Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2010 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Румянцева А.А., судей Ершовой С.Д., Столяренко Г.М. при ведении протокола секретарем судебного заседания Можаевой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2010 по делу N А76-1255/2010 (судья Костылев И.В.), при участии: Иванова А.Г. представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска по доверенности от 18.01.2010, паспорт; Антонова Д.А. представителя Администрации г. Челябинска по доверенности от 18.03.2009 N 05-419, удостоверение N 244,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уралпромоборудование", г. Челябинск (далее - заявитель, общество, ООО "Уралпромоборудование") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ г. Челябинска), выраженного в письме N 8647/6ц от 02.11.2009 г., в предоставлении земельного участка площадью 225 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, рядом с домом 11-Б по ул. Энтузиастов и предварительном согласовании места размещения объекта строительства -магазина без ограничения профиля и ассортимента.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Общество с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" (далее -третье лицо, ООО "ГрандСтрой").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2010 заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным судебным актом Администрация города Челябинска (далее -Администрация) не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил довод ответчика об отсутствии устава общества, сославшись на то, что к заявлению был приложен приказ общества от 20.03.2007 N 1, подтверждающий правомочия директора.
Мотивируя принятое решение, суд отклонил доводы ответчиков о том, что разработка документации по планировке территории в границах ул. Сони Кривой - ул. Энгельса - ул. Витебская - ул. Энтузиастов является препятствием для предоставления обществу испрашиваемого участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта. При этом суд указал на отсутствие доказательств того, что градостроительная документация утверждена в установленном порядке на дату вынесения решения.
Вывод суда о том, что письмо Администрации от 25.032010 N 10-11239/09-0-1 является дополнением к оспариваемому письму ГУАиГ г. Челябинска от 02.11.2009 N 8647/6ц, а не самостоятельным отказом Администрации, не соответствует обстоятельствам дела и принят с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ГУАиГ г. Челябинска поддержал позицию Администрации, просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
ООО "Уралпромоборудование", ООО "ГрандСтрой" извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, считает, что судебный акт не подлежит отмене.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Уралпромоборудование" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска 20.03.2007 г. за ОГРН 1077447006933 (л.д. 29).
ООО "Уралпромоборудование" обратилось к Главе города Челябинска М.В. Юревичу с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства магазина, площадью 225 кв. м, расположенном по адресу г. Челябинск, рядом с домом 11-б по ул. Энтузиастов (л.д. 24).
К заявлению ООО "Уралпромоборудование" были приложены следующие документы: схема размещения предполагаемого к размещению объекта; анкета застройщика; характеристика предложений предполагаемого к строительству объекта; копия свидетельства о государственной регистрации; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; копия информационного письма об учете в ЕГРПО Челябинского областного комитета государственной статистики Госкомстата России; приказ от 20.03.2007 N 1 о назначении директора Общества (л.д. 25-31).
Заявление получено Администрацией г. Челябинска 16.09.2009, ГУАиГ г. Челябинска получено 18.09.2009 (л.д. 24) Письмом от 02.11.2009 N 8647/6ц начальник ГУАиГ г. Челябинска сообщил обществу о том, что предоставить испрашиваемый земельный участок не представляется возможным, так как в настоящее время разработана документация по планировке территории в границах: ул. С. Кривой -ул. Энгельса -ул. Витебская -ул. Энтузиастов и находится на рассмотрении в ГУАиГ г. Челябинска. Указанной документацией размещение магазина по ул. Энтузиастов, 11б не предусмотрено. Кроме того, в письме указано, что представлен не полный пакет документов, указанный в решении Челябинской городской Думы от 29.05.2006 г. N 13/3 (л.д. 9).
Расценив вышеуказанное письмо как отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт обращения общества в Администрацию города Челябинска с заявлением от 26.08.2009 г. (получено 16.09.2009) и приложенным к заявлению пакетом документов представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривался. Проанализировав заявление Общества от 26.08.2009 г., суд пришел к выводу, что данное заявление соответствует требованиям п. 1 ст. 31 ЗК РФ, п. 23 Временного порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, содержит необходимые сведения, в связи с чем, ответчик должен обеспечить выбор земельного участка в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, результаты выбора оформить актом о выборе земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ, изложенный в письме от 02.11.2009 N 8647/6ц, не соответствует положениям статьи 31 ЗК РФ. Обжалуемое письмо ответчика влечет отказ в реализации права Общества, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, затрагивая права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, является, по мнению суда, решением (актом), обжалуемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 ЗК РФ, согласно которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок выбора земельных участков для строительства.
