Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Илюшина А.В. по доверенности от 02.06.2014 (на 1 год), Мочаловой И.Ю. по доверенности от 02.06.2014 (на 1 год), Филипенко С.Г. по доверенности от 29.07.2013 (на 1 год),
от заинтересованного лица: Королева Д.Б. по доверенности от 01.04.2014 (до 31.12.2014), Савоськина А.А. по доверенности от 20.05.2014 (до 31.12.2014),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 24 марта 2014 г. по делу N А45-22153/2013 (судья Векшенкова Д.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Стадион "Спартак" (ОГРН 1025402493192, ИНН 5406023167, 630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15)
к мэрии города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений (630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 50)
о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным,
установил:
Открытое акционерное общество "Стадион "Спартак" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений (далее - Департамент) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 06.11.2013 N 31/19/12141 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:35:101185:22 площадью 71 024 кв. м, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15 и 15а, ул. Мичурина, 10 и 10а, ул. Каменская, 45, 45а и 45б.
Решением от 24.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку общество не является собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке (обществом не представлено документов, подтверждающих право собственности на здание гаража), с заявлением о приобретении права на земельный участок должны обратиться совместно все собственники расположенных на земельном участке объектов недвижимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, лицу, не являющемуся собственником этого объекта.
Подробно доводы Департамента изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 19.08.2008 года между Мэрией города Новосибирска и обществом был заключен договор аренды земельного участка N 82387м, по условиям которого заявителю передан во временное владение и пользование земельный участок, кадастровый номер 54:35:101185:22, площадью 71 024 кв. м, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15 и 15а, ул. Мичурина, 10 и 10а, ул. Каменская, 45, 45а и 45б. Окончание действия договора 19 августа 2018 года.
Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности следующие объекты недвижимости:
- - здание (северная трибуна), площадь 1 399, 40 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:001130, литер А, этажность: 1, подземная этажность: 1, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Мичурина, 10;
- - здание (западная трибуна), площадью 7 581, 10 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:01128, литер А, этажность: 5, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Мичурина, 10;
- - здание (административный корпус), площадью 2 466, 40 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:01129, литер А, этажность: 3, подземная этажность: 1, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Фрунзе, 15;
- - здание (восточная трибуна), площадь 1 823, 40 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:01143, литер А, этажность: 2, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Каменская, 45.
- - здание (южная трибуна), площадь 631, 2 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:01142, литер А, этажность: 2, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Фрунзе, 15а;
- - здание (спортивный клуб), площадь 241, 1 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:00979, литер А, этажность: 2, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Каменская, 45а;
- - здание (гараж), площадь 511, 8 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:00975/001, литер А, этажность: 1; 4) здание (гараж), площадь 156, 8 кв. м, инв. N 35:00675, литер А, этажность: 1, расположенные по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Каменская, 45б.
Письмом от 06.11.2013 N 31/19/12141 Департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности со ссылкой на то, что на указанном земельном участке имеются незавершенный строительством объект и объекты недвижимости, которые принадлежат нескольким лицам на праве собственности.
Общество, полагая, что отказ Департамента, изложенный в письме 06.11.2013 N 31/19/12141, противоречит действующему законодательству и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходили из того, что общество как собственник недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, находящемся в государственной собственности, в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ имеет исключительное право на получение данного земельного участка в собственность.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции суде апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и материалов дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие по поводу приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения, лицами, имеющими данные здания, строения, сооружения в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении, регулируются статьей 36 ЗК РФ.
Пункт 1 указанной статьи устанавливает исключительное право граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В силу пункта 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Статья 29 ЗК РФ закрепляет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ на орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком, возложена обязанность в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования, а в месячный срок с даты принятия указанного решения - осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О указано, что из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в системной связи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что общество обратилось в Департамент с целью реализации своего исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.
Судом первой инстанции установлено, что с заявкой были представлены все предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 документы. Данное обстоятельство Департаментом не опровергнуто.
Признавая незаконным решение уполномоченного органа об отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 54:35:101185:22, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возникновении у Департамента обязанности принять решение о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка на праве собственности в связи со следующим.
Как предусмотрено пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11, рассматривая споры, связанные с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти о невозможности продажи спорного земельного участка.
При этом по смыслу указанного пункта Постановления невозможность продажи участка может быть обусловлена:
- его ограничением в обороте,
- запретом приватизации, установленным федеральным законом,
- по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением перечисленных случаев, не допускается.
Не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Доказательств того, что спорный земельный участок площадью 71 024 кв. м зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, его отнесение к участкам, перечисленным в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, изъятым из гражданского оборота, установления законом запрета на его приватизацию, что явилось бы препятствием для предоставления его в собственность обществу, подателем жалобы судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Доказательств отнесения территории стадиона к территории общего пользования Департаментом не представлено, кроме того, указанное обстоятельство не положено в основу оспариваемого отказа.
