Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 16 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15.04.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.01.2015 по делу N А65-26037/2014 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой" (ИНН 1659000692, ОГРН 1021602825860), г. Казань, товарищества собственников жилья "Заслонова-1" (ИНН 1655091089, ОГРН 1051622020097), г. Казань, об оспаривании решения и предписания,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 22.09.2014 N 06-239/2014 и его предписания по делу N 06-239/2014.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Спецкаучукремстрой" (далее - ОАО "Спецкаучукремстрой") и товарищество собственников жилья "Заслонова-1" (далее - ТСЖ "Заслонова-1").
Решением от 15.01.2015 по делу N А65-26037/2014 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал Исполкому в удовлетворении указанного заявления.
В апелляционной жалобе Исполком просил отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить его требования. По мнению Комитета, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Татарстанское УФАС России в отзыве апелляционную жалобу отклонило, считая, что обжалованное судебное решение является законным и обоснованным.
В судебном заседании 23.03.2015 представители ТСЖ "Заслонова-1" отклонили апелляционную жалобу, заявив, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено с 23.03.2015 на 15.04.2014.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения нового судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступило обращение ТСЖ "Заслонова-1" относительно действий (бездействия) Исполкома при предоставлении ОАО "Спецкаучукремстрой" земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:114 без надлежащей публикации в официальных средствах массовой информации и без проведения публичных слушаний при изменении вида разрешенного использования этого земельного участка.
В ходе рассмотрения дела N 06-239/2014, возбужденного на основании указанного заявления, Татарстанское УФАС России установило, что постановлением от 04.04.2012 N 2077 "О предварительном согласовании открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" места размещения объекта по ул. Амирхана Еники" Исполком утвердил акт выбора и схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:114 площадью 2490 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Амирхана Еники (категория земель - земли населенных пунктов), определил для этого земельного участка разрешенный вид использования - административный офисный центр, принял предложение ОАО "Спецкаучукремстрой" о размещении на указанном земельном участке офисного центра, рекомендовал ОАО "Спецкаучукремстрой" осуществить в филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" государственный кадастровый учет указанного земельного участка и обратиться в Комиссию по землепользованию и застройке при руководителе Исполкома для внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов Градостроительного устава г. Казани в соответствии с функциональным назначением объекта.
Постановлением Исполкома от 15.10.2012 N 7641 внесены следующие изменения в постановление от 04.04.2012 N 2077: разрешенный вид использования указанного земельного участка изменен на использование под торговый комплекс, исключены указание на кадастровый номер земельного участка и рекомендация относительно обращения в Комиссию по землепользованию и застройке при руководителе Исполкома.
В постановлении Исполкома от 21.06.2013 N 6008 "О предоставлении открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" земельного участка по ул. Амирхана Еники" указано, что ОАО "Спецкаучукремстрой" в аренду на 3 года передан земельный участок с кадастровым номером 16:50:011207:801 площадью 2490 кв. м для строительства торгового комплекса.
На основании данного постановления между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполкома (арендодатель) и ОАО "Спецкаучукремстрой" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 27.03.2014 N 17218.
Постановлением Исполкома от 09.09.2013 N 7912 в постановления от 04.04.2012 N 2077 и от 21.06.2013 N 6008 внесены изменения: указано, что земельный участок предоставлен для строительства объекта бытового обслуживания, исключено указание на то, что земельный участок образуется из земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:114, признано утратившим силу постановление от 15.10.2012 N 7641, а, кроме того, ОАО "Спецкаучукремстрой" рекомендовано (пункт 2) обратиться в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:114 площадью 2490 кв. м.
Постановлением Исполкома от 06.12.2013 N 10800 пункт 2 постановления от 09.09.2013 N 7912 признан утратившим силу и ОАО "Спецкаучукремстрой" рекомендовано обратиться в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:801 площадью 2490 кв. м.
