Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-10149/2014Г.

Требование: Об отмене решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица считает указанное решение незаконным и необоснованным, поскольку муж истицы состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях на основании ФЗ "О статусе военнослужащих".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N 33-10149/2014г.


Судья: Мяленко М.Н.
Докладчик: Братчикова Л.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Папушиной Н.Ю.
судей Братчиковой Л.Г., Никитиной Г.Н.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 9 декабря 2014 года дело по апелляционной жалобе Л.Н.В. на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 7 августа 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований Л.Н.В. отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи областного суда Братчиковой Л.Г., объяснения представителя заявителя М.Т.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Л.Н.В. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице 2-го отдела и просила признать незаконным и отменить решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице 2-го отдела N о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях от 17 апреля 2014 г.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что она является вдовой военнослужащего Л.Л.А., имеющего календарный стаж военной службы 20 лет 5 месяцев 10 дней. При жизни Л.Л.А. на основании ФЗ "О статусе военнослужащих" состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи из двух человек: он и истец. Пунктом 1 ст. 15 указанного Закона, Л.Л.А. и членам его семьи было гарантировано предоставление жилого помещения. При жизни Л.Л.А. гарантированное ему и членам его семьи жилье на основании Закона "О статусе военнослужащих" предоставлено не было, поэтому после его смерти истец, как вдова военнослужащего, продолжала состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях на основании указанного Федерального закона и приказа Министерства обороны РФ N от 30.09.2010 г. и ей было гарантировано предоставление жилья с учетом доли умершего Л.Л.А.
Однако, решением 2-го отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N от 17.04.2014 г. она была снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, на основании п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Основанием для его принятия послужило то обстоятельство, что на основании распоряжения мэрии г. Новосибирска от 20.10.2008 г. N Л.Л.А. предоставлялся в собственность земельный участок из земель населенных пунктов площадью 623 кв. м, для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома по <адрес>. Тем самым ответчик посчитал, что имеются основания, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Кроме того, в решении указано, что истец обеспечена общей площадью 12,2 кв. м жилого помещения на одного члена семьи, что более учетной нормы, установленной в г. Новосибирске, поскольку несмотря на отказ от приватизации комнат N 26, N в <адрес>, сохранила право пользования указанными жилыми помещениями, при этом не приняла должных мер к выделению причитающейся ей в них доли.
Истец считает указанное решение не законным и не обоснованным, поскольку Л.Л.А. состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях на основании ФЗ "О статусе военнослужащих". Земельный участок был предоставлен Л.Л.А. не как военнослужащему, а как ветерану боевых действий, на основании ФЗ N 5-ФЗ от 12.05.1995 "О ветеранах", Закона N 108-ОЗ от 14.04.2003 г. "Об использовании земель на территории Новосибирской области". Тем самым считает, что условия п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ к сложившимся правоотношениям неприменимы.
Указание в решении N на сохранившееся за истцом право пользования комнатами N в <адрес> в <адрес>, то данному обстоятельству уже давалась оценка ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения". Так, в письме от 13.05.2011 г. N на имя истца, указано, что при нормативном расчете размера предоставления общей площади жилого помещения будет учитываться отчужденная общая жилая площадь, причитавшаяся Л.Л.А. и Л.Н.В., в связи с чем, она будет обеспечена жилым помещением в соответствии с приказом Министерства обороны РФ N от 30.09.2010 г., в пределах, причитающейся ей, площади жилья с учетом доли умершего супруга из расчета (18 x 2 + 9) - 17,55 = 27,45 кв. м.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Л.Н.В.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указала, что в соответствии с п. 1. ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, по истечении первых пяти лет военной службы предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Поскольку первые пять лет службы у Л.Л.А. истекли в 1986 году, он имел право на получение жилья по договору социального найма.
Одним из способов обеспечения жильем военнослужащих до 01 января 2005 года являлось предоставление военнослужащему средств для покупки (строительства) жилого дома, то есть безвозмездной финансовой помощи.
Принимая во внимание, что никем не опровергнуто то обстоятельство, что Л.Л.А. не получал выплаты для улучшения жилищных условий от соответствующих федеральных или муниципальных органов исполнительной власти в соответствии с п. 10 Порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.1998 года N 1054, то, по мнению апеллянта, следует признать, что снятие Л.Н.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении противоречит закону.
