Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.09.2010 N 4А10-863

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2010 г. N 4а10-863


Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу З. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Златоуста Челябинской области от 15 июня 2010 г. и решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 июля 2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении З.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 1 г. Златоуста Челябинской области от 15 июня 2010 г. З. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Решением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 июля 2010 г. постановление мирового судьи от 15 июня 2010 г. изменено: в вводной части постановления слова "З., родившегося <...> 1971 года" заменены словами "З., родившегося <...> 1960 года"; в описательно-мотивировочной части постановления (абзац 1 страница 1) слова "во дворе дома 27" заменены словами "во дворе дома 2", слова "31 апреля 2010 года" исключены. В остальной части постановление оставлено без изменения, а жалоба З. - без удовлетворения.
В жалобе З., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что З. не выполнил требования законного предписания N 05/25-10 от 19 января 2010 г. главного государственного инспектора по Златоустовскому городскому округу Челябинской области по использованию и охране земель, не устранил нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии и использовании земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. <...>, во дворе жилого дома N 2, площадью 24 кв. м, для размещения металлического гаража.
Поскольку факт совершения административного правонарушения З. подтвержден протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки соблюдения земельного законодательства от 30 апреля 2010 г., актом проверки соблюдения земельного законодательства от 14 мая 2010 г., распоряжением органа муниципального контроля о проведении проверки от 03 декабря 2009 г., актом проверки N 221 от 18 декабря 2009 г., протоколом осмотра территории от 19 января 2010 г., протоколом об административном правонарушении N 03/25-10 от 19 января 2010 г., постановлением N 05/25-10 от 19 января 2010 г. о назначении административного наказания, предписанием N 05/25-10 от 19 января 2010 г. об устранении нарушения земельного законодательства, и другими доказательствами, исследованными в судебном заседании, вывод мирового судьи о наличии в действиях З. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях З. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса РФ государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами осуществляется специально уполномоченными государственными органами.
В силу п. п. 1, 2 ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственный земельный контроль на территории Российской Федерации в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (Письмо Роснедвижимости от 05.12.2006 N ММ/0938 "О применении Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года N 689").
Так, на территории Челябинской области РФ государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель всех категорий осуществляется территориальными отделами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.
Порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами установлен Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном контроле".
Согласно п. 1 Положения о государственном земельном контроле (далее Положение) задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Также в соответствии с Положением государственный земельный контроль состоит из двух составляющих: контроля за землей как объектом гражданских прав; контроля за землей как природным объектом и природным ресурсом, представляющего собой часть экологического контроля.
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль, в том числе за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
- Так, из материалов дела видно, что 18 декабря 2009 года на основании распоряжения руководителя МУ "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" от 03.12.2009 г. N 776-р, была проведена внеплановая проверка в отношении З., с целью проверки использования земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. <...>, во дворе жилого дома N 2 (металлические гаражи), на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (л.д. 19).
В ходе проведения указанной проверки, согласно акту проверки N 221 от 18 декабря 2009 г., органом муниципального контроля было установлено, что земельный участок расположен в г. Златоусте, ул. <...>, во дворе жилого дома N 2. На указанном участке площадью 24 кв. м находится металлический гараж, используемый З. Правоустанавливающие документы на данный земельный участок З. не оформлены надлежащим образом (л.д. 20 - 22).
Исходя из полномочий, установленных Положением, государственные инспектора по использованию и охране земель вправе привлекать правонарушителей к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями КоАП РФ, в том числе ст. 7.1, ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Так, 19 января 2010 г. ведущим специалистом - экспертом Златоустовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, государственным инспектором по Златоустовскому городскому округу Челябинской области по использованию и охране земель - М.Е.В., в присутствии З., составлен протокол N 03/25-10 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ в отношении З. (л.д. 27).
Постановлением N 05/25-10 главного государственного инспектора по Златоустовскому городскому округу Челябинской области по использованию и охране земель Л.Н.И. по делу об административном правонарушении 19 января 2010 года З. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, площадью 24 кв. м, расположенного по адресу: г. Златоуст, ул. <...>, во дворе жилого дома N 2 для размещения металлического гаража, и подвергнут административному штрафу в размере 500 рублей (л.д. 29 - 30).
