Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 января 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 февраля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Жуков А.В., Алиев Ш.Р., доверенность от 18 июля 2014 г., Саньков А.В., доверенность от 25 июля 2014 г.,
от ответчика - Малинин М.С., доверенность от 06 июня 2014 г. N 189,
от третьих лиц:
от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился,
от Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Конкорд - Сервис" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2014 года по делу N А55-16937/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Конкорд - Сервис", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка,
установил:
Закрытое акционерное общество "Конкорд-Сервис" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) в предоставлении ЗАО "Конкорд-Сервис" в собственность за плату земельного участка площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда, выраженного в письме от 21.04.2014 года N 12-2/0343/12-с. И о возложении на ответчика обязанности по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о продаже земельного участка площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда и направления договора купли-продажи указанного земельного участка на условиях, установленных действующим законодательством, а именно по цене, исчисляемой в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка - 1 992 714, 54 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2014 года по делу N А55-16937/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Конкорд-Сервис" является собственником двух объектов недвижимого имущества: нежилого здания механо-сборочного цеха (цех N 12, трансформаторная подстанция N 5), площадью 8 504, 10 кв. м, объекта незавершенного строительства (цеха товаров народного потребления, 19, 9% готовности), площадью 9 982, 50 кв. м, расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда, 10а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.02.2008 серии 63-АВ N 887771, от 29.02.2008 серии 63-АВ N 887772.
Первым собственником данных объектов являлось Акционерное общество "Самарский завод "Строммашина", получившее недвижимое имущество в результате приватизации в 1992 году на основании плана приватизации, утвержденного приказом Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 24.06.1992 N 241, договора купли-продажи N 33 от 24.07.1992 г., заключенного с Фондом имущества Самарской области.
Право собственности на незавершенный строительством цех товаров народного потребления оформлено АО "Самарский завод "Строммашина" на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2001 г. по делу N А55-14872/01-7 об установлении факта принадлежности этого объекта на праве собственности.
Земельный участок, на котором расположены спорные и иные объекты, принадлежавшие АО "Самарский завод "Строммашина" предоставлен последнему на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Администрации г. Самары от 10.06.1993 г. N 885 (свидетельство о праве постоянного пользования на землю N 70380 от 04.08.1993 г.).
Впоследствии, АО "Самарский завод "Строммашина" внесло нежилое здание механосборочного цеха (цех N 12, трансформаторная подстанция N 5) в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью "Строммашина-Щит", которое по договору купли-продажи недвижимого имущества N 36 от 27.11.2001 г. продало этот объект закрытому акционерному обществу "Автогазтранс".
Объект незавершенного строительства (цех товаров народного потребления, 19,9% готовности) отчужден АО "Самарский завод "Строммашина" в собственность ЗАО "Автогазтранс" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 517 от 20.05.2002 г.
ЗАО "Автогазтранс" по договорам купли-продажи N 17, 18 от 02.04.2007 г. произвело отчуждение объектов недвижимого имущества закрытому акционерному обществу "Конкорд-Сервис".
Право собственности Общества на объекты недвижимого имущества зарегистрировано 28.02.2008 г., одновременно к Обществу перешло и право постоянного бессрочного пользования земельным участком, занятым объектами недвижимости и необходимым для их использования.
Считая, что в связи с приобретением в собственность двух объектов недвижимого имущества Общество на основании статьи 35 Земельного кодекса РФ, статьи 552 Гражданского кодекса РФ приобрело и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 31 764 кв. м, который занят этими объектами и необходим для их использования, заявитель 12.03.2012 г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении данного участка в собственность.
К заявлению приложен пакет документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установленный приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Письмом от 21.04.2014 г. Министерство отказало Обществу в предоставлении в собственность данного участка, сославшись на пункт 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, поскольку на нем расположен объект незавершенного строительства (цех товаров народного потребления 19, 9% готовности), полномочиями по распоряжению земельным участком под которым наделено Министерство строительства Самарской области.
Заявитель указывает на то, что Министерство имущественных отношений Самарской области ранее осуществляло распоряжение земельным участком площадью 79 882, 4 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:554, в результате раздела которого образован спорный земельный участок с расположенным на нем объектом незавершенного строительства (цехом товаров народного потребления, 19,9% готовности).