Согласно кадастровому паспорту от 17.10.2013 земельный участок с кадастровым номером 54:35:101185:22 относится к категории земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Сведений о том, что в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:101185:22 находятся земли общего пользования, обозначенные красными линиями, Департаментом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено.
Основанием для отказа в выкупе земельного участка послужил вывод Департамента о наличии на испрашиваемом земельном участке незавершенного строительством объекта и объектов недвижимости, которые принадлежат нескольким лицам на праве собственности.
Департамент не представил доказательств, подтверждающих наличие на земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего нескольким лицам на праве собственности, довод жалобы, в том числе поддержанный его представителями в суде апелляционной инстанции, в этой части несостоятелен, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела. Доказательств принадлежности иным (третьим) лицам других объектов недвижимости (гаража), право собственности на которые не оформлены, не представлено.
Факт нахождения на указанном земельном участке иных объектов, правоустанавливающие документы на которые обществом не представлены, судом правильно оценен как не препятствующий реализации названным обществом исключительного права на приобретение в собственность спорного земельного участка, предоставленного в аренду для использования объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности.
Как указал суд, все объекты недвижимости находятся в границах земельного участка площадью 71 024 кв. м.
Доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа, предусмотренных статьей 28 ЗК РФ, Департаментом в материалы дела не представлено.
Поскольку отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащим обществу на праве собственности, нарушает исключительное право названного общества на приобретение данного земельного участка в собственность, судом требование общества правомерно удовлетворено.
Кроме того, спорный земельный участок с кадастровым номером 54:35:101185:22, площадью 71 024 кв. м, на котором расположены объекты недвижимости общества, сформирован как самостоятельный объект гражданских правоотношений, его государственный кадастровый учет осуществлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Факт регистрации за обществом права собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также факт представления обществом в уполномоченный орган необходимых документов, апелляционный суд приходит к выводу о том, что общество при отсутствии законных оснований было лишено предоставленного ему статьей 36 ЗК РФ исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости и который ему необходим для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости.
В этой связи суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.03.2014 по делу N А45-22153/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.06.2014 ПО ДЕЛУ N А45-22153/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2014 г. по делу N А45-22153/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Илюшина А.В. по доверенности от 02.06.2014 (на 1 год), Мочаловой И.Ю. по доверенности от 02.06.2014 (на 1 год), Филипенко С.Г. по доверенности от 29.07.2013 (на 1 год),
от заинтересованного лица: Королева Д.Б. по доверенности от 01.04.2014 (до 31.12.2014), Савоськина А.А. по доверенности от 20.05.2014 (до 31.12.2014),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 24 марта 2014 г. по делу N А45-22153/2013 (судья Векшенкова Д.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Стадион "Спартак" (ОГРН 1025402493192, ИНН 5406023167, 630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15)
к мэрии города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений (630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 50)
о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным,
установил:
Открытое акционерное общество "Стадион "Спартак" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений (далее - Департамент) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 06.11.2013 N 31/19/12141 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:35:101185:22 площадью 71 024 кв. м, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15 и 15а, ул. Мичурина, 10 и 10а, ул. Каменская, 45, 45а и 45б.
Решением от 24.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку общество не является собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке (обществом не представлено документов, подтверждающих право собственности на здание гаража), с заявлением о приобретении права на земельный участок должны обратиться совместно все собственники расположенных на земельном участке объектов недвижимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, лицу, не являющемуся собственником этого объекта.
Подробно доводы Департамента изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 19.08.2008 года между Мэрией города Новосибирска и обществом был заключен договор аренды земельного участка N 82387м, по условиям которого заявителю передан во временное владение и пользование земельный участок, кадастровый номер 54:35:101185:22, площадью 71 024 кв. м, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15 и 15а, ул. Мичурина, 10 и 10а, ул. Каменская, 45, 45а и 45б. Окончание действия договора 19 августа 2018 года.
Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности следующие объекты недвижимости:
- - здание (северная трибуна), площадь 1 399, 40 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:001130, литер А, этажность: 1, подземная этажность: 1, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Мичурина, 10;
- - здание (западная трибуна), площадью 7 581, 10 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:01128, литер А, этажность: 5, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Мичурина, 10;
- - здание (административный корпус), площадью 2 466, 40 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:01129, литер А, этажность: 3, подземная этажность: 1, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Фрунзе, 15;
- - здание (восточная трибуна), площадь 1 823, 40 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:01143, литер А, этажность: 2, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Каменская, 45.
