Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4617/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N 33-4617/2013


Судья: Тхазаплижева Б.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Макоева А.А.
судей Жернового Е.И. и Шомахова Р.Х.
при секретаре Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску О. ФИО9 к МКУ "Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации городского округа Нальчик" и Местной администрации городского округа Нальчик о возложении обязанности на ответчиков определить стоимость земельного участка по правилам п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая кадастровую стоимость земельного участка, действовавшую 29 июня 2012 года,
по апелляционным жалобам МКУ "Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации городского округа Нальчик" и Местной администрации городского округа Нальчик на решение Нальчикского городского суда КБР от 11 июня 2013 года,

установила:

О. ФИО10 обратился в суд с иском о возложении на Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации г.о. Нальчик обязанность определить стоимость земельного участка, площадью 2900 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по правилам п. 1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая кадастровую стоимость земельного участка, действовавшую 29.06.2012 года.
Требования мотивированы тем, что он в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, 29.06.2012 г. обратился в Местную администрацию г.о. Нальчик с заявлением о выкупе земельного участка площадью 2 900 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Местной администрации г.о. Нальчик N 1738 от 31.10.2012 г. "О продаже земельного участка О. ФИО11" постановлено ДУГИ по управлению городским имуществом подготовить в установленном порядке необходимый пакет документов по продаже О. ФИО12 земельного участка, общей площадью 2 900 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании указанного постановления, ДУГИ Местной администрации г.о. Нальчик произвело расчет стоимости земельного участка. В соответствии с указанным расчетом стоимость земельного участка составила <данные изъяты> руб. Ему представлен договор купли-продажи земельного участка N со стоимостью земельного участка в указанном размере.
Данный расчет стоимости земельного участка считал незаконным, произведенным в нарушение действующего законодательства.
В исковом заявлении указывалось, что на момент подачи заявления в соответствии со ст. 36 ЗК РФ (29.06.2012 года) в отношении земельных участков на территории г. Нальчик действовали цены, определяемые согласно ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а ответчик лишил его права на эти льготы. Согласно данному федеральному закону, осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
На момент обращения в адрес ответчика кадастровая стоимость соответствующего земельного участка составляла <данные изъяты> руб. Согласно ст. 36 ЗК РФ, цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 ст. 36 ЗК РФ, не может превышать их кадастровую стоимость.
Оценка стоимости земли ответчиком основано на стоимости земель, определенной для периода времени, начиная с 01.01.2013 года, что недопустимо.
Определением Нальчикского городского суда КБР от 11 апреля 2013 года к участию в деле были привлечены Местная администрация городского округа Нальчик - в качестве ответчика, а ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по КБР - в качестве третьего лица.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по КБР подало отзыв, в котором указало, что земельный участок с кадастровым номером N в базе данных государственного кадастра недвижимости содержится со статусом ранее учтенный, с разрешенным использованием для складских помещений, с площадью 2900 кв. м.
При проведении работ по определению кадастровой стоимости земельного участка выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости, которая был исправлена.
В связи с тем, что с 01.01.2013 г. вступило в силу Постановление Правительства КБР от 27.12.2012 г. N 293-П "О результатах актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов КБР" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N была пересчитана в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 г. N 222 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" и установлена в сумме <данные изъяты> руб. /кв. м.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 11 июня 2013 года постановлено: исковые требования О. ФИО13 удовлетворить.
Возложить на Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации г.о. Нальчик определить стоимость земельного участка, площадью 2900 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по правилам п. 1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ", учитывая кадастровую стоимость земельного участка, действовавшую 29 июня 2012 года.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, МКУ "Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации городского округа Нальчик" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы жалобы мотивированы тем, что 29 июня 2012 года О. ФИО14 обратился в Местную администрацию г.о. Нальчик с заявлением о выдаче разрешения на выкуп земельного участка, площадью 2900,0 кв. м.
