Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.
при участии представителя заявителя, закрытого акционерного общества "Белоярское сельскохозяйственное объединение", - Кичевой Е.С. (доверенность от 01.04.2014),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителе не направили
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, закрытого акционерного общества "Белоярское сельскохозяйственное объединение"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 августа 2014 года
по делу N А60-14469/2014
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению закрытого акционерного общества "Белоярское сельскохозяйственное объединение" (ОГРН 1026604972074, ИНН 6670022339)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области
третье лицо: Правительство Свердловской области
о признании незаконными действий,
установил:
Закрытое акционерное общество "Белоярское сельскохозяйственное объединение" (далее - общество, заявитель) с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство), выразившихся в отклонении от рассмотрения ходатайства заявителя о переводе земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса, и обязании Министерство рассмотреть, подготовить и подать в Правительство Свердловской области ходатайство заявителя о переводе земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального, назначения" для размещения придорожного сервиса, а также подготовить, согласовать и передать на рассмотрение Правительства Свердловской области проект акта о переводе земельного участка или акт об отказе в переводе земельного участка.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель жалобы указывает на то, что оспариваемые заявителем действия противоречат п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации и частям 3, 4 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), поскольку положения названных статей заявителем при подаче ходатайства о переводе земельного участка из одной категории земель в другую соблюдены. Считает, что вывод суда о необходимости представления заявителем письменного согласия владельца автомобильной дороги, явившийся основанием для отклонения Министерством ходатайства заявителя, ошибочен, поскольку такое согласие требуется не для всех участков, граничащих с автомобильными договорами, а только в случае осуществления строительства объектов в придорожной полосе, тогда как общество в ходатайстве указывало о том, что не планирует строительство объектов непосредственно в придорожной полосе, более того, только часть переводимого земельного участка попадает в придорожную полосу автомобильной дороги. Считает, что само по себе нахождение участка в придорожной полосе не является фактом, препятствующим переводу земельного участка из одной категории земель в другую. Полагает, что необходимость получения согласия возникает только после перевода земельного участка. Указывает и на то, что перечень документов, предусмотренный Постановлением Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП, шире, чем состав документов, содержащихся в п. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ.
Министерство на жалобу представило письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, дело рассмотреть в отсутствие представителей.
Правительство Свердловской области в представленном письменном отзыве возражает против удовлетворения жалобы, решение суда просит оставить без изменения.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства.
В декабре 2013 года заявитель обратился в Министерство с ходатайством о переводе вышеуказанного земельного участка в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса, руководствуясь п. 5 Постановления Правительства Свердловской области N 1667-ПП от 19.11.2009, согласно которому ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, с необходимыми документами подается в Правительство Свердловской области через Министерство.
Письмом (исх. N 17-01-82/665 от 23.01.2014) Министерство информировало заявителя, что для принятия решения по существу обществу необходимо дополнительно предоставить документ, подтверждающий соответствие испрашиваемого целевого назначения участка документам территориального планирования муниципального образования; а также согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство и границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов.
17.02.2014 общество повторно обратилось в Министерство с ходатайством о переводе земельного участка в категорию земель промышленности, предоставив дополнительно к ранее поданному пакету документов заключение Администрации Белоярского городского округа о соответствии целевого назначения испрашиваемого земельного участка утвержденному документу территориального планирования. Также в ходатайстве общество пояснило, что земельный участок площадью 37514 кв. м лишь частично располагается в придорожной полосе автомобильной дороги федерального назначения Р-351 Екатеринбург-Тюмень, размещение объектов придорожного сервиса в границах придорожной полосы автомобильной дороги осуществляться не будет, а подъезд к земельному участку будет осуществляться с автомобильной дороги "Железнодорожная станция Глубокое - пос. Бобровский" через участок с кадастровым номером 66:06:4501020:3036, также являющийся собственностью общества.
Письмом от 07.03.2014 исх. N 17-01-82/2755 Министерство сообщило обществу о невозможности рассмотреть ходатайство о переводе в связи с непредставлением обществом согласования владельца автомобильной дороги, в придорожной полосе которого частично находится земельный участок.
Считая действия Министерства незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции оспариваемые действия Министерства признал соответствующими закону.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в жалобу и отзывах на нее, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 названного Кодекса предусмотрены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В силу статьи 8 того же Кодекса перевод земель из одной категории в другую земель, находящихся в частной собственности, осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В частности, такой Порядок урегулирован Законом N 172-ФЗ.
Статьей 1 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Законом, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ следует, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ Правительством Свердловской области принято Постановление от 19.11.2009 N 1667-ПП (ред. от 22.10.2012) "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, и составе документов, необходимых для принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию".