Таким образом, Л.Н.В. подлежала снятию с жилищного учета только в случае получения ее мужем или ею самой безвозмездной финансовой помощи либо завершения строительства на земельном участке жилого дома за счет собственных или заемных средств.
Действовавший до 1 марта 2005 года ЖК РСФСР, также не предусматривал в качестве основания снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получение земельного участка под жилищное строительство. Такое основание было впервые установлено п. 5. ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Следовательно до 01 марта 2005 г. препятствий для нахождения гражданина на жилищном учете в случае предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имелось.
Исходя из системного толкования норм статей 6 ЖК РФ, части 2 статьи 6 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учета по указанным выше основаниям только в случае, если эти основания возникли после 01 марта 2005 года.
Право Л.Л.А. на получение земельного участка для жилищного строительства как ветерану боевых действий возникло до 01 марта 2005 года. Свое право он реализовал, обратившись с заявлением в уполномоченный орган. В связи с этим предоставление ему земельного участка после введения в действия ЖК РФ, не может повлиять на объем его права и гарантий, предусмотренных ранее действовавшим законодательством.
Гарантировать реализацию права на жилое помещение военнослужащему, имеющему земельный участок для жилищного строительства, может только предоставление ему целевой безвозмездной финансовой помощи из федерального бюджета, которая была предусмотрена Федеральным законом "О статусе военнослужащих" до 01 января 2005 года. Поэтому военнослужащий либо лицо, уволенное с военной службы, могут быть сняты с учета в случаях получения от государства безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья либо завершения жилищного строительства за счет собственных либо заемных средств.
Более того, при наличии оснований для снятия гражданина с учета нуждающегося в жилом помещении законом предусмотрен 3-месячный срок для принятия уполномоченным органом решения о таком снятии. Л.Л.А. был предоставлен земельный участок в 2008 г., ответчик принял решение о снятии Л.Н.В. только 17 апреля 2014 г., т.е. за пределами 3-месячного срока.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что с 21.12.1998 г. Л.Л.А. был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений, что подтверждается копией карточки военнослужащего, находящегося на квартирном обеспечении в Минобороны России (л.д. 157 - 159). Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства. В качестве члена семьи военнослужащего Л.Л.А. также указана его жена - Л.Н.В.
Согласно приказа N от 06.07.2001 г. майор Л.Л.А., старший офицер 3 отделения офицеров запаса (и кадров) военного комиссариата Ленинского района города Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас. На момент увольнения выслуга лет в Вооруженных силах составила 20 лет 5 месяцев (л.д. 10).
Распоряжением мэрии г. Новосибирска N от 20.10.2008 г. Л.Л.А. предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов площадью 623 кв. м, для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома по <адрес> (л.д. 11 - 12).
Согласно ответа Главного управления архитектуры и градостроительства от 30.01.2014 г. (л.д. 13), указанный выше земельный участок предоставлен Л.Л.А., как ветерану боевых действий.
02.06.2009 г. Л.Л.А. распорядился указанным земельным участком, заключив договор купли-продажи земельного участка (л.д. 103 - 104).
Л.Л.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 147).
Решением начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ (г. Новосибирск) N от 17.04.2014 г. Л.Н.В. - вдова военнослужащего Л.Л.А. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании пункта 5 части 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Л.Н.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях принято уполномоченным жилищным органом и является законным и обоснованным.
При этом суд исходил из того, что на основании распоряжения N мэрии г. Новосибирска от 20.10.2008 г. "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома по <адрес>" Л.Л.А. предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов индивидуального жилого дома по <адрес>, на который впоследствии им оформлено право собственности.
Поскольку Л.Л.А. при жизни достоверные сведения о своем имущественном положении, предоставлении ему земельного участка под строительство индивидуального жилого дома с 2008 года в орган, осуществляющий учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не предоставлял, впоследствии права по данному земельного участку для строительства жилого дома передал по договору купли-продажи иному лицу, а потому при получении сведений о предоставлении Л.Л.А. в собственность земельного участка для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома ответчик обоснованно принял решение о снятии Л.Н.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, апеллянт в обоснование доводов жалобы указывает на незаконность снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании пункта 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с предоставлением земельного участка для строительства жилого дома, поскольку земельный участок был предоставлен Л.Л.А., как ветерану боевых действий.
Судебная коллегия находит указанный довод апеллянта заслуживающим внимания.
В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Как следует из материалов дела, земельный участок предоставлен Л.Л.А. в 2008 году, как ветерану боевых действий.