Департамент по управлению городским имуществом не может согласиться с выводом суда о наличии у О. ФИО15 права на приобретении земельного участка в собственность по льготной цене.
В соответствии с п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Особенности продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, сооружений, расположенных на указанных земельных участках, установлены ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружении, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Из содержания указанной нормы следует, что граждане имеют право на приобретение в собственность земельного участка по льготной цене - 2,5% кадастровой стоимости только в том случае, если право собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на данном земельном участке, у них возникло до вступления в силу ЗК РФ, т.е. до 30.10.2001 года.
Согласно статьи 218 ГК РФ и как разъяснено в пунктах 11 - 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации. В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Истцом не доказано его право на приобретение спорного земельного участка в собственность по льготной цене, так как истец зарегистрировал свое право собственности на нежилые здания, расположенные на указанном земельном участке 18 февраля 2012 года, т.е. после вступления в силу ЗК РФ.
Постановлением главы Местной администрации г.о. Нальчик от 31.10.2012 г. N 1738 О. ФИО16 разрешено выкупить земельный участок.
На основании вышеуказанного Постановления, распоряжением руководителя Департамента по УГИ определена выкупная стоимость земельного участка площадью 2900,0 кв. м, в сумме 499032 руб. согласно расчету кадастровой стоимости.
При определении выкупной стоимости Департамент по УГИ руководствовался Постановлением главы Местной администрации, которое издано 06.07.2012 г. и вступившей в законную силу 01.07.2012 г. части 5 статьи 17 Земельного кодекса КБР, согласно которой, продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
При этом цена земельных участков не может превышать в населенных пунктах с численностью населения: 1) свыше 250 тысяч человек - кадастровой стоимости земельных участков; 2) от 25 тысяч до 250 тысяч человек - 70 процентов кадастровой стоимости земельных участков; 3) до 25 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов - 50 процентов кадастровой стоимости земельных участков.
Выкупная стоимость земельного участка, указанная в договоре купли-продажи в сумме <данные изъяты> определена в соответствии с Постановлением Правительства КБР от 24.12.2009 г. N 324-ПП "О результатах актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов КБР, действовавшего на момент обращения О. ФИО17 с заявлением о выкупе, а также издания постановления Местной администрации N 1738 от 31 октября 2012 года и распоряжения Департамента по УГИ N 1021 от 14 ноября 2012 года. Действия Департамента по УГИ при определении выкупной стоимости земельного участка законны и обоснованны.
Считая решение незаконным и необоснованным, Местная администрация г.о. Нальчика также подала апелляционную жалобу, в которой просит отменив решение, отказать в удовлетворении исковых требований.
В жалобе указано, что О. ФИО18 29.06.2012 г. обратился в Местную администрацию г.о. Нальчик с заявлением о выкупе указанного земельного участка.
Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик N 1738 от 31.10.2012 г. "О продаже земельного участка О. ФИО19." постановлено обязать ДУГИ по управлению городским имуществом подготовить в установленном порядке необходимый пакет документов по продаже О. ФИО20 земельного участка, общей площадью 2 900 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
С учетом приведенного разъяснения, а также положений статьи 485 Гражданского кодекса РФ можно сделать правильный вывод о том, что цена земельного участка определяется на момент заключения договора купли-продажи.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, цена земельного участка определяется на момент заключения договора купли-продажи.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, орган местного самоуправления, в месячный срок со дня поступления заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. Тогда как О. ФИО21 обратился в Местную администрацию г.о. Нальчик 29.06.2013 г.
Однако, О. ФИО22 не представил доказательств того, что Местная администрация г.о. Нальчик нарушила его права и законные интересы.
В решении суда указано, что Местной администрацией г.о. Нальчик была произведена волокита при решении вопроса о продаже земельного участка в собственность истца.
Однако, в своем исковом заявлении истец не просит суд признания бездействия Местной администрации г.о. Нальчик и МКУ "Департамент по управлению городским имуществом" согласно ст. 254 ГПК РФ.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных, но неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке указаны в ст. 330 ГПК РФ к которым относятся: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права (ч. 1). Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения (ч. 4).
Как следует из материалов дела, О. ФИО23 на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, а именно: производственный цех; навесы и здания.
