Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 24 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточный берег",
апелляционное производство N 05АП-7012/2014
на решение от 16.04.2014
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-37823/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточный берег" (ИНН 2536226807, ОГРН 1102536003118, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.03.2010)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третье лицо: открытое акционерное общество "Радиоприбор"
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
- от заявителя: представитель Л.В. Молчанов (паспорт, доверенность от 16.06.2014);
- от департамента: представитель С.В. Пламадяла (удостоверение N 1122, доверенность от 23.12.2013 N 20/36109);
- от ОАО "Радиоприбор": представитель А.В. Железный (паспорт, доверенность от 27.02.2012 N 481/70-61);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Восточный берег" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") о признании незаконным решения от 21.11.2013 N 20/03/02-13/32036 и о понуждении департамент провести торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010013:1737 площадью 2991 кв. м, расположенного относительно ориентира, расположенного за пределами участка, примерно в 45 м от ориентира по направлению на юг, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Некрасовская, 36б, для строительства стоянки автомобильного транспорта.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 10.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Радиоприбор".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на отсутствии у департамента оснований для предоставления спорного земельного участка третьему лицу без проведения торгов. Пояснил, что дважды обращался за предоставлением земельных участков в границах спорной территории и получал решения об отказе, что подтверждает нарушение его прав и законных интересов в связи с предоставлением земельного участка ОАО "Радиоприбор". Указывает на нарушение порядка информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка, так как 6-дневный срок для подачи заявлений о предоставлении спорного земельного участка, указанный на официальном сайте администрации г. Владивостока, является неразумным и препятствует реализации прав заинтересованных лиц на обращение с соответствующим заявлением. Сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка, по мнению заявителя, было неполным, поскольку из его содержания невозможно установить местоположение, конфигурацию земельного участка и его точную площадь, а также соотнести данный земельный участок с земельными участками, испрашиваемым обществом.
Кроме того, заявитель считает, что подача им заявления от 06.11.2013 должна рассматриваться в качестве самостоятельного основания для проведения торгов, тем более, что на указанную дату решение о предоставлении спорного земельного участка ОАО "Радиоприбор" еще принято не было.
Департамент и третье лицо по доводам апелляционной жалобы возразили, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривают.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
На основании заявлений ОАО "Радиоприбор" от 23.04.2013 и от 28.05.2013, Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") произведен выбор земельного участка площадью 3965 кв. м в районе ул. Некрасовская, 36б в г. Владивостоке для строительства стоянки автомобильного транспорта.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 21.08.2013 N 1741 ОАО "Радиоприбор" выдан акт о выборе земельного участка и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
Распоряжением департамента от 21.10.2013 N 2510-рз ОАО "Радиоприбор" предварительно согласовано место размещения стоянки автомобильного транспорта на земельном участке площадью 3965 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Некрасовская, 36б, и утвержден акт о выборе земельного участка.
По результатам межевания площадь земельного участка составила 2991 кв. м, и 07.11.2013 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:010013:1737.
06.11.2013 ООО "Восточный берег" обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 3965 кв. м для строительства стоянки автомобильного транспорта (вид разрешенного использования: стоянки автомобильного транспорта), расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Некрасовская, 36б и предварительно согласованного ОАО "Радиоприбор" распоряжением от 21.10.2013 N 2510-рз.
Письмом от 21.11.2011 N 20/03/02-13/32036 департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка и в проведении торгов (аукционов) по продаже права на заключение в отношении него договора аренды.
Посчитав решение департамента не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим его права и законные интересы, ООО "Восточный берег" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 3965 кв. м в районе ул. Некрасовская, 36б в г. Владивостоке был выбран и сформирован по заявлениям ОАО "Радиоприбор" от 23.04.2013 и от 28.05.2013.
До выбора земельного участка 04.06.2013 на официальном сайте администрации г. Владивостока www.vlc.ru размещена информация о его возможном или предстоящем предоставлении, предложения и замечания по данному вопросу предлагалось представить в срок до 10.06.2013.
На указанную дату никаких предложений и замечаний относительно возможности (невозможности) предоставления земельного участка ОАО "Радиоприбор" не поступило.
При таких обстоятельствах коллегия считает соблюденным порядок информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства.
Доводы заявителя о том, что установленный в информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка срок является неразумным и препятствует реализации прав заинтересованных лиц на подачу альтернативного заявления о его предоставлении, не могут быть приняты во внимание.
