Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2014 ПО ДЕЛУ N А68-7950/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. по делу N А68-7950/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 31.03.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Рыжовой Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии от заявителя - индивидуального предпринимателя Шашкова Вячеслава Вячеславовича (г. Тула, ОГРНИП 304710606200022, ИНН 710600074553) - представителя Крупий В.Н. (доверенность от 16.10.2013), в отсутствие представителей остальных лиц, участвующих в деле, ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078), третьих лиц - Правительства Тульской области и администрации муниципального образования город Тула, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шашкова Вячеслава Вячеславовича на решение Арбитражного суда Тульской области от 23.12.2013 по делу N А68-7950/2013 (судья Лось Г.Г.),

установил:

следующее.
Индивидуальный предприниматель Шашков Вячеслав Вячеславович (далее - заявитель, ИП Шашков В.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - ответчик, министерство) о признании незаконным бездействия министерства по непринятию решения о заблаговременной публикации информации о земельном участке, расположенном в г. Туле по ул. Лейтейзена, между улицами Революции и Демонстрации, с ориентировочной площадью 200 кв. м, предоставляемом на праве аренды для размещения автопарковки (далее - земельный участок), обязании принять решение о заблаговременной публикации информации о земельном участке, а также обязании обеспечить изготовление и выдачу схемы расположения на кадастровой карте (плане) территории земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.12.2013 требования ИП Шашкова В.В. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие министерства в необеспечении заблаговременной публикации информационного сообщения о земельном участке с установлением обязанности министерства обеспечить заблаговременную публикацию информационного сообщения о земельном участке в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требования обеспечить изготовление и выдачу схемы расположения на кадастровой карте (плане) территории земельного участка в месячный срок с момента заблаговременной публикации информации об указанном земельном участке отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить в части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования об обязании министерства обеспечить изготовление и выдачу схемы расположения на кадастровой карте (плане) территории земельного участка в месячный срок с момента заблаговременной публикации информации об указанном земельном участке.
В обоснование своих возражений предприниматель ссылается на пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предусматривающей обязанность ответчика обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка и ее выдачи. Выражает несогласие с выводом суда о невозможности принуждения министерства к выполнению обязанностей обеспечить изготовление и выдачу схемы расположения в месячный срок с момента заблаговременной публикации информации о земельном участке ввиду того, что указанная обязанность возложена на администрацию.
Ответчик и третьи лица отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В силу изложенного выше, обжалуемый судебный акт проверяется судом апелляционной инстанции в части отказа удовлетворения требования заявителя об обязании министерства обеспечить изготовление и выдачу схемы расположения на кадастровой карте (плане) территории земельного участка в месячный срок с момента заблаговременной публикации информации об указанном земельном участке.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в министерство с заявлением о заблаговременной публикации информации о земельном участке для целей, не связанных со строительством от 08.08.2013, зарегистрированное 09.08.2013 за номером 20-01-21/10144 (т. 1, л. л. 58).
В ответ письмом от 23.08.2013 N 20-01-21/10338 министерство сообщило о том, что в целях определения возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в адрес администрации направлен запрос, а также что рассмотрение заявления будет осуществляться с учетом постановления правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" (т. 1, л.д. 11).
Считая бездействие министерства по непринятию решения о заблаговременной публикации информации о земельном участке незаконным, предприниматель обратился в Арбитражный суд Тульской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя об обязании министерства обеспечить изготовление и выдачу схемы расположения на кадастровой карте (плане) территории земельного участка в месячный срок с момента заблаговременной публикации информации об указанном земельном участке, суд первой инстанции исходил из отсутствия события, с которым связано возникновение у министерства обязанности по направлению в адрес администрации обращения об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция отражена в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18306/10 по делу N А72-1883/2010, от 29.06.2010 N 2317/10 по делу N А04-2421/2009.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ установлена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для реализации соответствующей цели на указанные органы, среди прочего, возложены обязанности по принятию акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, а также подготовке информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременной публикации такой информации. При этом в силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, заявления, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления обязан на основании вышеуказанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Во исполнение требований пункта 1 статьи 34 ЗК РФ постановлением администрации Тульской области от 01.02.2010 N 104 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей, не связанных со строительством (далее - Положение), которое устанавливает порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков.