Решением от 22.09.2014 N 06-239/2014 Татарстанское УФАС России признало Исполком нарушившим статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в предоставлении ОАО "Спецкаучукремстрой" земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:801 без соблюдения норм законодательства о публичности предоставления земельных участков и об определенных процедурах их предоставления, а это привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения Татарстанское УФАС России выдало Исполкому предписание от 22.09.2014 по делу N 06-239/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Исполкому предписано отменить постановление от 21.06.2013 N 6008, на основании которого ОАО "Спецкаучукремстрой" был представлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N 16:50:011207:801, принять меры по прекращению договорных отношений с ОАО "Спецкаучукремстрой" в части аренды указанного земельного участка и сообщить в Татарстанское УФАС России о выполнении предписания не позднее пяти дней со дня его выполнения.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал Исполкому в удовлетворении заявления об оспаривании указанных решения и предписания Татарстанского УФАС России.
B соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей по состоянию на день принятия оспариваемых решения и предписания) установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Кроме того, в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ указано, что необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный земельным законодательством срок.
ЗК РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо этого, после определения земельного участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Согласно решению Казанской городской Думы от 17.02.2010 N 15-6 "Об опубликовании муниципальных правовых актов" источником официального опубликования муниципальных правовых актов и иной информации признается Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. Муниципальные правовые акты также могут быть официально опубликованы в газетах "Казанские ведомости" и "Шахри Казан" с пометкой "официальное опубликование и на официальном сайте муниципального образования города Казани в сети Интернет www.kzn.ru.
Указанные печатные издания и интернет-ресурсы являются общедоступными и ими неопределенный круг лиц информируется о намерении предварительно согласовывать место размещения объекта.
Между тем, как видно из материалов дела, в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 12.04.2013 N 13 (143) Исполкомом было опубликовано постановление от 04.04.2012 N 2077 "О предварительном согласовании открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" места размещения объекта по ул. Амирхана Еники", а не информационное сообщение, как того требует закон.
Кроме того, публичное информирование о предстоящем предоставлении земельного участка Исполком не произвел в официальных печатных изданиях "Казанские ведомости" и "Шахри Казан".
Опубликование Исполкомом постановления о предварительном согласовании места размещения объекта в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани по сути не является информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и заинтересованных лиц - возможных претендентов на земельный участок, а фактическим его предоставлением конкретному хозяйствующему субъекту.
Таким образом, до вынесения постановления о предварительном согласовании ОАО "Спецкаучукремстрой" места размещения объекта Исполком не опубликовал информацию о предоставления земельного участка, что противоречит принципам публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков.
Данное обстоятельство воспрепятствовало или могло воспрепятствовать лицам, заинтересованным в предоставлении указанного земельного участка, реализовать свое право на получение этого земельного участка по результатам торгов, а также создало преимущества ОАО "Спецкаучукремстрой" в его получении без проведения публичных процедур.
Следовательно, при предоставлении указанного земельного участка Исполкомом не были соблюдены требования пункта 3 статьи 31 ЗК РФ и тем самым нарушены общие принципы справедливого, открытого и прозрачного предоставления земельных участков, закрепленные в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а предоставление ОАО "Спецкаучукремстрой" указанного земельного участка без проведения публичных и конкурсных процедур является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, постановлением от 12.11.2014 по делу N А65-262/2014 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, изменив решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.05.2014 по указанному делу, признал постановление Исполкома от 04.04.2012 N 2077 недействительным ввиду его несоответствия требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и ЗК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции установил, что в нарушение требований статьи 31 ЗК РФ при принятии указанного постановления Исполком не осуществлял публичное информирование населения в средствах массовой информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, а это привело, в частности, к нарушению прав и законных интересов ТСЖ "Заслонова-1".
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2015 указанное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.
В силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ указанные обстоятельства, установленные судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела N А65-262/2014, являются преюдициально значимыми для настоящего дела.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2014 по делу N А65-17869/2013 постановление Исполкома от 21.06.2013 N 6008 "О предоставлении открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" земельного участка по ул. Амирхана Еники", которым, как уже указано, ОАО "Спецкаучукремстрой" в аренду на 3 года передан земельный участок с кадастровым номером 16:50:011207:801 площадью 2490 кв. м для строительства торгового комплекса, признано недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 указанное судебное решение оставлено без изменения.