Заявитель также указывает на то, что испрашиваемый им земельный участок предназначен для целей содержания завода, а не строительства и не завершения строительства объекта, а также на то, что Министерство имущественных отношений Самарской области, считая себя органом, уполномоченным на распоряжение этим земельным участком, обратилось в суд с иском о взыскании с Общества неосновательного обогащения за его фактическое использование, из чего заявитель сделал вывод о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области обладает полномочиями по распоряжению земельным участком.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 ЗК РФ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" были утверждены Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), а также Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара распределены Правительством Самарской области между двумя государственными органами в соответствии с определенными критериями.
Довод заявителя о том, что Постановлением от 13.06.2006 N 67 не урегулирован вопрос о компетентном органе для случаев, когда за выкупом земельного участка, на котором расположены как завершенные, так и незавершенные строительством объекты, обращается лицо, которому такой участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования с целью переоформления этого права в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с сохранением целевого назначения участка, был отклонен судом первой инстанции.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что если на одном земельном участке расположены как завершенные, так и незавершенные строительством объекты, то пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 предусмотрено, что полномочия по распоряжению таким земельным участком принадлежат Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, поскольку данный земельный участок занят объектами незавершенного строительства.
Этот вывод суда первой инстанции суд апелляционной инстанции считает ошибочным.
Из материалов дела следует, что Общество приобрело указанные объекты недвижимости не для целей строительства или завершения строительства, а для целей использования существующих объектов недвижимости.
Из материалов дела также следует, что Общество 12.03.2012 г. обратилось к ответчику с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 г. в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.05.2010 N 82/09 по делу N А55-1164/2008 дал арбитражным судам общеобязательное толкование правовых норм, подлежащее применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Соответствующие правила Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации применяются при продаже как объектов недвижимого имущества, строительство которых было завершено, так и объектов незавершенного строительства.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
С учетом системного толкования совокупности указанных норм Общество было вправе требовать переоформления перешедшего к нему права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком путем его выкупа с сохранением целевого назначения.
Довод заявителя о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области - уполномоченный орган по распоряжению данным земельным участком является обоснованным, поскольку именно ответчик на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 16.11.2011 г. N 3465 распорядился земельным участком на котором расположены как объекты завершенного, так и объект незавершенного строительства, разделив его на ряд земельных участков, включая и земельный участок, истребованный в собственность заявителем.
Следует учитывать также и целевое назначение земельного участка "под завод", т.е. для эксплуатации завода, как комплекса зданий, строений, сооружений.
Истребование заявителем земельного участка в собственность не связано со строительством или завершением строительства, на что указывает в письме от 25.08.2014 г. Министерство строительства Самарской области, отказывая заявителю в предоставлении в собственность земельного участка по мотиву отсутствия у него полномочий по распоряжению данным земельным участком.
Вывод суда первой инстанции о том, что права заявителя оспариваемым отказом не нарушены, поскольку испрашиваемый ЗАО "Конкорд-Сервис" земельный участок площадью 31 764 кв. м частично входит в границы земельного участка, предназначенного для строительства "Южной обводной дороги" не соответствует фактически обстоятельствам дела, и опровергается письмом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 02.10.2014 г. N д05-01-01/8915-1-2 и выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара.
Это обстоятельство не опроверг и ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Из градостроительного обоснования размера и вида использования земельного участка под завод, с прилегающей территорией, выполненного МП города Самары "Архитектурно-планировочное бюро" и заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на градостроительное обоснование, земельный участок площадью 31 764 кв. м необходим для использования и эксплуатации завода, расположенного на данной территории. Указанная площадь соответствует площади земельного участка - 31 764 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка площадью 79 882, 4 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:554 на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 16.11.2011 г. N 3465.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, ответчик является уполномоченным органом по распоряжению земельным участком площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, и о том, что отказ ответчика в предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда, выраженного в письме от 21.04.2014 года N 12-2/0343/12-с не соответствует указанным нормам законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Поскольку выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, а заявленные требования удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2014 года по делу N А55-16937/2014 отменить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ЗАО "Конкорд-Сервис" в собственность за плату земельного участка площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда, выраженного в письме от 21.04.2014 года N 12-2/0343/12-с.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу решения о продаже ЗАО "Конкорд-Сервис" земельного участка площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда и направления в месячный срок с момента вынесения решения о продаже земельного участка договора купли-продажи указанного земельного участка на условиях, установленных действующим законодательством, а именно по цене, исчисляемой в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2015 N 11АП-17990/2014 ПО ДЕЛУ N А55-16937/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу N А55-16937/2014