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно п. 21 Временного порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска (утв. Решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3) (далее -Временный порядок) предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются на имя Главы города Челябинска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства. Заявление подается с копиями документов (пункт 17 настоящего Порядка), заверенными надлежащим образом, регистрируется в канцелярии администрации города Челябинска (п. 22 Временного порядка).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, установлен п. 23 Временного порядка: схема-справка размещения предполагаемого к строительству объекта; анкета застройщика; характеристика предложений по строительству объекта (эскизный проект, предпроектные проработки, технико-экономическое обоснование); паспорт гражданина или учредительные документы; для юридических лиц - свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, информационное письмо об учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций Челябинского областного комитета государственной статистики Госкомстата России или выписка из него.
В соответствии с п. 24 Временного порядка, специалисты главного управления архитектуры и градостроительства в трехнедельный срок рассматривают заявление и представляют его на рассмотрение градостроительной комиссии.
По результатам рассмотрения градостроительной комиссией предложенных документов и материалов заявителю направляется письмо за подписью председателя градостроительной комиссии либо о невозможности размещения предполагаемого к строительству объекта, либо о начале работы по формированию земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства.
Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента регистрации заявления.
По завершении предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства Главное управление архитектуры и градостроительства обеспечивает формирование акта выбора земельного участка и подготовку правового акта об утверждении акта выбора земельного участка (п. 27 Временного порядка).
В соответствии с п. 29 Временного порядка, срок подготовки правового акта о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не должен превышать шести месяцев с даты регистрации заявления.
Признавая недействительным отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 02.11.2009, суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу о том, что наличие разработанной, но не подписанной документации по планировке территории, само по себе не является препятствием в предоставлении земельного участка, поскольку в силу приведенных выше норм разработка документации по планировке территории является обязанностью Администрации.
Также суд обоснованно указал, что ООО "Уралпромоборудование" к заявлению о предоставлении земельного участка были приложены все необходимые документы.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не учел, что заявителем выбран порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, который установлен п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме первым этапом предоставления земельного участка является его выбор и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта. В соответствии с названной нормой заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит ст. 30 и 31 названного Кодекса, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Судом установлено, что на спорный участок претендует также ООО "Грандстрой", заявление которого органом местного управления не рассмотрено и решение по нему не принято. Поскольку названные лица обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставление участка должно производиться на торгах.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 25.03.2010 (л.д. 77) заявителю отказано в предоставлении земельного участка также по основанию наличия второй заявки на предоставление земельного участка ООО "Грандстрой".
В связи с чем, на момент рассмотрения спора права заявителя нельзя считать нарушенными, оснований для восстановления прав заявителя у суда первой инстанции не имелось.
С требованиями о рассмотрении заявок в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации заявителю не обращался.
Таким образом, выводы суда об отсутствии оснований предоставления земельного участка без проведения торгов и соответственно наличия оснований для удовлетворения заявленных требований являются ошибочным.
При таких обстоятельствах, совокупность обстоятельств, установленных ст. 198 АПК РФ и необходимых для удовлетворения заявленных требований отсутствует, поскольку отказ в предоставлении земельного участка выраженный в письме от 02.11.2009 не нарушает прав и законных интересов ООО "Уралпромоборудование".
