сервиса).
Постановлением от 21.08.2014 N 881 администрация отказала заявителю в переводе земельных участков из одной категории в другую с целью строительства и эксплуатации "Производственного транспортно-логистического комплекса" в Собинском районе, о чем сообщила Обществу письмом от 26.08.2014 N ДИЗО-8985/062-11.
Посчитав, что решение администрации об отказе в переводе земельных участков и постановление администрации не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ).
Из подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ следует, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
В соответствии со статьей 88 ЗК РФ объекты промышленности размещаются на землях промышленности, входящих в состав земель промышленности и иного специального назначения.
Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) относятся к объектам дорожного сервиса.
Исходя из статьи 90 ЗК РФ, пункта 15 статьи 3, статьи 22 Федерального закона N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса размещаются на землях транспорта, также входящих в состав земель промышленности и иного специального назначения, в границах полос отвода автомобильных дорог либо придорожных полос.
В подпункте 3.6 пункта 3 постановления Губернатора Владимирской области от 14.06.2005 N 341 "О реализации Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что в ходатайстве о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, указываются: обоснование перевода земельного участка в другую категорию земель, включающее цель перевода земельного участка в другую категорию, и обоснование необходимости использования земельного участка в составе испрашиваемой категории земель, несовместимого с нахождением в составе земель сельскохозяйственного назначения; обоснование размера земельного участка; обоснование отсутствия иных вариантов использования земельных участков из других категорий земель для испрашиваемых целей, а также финансово-экономическое обоснование целесообразности перевода земельных участков из одной категории в другую (в случаях, предусмотренных законодательством).
В силу пункта 12 приложения к постановлению Губернатора Владимирской области от 14.06.2005 N 341 к ходатайству о переводе земельных участков прилагаются заключения соответствующих государственных органов (при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, расположенных в охранных, санитарно-защитных зонах, установленных в соответствии с законодательством).
Суд первой инстанции установил, что согласно ходатайству Общества от 17.04.2014 N 168/04 о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 33:12:011101:566 и 33:12:011101:567 и технико-экономическому обоснованию целью перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения является строительство и эксплуатация "производственного транспортно-логистического комплекса", включающего в себя: АГЗС (АЗС), отель, ресторан быстрого обслуживания, автомойку, станцию технического обслуживания автомобилей, стоянку автотранспорта (включая большегрузный), ветряную электростанцию и другие объекты транспортно-пассажирского сервиса.
Из схемы планировочной организации земельного участка, заключения департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 13.02.2013 N ДСА/137-06-08, письма департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 11.12.2014 N ДСА-1576/06-06 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 33:12:011101:566 и 33:12:011101:567 частично расположены в границах придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга". Строительство заявленных в ходатайстве объектов в границах полосы отвода и придорожной полосы указанной автодороги не планируется.
Таким образом, все вышеперечисленные объекты, строительство которых планируется на предлагаемых к переводу земельных участках, являются объектами дорожного сервиса, что также подтверждается письмом ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" от 12.12.2012 N 18/2668, и не являются промышленными объектами.
Кроме того, согласно письму администрации Воршинского сельского поселения от 02.12.2014 N 965 на территории Воршинского сельского поселения, в том числе в границах полосы отвода и придорожной полосы указанной автомобильной дороги, имеются иные земельные участки, на которых могут размещаться подобные объекты.
Следовательно, в нарушение подпункта 3.6 пункта 3 постановления Губернатора Владимирской области от 14.06.2005 N 341 "О реализации Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" заявителем в ходатайстве не обосновано отсутствие иных вариантов размещения предлагаемых к строительству объектов.
Суд правильно указал, что перевод земельных участков с кадастровыми номерами 33:12:011101:566 и 33:12:011101:567 с целью строительства объектов дорожного сервиса при наличии иных вариантов размещения подобных объектов на земельных участках, уже обладающих необходимым целевым назначением, не является исключительным случаем перевода земельных участков в связи с размещением промышленных объектов.
Из ходатайства о переводе земельных участков и схемы планировочной организации земельного участка также следует, что размещение "производственного транспортно-логистического комплекса" подразумевает организацию подъездных путей к проектируемому объекту путем строительства дороги-дублера автодороги М-7 от существующего съезда на 157 км + 260 м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 257-ФЗ строительство примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и данным Законом, и согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Пунктом 8 статьи 26 Федерального закона N 257-ФЗ определено, что строительство в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов дорожного сервиса допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
На основании письма ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" от 12.12.2012 N 18/2668 суд установил, что на автомобильной дороге федерального значения М-7 "Волга" с 148 по 168 км уже размещено: 8 АЗК, 7 пунктов общественного питания, 5 пунктов торговли, 3 мотеля, 4 станции технического обслуживания и 5 автостоянок. Количество объектов дорожного сервиса на данном участке автодороги достаточно для обслуживания участников дорожного движения, в связи с этим ФКУ не видит целесообразности в размещении дополнительного объекта дорожного сервиса на 158 км справа автодороги М-7.
Согласно письму ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" от 23.05.2014 N 13/1554 в целях обеспечения безопасности дорожного движения примыкания на автомобильной дороге устраиваются не чаще чем через 5 км. Устройство дополнительного примыкания на участке автомобильной дороги (157 км + 260 м справа) будет являться нарушением законодательства Российской Федерации о дорожной деятельности.
С учетом изложенного суд пришел к верному заключению о том, что в нарушение пункта 1 статьи 20, пункта 8 статьи 26 Федерального закона N 257-ФЗ, пункта 12 приложения к постановлению Губернатора Владимирской области от 14.06.2005 N 341 заявителем не представлено согласие владельца автомобильной дороги на строительство объектов дорожного сервиса и дороги-дублера автодороги М-7 к испрашиваемым земельным участкам.
Как установил суд, строительство дороги-дублера автодороги М-7 планируется заявителем на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 33:12:011101:549, имеющем местоположение: Владимирская обл., Собинский р-он, МО Куриловское (сельское поселение), в 120 м восточнее д. Демидово, находящемся в частной собственности (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.12.2014 N 90-4705749), в связи с чем перевод земельных участков с кадастровыми номерами 33:12:011101:566 и 33:12:011101:567 затрагивает интересы собственника земельного участка с кадастровым номером 33:12:011101:549, что также потребует перевода указанного земельного участка в другую категорию.
Кроме того, в нарушение подпункта 3.6 пункта 3 постановления Губернатора Владимирской области от 14.06.2005 N 341 "О реализации Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" заявителем не обоснован размер земельных участков, предлагаемых к переводу.
Так, согласно схеме планировочной организации земельного участка и письму Департамента от 11.12.2014 N ДСА-1576/06-06 при рассмотрении материалов землеустроительного дела отмечено отсутствие обоснования необходимости перевода в земли промышленности и иного специального назначения заявленной площади земельных участков (6 га) в соответствии с нормами отвода земель для размещения объектов дорожного сервиса, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса", поскольку площадь застройки территории, планируемой под производственный транспортно-логистический комплекс, составляет менее 40% общей площади испрашиваемых к переводу земельных участков. В связи с этим перевод земельных участков с кадастровыми номерами 33:12:011101:566 и 33:12:011101:567 нецелесообразен.
При этом судом правильно отмечено, что предварительное согласование предстоящего размещения объекта с администрацией, отнесение участков согласно схемам зонирования к промышленным территориям не свидетельствуют о неправомерности оспариваемых ненормативных правовых актов.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что решение администрации об отказе в переводе земельных участков и постановление Губернатора Владимирской области от 21.08.2014 N 881 не противоречат действующему законодательству и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2015 по делу N А11-10283/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аграрник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)