Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Каплина С.Ю., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы: Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (ИНН 6449013567, ОГРН 1026401988183, адрес местонахождения: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Ленина, 30),
Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (ИНН 6449002580, ОГРН 1026401980868, адрес местонахождения: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Театральная, 1а)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 мая 2014 года по делу N А57-6493/2014 (судья Пузина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФРОСТ" (ИНН 6437003500, ОГРН 1026401981143, 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205)
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (ИНН 6449013567, ОГРН 1026401988183, адрес местонахождения: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Ленина, 30),
Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (ИНН 6449002580, ОГРН 1026401980868, адрес местонахождения: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Театральная, 1а)
о признании незаконным решения от 13.01.2014 N 01-10/173; обязании устранить допущенные нарушения путем принятия в месячный срок решения по заявлению ООО "ФРОСТ" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:011008:26,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - не явился, извещен,
Администрации - не явился, извещена,
Комитета по земельным ресурсам - не явился, извещен,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ФРОСТ" (далее - заявитель, ООО "ФРОСТ", Общество) с заявлением о признании незаконным решения Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет по земельным ресурсам), изложенного в уведомлении от 13.01.2014 N 01-10/173 об отказе в приеме документов; обязании Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) устранить допущенные нарушения путем принятия в месячный срок решения по заявлению ООО "ФРОСТ" о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1877 кв. м с кадастровым номером 64:50:011008:26, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205.
Решением от 26 мая 2014 года Арбитражный суд Саратовской области признал незаконным решение Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, изложенного в уведомлении от 13.01.2014 N 01-10/173 об отказе в приеме документов.
Суд также обязал Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения прав путем принятия в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу документов ООО "ФРОСТ" по заявлению ООО "ФРОСТ" от 31.12.2013.
Кроме того, суд взыскал с Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в пользу ООО "ФРОСТ" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области и Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "ФРОСТ" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционные жалобы не представило.
ООО "ФРОСТ" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Постановление от 17.02.2011 N 12), при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет не позднее, чем за 15 дней до начала судебного заседания, если иное не предусмотрено Кодексом. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет названных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.
Как следует из материалов дела, представитель заявителя участвовал в предварительном заседании в суде первой инстанции 28.04.2014 года и в судебном заседании 22-23.05.2014, по итогам которого вынесено решение судом первой инстанции.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02 и 03 июля 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте, то есть не позднее, чем за 15 дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения подателей жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 31.12.2013 ООО "ФРОСТ" обратилось в Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:011008:26 площадью 1877 кв. м по адресу: г. Энгельс, ул. Студенческая, 205 под нежилое здание. К заявлению Обществом были приложены документы: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) от 26.12.2013; кадастровый паспорт земельного участка от 20.12.2013; сообщение о перечне всех зданий, расположенных на земельном участке.
13 января 2014 года Комитетом по земельным ресурсам вынесено уведомление об отказе в приеме документов с указанием на то, что заявителем не представлены документы, предусмотренные подпунктом "г2" (копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, в случае, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством РФ признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП), подпунктом "д2" (копия документа удостоверяющего (устанавливающего) право на приобретаемый земельный участок, в случае если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством РФ признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП) пункта 2.6.1 Административного регламента.
ООО "ФРОСТ", не согласившись с уведомлением об отказе в приеме документов, считая, что Обществом были представлены все предусмотренные законом документы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, пришел к выводу, что заявителем представлены все документы, предусмотренные перечнем, и основания для отказа в приеме документов у уполномоченного органа отсутствовали.
Таким образом, уведомление Комитета об отказе в приеме документов не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения прав путем принятия в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу документов ООО "ФРОСТ" по заявлению ООО "ФРОСТ" от 31.12.2013.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В целях приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942).
В соответствии с пунктом 4 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установленным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", заявитель должен предоставить при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (пункт 4.1) и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (пункт 4.2).
Постановлением Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 31.12.2009 N 10520 утвержден Административный регламент предоставления Комитетом по земельным ресурсам, Комитетом по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения".