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 января 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 февраля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Жуков А.В., Алиев Ш.Р., доверенность от 18 июля 2014 г., Саньков А.В., доверенность от 25 июля 2014 г.,
от ответчика - Малинин М.С., доверенность от 06 июня 2014 г. N 189,
от третьих лиц:
от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился,
от Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Конкорд - Сервис" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2014 года по делу N А55-16937/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Конкорд - Сервис", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка,
установил:
Закрытое акционерное общество "Конкорд-Сервис" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) в предоставлении ЗАО "Конкорд-Сервис" в собственность за плату земельного участка площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда, выраженного в письме от 21.04.2014 года N 12-2/0343/12-с. И о возложении на ответчика обязанности по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о продаже земельного участка площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда и направления договора купли-продажи указанного земельного участка на условиях, установленных действующим законодательством, а именно по цене, исчисляемой в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка - 1 992 714, 54 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2014 года по делу N А55-16937/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Конкорд-Сервис" является собственником двух объектов недвижимого имущества: нежилого здания механо-сборочного цеха (цех N 12, трансформаторная подстанция N 5), площадью 8 504, 10 кв. м, объекта незавершенного строительства (цеха товаров народного потребления, 19, 9% готовности), площадью 9 982, 50 кв. м, расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда, 10а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.02.2008 серии 63-АВ N 887771, от 29.02.2008 серии 63-АВ N 887772.
Первым собственником данных объектов являлось Акционерное общество "Самарский завод "Строммашина", получившее недвижимое имущество в результате приватизации в 1992 году на основании плана приватизации, утвержденного приказом Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 24.06.1992 N 241, договора купли-продажи N 33 от 24.07.1992 г., заключенного с Фондом имущества Самарской области.
Право собственности на незавершенный строительством цех товаров народного потребления оформлено АО "Самарский завод "Строммашина" на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2001 г. по делу N А55-14872/01-7 об установлении факта принадлежности этого объекта на праве собственности.
Земельный участок, на котором расположены спорные и иные объекты, принадлежавшие АО "Самарский завод "Строммашина" предоставлен последнему на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Администрации г. Самары от 10.06.1993 г. N 885 (свидетельство о праве постоянного пользования на землю N 70380 от 04.08.1993 г.).
Впоследствии, АО "Самарский завод "Строммашина" внесло нежилое здание механосборочного цеха (цех N 12, трансформаторная подстанция N 5) в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью "Строммашина-Щит", которое по договору купли-продажи недвижимого имущества N 36 от 27.11.2001 г. продало этот объект закрытому акционерному обществу "Автогазтранс".
Объект незавершенного строительства (цех товаров народного потребления, 19,9% готовности) отчужден АО "Самарский завод "Строммашина" в собственность ЗАО "Автогазтранс" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 517 от 20.05.2002 г.
ЗАО "Автогазтранс" по договорам купли-продажи N 17, 18 от 02.04.2007 г. произвело отчуждение объектов недвижимого имущества закрытому акционерному обществу "Конкорд-Сервис".
Право собственности Общества на объекты недвижимого имущества зарегистрировано 28.02.2008 г., одновременно к Обществу перешло и право постоянного бессрочного пользования земельным участком, занятым объектами недвижимости и необходимым для их использования.
Считая, что в связи с приобретением в собственность двух объектов недвижимого имущества Общество на основании статьи 35 Земельного кодекса РФ, статьи 552 Гражданского кодекса РФ приобрело и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 31 764 кв. м, который занят этими объектами и необходим для их использования, заявитель 12.03.2012 г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении данного участка в собственность.
К заявлению приложен пакет документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установленный приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Письмом от 21.04.2014 г. Министерство отказало Обществу в предоставлении в собственность данного участка, сославшись на пункт 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, поскольку на нем расположен объект незавершенного строительства (цех товаров народного потребления 19, 9% готовности), полномочиями по распоряжению земельным участком под которым наделено Министерство строительства Самарской области.
Заявитель указывает на то, что Министерство имущественных отношений Самарской области ранее осуществляло распоряжение земельным участком площадью 79 882, 4 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:554, в результате раздела которого образован спорный земельный участок с расположенным на нем объектом незавершенного строительства (цехом товаров народного потребления, 19,9% готовности).
