Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.12.2013 ПО ДЕЛУ N 44Г-2692

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2013 г. по делу N 44г-2692


Судья: Ковешников В.И.
ГСК: Комбарова И.В. докл.
Заливадняя Е.К.
Пшеничникова С.В.

Президиум Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Чернова А.Д.,
членов президиума: Кисляка В.Ф., Николайчука И.А., Свашенко С.Н., Загудаева Ю.Н., Маняка Н.И., Епифанова В.М., Хахалевой Е.В.,
с участием прокурора Круглова В.Ю.,
при секретаре С.Л.,
рассмотрев дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района, выступающего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к С.Э., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, направленное в президиум определением судьи Краснодарского краевого суда Корныльевой И.Г. от 26 сентября 2013 года по кассационному представлению прокурора Краснодарского края, поступившему 19 августа 2013 года, на решение Приморско-Ахтарского районного суда от 19 марта 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 июля 2013 года,
заслушав доклад судьи Корныльевой И.Г., выслушав объяснения прокурора и представителя С.Э., учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, президиум

установил:

Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в суд с иском к С.Э., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В обоснование поданного иска прокурор Приморско-Ахтарского района указал, что на основании постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 23 декабря 2009 года N 3248 "О предоставлении земельного участка в аренду С.Э. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <...>" между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и С.Э. был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 23.12.2009 года N <...>
Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район предоставила С.Э. в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 2 500 кв. м, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером <...> для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 49 лет до 23 декабря 2058 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...> от 24.12.2012 за С.Э. зарегистрировано права аренды рассматриваемого земельного участка 12.02.2010 года, основание государственной регистрации - договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 23.12.2009 года N <...>
При предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требования природоохранного и земельного законодательства.
В соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года "О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц", болота относятся к водно-болотным угодьям.
В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 года N 1050 "О мерах по обеспечению исполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года", которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник "Приазовский".
Во исполнение указанного постановления главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 года издано постановление N 413 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года", которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 года N 413 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года", в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).
Однако в материалах по предоставлению в аренду рассматриваемого земельного участка отсутствует соответствующее согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю.
Проверкой, проведенной совместно с Приморско-Ахтарским районным отделом Управления Росреестра по КК 21.12.2012 года, установлено, что указанный земельный участок расположен в Азово-Гривенской системе лиманов.
Согласно информации, предоставленной директором МУП "Приморско-Ахтарский информационный консультационный центр" Ч. от 21.12.2012 N 124, установлено, что земельный участок <...> расположен на берегу канала.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В силу закона право собственности на береговую линию принадлежит собственнику водного объекта.
Из положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок N 23<...> располагается в береговой полосе мимо проходящего канала, а также расположен в границах водно-болотных угодий международного значения, которые в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают права Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц.
Решением Приморско-Ахтарского районного суда от 19 марта 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 июля 2013 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить, дело направить на новое рассмотрение, в жалобе указывает на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права.
21 августа 2013 года дело истребовано в Краснодарский краевой суд.
10 сентября 2013 года дело поступило в Краснодарский краевой суд.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления, президиум находит, что кассационное представление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела видно, что администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район предоставила С.Э. в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 2 500 кв. м, расположенный по адресу: <...>", с кадастровым номером <...> для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 49 лет до 23 декабря 2058 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Ахтаро-Гривенская система лиманов не входит в перечень особо охраняемых природных территорий, установленный ст. 2 Закона РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Каких-либо постановлений Правительства РФ, относящих данную природную территорию к особо охраняемым, не издавалось.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 года N 413 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 09.1994 года N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц" утверждены условные границы водно-болотных угодий с указанием необходимости их уточнения, что до настоящего времени не выполнено. Спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края указывает, что выводы суда являются ошибочными.
Целью принятия Рамсарской конвенции от 02 февраля 1971 года "О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц" провозглашено сохранение и разумное использование всех водно-болотных угодий.
В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции. При включении своих угодий в Рамсарский список государство обязуется обеспечивать его охрану.
Преамбула Закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" прямо называет в качестве особо охраняемых природных территорий участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные (помимо указанных в части первой статьи) категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
Постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 года N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года" определен список находящихся на территории России водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
Согласно данному постановлению в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник "Приазовский".
В соответствии с п. 3 Постановления N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года" органам исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации поручено определить границы угодий, а также разработать по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить положения о расположенных на их территориях водно-болотных угодьях, определив в этих положениях порядок природопользования и охраны для указанных водно-болотных угодий.
Во исполнение указанного постановления главой администрации Краснодарского края издано Постановление N 413 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года", которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов. Указанным постановлением определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен Положением о водно-болотных угодьях, утвержденным Постановлением <...> "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года", в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).
В материалах по предоставлению в аренду спорного земельного участка отсутствует соответствующее согласование.
В силу ч. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с ч. 6 ст. 2 Закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что согласно выписке из ЕГРП и кадастрового паспорта спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, к землям особо охраняемых территорий не относится, опровергаются сведениями, предоставленными Приморско-Ахтарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 24.12.2012 года, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 23:25:1001000:435 входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов и имеет категорию - земли запаса.
Судом не приняты меры к установлению фактических обстоятельств по делу, к проверке доводов прокурора о том, что спорный земельный участок входит в границы особо охраняемой территории международного значения в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти, а поэтому распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком является неправомерным, в связи с превышением компетенции, предоставленной ему законодательством.
В соответствии с кадастровым паспортом участок имеет категорию - земли сельскохозяйственного назначения, согласно сведениям Управления - земли запаса, которые в соответствии с ч. 2 ст. 103 ЗК РФ могут использоваться только после перевода их в другую категорию. Согласно ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или участков в их составе заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе в уполномоченные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. При постановке на кадастровый учет земельного участка не была соблюдена процедура перевода земель из одной категории в другую.
Кроме того, в судебном заседании ответчик заявлял ходатайство о применении срока исковой давности, однако данное ходатайство не было рассмотрено в соответствии с требованиями закона.
Данные обстоятельства не были учтены судом при рассмотрении дела, однако они имеют существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, решение Приморско-Ахтарского районного суда от 19 марта 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 июля 2013 года следует отменить, направив дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

Кассационное представление удовлетворить.
Решение Приморско-Ахтарского районного суда от 19 марта 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 июля 2013 года по делу по иску прокурора Приморско-Ахтарского района, выступающего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к С.Э., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Приморско-Ахтарский районный суд.

Председательствующий
А.Д.ЧЕРНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)