Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 01.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4427/2014

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков, признании права собственности на участки.

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участки находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. по делу N 33-4427/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Козловой Н.В.
судей Киньягуловой Т.М., Анфиловой Т.Л.
при секретаре Г.Л.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г.Д. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 июня 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Г.Д. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, о признании отказа Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ от дата. в предоставлении земельных участков N ... с кадастровым N ..., площадью 358 кв. м, N ... с кадастровым N ..., площадью 358 кв. м, N ... с кадастровым N ..., площадью 360 кв. м, которые расположены в границах садоводческого некоммерческого товарищества "Труд" в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан незаконным, признании за ней права собственности на земельные участки N ... с кадастровым N ..., площадью 358 кв. м, N ... с кадастровым N ..., площадью 358 кв. м, N ... с кадастровым N ..., площадью 360 кв. м, которые расположены в границах садоводческого некоммерческого товарищества "Труд" в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан, отказать.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия

установила:

Г.Д. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок (садовый) участок.
В обоснование иска указано, что Г.Д. является членом садоводческого некоммерческого товарищества "Труд", расположенном в Кировском районе г. Уфы и пользуется земельными участками N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, N ... с кадастровым номером N ..., площадью 360 кв. м, которые расположены в границах данного СНТ "...". Данное товарищество было образовано в 1974 году.
Летом 2012 г. истица Г.Д. обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 360 кв. м, расположенных в СНТ "...".
Согласно письму Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа N ... от дата. Г.Д. было отказано в предоставлении земельных участков, на том основании, что они находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. Данный отказ истец считает незаконным и нарушающим ее права.
Г.Д. считает, что земельные участки в СНТ "Труд" не относятся к числу зарезервированных для государственных и муниципальных нужд. Иных ограничений также не установлено. Все ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Информаций, свидетельствующих о наличии зарегистрированных ограничений прав на указанные участки, не имеется.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Таким образом, право собственности на спорные земельные участки возникают, как у садовода в силу п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" N 66, это является специальной нормой по отношению к общим. Согласно данному Закону разрешается предоставлять в собственность граждан и юридических лиц земельные участки, ограниченные в обороте.
Просила признать отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ от дата в предоставлении земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 360 кв. м, которые расположены в границах СНТ "..." в Кировском районе г. Уфы РБ незаконным, признать за ней право собственности на указанные земельные участки, которые расположены в границах СНТ "Труд" в Кировском районе г. Уфы РБ.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Г.Д. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Г.Д., выслушав Г.Д., представителей Г.Д. - Ф., А., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. п. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся к землям, ограниченным в обороте.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Как следует из материалов дела, Г.Д. является членом садового некоммерческого товарищества "..." (далее СНТ "..."), расположенного в Кировском районе г. Уфы и пользуется земельным участком N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, земельным участком N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, земельным участком N ... с кадастровым номером N ..., площадью 360 кв. м, которые расположены в границах данного СНТ "...", что подтверждается членскими книжками садовода N ... (л.д. 50 - 54).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата N ... земельный участок по адресу: адрес имеет кадастровый номер N ..., площадью составляет 358 кв. м, разрешенное использование: для ведения садоводства. Данный земельный участок полностью входит в Зону "РБ, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер N ..., N ..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ" от дата N ..." (л.д. 22).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата N ... земельный участок по адресу: адрес имеет кадастровый номер N ..., площадь составляет 358 кв. м, разрешенное использование: для ведения садоводства. Данный земельный участок полностью входит в Зону "РБ, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер N ..., N ..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ" от дата N ..." (л.д. 28).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата N ... земельный участок по адресу: адрес имеет кадастровый номер N ..., площадь составляет 360 кв. м, разрешенное использование: для ведения садоводства. Данный земельный участок полностью входит в Зону "РБ, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер N ..., N ..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ" от дата N ..." (л.д. 34).
В 2012 году истица Г.Д. обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 360 кв. м, расположенных в СНТ "...".
Согласно письму Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ N Г-7101 от дата истице Г.Д. отказано в предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по адресу: адрес, так как испрашиваемые земельные участки находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов реки Уфы (л.д. 18).
По утверждению истицы Г.Д. спорные земельные участки в СНТ "..." N ... не относятся к числу зарезервированных для государственных и муниципальных нужд. Иных ограничений также не установлено. Все ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Информаций, свидетельствующих о наличии зарегистрированных ограничений прав на указанные земельные участки, не имеется.
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Г.Д. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании отказа Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ от дата в предоставлении земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 358 кв. м, земельного участка N ... с кадастровым номером N ..., площадью 360 кв. м, которые расположены в границах СНТ "..." незаконным, признании за ней права собственности на указанные земельные участки, поскольку испрашиваемые Г.Д. в собственность земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте, так как они расположены в границах зоны второго пояса санитарной охраны источников водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Факт расположения испрашиваемых земельных участков в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов подтверждается письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ N Г-7101 от дата года, кадастровыми паспортами земельных участков, а также представленным на обозрение суда Проектом санитарно-топографического обследования зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, разработанного институтом "Коммунводоканалпроект", содержащим описание границ второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы. Данный документ исследовался судом первой инстанции в подлиннике, что позволило квалифицировать его как допустимое, относимое доказательство по делу.
Согласно ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с положениями Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 Правил).
Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 для организации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны.
Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 Правил).
В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях утверждается, а границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиН.
Таким образом, само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, не распространяются ограничения, установленные законом.
Законодательством не предусмотрена обязанность закрепления границ зон санитарной охраны на местности.
Кроме того, в соответствии с Положением о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 18.12.1982 года N 2640-82 институтом "Коммунводоканалпроект" разработан Проект "Санитарно-топографического обследования зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", в соответствии с которым определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы РБ.
Данный Проект зон санитарной охраны, а также план мероприятий, предназначенный для надежного обеспечения требуемого качества воды источника водоснабжения, были согласованы с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Согласно п. 7.1.3 вышеназванного Положения Проект утвержден правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан - Распоряжением Кабинета Министров РБ от 24.07.1995 года N 801-р, которое в настоящее время не отменено и применяется в части не противоречащей более поздним актам, регулирующим однородные отношения.
Таким образом, истицей Г.Д. не представлены доказательства того, что границы зон санитарной охраны, установленные Распоряжением Кабинета Министров РБ за N 801-р от дата, в настоящее время отменены, в связи с чем доводы истца о том, что земельные участки, в отношении которых заявлены требования, находятся на значительном расстоянии от береговой зоны р. Уфы, не свидетельствуют о том, что спорные земельные участки не расположены в границах зоны второго пояса санитарной охраны источников водных объектов г. Уфы, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Кроме того, истица Г.Д. в подтверждение доводов о том, что она является пользователем земельных участков в СНТ "..." N ... предоставила в материалы дела членские книжки (л.д. 50-54) N ..., в которых отсутствуют печать СНТ "Труд", подписи председателя Правления СНТ "...".
Ксерокопия членской книжки садовода N ... представлена в 2-х вариантах, где в 1-ом варианте отсутствуют фамилия имя отчество заявителя, сведения о принятии в члены СНТ "...", во 2-ом варианте указано, что принята в СНТ "..." протоколом собрания от дата года, но стоит подпись председателя правления Н., которая вступила в должность председателя правления СНТ "..." согласно приказу N ... от дата с дата (л.д. 48).
Таким образом, достоверных, допустимых доказательств о предоставлении земельных участков в установленном законом порядке в данном СНТ "..." суду не представлены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска Г.Д.
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 21.06.2013 года.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Д. - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.КОЗЛОВА

Судьи
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА
Т.Л.АНФИЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)