Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2014 года
Полный текст решения изготовлен 22 мая 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.Л. Сергеевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Геновой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Челябэнергострой" (ИНН 7422042650, ОГРН 1087422001160)
к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
о признании действий незаконными,
третье лицо без самостоятельных требований Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
при участии в судебном заседании:
от истца Юрьев А.В., представитель по доверенности от 29.05.2012,
от ответчика Ландин А.Н., представитель по доверенности N 563/05/50.2-03 от 30.12.2013,
от третьего лица Гулиева В.Р., представитель по доверенности N 17-01-82/18399 от 26.12.2013.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Истец заявил ходатайство о приобщении к материалам дела возражений на отзыв. Ходатайство удовлетворено.
Истец обратился в Арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Администрации города Екатеринбурга, выразившиеся в отказе от изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 2509,5 кв. м, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Чапаева - Декабристов. Обязать Администрацию города Екатеринбурга изготовить, утвердить и выдать ООО "Челябэнергострой" в месячный срок схему расположения земельного участка площадью 2509,5 кв. м, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Чапаева - Декабристов (в соответствии с прилагаемой схемой).
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
ООО "Челябэнергострой" 19.12.2013 г. обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее "Министерство") о формировании и дальнейшем предоставлении на праве аренды, в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ, земельного участка общей площадью 2509,5 кв. м, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Чапаева - Декабристов, для цели размещения объектов досуга и благоустройства (в том числе восстановление территории сада объекта культурного наследия "Усадьба М.А. Нурова") (далее "Земельный участок").
Письмом от 17.02.2014 г. N 17-01-82/1299нз Министерство сообщило о невозможности рассмотрения обращения ООО "Челябэнергострой" по причине неизготовления и неутверждения Администрацией города Екатеринбурга (далее "Администрация") по запросу Министерства схемы расположения испрашиваемого Заявителем Земельного участка, необходимой для постановки Земельного участка на кадастровый учет и дальнейшего предоставления.
В обоснование отказа в изготовлении и утверждении схемы Земельного участка Администрация указала, что в соответствии с градостроительной документацией, испрашиваемый Земельный участок не предусмотрен для размещения благоустройства.
Заявитель, полагая, что отказ администрации является незаконным, нарушает его права в области предпринимательской деятельности, обратился с настоящим заявлением в суд.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса, за исключением указанных в названном пункте случаев.
В силу п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На территории города Екатеринбурга с 01.01.2008 г. введены и действуют Правила землепользования и застройки (утв. Решением ЕГД N 68/48 от 13.11.2007 г.) (далее - "Правила N 68/48").
В соответствии с п. 3 ст. 3 Правил N 68/48 на карте градостроительного зонирования территории муниципального образования "город Екатеринбург" (глава 13) выделены территориальные зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости (глава 15).
Правилами N 68/48 территория, на которой находится испрашиваемый Земельный участок, отнесена к зоне Ц-2 "Зона обслуживания и деловой активности местного значения" (фрагмент N 50 Карты градостроительного зонирования Правил N 68/48).
В отношении зоны Ц-2 установлен градостроительный регламент (в части определения видов разрешенного использования).
В качестве основных видов разрешенного использования зоны Ц-2 указаны "объекты досуга", в качестве вспомогательных - "элементы благоустройства, зеленые насаждения".
Таким образом, назначение испрашиваемого Земельного участка, указанного в заявке ООО "Челябэнергострой" от 19.12.2013 г., полностью соответствует Правилам N 68/48 в части зонирования территории.
Проанализировав материалы дела, суд считает, что действия Администрации по отказу в изготовлении и утверждении схемы расположения Земельного участка является незаконными.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ Администрации города Екатеринбурга в изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2509,5 кв. м, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Чапаева - Декабристов.
Обязать Администрацию города Екатеринбурга изготовить и утвердить ООО "Челябэнергострой" схему расположения земельного участка площадью 2509,5 кв. м, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Чапаева - Декабристов в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
3. Взыскать с Администрации города Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Челябэнергострой" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек.