- - здание (южная трибуна), площадь 631, 2 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:01142, литер А, этажность: 2, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Фрунзе, 15а;
- - здание (спортивный клуб), площадь 241, 1 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:00979, литер А, этажность: 2, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Каменская, 45а;
- - здание (гараж), площадь 511, 8 кв. м, нежилое здание, инв. N 35:00975/001, литер А, этажность: 1; 4) здание (гараж), площадь 156, 8 кв. м, инв. N 35:00675, литер А, этажность: 1, расположенные по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Каменская, 45б.
Письмом от 06.11.2013 N 31/19/12141 Департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности со ссылкой на то, что на указанном земельном участке имеются незавершенный строительством объект и объекты недвижимости, которые принадлежат нескольким лицам на праве собственности.
Общество, полагая, что отказ Департамента, изложенный в письме 06.11.2013 N 31/19/12141, противоречит действующему законодательству и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходили из того, что общество как собственник недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, находящемся в государственной собственности, в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ имеет исключительное право на получение данного земельного участка в собственность.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции суде апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и материалов дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие по поводу приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения, лицами, имеющими данные здания, строения, сооружения в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении, регулируются статьей 36 ЗК РФ.
Пункт 1 указанной статьи устанавливает исключительное право граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В силу пункта 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Статья 29 ЗК РФ закрепляет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ на орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком, возложена обязанность в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования, а в месячный срок с даты принятия указанного решения - осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О указано, что из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в системной связи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что общество обратилось в Департамент с целью реализации своего исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.
Судом первой инстанции установлено, что с заявкой были представлены все предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 документы. Данное обстоятельство Департаментом не опровергнуто.
Признавая незаконным решение уполномоченного органа об отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 54:35:101185:22, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возникновении у Департамента обязанности принять решение о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка на праве собственности в связи со следующим.
Как предусмотрено пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11, рассматривая споры, связанные с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти о невозможности продажи спорного земельного участка.
При этом по смыслу указанного пункта Постановления невозможность продажи участка может быть обусловлена:
- его ограничением в обороте,
- запретом приватизации, установленным федеральным законом,
- по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением перечисленных случаев, не допускается.
Не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Доказательств того, что спорный земельный участок площадью 71 024 кв. м зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, его отнесение к участкам, перечисленным в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, изъятым из гражданского оборота, установления законом запрета на его приватизацию, что явилось бы препятствием для предоставления его в собственность обществу, подателем жалобы судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Доказательств отнесения территории стадиона к территории общего пользования Департаментом не представлено, кроме того, указанное обстоятельство не положено в основу оспариваемого отказа.
Согласно кадастровому паспорту от 17.10.2013 земельный участок с кадастровым номером 54:35:101185:22 относится к категории земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Сведений о том, что в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:101185:22 находятся земли общего пользования, обозначенные красными линиями, Департаментом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено.
Основанием для отказа в выкупе земельного участка послужил вывод Департамента о наличии на испрашиваемом земельном участке незавершенного строительством объекта и объектов недвижимости, которые принадлежат нескольким лицам на праве собственности.
Департамент не представил доказательств, подтверждающих наличие на земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего нескольким лицам на праве собственности, довод жалобы, в том числе поддержанный его представителями в суде апелляционной инстанции, в этой части несостоятелен, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела. Доказательств принадлежности иным (третьим) лицам других объектов недвижимости (гаража), право собственности на которые не оформлены, не представлено.
Факт нахождения на указанном земельном участке иных объектов, правоустанавливающие документы на которые обществом не представлены, судом правильно оценен как не препятствующий реализации названным обществом исключительного права на приобретение в собственность спорного земельного участка, предоставленного в аренду для использования объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности.
Как указал суд, все объекты недвижимости находятся в границах земельного участка площадью 71 024 кв. м.
Доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа, предусмотренных статьей 28 ЗК РФ, Департаментом в материалы дела не представлено.
Поскольку отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащим обществу на праве собственности, нарушает исключительное право названного общества на приобретение данного земельного участка в собственность, судом требование общества правомерно удовлетворено.
Кроме того, спорный земельный участок с кадастровым номером 54:35:101185:22, площадью 71 024 кв. м, на котором расположены объекты недвижимости общества, сформирован как самостоятельный объект гражданских правоотношений, его государственный кадастровый учет осуществлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Факт регистрации за обществом права собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также факт представления обществом в уполномоченный орган необходимых документов, апелляционный суд приходит к выводу о том, что общество при отсутствии законных оснований было лишено предоставленного ему статьей 36 ЗК РФ исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости и который ему необходим для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости.
В этой связи суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.03.2014 по делу N А45-22153/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)