Материалами дела подтверждается, что акт о выборе земельного участка для размещения объекта ОАО "Радиоприбор" был оформлен УГА г. Владивостока 25.06.2013 и выдан ОАО "Радиоприбор" только 21.08.2013. То есть свое право на подачу замечаний и предложений относительно предоставления спорного земельного участка заявитель мог реализовать вплоть до 21.08.2013.
Однако ни на 25.06.2013, ни на 21.08.2013 замечаний и предложений относительно предоставления спорного земельного участка, а также заявлений о предоставлении спорного земельного участка от заинтересованных лиц не поступило. Указанный факт заявителем не оспаривается.
Соответствующее заявление было направлено заявителем в департамент только 06.11.2013, то есть спустя 5 месяцев после публикации сообщения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка, когда земельный участок уже был сформирован и предварительно согласован для размещения объекта ОАО "Радиоприбор".
С учетом изложенного, коллегия считает, что установленный в сообщении от 04.06.2013 срок не повлиял на реализацию права заявителя на обращение с соответствующим заявлением.
Не могут быть приняты во внимание и доводы заявителя о том, что из содержания сообщения о возможном или предстоящем предоставлении невозможно было установить местоположение, конфигурацию спорного земельного участка и его точную площадь, в связи с чем он смог подать заявление департамент только после принятия распоряжения от 21.10.2013 N 2510-рз.
Каких-либо требований к информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает. Вместе с тем по правилам пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации публичное информирование населения осуществляется до оформления акта выбора земельного участка, то есть тогда, когда точное местоположение, конфигурация и площадь земельного участка еще не определены. Следовательно, указать такие данные в сообщении администрация г. Владивостока не могла.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 данной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как следует из материалов дела, распоряжением УГА г. Владивостока от 21.08.2013 N 1741 ОАО "Радиоприбор" выдан акт о выборе земельного участка и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
Распоряжением департамента от 21.10.2013 N 2510-рз ОАО "Радиоприбор" предварительно согласовано место размещения стоянки автомобильного транспорта на земельном участке площадью 3965 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Некрасовская, 36б, и утвержден акт о выборе земельного участка.
По правилам пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
То есть решение о предварительном согласовании места размещения объекта является первоначальной стадией предоставления земельного участка для строительства и влечет ограничение данного участка в гражданском обороте. Доводы заявителя об обратном основаны на неверном применении норм материального права.
Поскольку распоряжение N 2510-рз о предварительном согласовании ОАО "Радиоприбор" места размещения объекта было принято 21.10.2013, то есть до обращения заявителя (06.11.2013), департамент правомерно отказал заявителю в предоставлении спорного земельного участка.
Оценивая доводы заявителя о том, что подача им заявления от 06.11.2013 должна рассматриваться в качестве самостоятельного основания для проведения торгов, коллегия исходит из того, что согласно пункту 1 статьи 38 Кодекса предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Рассматривая вопрос о возможности выставления права на заключение договора аренды спорного земельного участка на торги, коллегия исходит из того, что при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта возможность принятия решения о проведении торгов ограничена периодом до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Поскольку распоряжением департамента от 21.10.2013 N 2510-рз место размещения объекта ОАО "Радиоприбор" на спорном земельном участке предварительно согласовано, коллегия считает, что правовые основания для проведения торгов у департамента отсутствовали. Иное применение правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10, противоречит пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает решение о предварительном согласовании места размещения объекта всякой юридической силу.
Доводы заявителя о том, что ранее он дважды обращался за предоставлением земельных участков в границах спорной территории и получал решения об отказе, коллегией рассмотрены и отклоняются.
В материалах дела имеются обращения заявителя от 12.08.2013 о предоставлении земельных участков площадью 450 кв. м и 700 кв. м в районе ул. Щедрина, 4 в г. Владивостоке для строительства объекта общественного питания (кафе) с предварительным согласованием места размещения объекта, однако указанные земельные участки по площади, адресной привязке и испрашиваемой цели использования не соотносятся с земельным участком, сформированным ОАО "Радиоприбор".