Возвратить общества с ограниченной ответственностью "Челябэнергострой" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек. Подлинное платежное поручение N 1325 от 01.04.2014 г. остается в материалах дела.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
М.Л.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.05.2014 ПО ДЕЛУ N А60-13175/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. по делу N А60-13175/2014
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2014 года
Полный текст решения изготовлен 22 мая 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.Л. Сергеевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Геновой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Челябэнергострой" (ИНН 7422042650, ОГРН 1087422001160)
к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
о признании действий незаконными,
третье лицо без самостоятельных требований Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
при участии в судебном заседании:
от истца Юрьев А.В., представитель по доверенности от 29.05.2012,
от ответчика Ландин А.Н., представитель по доверенности N 563/05/50.2-03 от 30.12.2013,
от третьего лица Гулиева В.Р., представитель по доверенности N 17-01-82/18399 от 26.12.2013.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Истец заявил ходатайство о приобщении к материалам дела возражений на отзыв. Ходатайство удовлетворено.
Истец обратился в Арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Администрации города Екатеринбурга, выразившиеся в отказе от изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 2509,5 кв. м, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Чапаева - Декабристов. Обязать Администрацию города Екатеринбурга изготовить, утвердить и выдать ООО "Челябэнергострой" в месячный срок схему расположения земельного участка площадью 2509,5 кв. м, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Чапаева - Декабристов (в соответствии с прилагаемой схемой).
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
ООО "Челябэнергострой" 19.12.2013 г. обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее "Министерство") о формировании и дальнейшем предоставлении на праве аренды, в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ, земельного участка общей площадью 2509,5 кв. м, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Чапаева - Декабристов, для цели размещения объектов досуга и благоустройства (в том числе восстановление территории сада объекта культурного наследия "Усадьба М.А. Нурова") (далее "Земельный участок").
Письмом от 17.02.2014 г. N 17-01-82/1299нз Министерство сообщило о невозможности рассмотрения обращения ООО "Челябэнергострой" по причине неизготовления и неутверждения Администрацией города Екатеринбурга (далее "Администрация") по запросу Министерства схемы расположения испрашиваемого Заявителем Земельного участка, необходимой для постановки Земельного участка на кадастровый учет и дальнейшего предоставления.
В обоснование отказа в изготовлении и утверждении схемы Земельного участка Администрация указала, что в соответствии с градостроительной документацией, испрашиваемый Земельный участок не предусмотрен для размещения благоустройства.
Заявитель, полагая, что отказ администрации является незаконным, нарушает его права в области предпринимательской деятельности, обратился с настоящим заявлением в суд.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса, за исключением указанных в названном пункте случаев.
В силу п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На территории города Екатеринбурга с 01.01.2008 г. введены и действуют Правила землепользования и застройки (утв. Решением ЕГД N 68/48 от 13.11.2007 г.) (далее - "Правила N 68/48").
В соответствии с п. 3 ст. 3 Правил N 68/48 на карте градостроительного зонирования территории муниципального образования "город Екатеринбург" (глава 13) выделены территориальные зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости (глава 15).
Правилами N 68/48 территория, на которой находится испрашиваемый Земельный участок, отнесена к зоне Ц-2 "Зона обслуживания и деловой активности местного значения" (фрагмент N 50 Карты градостроительного зонирования Правил N 68/48).
В отношении зоны Ц-2 установлен градостроительный регламент (в части определения видов разрешенного использования).
В качестве основных видов разрешенного использования зоны Ц-2 указаны "объекты досуга", в качестве вспомогательных - "элементы благоустройства, зеленые насаждения".
Таким образом, назначение испрашиваемого Земельного участка, указанного в заявке ООО "Челябэнергострой" от 19.12.2013 г., полностью соответствует Правилам N 68/48 в части зонирования территории.
Проанализировав материалы дела, суд считает, что действия Администрации по отказу в изготовлении и утверждении схемы расположения Земельного участка является незаконными.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ Администрации города Екатеринбурга в изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2509,5 кв. м, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Чапаева - Декабристов.
Обязать Администрацию города Екатеринбурга изготовить и утвердить ООО "Челябэнергострой" схему расположения земельного участка площадью 2509,5 кв. м, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Чапаева - Декабристов в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
3. Взыскать с Администрации города Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Челябэнергострой" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек.
Возвратить общества с ограниченной ответственностью "Челябэнергострой" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек. Подлинное платежное поручение N 1325 от 01.04.2014 г. остается в материалах дела.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
М.Л.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)