Согласно пункту 2.3 Административного регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги заявителю является одно из следующих действий:
- - выдача заявителю уведомления об отказе в приеме документов;
- - выдача заявителю уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
- - заключение с заявителем договора аренды (купли-продажи, безвозмездного срочного пользования) земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.6.1 регламента, в случае если на момент обращения заявителя осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, для предоставления муниципальной услуги необходимы следующие документы:
а) заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению 1 к настоящему административному регламенту;
б) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственного реестра о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
в) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
г) в случае наличия зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
г1) уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и г2) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, в случае если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
д) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
д1) уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и д2) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, в случае если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
ж) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;
з) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше;
и) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Согласно пункту 2.6.2 регламента документы, предусмотренные подпунктами "а", "в", "г2", "д2", "з", "и" пункта 2.6.1 настоящего административного регламента, представляются заявителем самостоятельно.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных подпунктами "б", "г", "г1", "д", "д1", "ж" пункта 2.6.1 регламента, Комитет по земельным ресурсам в порядке, предусмотренном настоящим административным регламентом, запрашивает:
- - документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2.6.1, - в Федеральной налоговой службе России;
- - документы, предусмотренные подпунктами "г", "г1", "д", "д1" пункта 2.6.1, - в Энгельсском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области;
- - документы, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 2.6.1, - в межрайонном отделе N 17 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Саратовской области.
В пункте 2.6.3 регламента указано, что запрещается требовать от заявителя представления иных документов и сведений.
Пунктом 2.7 регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
В приеме документов заявителю отказывается по следующим основаниям:
- - несоответствие заявления форме, установленной приложением 1 к настоящему административному регламенту;
- - непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а", "в", "г2", "д2", "з", "и" пункта 2.6.1 настоящего административного регламента.
Как следует из материалов дела, 31.12.2013 Общество обратилось в Администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:011008:26 площадью 1877 кв. м по адресу: г. Энгельс, ул. Студенческая, 205 под нежилое здание.
К заявлению приложены документы: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; выписка из ЕГРП о правах на здание от 26.12.2013; кадастровый паспорт земельного участка от 20.12.2013; сообщение о перечне всех зданий, расположенных на земельном участке.
Таким образом, заявитель обратился с заявлением о приобретении земельного участка, указав "под нежилым зданием" и приложив документ, подтверждающий регистрацию права на данное здание - выписку из ЕГРП о правах на здание от 26.12.2013. На земельный участок заявителем представлен кадастровый паспорт.
В оспариваемом уведомлении указано, что Обществом не представлены документы, предусмотренные подпунктами "г2" и "д2" пункта 2.6.1 Регламента (л.д. 14).
То есть, в соответствии с подпунктами "г2" и "д2" пункта 2.6.1 Регламента не представлены:
- г2 - копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, в случае если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
- д2 - копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, в случае если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Как указано выше, заявитель представил документ, подтверждающий регистрацию права на данное здание - выписку из ЕГРП о правах на здание от 26.12.2013, и обратился с заявлением о предоставлении права на данный земельный участок, в связи с чем документы удостоверяющие (устанавливающие) права на приобретаемый земельный участок, в случае если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП, у заявителя отсутствуют и не могут быть предоставлены.
Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в соответствии с Административным регламентом Комитет по земельным ресурсам запрашивает в Энгельсском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области самостоятельно.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявителем представлены все документы, предусмотренные перечнем, в связи с чем основания для отказа в приеме документов у уполномоченного органа отсутствовали.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы о том, что отказ в приеме документов был правомерен, поскольку в кадастровом паспорте указан не один объект недвижимости, а три.
В силу пункта 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, являющегося приложением к Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 к заявлению о приобретении прав на земельный участок прикладывается сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Такое сообщение было представлено Обществом вместе с заявлением (л.д. 44, 53).
Не соответствие сведений данного документа другим представленным документам является не основанием к возврату документов, а вынесению с учетом указанных фактов решения по существу заявления.
При таких обстоятельствах, уведомление Комитета по земельным ресурсам об отказе в приеме документов не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя. Суд также вправе установить срок для устранения допущенных нарушений прав заявителя.
При этом следствием признания незаконным бездействия может быть возложение на орган обязанности совершить определенные действия без предрешения их результата.