Данным Постановлением утверждена форма ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель, перечень сведений, которые указываются в ходатайстве о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, и перечень документов, необходимых для перевода.
В п. 3 указанного Постановления определено, что для принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения необходимы следующие документы:
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка (в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 2 Закона;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц (в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 2 Закона);
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок (в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 2 Закона);
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 2 Закона);
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 2 Закона);
6) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок, если право на него в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним");
7) документ, подтверждающий соответствие испрашиваемого целевого назначения земель документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона);
8) сведения из государственного водного реестра о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования, информацией об установленных ограничениях режима осуществления хозяйственной и иной деятельности (в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона, статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации);
9) заключение территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, содержащее сведения о том, что кадастровая стоимость земельного участка не превышает средний уровень кадастровой стоимости земель по муниципальному району (городскому округу), а также о составе земель сельскохозяйственного назначения (в случае перевода земельного участка на основании пунктов 1, 2, 4, 5, 9 части 1 статьи 7 Закона);
10) документ, подтверждающий отсутствие иных вариантов размещения промышленных и иных объектов несельскохозяйственного назначения (в случае перевода земельного участка на основании пункта 4 части 1 статьи 7 Закона);
11) утвержденный в установленном порядке проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (в случае перевода земельного участка на основании пункта 6 части 1 статьи 7 Закона);
12) утвержденный в установленном порядке проект рекультивации земель (в случае перевода земельного участка на основании пункта 8 части 1 статьи 7 Закона);
13) копия правового акта о создании особо охраняемой территории либо об отнесении земельного участка к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного или иного особо ценного назначения (в случае перевода земельного участка на основании пункта 2 части 1 статьи 7 Закона, в соответствии со статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации);
14) заключение уполномоченного органа управления государственным фондом недр о наличии/отсутствии на земельном участке полезных ископаемых в случае, если на земельном участке планируется разместить объект строительства (в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона, статьями 7, 25 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах");
15) согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство объектов в придорожной полосе автомобильной дороги (в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона, статьей 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, с необходимыми документами подается в Правительство Свердловской области через Министерство.
Согласно материалам настоящего дела, основанием для отклонения ходатайства заявителя о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения в земли промышленности явилось непредставление обществом в нарушение подпункта 15 пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП письменного согласия владельца автомобильной дороги на строительство комплекса придорожного сервиса на земельном участке, о переводе которого просит заявитель.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории земель в другую обществом не было приложено письменное согласие владельца автомобильной дороги на строительство комплекса придорожного сервиса на земельном участке, необходимое по условиям пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП, следовательно, является верным вывод суда о наличии у заинтересованного лица оснований для отклонения ходатайства заявителя о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Ссылки общества на то, что перечень документов, предусмотренный Постановлением Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП, шире, чем состав документов, содержащийся в п. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ, не предусматривающий получение письменного согласия владельца автомобильной дороги, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В пункте 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ указано, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, буквальное толкование положений пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ дает основания прийти к выводу, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в том числе и в части установления состава документов, осуществляется наряду с федеральным законодательством и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП установлен перечень документов, необходимый для принятия решения о переводе земель из одной категории в другую, часть из которых представляет заявитель, а часть может быть получена исполнительным органом самостоятельно.
Обязательный состав документов, приведенный в п. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ, включен в п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП.
Правовых норм, из которых бы следовало, что приведенный в Законе N 172-ФЗ перечень документов является исчерпывающим и не подлежит дополнению, названный Закон не содержит, поэтому при наличии у исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации права на установление перечня и отсутствия в Законе N 172-ФЗ указания на то, что поименованный в п. 4 ст. 2 названного Закона перечень является исчерпывающим, суд первой инстанции на законных основаниях при рассмотрении спора руководствовался Постановлением Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП и установил несоответствие ходатайства заявителя подп. 15 п. 3 данного Постановления.
Поскольку несоответствие названного пункта нормативного акта субъекта Российской Федерации положениям Закона N 172-ФЗ или иного федерального закона не установлено, оснований для не применения его к спорным отношениям не имеется.
Общество, полагающее положения данного Постановления или отказ автовладельца дороги незаконными, вправе защищать свои права в установленном порядке, с предъявлением требований к лицу, это право нарушившему.
Доводы общества о том, что оно не планирует строительство объектов непосредственно в придорожной полосе, более того, только часть переводимого земельного участка попадает в придорожную полосу автомобильной дороги, верно, отклонены судом, поскольку данные обстоятельства не освобождают общество от исполнения подп. 15 п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП.
На основании вышеизложенных обстоятельств и выводов, арбитражный апелляционный суд признает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 августа 2014 года по делу N А60-14469/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2014 N 17АП-13594/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-14469/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2014 г. N 17АП-13594/2014-ГК
Дело N А60-14469/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.