При рассмотрении дела N А65-17869/2013 суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что поскольку постановление Исполкома от 04.04.2012 N 2077 "О предварительном согласовании ООО "Спецкаучукремстрой" места размещения объекта по ул. Амирхана Еники" признано в судебном порядке не соответствующим закону, то и принятое на его основании постановление Исполкома от 21.06.2013 N 6008 о предоставлении указанного земельного участка для строительства не соответствует закону, а, кроме того, нарушает права и законные интересы ТСЖ "Заслонова-1".
С учетом того, что на необходимость отмены постановления Исполкома от 21.06.2013 N 6008 указано в оспариваемом предписании Татарстанского УФАС России, вышеприведенные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А65-17869/2013, также являются преюдициально значимыми для настоящего дела в силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ.
Частью 3 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с частью 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Из материалов дела следует, что Исполком не обеспечил проведение публичных слушаний при изменении вида разрешенного пользования указанным земельным участком. Тем самым Исполком пренебрег мнением жителей и предоставил ничем не обусловленное преимущество ООО "Спецкаучукремстрой", что также является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, материалами дела подтверждается вывод Татарстанского УФАС России о предоставлении ООО "Спецкаучукремстрой" земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:801 с нарушением закона.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Исполкомом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 января 2015 года по делу N А65-26037/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2015 N 11АП-2650/2015 ПО ДЕЛУ N А65-26037/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2015 г. по делу N А65-26037/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 16 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15.04.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.01.2015 по делу N А65-26037/2014 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой" (ИНН 1659000692, ОГРН 1021602825860), г. Казань, товарищества собственников жилья "Заслонова-1" (ИНН 1655091089, ОГРН 1051622020097), г. Казань, об оспаривании решения и предписания,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 22.09.2014 N 06-239/2014 и его предписания по делу N 06-239/2014.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Спецкаучукремстрой" (далее - ОАО "Спецкаучукремстрой") и товарищество собственников жилья "Заслонова-1" (далее - ТСЖ "Заслонова-1").
Решением от 15.01.2015 по делу N А65-26037/2014 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал Исполкому в удовлетворении указанного заявления.
В апелляционной жалобе Исполком просил отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить его требования. По мнению Комитета, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Татарстанское УФАС России в отзыве апелляционную жалобу отклонило, считая, что обжалованное судебное решение является законным и обоснованным.
В судебном заседании 23.03.2015 представители ТСЖ "Заслонова-1" отклонили апелляционную жалобу, заявив, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено с 23.03.2015 на 15.04.2014.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения нового судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступило обращение ТСЖ "Заслонова-1" относительно действий (бездействия) Исполкома при предоставлении ОАО "Спецкаучукремстрой" земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:114 без надлежащей публикации в официальных средствах массовой информации и без проведения публичных слушаний при изменении вида разрешенного использования этого земельного участка.
В ходе рассмотрения дела N 06-239/2014, возбужденного на основании указанного заявления, Татарстанское УФАС России установило, что постановлением от 04.04.2012 N 2077 "О предварительном согласовании открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" места размещения объекта по ул. Амирхана Еники" Исполком утвердил акт выбора и схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:114 площадью 2490 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Амирхана Еники (категория земель - земли населенных пунктов), определил для этого земельного участка разрешенный вид использования - административный офисный центр, принял предложение ОАО "Спецкаучукремстрой" о размещении на указанном земельном участке офисного центра, рекомендовал ОАО "Спецкаучукремстрой" осуществить в филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" государственный кадастровый учет указанного земельного участка и обратиться в Комиссию по землепользованию и застройке при руководителе Исполкома для внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов Градостроительного устава г. Казани в соответствии с функциональным назначением объекта.
Постановлением Исполкома от 15.10.2012 N 7641 внесены следующие изменения в постановление от 04.04.2012 N 2077: разрешенный вид использования указанного земельного участка изменен на использование под торговый комплекс, исключены указание на кадастровый номер земельного участка и рекомендация относительно обращения в Комиссию по землепользованию и застройке при руководителе Исполкома.
В постановлении Исполкома от 21.06.2013 N 6008 "О предоставлении открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" земельного участка по ул. Амирхана Еники" указано, что ОАО "Спецкаучукремстрой" в аренду на 3 года передан земельный участок с кадастровым номером 16:50:011207:801 площадью 2490 кв. м для строительства торгового комплекса.