Кроме того, заявления общества о предоставлении данных земельных участков были рассмотрены департаментом, и в предоставлении земельных участков отказано. Решения департамента об отказе в предоставлении земельных участков не признаны незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что право аренды спорного земельного участка не подлежит выставлению на торги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения департамента незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.04.2014 по делу N А51-37823/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2014 N 05АП-7012/2014 ПО ДЕЛУ N А51-37823/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. N 05АП-7012/2014
Дело N А51-37823/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 24 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточный берег",
апелляционное производство N 05АП-7012/2014
на решение от 16.04.2014
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-37823/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточный берег" (ИНН 2536226807, ОГРН 1102536003118, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.03.2010)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третье лицо: открытое акционерное общество "Радиоприбор"
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
- от заявителя: представитель Л.В. Молчанов (паспорт, доверенность от 16.06.2014);
- от департамента: представитель С.В. Пламадяла (удостоверение N 1122, доверенность от 23.12.2013 N 20/36109);
- от ОАО "Радиоприбор": представитель А.В. Железный (паспорт, доверенность от 27.02.2012 N 481/70-61);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Восточный берег" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") о признании незаконным решения от 21.11.2013 N 20/03/02-13/32036 и о понуждении департамент провести торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010013:1737 площадью 2991 кв. м, расположенного относительно ориентира, расположенного за пределами участка, примерно в 45 м от ориентира по направлению на юг, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Некрасовская, 36б, для строительства стоянки автомобильного транспорта.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 10.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Радиоприбор".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на отсутствии у департамента оснований для предоставления спорного земельного участка третьему лицу без проведения торгов. Пояснил, что дважды обращался за предоставлением земельных участков в границах спорной территории и получал решения об отказе, что подтверждает нарушение его прав и законных интересов в связи с предоставлением земельного участка ОАО "Радиоприбор". Указывает на нарушение порядка информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка, так как 6-дневный срок для подачи заявлений о предоставлении спорного земельного участка, указанный на официальном сайте администрации г. Владивостока, является неразумным и препятствует реализации прав заинтересованных лиц на обращение с соответствующим заявлением. Сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка, по мнению заявителя, было неполным, поскольку из его содержания невозможно установить местоположение, конфигурацию земельного участка и его точную площадь, а также соотнести данный земельный участок с земельными участками, испрашиваемым обществом.
Кроме того, заявитель считает, что подача им заявления от 06.11.2013 должна рассматриваться в качестве самостоятельного основания для проведения торгов, тем более, что на указанную дату решение о предоставлении спорного земельного участка ОАО "Радиоприбор" еще принято не было.
Департамент и третье лицо по доводам апелляционной жалобы возразили, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривают.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
На основании заявлений ОАО "Радиоприбор" от 23.04.2013 и от 28.05.2013, Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") произведен выбор земельного участка площадью 3965 кв. м в районе ул. Некрасовская, 36б в г. Владивостоке для строительства стоянки автомобильного транспорта.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 21.08.2013 N 1741 ОАО "Радиоприбор" выдан акт о выборе земельного участка и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
Распоряжением департамента от 21.10.2013 N 2510-рз ОАО "Радиоприбор" предварительно согласовано место размещения стоянки автомобильного транспорта на земельном участке площадью 3965 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Некрасовская, 36б, и утвержден акт о выборе земельного участка.
По результатам межевания площадь земельного участка составила 2991 кв. м, и 07.11.2013 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:010013:1737.
06.11.2013 ООО "Восточный берег" обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 3965 кв. м для строительства стоянки автомобильного транспорта (вид разрешенного использования: стоянки автомобильного транспорта), расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Некрасовская, 36б и предварительно согласованного ОАО "Радиоприбор" распоряжением от 21.10.2013 N 2510-рз.
Письмом от 21.11.2011 N 20/03/02-13/32036 департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка и в проведении торгов (аукционов) по продаже права на заключение в отношении него договора аренды.
Посчитав решение департамента не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим его права и законные интересы, ООО "Восточный берег" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 3965 кв. м в районе ул. Некрасовская, 36б в г. Владивостоке был выбран и сформирован по заявлениям ОАО "Радиоприбор" от 23.04.2013 и от 28.05.2013.
До выбора земельного участка 04.06.2013 на официальном сайте администрации г. Владивостока www.vlc.ru размещена информация о его возможном или предстоящем предоставлении, предложения и замечания по данному вопросу предлагалось представить в срок до 10.06.2013.
На указанную дату никаких предложений и замечаний относительно возможности (невозможности) предоставления земельного участка ОАО "Радиоприбор" не поступило.
При таких обстоятельствах коллегия считает соблюденным порядок информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства.
Доводы заявителя о том, что установленный в информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка срок является неразумным и препятствует реализации прав заинтересованных лиц на подачу альтернативного заявления о его предоставлении, не могут быть приняты во внимание.