при участии представителя заявителя, закрытого акционерного общества "Белоярское сельскохозяйственное объединение", - Кичевой Е.С. (доверенность от 01.04.2014),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителе не направили
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, закрытого акционерного общества "Белоярское сельскохозяйственное объединение"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 августа 2014 года
по делу N А60-14469/2014
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению закрытого акционерного общества "Белоярское сельскохозяйственное объединение" (ОГРН 1026604972074, ИНН 6670022339)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области
третье лицо: Правительство Свердловской области
о признании незаконными действий,
установил:
Закрытое акционерное общество "Белоярское сельскохозяйственное объединение" (далее - общество, заявитель) с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство), выразившихся в отклонении от рассмотрения ходатайства заявителя о переводе земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса, и обязании Министерство рассмотреть, подготовить и подать в Правительство Свердловской области ходатайство заявителя о переводе земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального, назначения" для размещения придорожного сервиса, а также подготовить, согласовать и передать на рассмотрение Правительства Свердловской области проект акта о переводе земельного участка или акт об отказе в переводе земельного участка.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель жалобы указывает на то, что оспариваемые заявителем действия противоречат п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации и частям 3, 4 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), поскольку положения названных статей заявителем при подаче ходатайства о переводе земельного участка из одной категории земель в другую соблюдены. Считает, что вывод суда о необходимости представления заявителем письменного согласия владельца автомобильной дороги, явившийся основанием для отклонения Министерством ходатайства заявителя, ошибочен, поскольку такое согласие требуется не для всех участков, граничащих с автомобильными договорами, а только в случае осуществления строительства объектов в придорожной полосе, тогда как общество в ходатайстве указывало о том, что не планирует строительство объектов непосредственно в придорожной полосе, более того, только часть переводимого земельного участка попадает в придорожную полосу автомобильной дороги. Считает, что само по себе нахождение участка в придорожной полосе не является фактом, препятствующим переводу земельного участка из одной категории земель в другую. Полагает, что необходимость получения согласия возникает только после перевода земельного участка. Указывает и на то, что перечень документов, предусмотренный Постановлением Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП, шире, чем состав документов, содержащихся в п. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ.
Министерство на жалобу представило письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, дело рассмотреть в отсутствие представителей.
Правительство Свердловской области в представленном письменном отзыве возражает против удовлетворения жалобы, решение суда просит оставить без изменения.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка площадью 37514 кв. м с кадастровым номером 66:06:4501020:3035, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, относящегося к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства.
В декабре 2013 года заявитель обратился в Министерство с ходатайством о переводе вышеуказанного земельного участка в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения придорожного сервиса, руководствуясь п. 5 Постановления Правительства Свердловской области N 1667-ПП от 19.11.2009, согласно которому ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, с необходимыми документами подается в Правительство Свердловской области через Министерство.
Письмом (исх. N 17-01-82/665 от 23.01.2014) Министерство информировало заявителя, что для принятия решения по существу обществу необходимо дополнительно предоставить документ, подтверждающий соответствие испрашиваемого целевого назначения участка документам территориального планирования муниципального образования; а также согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство и границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов.
17.02.2014 общество повторно обратилось в Министерство с ходатайством о переводе земельного участка в категорию земель промышленности, предоставив дополнительно к ранее поданному пакету документов заключение Администрации Белоярского городского округа о соответствии целевого назначения испрашиваемого земельного участка утвержденному документу территориального планирования. Также в ходатайстве общество пояснило, что земельный участок площадью 37514 кв. м лишь частично располагается в придорожной полосе автомобильной дороги федерального назначения Р-351 Екатеринбург-Тюмень, размещение объектов придорожного сервиса в границах придорожной полосы автомобильной дороги осуществляться не будет, а подъезд к земельному участку будет осуществляться с автомобильной дороги "Железнодорожная станция Глубокое - пос. Бобровский" через участок с кадастровым номером 66:06:4501020:3036, также являющийся собственностью общества.
Письмом от 07.03.2014 исх. N 17-01-82/2755 Министерство сообщило обществу о невозможности рассмотреть ходатайство о переводе в связи с непредставлением обществом согласования владельца автомобильной дороги, в придорожной полосе которого частично находится земельный участок.
Считая действия Министерства незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции оспариваемые действия Министерства признал соответствующими закону.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в жалобу и отзывах на нее, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 названного Кодекса предусмотрены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В силу статьи 8 того же Кодекса перевод земель из одной категории в другую земель, находящихся в частной собственности, осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В частности, такой Порядок урегулирован Законом N 172-ФЗ.
Статьей 1 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Законом, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ следует, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ Правительством Свердловской области принято Постановление от 19.11.2009 N 1667-ПП (ред. от 22.10.2012) "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, и составе документов, необходимых для принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию".