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2010 по делу N А76-1255/2010 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Уралпромоборудование", г. Челябинск о признании недействительным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, выраженного в письме N 8647/6ц от 02.11.2009, в предоставлении земельного участка площадью 225 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, рядом с домом 11-Б по ул. Энтузиастов и предварительном согласовании места размещения объекта строительства -магазина без ограничения профиля и ассортимента отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
А.А.РУМЯНЦЕВ
Судьи
С.Д.ЕРШОВА
Г.М.СТОЛЯРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.07.2010 N 18АП-5389/2010 ПО ДЕЛУ N А76-1255/2010
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2010 г. N 18АП-5389/2010
Дело N А76-1255/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2010 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Румянцева А.А., судей Ершовой С.Д., Столяренко Г.М. при ведении протокола секретарем судебного заседания Можаевой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2010 по делу N А76-1255/2010 (судья Костылев И.В.), при участии: Иванова А.Г. представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска по доверенности от 18.01.2010, паспорт; Антонова Д.А. представителя Администрации г. Челябинска по доверенности от 18.03.2009 N 05-419, удостоверение N 244,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уралпромоборудование", г. Челябинск (далее - заявитель, общество, ООО "Уралпромоборудование") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ г. Челябинска), выраженного в письме N 8647/6ц от 02.11.2009 г., в предоставлении земельного участка площадью 225 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, рядом с домом 11-Б по ул. Энтузиастов и предварительном согласовании места размещения объекта строительства -магазина без ограничения профиля и ассортимента.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Общество с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" (далее -третье лицо, ООО "ГрандСтрой").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2010 заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным судебным актом Администрация города Челябинска (далее -Администрация) не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил довод ответчика об отсутствии устава общества, сославшись на то, что к заявлению был приложен приказ общества от 20.03.2007 N 1, подтверждающий правомочия директора.
Мотивируя принятое решение, суд отклонил доводы ответчиков о том, что разработка документации по планировке территории в границах ул. Сони Кривой - ул. Энгельса - ул. Витебская - ул. Энтузиастов является препятствием для предоставления обществу испрашиваемого участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта. При этом суд указал на отсутствие доказательств того, что градостроительная документация утверждена в установленном порядке на дату вынесения решения.
Вывод суда о том, что письмо Администрации от 25.032010 N 10-11239/09-0-1 является дополнением к оспариваемому письму ГУАиГ г. Челябинска от 02.11.2009 N 8647/6ц, а не самостоятельным отказом Администрации, не соответствует обстоятельствам дела и принят с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ГУАиГ г. Челябинска поддержал позицию Администрации, просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
ООО "Уралпромоборудование", ООО "ГрандСтрой" извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, считает, что судебный акт не подлежит отмене.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Уралпромоборудование" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска 20.03.2007 г. за ОГРН 1077447006933 (л.д. 29).
ООО "Уралпромоборудование" обратилось к Главе города Челябинска М.В. Юревичу с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства магазина, площадью 225 кв. м, расположенном по адресу г. Челябинск, рядом с домом 11-б по ул. Энтузиастов (л.д. 24).
К заявлению ООО "Уралпромоборудование" были приложены следующие документы: схема размещения предполагаемого к размещению объекта; анкета застройщика; характеристика предложений предполагаемого к строительству объекта; копия свидетельства о государственной регистрации; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; копия информационного письма об учете в ЕГРПО Челябинского областного комитета государственной статистики Госкомстата России; приказ от 20.03.2007 N 1 о назначении директора Общества (л.д. 25-31).
Заявление получено Администрацией г. Челябинска 16.09.2009, ГУАиГ г. Челябинска получено 18.09.2009 (л.д. 24) Письмом от 02.11.2009 N 8647/6ц начальник ГУАиГ г. Челябинска сообщил обществу о том, что предоставить испрашиваемый земельный участок не представляется возможным, так как в настоящее время разработана документация по планировке территории в границах: ул. С. Кривой -ул. Энгельса -ул. Витебская -ул. Энтузиастов и находится на рассмотрении в ГУАиГ г. Челябинска. Указанной документацией размещение магазина по ул. Энтузиастов, 11б не предусмотрено. Кроме того, в письме указано, что представлен не полный пакет документов, указанный в решении Челябинской городской Думы от 29.05.2006 г. N 13/3 (л.д. 9).
Расценив вышеуказанное письмо как отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт обращения общества в Администрацию города Челябинска с заявлением от 26.08.2009 г. (получено 16.09.2009) и приложенным к заявлению пакетом документов представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривался. Проанализировав заявление Общества от 26.08.2009 г., суд пришел к выводу, что данное заявление соответствует требованиям п. 1 ст. 31 ЗК РФ, п. 23 Временного порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, содержит необходимые сведения, в связи с чем, ответчик должен обеспечить выбор земельного участка в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, результаты выбора оформить актом о выборе земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ, изложенный в письме от 02.11.2009 N 8647/6ц, не соответствует положениям статьи 31 ЗК РФ. Обжалуемое письмо ответчика влечет отказ в реализации права Общества, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, затрагивая права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, является, по мнению суда, решением (актом), обжалуемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 ЗК РФ, согласно которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок выбора земельных участков для строительства.