В соответствии с пунктом 12 Положения (в редакции, действующей на момент вынесения решения судом первой инстанции) министерством может быть принято решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, в порядке, предусмотренном разделом III Положения, в случае наличия только одного заявления о предоставлении земельного участка при условии заблаговременной публикации информации о земельном участке, который предоставляется на праве аренды и предусмотренных условиях (далее - информационное сообщение).
В силу прямого указания, содержащегося в пункте 13 Положения, министерство обеспечивает заблаговременную публикацию информационного сообщения о предоставляемых земельных участках в газете "Тульские известия", а также в день публикации размещает указанную информацию на официальном сайте правительства Тульской области в сети Интернет.
В случае если в отношении земельного участка не осуществлялся государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", министерство в соответствии с пунктом 14 Положения по истечении двухнедельного срока со дня опубликования (размещения на сайте) информационного сообщения направляет в администрацию муниципального образования город Тула обращение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Администрация муниципального образования город Тула с учетом зонирования территории в месячный срок со дня поступления вышеуказанного обращения утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и выдает ее заявителю. Положение о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории утверждено постановлением главы администрации г. Тулы от 12.11.2008 N 4580.
Учитывая системное толкование вышеуказанных правовых норм, обязанность министерства в части утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории (далее также - схема расположения) состоит в необходимости направления в администрацию соответствующего обращения, предусмотренного пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ, и возникает в соответствии с пунктом 14 Положения по истечении двухнедельного срока со дня опубликования (размещения на сайте) информационного сообщения.
Ввиду отсутствия размещения информационного сообщения о предоставляемом земельном участке, с которым у министерства возникает обязанность по направлению в адрес администрации обращения об утверждении и выдаче схемы расположения суд первой инстанции правильно счел требования предпринимателя об обязании министерства обеспечить изготовление и выдачу схемы расположения в месячный срок с момента заблаговременной публикации информации о земельном участке неподлежащими удовлетворению.
При этом судом области справедливо отмечено, что министерство не может быть принуждено к выполнению сформулированной предпринимателем обязанности, так как в соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ и пунктом 14 Положения обязанность по изготовлению и выдаче схемы расположения возложена на орган местного самоуправления - администрацию.
При таких обстоятельствах отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований заявителя в соответствующей части является правомерным.
По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции по толкованию и применению Положения, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 01.02.2010 N 104.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Среди прочих требований указанных в заявлении, предприниматель просил суд обязать министерство обеспечить изготовление и выдачу схемы расположения на кадастровой карте (плане) территории земельного участка.
Согласно заявлению от 08.08.2013 (т. 1, л.д. 10) ИП Шашков В.В. обратился в министерство с требованием о включении в состав заблаговременной информации о земельных участках, которые предоставляются на определенном праве для целей не связанных со строительством сведений о земельном участке, расположенном в г. Туле по ул. Лейтейзена, между улицами Революции и Демонстрации, с ориентировочной площадью 200 кв. м, предоставляемого на праве аренды.
При этом заявления от Шашкова В.В. в министерство или администрацию об обязании обеспечить изготовление и выдачу схемы расположения земельного участка в месячный срок с момента заблаговременной публикации информации о земельном участке в указанные органы власти не поступало, материалы дела также не содержат таких доказательств.
Кроме того, в пункте 19 Положения указано, что в случае если по результатам заблаговременной публикации информационного сообщения поступило два и более заявлений лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в отношении которого осуществлялась публикация, министерство принимает решение о предоставлении данного земельного участка на торгах в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Данное обстоятельство исключает обязанность министерства по дальнейшему продолжению процедуры, связанной с предоставлением земельного участка путем его выбора.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 23.12.2013 по делу N А68-7950/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.В.РЫЖОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)