Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Паньковой Г.Л., Скромовой Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Коржова Е.С. (паспорт, доверенность от 04.11.2013), Козлова Е.А. (паспорт, доверенность от 11.07.2013),
от ответчика - представитель не явился,
от заинтересованных лиц - представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Департамента земельных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 октября 2013 года
по делу N А50-13137/2013,
вынесенное судьей Ремянниковой И.Е.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Козлова Анатолия Ивановича (ОГРНИП 304594804400034, ИНН 594800028469)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованные лица: Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми, Управление по экологии и природопользованию Администрации города Перми
о признании незаконным решения об отказе в выборе земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Козлов Анатолий Иванович (заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми (ответчик) о признании незаконным решения от 24.05.2013 N И-21-01-09-9281 об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка примерной площадью 6108 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее домов по ул. Шоссе Космонавтов, 201, 203, о возложении на ответчика обязанности выдать заявителю акт выбора указанного земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми, Управление по экологии и природопользованию Администрации города Перми.
Решением суда от 02.10.2013 (резолютивная часть от 25.09.2013) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 02.10.2013 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что при рассмотрении заявления в соответствии с установленными требованиями им были запрошены заключения функциональных и территориальных органов, согласно которым выбор земельного участка невозможен. Ответчик считает, что отказ в предоставлении земельного участка по указанным в нем основаниям является законным, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Заинтересованное лицо Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми доводы апелляционной жалобы поддерживает, в отзыве указывает, что на испрашиваемом земельном участке произрастают деревья, которые необходимо сохранить для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что ответчик отказал в выборе земельного участка и в предварительном согласовании места размещения объекта по формальным основаниям.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к ответчику с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (школы искусств) на земельном участке ориентировочной площадью 6108 кв. м, расположенном по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее домов по ул. Шоссе Космонавтов, 201, 203.
Письмом от 24.05.2013 ответчик сообщил о невозможности оформления акта о выборе земельного участка для строительства школы искусств в связи с отрицательными заключениями управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми и департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми.
Полагая, что отказ в оформлении акта о выборе земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал на то, что оспариваемое решение ответчика не соответствует требованиям ст. 30, 31 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ).
Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
Согласно п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, представленные в материалы дела отрицательные заключения функциональных органов не подтверждают невозможность предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Так, в заключении департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми не содержится обоснования отсутствия общественного значения планируемой школы искусств, не приведено сведений, подтверждающих необходимость и достаточности существующих школ искусств.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый для строительства земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, для которой в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусмотрено, в том числе, размещение учреждений дополнительного образования (ст. 52.3 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
Также судом первой инстанции обоснованно отклонено заключение управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми о невозможности предоставления земельного участка ввиду того, что на испрашиваемом земельном участке в соответствии с инвентаризацией земельных насаждений произрастает более 70 деревьев, находящихся в хорошем состоянии, местное население использует данную территорию как внутриквартальный сквер.
В соответствии со ст. 1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, скверы, бульвары относятся к территориям общего пользования и отграничиваются красными линиями на проектах планировки территории.
Проектом планировки (в части установления красных линий) и проектом межевания территории, ограниченной ул. Мира, ул. Комбайнеров, ул. Космонавта Беляева, ул. Космонавта Леонова, ул. Нефтяников, ул. Качалова, ул. Одоевского, ул. Милиционера Власова, ул. Дениса Давыдова, ул. Геологов жилого района Балатово Индустриального района г. Перми, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 23.08.2011 N 432, не установлено, что испрашиваемый земельный участок относится к местам общего пользования и предназначен для размещения сквера.
