Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "29" октября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "05" ноября 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Дубровиной О.А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н.И.,
при участии в судебном заседании: от индивидуального предпринимателя Поликарпова Владимира Анатольевича - представитель Водяненко Л.В. по доверенности от 17.09.2014
рассмотрев апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Комитета по управлению имуществом Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 сентября 2014 года по делу N А57-2744/2014 (судья Кулахметов Ш.Б.)
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Поликарпова Владимира Анатольевича, г. Саратов
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),
третьи лица: Правительство Саратовской области, г. Саратов,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов,
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и экспертизы",
Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков",
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Москва,
о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб.; об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб.,
установил:
- В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Поликарпов Владимир Анатольевич (далее - ИП Поликарпов В.А., истец) с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб.;
- об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб..
Определением от 26.05.2014 Арбитражный суд Саратовской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом города Саратова, общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и экспертизы", некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.09.2014 исковые требования удовлетворены.
- Суд признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб.;
- - обязал ФГБУ " ФКП Росреестра" с момента вступления в законную силу настоящего решения, внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб.
С ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ИП Поликарпова В.А. взысканы расходы по государственной пошлине в размере 4 000 рублей.
ФГБУ "ФКП Росреестра", не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять новый судебный акт.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требования истца по отношению к ФГБУ "ФКП Росреестра".
Комитет по управлению имуществом Саратовской области также не согласился с обжалуемым судебным актом, подал апелляционную жалобу, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять новый судебный акт.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, правом требования установления рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости обладает только собственник, в связи с чем истец не имел права на подачу настоящего иска. Представленные Истцом доказательства о рыночной стоимости арендуемого земельного участка являются ненадлежащими доказательствами по данному делу. Избранный истцом способ защиты не соответствует действующим нормам ФЗ "Об оценочной деятельности РФ".
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб, находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, не подлежащим отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись регистрации N 64-01/48-214/2002-158). Земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие объекты торговли от 150 до 500 кв. м общей площади, расположенный по адресу: г. Саратов. ул. Станционная, 39.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" www.sarnovosti.ru 11.01.2013).
В соответствии с приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Станционная, 39, по состоянию на 02.06.2012 составляет 2 655 133 руб. 80 коп.
Согласно отчету от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, площадью 1012,0 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Станционная, 39, выполненному ООО "Агентство оценки и экспертизы", рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, на дату определения стоимости объекта оценки 02 июня 2012 года, составляет 1 240 000 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленные требования по общим правилам искового производства.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 9 Правил государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
На основании пункта 10 указанных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 по делу N А46-9432/2009).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
При этом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из разъяснений Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011, при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры.
18 сентября 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовано Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 года N 10761/11.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Следовательно, истец обоснованно заявил иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что указанное юридическое лицо является ненадлежащим ответчиком относительно заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В обоснование заявленной позиции истец представил в материалы дела отчет от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, выполненный специалистом-оценщиком ООО "Агентство оценки и экспертизы" В.А. Чупринской.
Судом первой инстанции установлено, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что оценка рыночной стоимости земельного участка проведена по состоянию на 02.06.2012 и составила на дату оценки 1 240 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Необходимость оценки отчета об определении рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, т.е. подтверждения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности Российской Федерации положительным экспертным заключением саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, выполнивший отчет, или заключением эксперта, полученным в рамках назначенной судом экспертизы, отмечена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 25.09.2013 по делу N А57-19961/2012.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что достоверность отчета от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 должна быть подтверждена положительным экспертным заключением саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, выполнивший отчет, либо экспертным заключением, полученным в рамках назначенной судом экспертизы.
Статья 17.1 Закона N 135-ФЗ предусматривает, что под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.
В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета истцом представлено положительное экспертное заключение от 20.01.2014 N 018/01/14 на отчет от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, выполненный экспертом некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" С.Б. Титовым.
Ответчики в суде первой инстанции выводы, указанные в отчете от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 и заключении эксперта от 20.01.2014 N 018/01/14 не оспаривали, возражений не заявили.
При таких обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции не установлено нарушений при составлении отчета от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, достоверность и правильность данного отчета подтверждена экспертным заключением от 20.01.2014 N 018/01/14, выполненным экспертом некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" С.Б. Титовым, ходатайства о проведении судебной экспертизы ответчики не заявляли, оснований для назначения судебной экспертизы не имеется.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, а также доказательства наличия условий, предусмотренных статьей 87 АПК РФ для назначения повторной либо дополнительной экспертизы, сторонами не представлены.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57 в размере 1 240 000 руб.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом Саратовской области о том, что оценка рыночной стоимости земельного участка неправомерно произведена арендатором, поскольку истец не имеет права продать участок на открытом рынке, отклоняются судебной коллегией на основании следующего.
По мнению Комитета по управлению имуществом по Саратовской области правом требовать установления судом рыночной стоимости объекта в качестве кадастровой стоимости наделен только собственник земельного участка, однако определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, одним из показателей которого является кадастровая стоимость, является нарушение прав истца как арендатора этого земельного участка и плательщика арендной платы.