Постановление о назначении административного наказания N 05/25-10 от 19 января 2010 г. вручено З. 19 января 2010 г., вступило в законную силу, административный штраф оплачен З. 03 марта 2010 г. (л.д. 32).
В силу ч. 2 ст. 74 Земельного кодекса РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный вред.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Положения государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Согласно предписанию N 05/25-10 от 19 января 2010 года главного государственного инспектора по Златоустовскому городскому округу Челябинской области по использованию и охране земель Л.Н.И. З. в срок до 30 апреля 2010 года обязан был устранить допущенные нарушения земельного законодательства (л.д. 31).
14 мая 2010 года на основании распоряжения N 67 от 30 апреля 2010 года заместителя главного государственного инспектора по Златоустовскому городскому округу Челябинской области по использованию и охране земель в отношении З. была проведена внеплановая проверка по исполнению предписания N 05/25-10 от 19 января 2010 года об устранении нарушения земельного законодательства на земельном участке, площадью 24 кв. м, расположенном на землях населенных пунктов но адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, ул. <...>, во дворе жилого дома N 2 (л.д. 11 - 12).
В ходе проверки было установлено, что З. в срок с 19 января 2010 года по 14 мая 2010 года не выполнены обязательное к исполнению требование, содержащееся в предписании N 05/25-10 от 19 января 2010 года главного государственного инспектора по Златоустовскому городскому округу Челябинской области по использованию и охране земель Л.Н.И. З., а именно: металлический гараж, расположенный на земельном участке, площадью 24 кв. м во дворе жилого дома N 2 по ул. <...> в г. Златоусте Челябинской области, не убран, земельный участок не освобожден. При этом З. правоустанавливающие документы на данный земельный участок не предоставил, с ходатайством о продлении срока исполнения предписания в орган, его выдавший, не обращался (л.д. 12).
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении N 05-2/25-10 от 14 мая 2010 года, актом проверки от 14 мая 2010 года, фототаблицей от 14 мая 2010 года (л.д. 2, 12, 13).
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Приведенные в судебных постановлениях доказательства являются достаточными и допустимыми для установления вины З. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, получены в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Разрешение N 19/228 от 21 декабря 2000 г., выданное З. начальником управления архитектуры и градостроительства Б.А.Г. на проведение работ по установке металлического гаража во дворе дома N 2 по ул. <...> в г. Златоусте Челябинской области, на которое имеется ссылка в жалобе, не освобождает З. от обязанностей по соблюдению земельного законодательства, в том числе по исполнению предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства по использованию и охране земель.
Указание в жалобе на договор купли-продажи от 17 сентября 2009 г. и доводы о том, что гараж по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. <...>, во дворе жилого дома N 2 принадлежит С.Б.М., не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Из материалов дела следует, а также подтверждается показаниями З., отраженными в постановлении мирового судьи, 19 января 2010 г. З. признал свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, а именно, в самовольном занятии земельного участка площадью 24 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. <...>, во дворе жилого дома N 2, для размещения металлического гаража, постановление об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ вступило в законную силу, административный штраф оплачен З. в установленный законом срок (л.д. 47, 29 - 30, 32).
Доводы жалобы о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ З. являлся безработным и вместе с сыном (студентом 2-го курса ЮУрГУ) вынужден был жить на пособие по безработице в размере <...> рублей, в связи с чем не имел возможности воспользоваться юридической помощью защитника, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим. В подтверждение своих доводов З. не представил в материалы дела соответствующих справок, подтверждающих его статус безработного, в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей, а также при рассмотрении жалобы З. указал, что воспользоваться юридической помощью защитника не желает (л.д. 41, 61).
Свои права З. реализовал в полном объеме, обжаловал судебные постановления, заявлял ходатайства, представлял свои доказательства, воспользовался правом на устное слушание в суде первой и второй инстанции. Таким образом, нарушения конституционных прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Постановление мирового судьи отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства вины, исследованные в судебном заседании, содержится мотивированное решение по делу.
Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. При этом мировой судья учел личность виновного, характер совершенного административного правонарушения. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16 - 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка мирового судьи судебного участка N 1 г. Златоуста Челябинской области от 15 июня 2010 г. и решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 июля 2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении З. оставить без изменения, а жалобу З. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)