Данным Постановлением утверждена форма ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель, перечень сведений, которые указываются в ходатайстве о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, и перечень документов, необходимых для перевода.
В п. 3 указанного Постановления определено, что для принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения необходимы следующие документы:
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка (в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 2 Закона;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц (в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 2 Закона);
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок (в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 2 Закона);
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 2 Закона);
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 2 Закона);
6) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок, если право на него в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним");
7) документ, подтверждающий соответствие испрашиваемого целевого назначения земель документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона);
8) сведения из государственного водного реестра о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования, информацией об установленных ограничениях режима осуществления хозяйственной и иной деятельности (в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона, статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации);
9) заключение территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, содержащее сведения о том, что кадастровая стоимость земельного участка не превышает средний уровень кадастровой стоимости земель по муниципальному району (городскому округу), а также о составе земель сельскохозяйственного назначения (в случае перевода земельного участка на основании пунктов 1, 2, 4, 5, 9 части 1 статьи 7 Закона);
10) документ, подтверждающий отсутствие иных вариантов размещения промышленных и иных объектов несельскохозяйственного назначения (в случае перевода земельного участка на основании пункта 4 части 1 статьи 7 Закона);
11) утвержденный в установленном порядке проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (в случае перевода земельного участка на основании пункта 6 части 1 статьи 7 Закона);
12) утвержденный в установленном порядке проект рекультивации земель (в случае перевода земельного участка на основании пункта 8 части 1 статьи 7 Закона);
13) копия правового акта о создании особо охраняемой территории либо об отнесении земельного участка к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного или иного особо ценного назначения (в случае перевода земельного участка на основании пункта 2 части 1 статьи 7 Закона, в соответствии со статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации);
14) заключение уполномоченного органа управления государственным фондом недр о наличии/отсутствии на земельном участке полезных ископаемых в случае, если на земельном участке планируется разместить объект строительства (в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона, статьями 7, 25 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах");
15) согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство объектов в придорожной полосе автомобильной дороги (в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона, статьей 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, с необходимыми документами подается в Правительство Свердловской области через Министерство.
Согласно материалам настоящего дела, основанием для отклонения ходатайства заявителя о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения в земли промышленности явилось непредставление обществом в нарушение подпункта 15 пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП письменного согласия владельца автомобильной дороги на строительство комплекса придорожного сервиса на земельном участке, о переводе которого просит заявитель.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории земель в другую обществом не было приложено письменное согласие владельца автомобильной дороги на строительство комплекса придорожного сервиса на земельном участке, необходимое по условиям пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП, следовательно, является верным вывод суда о наличии у заинтересованного лица оснований для отклонения ходатайства заявителя о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Ссылки общества на то, что перечень документов, предусмотренный Постановлением Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП, шире, чем состав документов, содержащийся в п. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ, не предусматривающий получение письменного согласия владельца автомобильной дороги, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В пункте 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ указано, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, буквальное толкование положений пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ дает основания прийти к выводу, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в том числе и в части установления состава документов, осуществляется наряду с федеральным законодательством и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП установлен перечень документов, необходимый для принятия решения о переводе земель из одной категории в другую, часть из которых представляет заявитель, а часть может быть получена исполнительным органом самостоятельно.
Обязательный состав документов, приведенный в п. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ, включен в п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП.
Правовых норм, из которых бы следовало, что приведенный в Законе N 172-ФЗ перечень документов является исчерпывающим и не подлежит дополнению, названный Закон не содержит, поэтому при наличии у исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации права на установление перечня и отсутствия в Законе N 172-ФЗ указания на то, что поименованный в п. 4 ст. 2 названного Закона перечень является исчерпывающим, суд первой инстанции на законных основаниях при рассмотрении спора руководствовался Постановлением Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП и установил несоответствие ходатайства заявителя подп. 15 п. 3 данного Постановления.
Поскольку несоответствие названного пункта нормативного акта субъекта Российской Федерации положениям Закона N 172-ФЗ или иного федерального закона не установлено, оснований для не применения его к спорным отношениям не имеется.
Общество, полагающее положения данного Постановления или отказ автовладельца дороги незаконными, вправе защищать свои права в установленном порядке, с предъявлением требований к лицу, это право нарушившему.
Доводы общества о том, что оно не планирует строительство объектов непосредственно в придорожной полосе, более того, только часть переводимого земельного участка попадает в придорожную полосу автомобильной дороги, верно, отклонены судом, поскольку данные обстоятельства не освобождают общество от исполнения подп. 15 п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП.
На основании вышеизложенных обстоятельств и выводов, арбитражный апелляционный суд признает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 августа 2014 года по делу N А60-14469/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)