Заявитель также указывает на то, что испрашиваемый им земельный участок предназначен для целей содержания завода, а не строительства и не завершения строительства объекта, а также на то, что Министерство имущественных отношений Самарской области, считая себя органом, уполномоченным на распоряжение этим земельным участком, обратилось в суд с иском о взыскании с Общества неосновательного обогащения за его фактическое использование, из чего заявитель сделал вывод о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области обладает полномочиями по распоряжению земельным участком.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 ЗК РФ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" были утверждены Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), а также Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара распределены Правительством Самарской области между двумя государственными органами в соответствии с определенными критериями.
Довод заявителя о том, что Постановлением от 13.06.2006 N 67 не урегулирован вопрос о компетентном органе для случаев, когда за выкупом земельного участка, на котором расположены как завершенные, так и незавершенные строительством объекты, обращается лицо, которому такой участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования с целью переоформления этого права в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с сохранением целевого назначения участка, был отклонен судом первой инстанции.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что если на одном земельном участке расположены как завершенные, так и незавершенные строительством объекты, то пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 предусмотрено, что полномочия по распоряжению таким земельным участком принадлежат Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, поскольку данный земельный участок занят объектами незавершенного строительства.
Этот вывод суда первой инстанции суд апелляционной инстанции считает ошибочным.
Из материалов дела следует, что Общество приобрело указанные объекты недвижимости не для целей строительства или завершения строительства, а для целей использования существующих объектов недвижимости.
Из материалов дела также следует, что Общество 12.03.2012 г. обратилось к ответчику с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 г. в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.05.2010 N 82/09 по делу N А55-1164/2008 дал арбитражным судам общеобязательное толкование правовых норм, подлежащее применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Соответствующие правила Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации применяются при продаже как объектов недвижимого имущества, строительство которых было завершено, так и объектов незавершенного строительства.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
С учетом системного толкования совокупности указанных норм Общество было вправе требовать переоформления перешедшего к нему права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком путем его выкупа с сохранением целевого назначения.
Довод заявителя о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области - уполномоченный орган по распоряжению данным земельным участком является обоснованным, поскольку именно ответчик на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 16.11.2011 г. N 3465 распорядился земельным участком на котором расположены как объекты завершенного, так и объект незавершенного строительства, разделив его на ряд земельных участков, включая и земельный участок, истребованный в собственность заявителем.
Следует учитывать также и целевое назначение земельного участка "под завод", т.е. для эксплуатации завода, как комплекса зданий, строений, сооружений.
Истребование заявителем земельного участка в собственность не связано со строительством или завершением строительства, на что указывает в письме от 25.08.2014 г. Министерство строительства Самарской области, отказывая заявителю в предоставлении в собственность земельного участка по мотиву отсутствия у него полномочий по распоряжению данным земельным участком.
Вывод суда первой инстанции о том, что права заявителя оспариваемым отказом не нарушены, поскольку испрашиваемый ЗАО "Конкорд-Сервис" земельный участок площадью 31 764 кв. м частично входит в границы земельного участка, предназначенного для строительства "Южной обводной дороги" не соответствует фактически обстоятельствам дела, и опровергается письмом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 02.10.2014 г. N д05-01-01/8915-1-2 и выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара.
Это обстоятельство не опроверг и ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Из градостроительного обоснования размера и вида использования земельного участка под завод, с прилегающей территорией, выполненного МП города Самары "Архитектурно-планировочное бюро" и заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на градостроительное обоснование, земельный участок площадью 31 764 кв. м необходим для использования и эксплуатации завода, расположенного на данной территории. Указанная площадь соответствует площади земельного участка - 31 764 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка площадью 79 882, 4 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:554 на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 16.11.2011 г. N 3465.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, ответчик является уполномоченным органом по распоряжению земельным участком площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, и о том, что отказ ответчика в предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда, выраженного в письме от 21.04.2014 года N 12-2/0343/12-с не соответствует указанным нормам законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Поскольку выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, а заявленные требования удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2014 года по делу N А55-16937/2014 отменить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ЗАО "Конкорд-Сервис" в собственность за плату земельного участка площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда, выраженного в письме от 21.04.2014 года N 12-2/0343/12-с.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу решения о продаже ЗАО "Конкорд-Сервис" земельного участка площадью 31 764 кв. м с кадастровым номером 63:01:0929001:820, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Советский район, улица 22 Партсъезда и направления в месячный срок с момента вынесения решения о продаже земельного участка договора купли-продажи указанного земельного участка на условиях, установленных действующим законодательством, а именно по цене, исчисляемой в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)