В порядке статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения прав путем принятия в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу документов ООО "ФРОСТ" по заявлению ООО "ФРОСТ" от 31.12.2013.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционных жалоб не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционные жалобы Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 мая 2014 года по делу N А57-6493/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.Ю.КАПЛИН
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2014 ПО ДЕЛУ N А57-6493/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2014 г. по делу N А57-6493/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Каплина С.Ю., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы: Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (ИНН 6449013567, ОГРН 1026401988183, адрес местонахождения: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Ленина, 30),
Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (ИНН 6449002580, ОГРН 1026401980868, адрес местонахождения: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Театральная, 1а)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 мая 2014 года по делу N А57-6493/2014 (судья Пузина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФРОСТ" (ИНН 6437003500, ОГРН 1026401981143, 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205)
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (ИНН 6449013567, ОГРН 1026401988183, адрес местонахождения: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Ленина, 30),
Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (ИНН 6449002580, ОГРН 1026401980868, адрес местонахождения: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Театральная, 1а)
о признании незаконным решения от 13.01.2014 N 01-10/173; обязании устранить допущенные нарушения путем принятия в месячный срок решения по заявлению ООО "ФРОСТ" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:011008:26,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - не явился, извещен,
Администрации - не явился, извещена,
Комитета по земельным ресурсам - не явился, извещен,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ФРОСТ" (далее - заявитель, ООО "ФРОСТ", Общество) с заявлением о признании незаконным решения Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет по земельным ресурсам), изложенного в уведомлении от 13.01.2014 N 01-10/173 об отказе в приеме документов; обязании Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) устранить допущенные нарушения путем принятия в месячный срок решения по заявлению ООО "ФРОСТ" о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1877 кв. м с кадастровым номером 64:50:011008:26, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, д. 205.
Решением от 26 мая 2014 года Арбитражный суд Саратовской области признал незаконным решение Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, изложенного в уведомлении от 13.01.2014 N 01-10/173 об отказе в приеме документов.
Суд также обязал Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения прав путем принятия в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу документов ООО "ФРОСТ" по заявлению ООО "ФРОСТ" от 31.12.2013.
Кроме того, суд взыскал с Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в пользу ООО "ФРОСТ" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области и Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "ФРОСТ" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционные жалобы не представило.
ООО "ФРОСТ" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Постановление от 17.02.2011 N 12), при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет не позднее, чем за 15 дней до начала судебного заседания, если иное не предусмотрено Кодексом. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет названных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.
Как следует из материалов дела, представитель заявителя участвовал в предварительном заседании в суде первой инстанции 28.04.2014 года и в судебном заседании 22-23.05.2014, по итогам которого вынесено решение судом первой инстанции.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02 и 03 июля 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте, то есть не позднее, чем за 15 дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения подателей жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 31.12.2013 ООО "ФРОСТ" обратилось в Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:011008:26 площадью 1877 кв. м по адресу: г. Энгельс, ул. Студенческая, 205 под нежилое здание. К заявлению Обществом были приложены документы: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) от 26.12.2013; кадастровый паспорт земельного участка от 20.12.2013; сообщение о перечне всех зданий, расположенных на земельном участке.
13 января 2014 года Комитетом по земельным ресурсам вынесено уведомление об отказе в приеме документов с указанием на то, что заявителем не представлены документы, предусмотренные подпунктом "г2" (копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, в случае, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством РФ признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП), подпунктом "д2" (копия документа удостоверяющего (устанавливающего) право на приобретаемый земельный участок, в случае если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством РФ признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП) пункта 2.6.1 Административного регламента.
ООО "ФРОСТ", не согласившись с уведомлением об отказе в приеме документов, считая, что Обществом были представлены все предусмотренные законом документы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, пришел к выводу, что заявителем представлены все документы, предусмотренные перечнем, и основания для отказа в приеме документов у уполномоченного органа отсутствовали.
Таким образом, уведомление Комитета об отказе в приеме документов не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения прав путем принятия в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу документов ООО "ФРОСТ" по заявлению ООО "ФРОСТ" от 31.12.2013.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В целях приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942).
В соответствии с пунктом 4 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установленным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", заявитель должен предоставить при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (пункт 4.1) и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (пункт 4.2).
Постановлением Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 31.12.2009 N 10520 утвержден Административный регламент предоставления Комитетом по земельным ресурсам, Комитетом по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения".
