Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-67566/13

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. по делу N А41-67566/13


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Сапожкова Германа Анатольевича: Сутормина Е.Е. по доверенности б/н от 29.08.13;
- от индивидуального предпринимателя Шередина Алексея Владимировича: Сутормина Е.Е. по доверенности б/н от 29.08.13;
- от индивидуального предпринимателя Полегаевой Ангелины Александровны: Сутормина Е.Е. по доверенности б/н от 29.08.13;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: Мерзлякова Л.А. по доверенности N 12исх-2617 от 04.03.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сапожкова Германа Анатольевича, индивидуального предпринимателя Шередина Алексея Владимировича, индивидуального предпринимателя Полегаевой Ангелины Александровны на решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2014 года по делу N А41-67566/13, принятое судьей Неяскиной Е.А., по иску индивидуального предпринимателя Сапожкова Германа Анатольевича, индивидуального предпринимателя Шередина Алексея Владимировича, индивидуального предпринимателя Полегаевой Ангелины Александровны к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости,

установил:

Индивидуальные предприниматели (ИП) Сапожков Герман Анатольевич, ИП Шередин Алексей Владимирович, ИП Полегаева Ангелина Александровна обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области о:
- - признании рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0060304:30, полученной на основании отчета N 007-ОД-13 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 353 000 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Чисменское, район д. Ширяево, кадастровый номер 50:07:0060304:30 по состоянию на 16.09.11, в качестве новой кадастровой стоимости в размере 71 998 000 рублей;
- - обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в сведения Государственного кадастра недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:0060304:30, полученную на основе отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, в качестве новой кадастровой стоимости в размере 71 998 000 рублей (т. 1, л.д. 5 - 7).
Иск заявлен на основании статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области (т. 1, л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 1, л.д. 181 - 182).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Сапожков Г.А., ИП Шередин А.В., ИП Полегаева А.А. обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, указывая на неправильное применение норм материального права (т. 2, л.д. 2 - 4).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ИП Сапожкова Г.А., ИП Шередина А.В., ИП Полегаевой А.А. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Сапожкову Г.А., ИП Шередину А.В., ИП Полегаевой А.А. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:07:0060304:30, общей площадью 353 000 кв. м, находящийся по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Чисменское, район д. Ширяево, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства (т. 1, л.д. 9 - 11).
В 2012 году названный земельный участок был разделен на 265 новых участков, к которым стал применяться удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 402,59 руб./кв. м (т. 1, л.д. 12).
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N исх. 05/2834 от 25.09.12 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:0060304:30 должна быть рассчитана с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости дачных объединений Московской области в размере 2 402,59 руб./кв. м, утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.09 и составлять 848 114 270 рублей (т. 1, л.д. 13 - 15).
Между тем, в соответствии с отчетом ООО "Агентство Инновационного Консалтинга" N 007-ОД-13 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 353 000 кв. м, находящегося по адресу: МО, Волоколамский район, сельское поселение Чисменское, район д. Ширяево, кадастровый номер 50607:0060304:30, по состоянию на 16.09.11, рыночная стоимость оцениваемого объекта составляет 71 998 000 рублей (т. 1, л.д. 25 - 119).
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка была определена неверно, что повлекло установление неправомерной кадастровой стоимости для земельных участков. образованных из него, ИП Сапожков Г.А., ИП Шередин А.В., ИП Полегаева А.А. обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Оказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости в отношении объекта, снятого с кадастрового учета.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.06 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.07 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.09 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в соответствии с которым средний уровень кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Волоколамском муниципальном районе Московской области составляет 2 402 рубля 59 копеек за 1 кв. м.
На основании названного Распоряжения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области были внесены соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истцов имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции земельный участок с кадастровым номером 50:07:0060304:30 был снят с кадастрового учета в связи с разделением его на 265 новых участков.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет осуществляет в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17 Закона "О государственном кадастре недвижимости" датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).
В соответствии с частью 2 статьи 25 названного Закона орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Часть 3 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в сведения Государственный кадастр недвижимости в отношении объекта недвижимости, снятого с кадастрового учета.
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N 50:07-22/350исх от 11.03.14 земельный участок с кадастровым номером 50:07:0060304:30, расположенный по адресу: Московская область, Волоколамский р-н, с/пос. Чисменское, р-н д. Ширяево имеет статус "Архивный". При разделе данного земельного участка было образовано 265 земельных участков с кадастровыми номерами с 50:07:0060304:105 по 50:07:0060304:369, образованные объекты имеют статус "учтенный" (т. 1, л.д. 155).
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области N 56/262/2014-3689 от 12.03.14 сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 50:07:0060304:30 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (т. 1, л.д. 154).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:07:0060304:30 в настоящее время как самостоятельный объект недвижимости не существует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска, поскольку внесение изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости направлено на регулирование будущих правоотношений, не имеет ретроактивного характера и не может быть совершено в отношении объектов, снятых с кадастрового учета.
Указанный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 25 ноября 2013 года N ВАС-15850/13 и от 01 августа 2013 года N ВАС-5115/13.
Кроме того, в силу статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указывалось выше, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть только на будущий период.
Таким образом, изменение сведений о кадастровой стоимости за прошедшие периоды незаконно.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 15 апреля 2014 года N ВАС-4160/14 по делу N А11-1051/2013, от 10 февраля 2014 года N ВАС-135/14 по делу N А57-1910/2012, от 09 октября 2013 года N ВАС-8076/13 по делу N А27-16264/2012.
Доводы заявителей апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2014 года по делу N А41-67566/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.А.ОГУРЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)