Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.02.2015 ПО ДЕЛУ N 3-39/2015

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец, являющийся собственником земельного участка, утверждает, что кадастровая стоимость участка превышает его рыночную стоимость и влияет на размер земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. по делу N 3-39


Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 10 февраля 2015 года дело по заявлению Ч. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Ч. 15 декабря 2014 года обратился в суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ФКП Росреестра), Правительству Архангельской области, администрации муниципального образования "Вельское" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым N, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012. Кадастровая стоимость спорного земельного участка актом от 12.03.2014 установлена в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Согласно отчету, выполненному ИП ФИО1, рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 12.03.2014 составляет <данные изъяты> руб. Установление кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер земельного налога. В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ просит определить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель ФКП Росреестра М. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что ФКП Росреестра является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра), привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, П. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что Управление Росреестра является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу. Отчет об оценке кадастровой стоимости должен быть подтвержден положительным экспертным заключением.
В судебное заседание не явился заявитель Ч., просил рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивал.
В судебное заседание не явились представители Правительства Архангельской области, администрации муниципального образования "Вельское", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела. Просили рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве администрации МО "Вельское" указано на несогласие с заявленными требованиями.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителей ФКП Росреестра М., Управления Росреестра П., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом установлено, что Ч. является собственником земельного участка с кадастровым N, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Архангельской области N 595-пп от 18.12.2012 утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012. Кадастровая стоимость земельного участка составляла <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно п. п. 1.3, 1.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, к полномочиям ФКУ Росреестра относится определение кадастровой стоимости при изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
05.03.2014 ФКП Росреестра на основании распоряжения администрации МО "Вельский муниципальный район" N от 22.01.2014 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" был осуществлен кадастровый учет изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N на вид разрешенного использования "для размещения магазина и складского помещения".
Согласно п. 2.3.2 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Актом ФКП Росреестра от 12.03.2014 была определена кадастровая стоимость спорного земельного участка путем умножения площади земельного участка (<данные изъяты> кв. м) на удельный показатель кадастровой стоимости для 5 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп (2195,45 руб. /кв. м). Кадастровая стоимость земельного участка составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> кв. м x 2195,45 руб. /кв. м).
Сведения о новой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 12.03.2014.
В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной Ч. в качестве доказательства представлен отчет об оценке, составленный ИП ФИО1, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 12.03.2014 составляет <данные изъяты> руб.
Данный отчет независимого оценщика, выполненной по состоянию на 12.03.2014, суд считает ненадлежащим доказательством по делу.
При решении вопроса о надлежащей дате, на которую следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, суд исходит из следующего.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 данного закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Согласно выписке из отчета N об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Архангельской области, составленного Ярославским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" 23.10.2012, кадастровая стоимость объектов недвижимости определена на 05.06.2012 (л.д. 74).
Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп утверждены по состоянию на 05.06.2012 представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу:
- результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области;
- средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.
На момент массовой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области, проводимой Ярославским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет. Данный земельный участок относился к 13 виду разрешенного использования и предназначался для эксплуатации и обслуживания здания N 5 блока вспомогательных помещений.
Определение кадастровой стоимости земельных участков 13 группы видов разрешенного использования осуществлялось исполнителем путем умножения минимального для населенного пункта, в котором находится земельный участок, удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) земельных участков 9 группы видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) на площадь земельных участков (л.д. 74 - выписка из отчета).
Таким образом, при массовой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области, проводимой Ярославским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена исполнителем путем умножения УПКС для 13 группы вида разрешенного использования (103,2 руб./кв. м) на площадь земельного участка (<данные изъяты> кв. м) и составила на 05.06.2012 <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В дальнейшем, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка и отнесением его к 5 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), кадастровая стоимость данного земельного участка рассчитывалась ФКП Росреестра путем умножения площади земельного участка на УПКС, который для 5 вида разрешенного использования на 05.06.2012 составил 2 195,45 руб./кв. м (строка 6374 таблицы - приложения к Постановлению Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп).
Поскольку при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка применялся удельный показатель кадастровой стоимости, рассчитанный в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель, и утвержденный на 05.06.2012, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость указанного участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость этого земельного участка, существовавшего на момент массовой оценки земель с иным видом разрешенного использования, т.е. на 05.06.2012.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд предлагал Ч. представить доказательства рыночной стоимости земельного участка на 05.06.2012 (л.д. 57). Однако, в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ таких доказательств заявителем суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Ч. об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым N, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий
Н.П.РАССОШЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)