Согласно пункту 2.3 Административного регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги заявителю является одно из следующих действий:
- - выдача заявителю уведомления об отказе в приеме документов;
- - выдача заявителю уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
- - заключение с заявителем договора аренды (купли-продажи, безвозмездного срочного пользования) земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.6.1 регламента, в случае если на момент обращения заявителя осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, для предоставления муниципальной услуги необходимы следующие документы:
а) заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению 1 к настоящему административному регламенту;
б) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственного реестра о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
в) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
г) в случае наличия зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
г1) уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и г2) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, в случае если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
д) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
д1) уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и д2) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, в случае если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
ж) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;
з) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше;
и) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Согласно пункту 2.6.2 регламента документы, предусмотренные подпунктами "а", "в", "г2", "д2", "з", "и" пункта 2.6.1 настоящего административного регламента, представляются заявителем самостоятельно.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных подпунктами "б", "г", "г1", "д", "д1", "ж" пункта 2.6.1 регламента, Комитет по земельным ресурсам в порядке, предусмотренном настоящим административным регламентом, запрашивает:
- - документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2.6.1, - в Федеральной налоговой службе России;
- - документы, предусмотренные подпунктами "г", "г1", "д", "д1" пункта 2.6.1, - в Энгельсском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области;
- - документы, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 2.6.1, - в межрайонном отделе N 17 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Саратовской области.
В пункте 2.6.3 регламента указано, что запрещается требовать от заявителя представления иных документов и сведений.
Пунктом 2.7 регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
В приеме документов заявителю отказывается по следующим основаниям:
- - несоответствие заявления форме, установленной приложением 1 к настоящему административному регламенту;
- - непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а", "в", "г2", "д2", "з", "и" пункта 2.6.1 настоящего административного регламента.
Как следует из материалов дела, 31.12.2013 Общество обратилось в Администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:011008:26 площадью 1877 кв. м по адресу: г. Энгельс, ул. Студенческая, 205 под нежилое здание.
К заявлению приложены документы: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; выписка из ЕГРП о правах на здание от 26.12.2013; кадастровый паспорт земельного участка от 20.12.2013; сообщение о перечне всех зданий, расположенных на земельном участке.
Таким образом, заявитель обратился с заявлением о приобретении земельного участка, указав "под нежилым зданием" и приложив документ, подтверждающий регистрацию права на данное здание - выписку из ЕГРП о правах на здание от 26.12.2013. На земельный участок заявителем представлен кадастровый паспорт.
В оспариваемом уведомлении указано, что Обществом не представлены документы, предусмотренные подпунктами "г2" и "д2" пункта 2.6.1 Регламента (л.д. 14).
То есть, в соответствии с подпунктами "г2" и "д2" пункта 2.6.1 Регламента не представлены:
- г2 - копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, в случае если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
- д2 - копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, в случае если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Как указано выше, заявитель представил документ, подтверждающий регистрацию права на данное здание - выписку из ЕГРП о правах на здание от 26.12.2013, и обратился с заявлением о предоставлении права на данный земельный участок, в связи с чем документы удостоверяющие (устанавливающие) права на приобретаемый земельный участок, в случае если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП, у заявителя отсутствуют и не могут быть предоставлены.
Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в соответствии с Административным регламентом Комитет по земельным ресурсам запрашивает в Энгельсском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области самостоятельно.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявителем представлены все документы, предусмотренные перечнем, в связи с чем основания для отказа в приеме документов у уполномоченного органа отсутствовали.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы о том, что отказ в приеме документов был правомерен, поскольку в кадастровом паспорте указан не один объект недвижимости, а три.
В силу пункта 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, являющегося приложением к Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 к заявлению о приобретении прав на земельный участок прикладывается сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Такое сообщение было представлено Обществом вместе с заявлением (л.д. 44, 53).
Не соответствие сведений данного документа другим представленным документам является не основанием к возврату документов, а вынесению с учетом указанных фактов решения по существу заявления.
При таких обстоятельствах, уведомление Комитета по земельным ресурсам об отказе в приеме документов не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя. Суд также вправе установить срок для устранения допущенных нарушений прав заявителя.
При этом следствием признания незаконным бездействия может быть возложение на орган обязанности совершить определенные действия без предрешения их результата.
В порядке статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения прав путем принятия в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу документов ООО "ФРОСТ" по заявлению ООО "ФРОСТ" от 31.12.2013.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционных жалоб не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционные жалобы Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 мая 2014 года по делу N А57-6493/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.Ю.КАПЛИН
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)