Из свидетельств о государственной регистрации права от 18 февраля 2012 года следует, что право собственности истца на вышеуказанные объекты недвижимости возникли на основании решения Нальчикского городского суда КБР от 26 декабря 2011 года.
29 июня 2012 года истец обратился в Местную администрацию г.о. Нальчик с заявлением о выкупе земельного участка, на котором находятся указанные объекты недвижимости.
На основании Постановления Местной администрации г.о. Нальчик N 1738 от 31.10.2012 г. "О продаже земельного участка О. ФИО24." МКУ "Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации городского округа Нальчик" подготовило и направило в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка, в котором цена предмета купли-продажи определена в размере <данные изъяты> руб.
Не согласившись с указанной стоимостью, истец просил возложить на ответчиков обязанность определить стоимость земельного участка по правилам п. 1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая кадастровую стоимость земельного участка, действовавшую 29.06.2012 года, ссылаясь на свое право на приобретение участка по льготной цене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец вправе на приобретение земельного участка по цене, определяемой по указанной норме материального права.
Вместе с тем, с указанными выводами Судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно правилам ст. ст. 422 и 485 ГК РФ выкупная цена земельного участка определяется на момент заключения договора купли-продажи.
С учетом указанных норм материального права размер выкупной цены земельного участка должен определяться на дату до истечения сроков, предоставленных для принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовки проекта договора купли-продажи.
Вместе с тем, эти обстоятельства судом первой инстанции не учтены и со ссылками на Решение Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 28.10.2005 г. "О земельном налоге" и ст. 390 НК РФ пришел к выводу о нарушении прав истца на продажу ему спорного земельного участка за 15% кадастровой стоимости.
Однако, положения ч. 5 ст. 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики, в которых цена земельных участков привязывалась к ставке земельного налога, утратили силу.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 17 июля 2008 года N 43-РЗ, вступившим в силу с 1 июля 2012 года часть 5 ст. 17 ЗК КБР была изложена в другой редакции. В ней указано, что продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
При этом цена земельных участков не может превышать в населенных пунктах с численностью населения: 1) свыше 250 тысяч человек - кадастровой стоимости земельных участков; 2) от 25 тысяч до 250 тысяч человек - 70 процентов кадастровой стоимости земельных участков; 3) до 25 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов - 50 процентов кадастровой стоимости земельных участков.
Соответственно, расчет стоимости земельного участка в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 17 ЗК КБР, в редакции, действовавшей с 1 июля 2012 года, основан на нормах законодательства, действующего на период времени, в течение которого ответчики обязаны были принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовить проект договора купли-продажи.
Кроме того, согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Согласно содержанию искового заявления, истец обратился в суд с конкретным требованием о возложении обязанности на ответчиков определить стоимость земельного участка по правилам пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая кадастровую стоимость земельного участка, действовавшую 29 июня 2012 года.
Вместе с тем, из содержания п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что граждане имеют право на приобретение в собственность земельного участка по льготной цене - 2,5% кадастровой стоимости только в том случае, если право собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на данном земельном участке, у них возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ, то есть до 30.10.2001 года.
Как правильно указано в апелляционной жалобе МКУ "Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации городского округа Нальчик", так как истец зарегистрировал свое право собственности на объекты недвижимости после вступления в законную силу Земельного кодекса РФ, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований и возложения на ответчиков обязанности по определению стоимости земельного участка по правилам п. 1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 11 июня 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований О. ФИО25 к МКУ "Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации городского округа Нальчик" и Местной администрации городского округа Нальчик о возложении обязанности на ответчиков определить стоимость земельного участка, площадью 2900 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, по правилам п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая кадастровую стоимость земельного участка, действовавшую 29 июня 2012 года, отказать.

Председательствующий
А.А.МАКОЕВ

Судьи
Е.И.ЖЕРНОВОЙ
Р.Х.ШОМАХОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)