С учетом того, что частично испрашиваемый земельный участок используется под несанкционированную автостоянку, суд первой инстанции правомерно указал на возможность сохранения зеленых насаждений при проектировании размещения школы искусств.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для отказа в оформления акта о выборе земельного участка у ответчика не имелось. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как необоснованные.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика - Департамент земельных отношений администрации города Перми.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 октября 2013 года по делу N А50-13137/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2013 N 17АП-13913/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-13137/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2013 г. N 17АП-13913/2013-ГК
Дело N А50-13137/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Паньковой Г.Л., Скромовой Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Коржова Е.С. (паспорт, доверенность от 04.11.2013), Козлова Е.А. (паспорт, доверенность от 11.07.2013),
от ответчика - представитель не явился,
от заинтересованных лиц - представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Департамента земельных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 октября 2013 года
по делу N А50-13137/2013,
вынесенное судьей Ремянниковой И.Е.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Козлова Анатолия Ивановича (ОГРНИП 304594804400034, ИНН 594800028469)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованные лица: Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми, Управление по экологии и природопользованию Администрации города Перми
о признании незаконным решения об отказе в выборе земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Козлов Анатолий Иванович (заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми (ответчик) о признании незаконным решения от 24.05.2013 N И-21-01-09-9281 об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка примерной площадью 6108 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее домов по ул. Шоссе Космонавтов, 201, 203, о возложении на ответчика обязанности выдать заявителю акт выбора указанного земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми, Управление по экологии и природопользованию Администрации города Перми.
Решением суда от 02.10.2013 (резолютивная часть от 25.09.2013) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 02.10.2013 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что при рассмотрении заявления в соответствии с установленными требованиями им были запрошены заключения функциональных и территориальных органов, согласно которым выбор земельного участка невозможен. Ответчик считает, что отказ в предоставлении земельного участка по указанным в нем основаниям является законным, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Заинтересованное лицо Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми доводы апелляционной жалобы поддерживает, в отзыве указывает, что на испрашиваемом земельном участке произрастают деревья, которые необходимо сохранить для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что ответчик отказал в выборе земельного участка и в предварительном согласовании места размещения объекта по формальным основаниям.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к ответчику с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (школы искусств) на земельном участке ориентировочной площадью 6108 кв. м, расположенном по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее домов по ул. Шоссе Космонавтов, 201, 203.
Письмом от 24.05.2013 ответчик сообщил о невозможности оформления акта о выборе земельного участка для строительства школы искусств в связи с отрицательными заключениями управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми и департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми.
Полагая, что отказ в оформлении акта о выборе земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал на то, что оспариваемое решение ответчика не соответствует требованиям ст. 30, 31 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ).
Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
Согласно п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, представленные в материалы дела отрицательные заключения функциональных органов не подтверждают невозможность предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Так, в заключении департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми не содержится обоснования отсутствия общественного значения планируемой школы искусств, не приведено сведений, подтверждающих необходимость и достаточности существующих школ искусств.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый для строительства земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, для которой в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусмотрено, в том числе, размещение учреждений дополнительного образования (ст. 52.3 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
Также судом первой инстанции обоснованно отклонено заключение управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми о невозможности предоставления земельного участка ввиду того, что на испрашиваемом земельном участке в соответствии с инвентаризацией земельных насаждений произрастает более 70 деревьев, находящихся в хорошем состоянии, местное население использует данную территорию как внутриквартальный сквер.
В соответствии со ст. 1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, скверы, бульвары относятся к территориям общего пользования и отграничиваются красными линиями на проектах планировки территории.
Проектом планировки (в части установления красных линий) и проектом межевания территории, ограниченной ул. Мира, ул. Комбайнеров, ул. Космонавта Беляева, ул. Космонавта Леонова, ул. Нефтяников, ул. Качалова, ул. Одоевского, ул. Милиционера Власова, ул. Дениса Давыдова, ул. Геологов жилого района Балатово Индустриального района г. Перми, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 23.08.2011 N 432, не установлено, что испрашиваемый земельный участок относится к местам общего пользования и предназначен для размещения сквера.
С учетом того, что частично испрашиваемый земельный участок используется под несанкционированную автостоянку, суд первой инстанции правомерно указал на возможность сохранения зеленых насаждений при проектировании размещения школы искусств.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для отказа в оформления акта о выборе земельного участка у ответчика не имелось. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как необоснованные.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика - Департамент земельных отношений администрации города Перми.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 октября 2013 года по делу N А50-13137/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)