Материалами дела подтверждается, что акт о выборе земельного участка для размещения объекта ОАО "Радиоприбор" был оформлен УГА г. Владивостока 25.06.2013 и выдан ОАО "Радиоприбор" только 21.08.2013. То есть свое право на подачу замечаний и предложений относительно предоставления спорного земельного участка заявитель мог реализовать вплоть до 21.08.2013.
Однако ни на 25.06.2013, ни на 21.08.2013 замечаний и предложений относительно предоставления спорного земельного участка, а также заявлений о предоставлении спорного земельного участка от заинтересованных лиц не поступило. Указанный факт заявителем не оспаривается.
Соответствующее заявление было направлено заявителем в департамент только 06.11.2013, то есть спустя 5 месяцев после публикации сообщения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка, когда земельный участок уже был сформирован и предварительно согласован для размещения объекта ОАО "Радиоприбор".
С учетом изложенного, коллегия считает, что установленный в сообщении от 04.06.2013 срок не повлиял на реализацию права заявителя на обращение с соответствующим заявлением.
Не могут быть приняты во внимание и доводы заявителя о том, что из содержания сообщения о возможном или предстоящем предоставлении невозможно было установить местоположение, конфигурацию спорного земельного участка и его точную площадь, в связи с чем он смог подать заявление департамент только после принятия распоряжения от 21.10.2013 N 2510-рз.
Каких-либо требований к информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает. Вместе с тем по правилам пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации публичное информирование населения осуществляется до оформления акта выбора земельного участка, то есть тогда, когда точное местоположение, конфигурация и площадь земельного участка еще не определены. Следовательно, указать такие данные в сообщении администрация г. Владивостока не могла.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 данной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как следует из материалов дела, распоряжением УГА г. Владивостока от 21.08.2013 N 1741 ОАО "Радиоприбор" выдан акт о выборе земельного участка и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
Распоряжением департамента от 21.10.2013 N 2510-рз ОАО "Радиоприбор" предварительно согласовано место размещения стоянки автомобильного транспорта на земельном участке площадью 3965 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Некрасовская, 36б, и утвержден акт о выборе земельного участка.
По правилам пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
То есть решение о предварительном согласовании места размещения объекта является первоначальной стадией предоставления земельного участка для строительства и влечет ограничение данного участка в гражданском обороте. Доводы заявителя об обратном основаны на неверном применении норм материального права.
Поскольку распоряжение N 2510-рз о предварительном согласовании ОАО "Радиоприбор" места размещения объекта было принято 21.10.2013, то есть до обращения заявителя (06.11.2013), департамент правомерно отказал заявителю в предоставлении спорного земельного участка.
Оценивая доводы заявителя о том, что подача им заявления от 06.11.2013 должна рассматриваться в качестве самостоятельного основания для проведения торгов, коллегия исходит из того, что согласно пункту 1 статьи 38 Кодекса предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Рассматривая вопрос о возможности выставления права на заключение договора аренды спорного земельного участка на торги, коллегия исходит из того, что при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта возможность принятия решения о проведении торгов ограничена периодом до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Поскольку распоряжением департамента от 21.10.2013 N 2510-рз место размещения объекта ОАО "Радиоприбор" на спорном земельном участке предварительно согласовано, коллегия считает, что правовые основания для проведения торгов у департамента отсутствовали. Иное применение правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10, противоречит пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает решение о предварительном согласовании места размещения объекта всякой юридической силу.
Доводы заявителя о том, что ранее он дважды обращался за предоставлением земельных участков в границах спорной территории и получал решения об отказе, коллегией рассмотрены и отклоняются.
В материалах дела имеются обращения заявителя от 12.08.2013 о предоставлении земельных участков площадью 450 кв. м и 700 кв. м в районе ул. Щедрина, 4 в г. Владивостоке для строительства объекта общественного питания (кафе) с предварительным согласованием места размещения объекта, однако указанные земельные участки по площади, адресной привязке и испрашиваемой цели использования не соотносятся с земельным участком, сформированным ОАО "Радиоприбор".
Кроме того, заявления общества о предоставлении данных земельных участков были рассмотрены департаментом, и в предоставлении земельных участков отказано. Решения департамента об отказе в предоставлении земельных участков не признаны незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что право аренды спорного земельного участка не подлежит выставлению на торги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения департамента незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.04.2014 по делу N А51-37823/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)