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно п. 21 Временного порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска (утв. Решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3) (далее -Временный порядок) предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются на имя Главы города Челябинска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства. Заявление подается с копиями документов (пункт 17 настоящего Порядка), заверенными надлежащим образом, регистрируется в канцелярии администрации города Челябинска (п. 22 Временного порядка).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, установлен п. 23 Временного порядка: схема-справка размещения предполагаемого к строительству объекта; анкета застройщика; характеристика предложений по строительству объекта (эскизный проект, предпроектные проработки, технико-экономическое обоснование); паспорт гражданина или учредительные документы; для юридических лиц - свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, информационное письмо об учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций Челябинского областного комитета государственной статистики Госкомстата России или выписка из него.
В соответствии с п. 24 Временного порядка, специалисты главного управления архитектуры и градостроительства в трехнедельный срок рассматривают заявление и представляют его на рассмотрение градостроительной комиссии.
По результатам рассмотрения градостроительной комиссией предложенных документов и материалов заявителю направляется письмо за подписью председателя градостроительной комиссии либо о невозможности размещения предполагаемого к строительству объекта, либо о начале работы по формированию земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства.
Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента регистрации заявления.
По завершении предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства Главное управление архитектуры и градостроительства обеспечивает формирование акта выбора земельного участка и подготовку правового акта об утверждении акта выбора земельного участка (п. 27 Временного порядка).
В соответствии с п. 29 Временного порядка, срок подготовки правового акта о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не должен превышать шести месяцев с даты регистрации заявления.
Признавая недействительным отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 02.11.2009, суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу о том, что наличие разработанной, но не подписанной документации по планировке территории, само по себе не является препятствием в предоставлении земельного участка, поскольку в силу приведенных выше норм разработка документации по планировке территории является обязанностью Администрации.
Также суд обоснованно указал, что ООО "Уралпромоборудование" к заявлению о предоставлении земельного участка были приложены все необходимые документы.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не учел, что заявителем выбран порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, который установлен п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме первым этапом предоставления земельного участка является его выбор и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта. В соответствии с названной нормой заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит ст. 30 и 31 названного Кодекса, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Судом установлено, что на спорный участок претендует также ООО "Грандстрой", заявление которого органом местного управления не рассмотрено и решение по нему не принято. Поскольку названные лица обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставление участка должно производиться на торгах.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 25.03.2010 (л.д. 77) заявителю отказано в предоставлении земельного участка также по основанию наличия второй заявки на предоставление земельного участка ООО "Грандстрой".
В связи с чем, на момент рассмотрения спора права заявителя нельзя считать нарушенными, оснований для восстановления прав заявителя у суда первой инстанции не имелось.
С требованиями о рассмотрении заявок в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации заявителю не обращался.
Таким образом, выводы суда об отсутствии оснований предоставления земельного участка без проведения торгов и соответственно наличия оснований для удовлетворения заявленных требований являются ошибочным.
При таких обстоятельствах, совокупность обстоятельств, установленных ст. 198 АПК РФ и необходимых для удовлетворения заявленных требований отсутствует, поскольку отказ в предоставлении земельного участка выраженный в письме от 02.11.2009 не нарушает прав и законных интересов ООО "Уралпромоборудование".
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2010 по делу N А76-1255/2010 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Уралпромоборудование", г. Челябинск о признании недействительным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, выраженного в письме N 8647/6ц от 02.11.2009, в предоставлении земельного участка площадью 225 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, рядом с домом 11-Б по ул. Энтузиастов и предварительном согласовании места размещения объекта строительства -магазина без ограничения профиля и ассортимента отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
А.А.РУМЯНЦЕВ
Судьи
С.Д.ЕРШОВА
Г.М.СТОЛЯРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)