Иные доводы апелляционных жалоб судебная коллегия находит несостоятельными и подлежащими отклонению.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 сентября 2014 года по делу N А57-2744/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.11.2014 ПО ДЕЛУ N А57-2744/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. по делу N А57-2744/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "29" октября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "05" ноября 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Дубровиной О.А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н.И.,
при участии в судебном заседании: от индивидуального предпринимателя Поликарпова Владимира Анатольевича - представитель Водяненко Л.В. по доверенности от 17.09.2014
рассмотрев апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Комитета по управлению имуществом Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 сентября 2014 года по делу N А57-2744/2014 (судья Кулахметов Ш.Б.)
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Поликарпова Владимира Анатольевича, г. Саратов
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),
третьи лица: Правительство Саратовской области, г. Саратов,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов,
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и экспертизы",
Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков",
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Москва,
о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб.; об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб.,
установил:
- В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Поликарпов Владимир Анатольевич (далее - ИП Поликарпов В.А., истец) с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб.;
- об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб..
Определением от 26.05.2014 Арбитражный суд Саратовской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом города Саратова, общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и экспертизы", некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.09.2014 исковые требования удовлетворены.
- Суд признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб.;
- - обязал ФГБУ " ФКП Росреестра" с момента вступления в законную силу настоящего решения, внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, общей площадью 1 012 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Стадионная, 39, равной его рыночной стоимости в размере 1 240 000 руб.
С ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ИП Поликарпова В.А. взысканы расходы по государственной пошлине в размере 4 000 рублей.
ФГБУ "ФКП Росреестра", не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять новый судебный акт.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требования истца по отношению к ФГБУ "ФКП Росреестра".
Комитет по управлению имуществом Саратовской области также не согласился с обжалуемым судебным актом, подал апелляционную жалобу, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять новый судебный акт.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, правом требования установления рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости обладает только собственник, в связи с чем истец не имел права на подачу настоящего иска. Представленные Истцом доказательства о рыночной стоимости арендуемого земельного участка являются ненадлежащими доказательствами по данному делу. Избранный истцом способ защиты не соответствует действующим нормам ФЗ "Об оценочной деятельности РФ".
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб, находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, не подлежащим отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись регистрации N 64-01/48-214/2002-158). Земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие объекты торговли от 150 до 500 кв. м общей площади, расположенный по адресу: г. Саратов. ул. Станционная, 39.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" www.sarnovosti.ru 11.01.2013).
В соответствии с приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Станционная, 39, по состоянию на 02.06.2012 составляет 2 655 133 руб. 80 коп.
Согласно отчету от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, площадью 1012,0 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Станционная, 39, выполненному ООО "Агентство оценки и экспертизы", рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, на дату определения стоимости объекта оценки 02 июня 2012 года, составляет 1 240 000 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленные требования по общим правилам искового производства.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 9 Правил государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
На основании пункта 10 указанных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 по делу N А46-9432/2009).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
При этом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из разъяснений Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011, при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры.
18 сентября 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовано Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 года N 10761/11.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Следовательно, истец обоснованно заявил иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что указанное юридическое лицо является ненадлежащим ответчиком относительно заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В обоснование заявленной позиции истец представил в материалы дела отчет от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, выполненный специалистом-оценщиком ООО "Агентство оценки и экспертизы" В.А. Чупринской.
Судом первой инстанции установлено, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что оценка рыночной стоимости земельного участка проведена по состоянию на 02.06.2012 и составила на дату оценки 1 240 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Необходимость оценки отчета об определении рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, т.е. подтверждения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности Российской Федерации положительным экспертным заключением саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, выполнивший отчет, или заключением эксперта, полученным в рамках назначенной судом экспертизы, отмечена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 25.09.2013 по делу N А57-19961/2012.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что достоверность отчета от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 должна быть подтверждена положительным экспертным заключением саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, выполнивший отчет, либо экспертным заключением, полученным в рамках назначенной судом экспертизы.
Статья 17.1 Закона N 135-ФЗ предусматривает, что под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.
В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета истцом представлено положительное экспертное заключение от 20.01.2014 N 018/01/14 на отчет от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, выполненный экспертом некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" С.Б. Титовым.
Ответчики в суде первой инстанции выводы, указанные в отчете от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 и заключении эксперта от 20.01.2014 N 018/01/14 не оспаривали, возражений не заявили.
При таких обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции не установлено нарушений при составлении отчета от 16.12.2013 N 0312.13Б/54 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57, достоверность и правильность данного отчета подтверждена экспертным заключением от 20.01.2014 N 018/01/14, выполненным экспертом некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" С.Б. Титовым, ходатайства о проведении судебной экспертизы ответчики не заявляли, оснований для назначения судебной экспертизы не имеется.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, а также доказательства наличия условий, предусмотренных статьей 87 АПК РФ для назначения повторной либо дополнительной экспертизы, сторонами не представлены.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040645:57 в размере 1 240 000 руб.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом Саратовской области о том, что оценка рыночной стоимости земельного участка неправомерно произведена арендатором, поскольку истец не имеет права продать участок на открытом рынке, отклоняются судебной коллегией на основании следующего.
По мнению Комитета по управлению имуществом по Саратовской области правом требовать установления судом рыночной стоимости объекта в качестве кадастровой стоимости наделен только собственник земельного участка, однако определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, одним из показателей которого является кадастровая стоимость, является нарушение прав истца как арендатора этого земельного участка и плательщика арендной платы.
Иные доводы апелляционных жалоб судебная коллегия находит несостоятельными и подлежащими отклонению.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 сентября 2014 года по делу N А57-2744/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)