Порядок предоставления земельных участков ветеранам боевых действий на территории Новосибирской области регламентируется ФЗ N 5-ФЗ от 12 мая 1995 года "О ветеранах", Законом N 108-ОЗ от 14 апреля 2003 года "Об использовании земель на территории Новосибирской области".
Согласно действующей в настоящее время редакции Закона Новосибирской области от 14 апреля 2003 года N 108-ОЗ (ред. от 03 июня 2014 года) "Об использовании земель на территории Новосибирской области" бесплатное однократное предоставление земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, ветеранам боевых действий в части 3 статьи 15 данного Закона обусловлено нуждаемостью лица в жилом помещении, в связи с чем, он должен быть принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и состоять на таком учете по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ.
Вместе с тем, в редакции Закона от 07.07.2007 N 129-ОЗ, действовавшей на момент предоставления земельного участка ветерану боевых действий Л.Л.А. в 2008 году, названная статья Закона не связывала предоставление земельного участка ветерану боевых действий с его нуждаемостью в жилом помещении.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о признании законным решения начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" о снятии Л.Л.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях по основанию предоставления земельного участка для строительства жилого дома, поскольку последний был предоставлен Л.Л.А. не как военнослужащему, а как ветерану боевых действий.
В связи с чем, довод апеллянта со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" о том, что, поскольку право Л.Л.А. на получение земельного участка для жилищного строительства, как ветерана боевых действий, возникло до 01 марта 2005 года, а земельный участок он получил в 2008 году, то орган не вправе был его снимать с учета, поскольку Жилищный кодекс РФ не имеет обратной силы в части применения п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, подлежит отклонению, как основанный на ошибочном толковании фактических обстоятельств дела и норм материального права.
Земельный участок предоставлен Л.Л.А. в 2008 году в соответствии с Законом Новосибирской области N 108-ОЗ от 14.04.2003 г., как ветерану боевых действий, а не как военнослужащему.
Не может признать обоснованным судебная коллегия и довод апеллянта в части применения положений статей 6 ЖК РФ, части 2 статьи 6 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" к возникшим правоотношениям, поскольку земельный участок Л.Л.А. не был предоставлен, как военнослужащему.
Вместе с тем, в качестве основания, исключающего возможность нахождения Л.Н.В. на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в обжалуемом решении указан факт обеспечения истца общей площадью более учтенной нормы - 12 кв. м, установленной п. 4.1 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, принятого решением городского Совета г. Новосибирска от 28.09.2005 года, в избранном, после увольнения с военной службы постоянном месте жительства.
Данное основание, приведенное в оспариваемом решении для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, судебная коллегия признает правильным и законным.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений названной части.
На момент принятия органом оспариваемого решения Л.Н.В., с учетом права пользования жилыми помещениями N в <адрес>, как бывшим членом семьи собственника приватизированного жилого помещения, обеспечена общей площадью на одного члена семьи в размере 17.5 кв. м, (с учетом умерших Л.Л.А. и С.Ф.Е.), что более учетной нормы.
Поскольку решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ N от 17 апреля 2014 года Л.Н.В. была снята с учета нуждающихся в получения жилого помещения в том числе, и в связи с обеспеченностью жилой площадью выше постановочной нормы, оспариваемое решение в данной части заявляется законным.
Таким образом, указанное обстоятельство исключает возможность нахождения Л.Н.В. на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Учитывая, что Л.Н.В. обеспечена жилым помещением по нормам действующего законодательства, следовательно, она утратила основания, дающие ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, она законно и обоснованно снята с учета нуждающихся в жилых помещениях решением начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" от 17 апреля 2014 года.
Не может судебная коллегия согласиться с доводом апеллянта в той части, что пропущен трехмесячный срок для принятия решения о снятии уполномоченным органом лица с учета.
Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Поскольку 2 отделу ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ 27 марта 2014 года Л.Н.В. предоставлены распоряжение, проект границ земельного участка, сопроводительное письмо из Главного Управления архитектуры и градостроительства, свидетельство о государственной регистрации права, решение суда от 10 марта 2010 года, свидетельство о перемене имени, выписка из домовой книги 8 апреля 2014 года из Отдела военного комиссариата представлены справки о прохождении военной службы и составе семьи, то оспариваемое решение начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ (г. Новосибирск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N от 17 апреля 2014 года, которым Л.Н.В. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принято в законом установленные сроки, с момента выявления обстоятельств, послуживших основанием для снятия истца с учета.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 7 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.Н.В. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)