На основании данного постановления между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполкома (арендодатель) и ОАО "Спецкаучукремстрой" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 27.03.2014 N 17218.
Постановлением Исполкома от 09.09.2013 N 7912 в постановления от 04.04.2012 N 2077 и от 21.06.2013 N 6008 внесены изменения: указано, что земельный участок предоставлен для строительства объекта бытового обслуживания, исключено указание на то, что земельный участок образуется из земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:114, признано утратившим силу постановление от 15.10.2012 N 7641, а, кроме того, ОАО "Спецкаучукремстрой" рекомендовано (пункт 2) обратиться в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:114 площадью 2490 кв. м.
Постановлением Исполкома от 06.12.2013 N 10800 пункт 2 постановления от 09.09.2013 N 7912 признан утратившим силу и ОАО "Спецкаучукремстрой" рекомендовано обратиться в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:801 площадью 2490 кв. м.
Решением от 22.09.2014 N 06-239/2014 Татарстанское УФАС России признало Исполком нарушившим статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в предоставлении ОАО "Спецкаучукремстрой" земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:801 без соблюдения норм законодательства о публичности предоставления земельных участков и об определенных процедурах их предоставления, а это привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения Татарстанское УФАС России выдало Исполкому предписание от 22.09.2014 по делу N 06-239/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Исполкому предписано отменить постановление от 21.06.2013 N 6008, на основании которого ОАО "Спецкаучукремстрой" был представлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N 16:50:011207:801, принять меры по прекращению договорных отношений с ОАО "Спецкаучукремстрой" в части аренды указанного земельного участка и сообщить в Татарстанское УФАС России о выполнении предписания не позднее пяти дней со дня его выполнения.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал Исполкому в удовлетворении заявления об оспаривании указанных решения и предписания Татарстанского УФАС России.
B соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей по состоянию на день принятия оспариваемых решения и предписания) установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Кроме того, в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ указано, что необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный земельным законодательством срок.
ЗК РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо этого, после определения земельного участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Согласно решению Казанской городской Думы от 17.02.2010 N 15-6 "Об опубликовании муниципальных правовых актов" источником официального опубликования муниципальных правовых актов и иной информации признается Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. Муниципальные правовые акты также могут быть официально опубликованы в газетах "Казанские ведомости" и "Шахри Казан" с пометкой "официальное опубликование и на официальном сайте муниципального образования города Казани в сети Интернет www.kzn.ru.
Указанные печатные издания и интернет-ресурсы являются общедоступными и ими неопределенный круг лиц информируется о намерении предварительно согласовывать место размещения объекта.
Между тем, как видно из материалов дела, в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 12.04.2013 N 13 (143) Исполкомом было опубликовано постановление от 04.04.2012 N 2077 "О предварительном согласовании открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" места размещения объекта по ул. Амирхана Еники", а не информационное сообщение, как того требует закон.
Кроме того, публичное информирование о предстоящем предоставлении земельного участка Исполком не произвел в официальных печатных изданиях "Казанские ведомости" и "Шахри Казан".
Опубликование Исполкомом постановления о предварительном согласовании места размещения объекта в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани по сути не является информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и заинтересованных лиц - возможных претендентов на земельный участок, а фактическим его предоставлением конкретному хозяйствующему субъекту.
Таким образом, до вынесения постановления о предварительном согласовании ОАО "Спецкаучукремстрой" места размещения объекта Исполком не опубликовал информацию о предоставления земельного участка, что противоречит принципам публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков.
Данное обстоятельство воспрепятствовало или могло воспрепятствовать лицам, заинтересованным в предоставлении указанного земельного участка, реализовать свое право на получение этого земельного участка по результатам торгов, а также создало преимущества ОАО "Спецкаучукремстрой" в его получении без проведения публичных процедур.
Следовательно, при предоставлении указанного земельного участка Исполкомом не были соблюдены требования пункта 3 статьи 31 ЗК РФ и тем самым нарушены общие принципы справедливого, открытого и прозрачного предоставления земельных участков, закрепленные в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а предоставление ОАО "Спецкаучукремстрой" указанного земельного участка без проведения публичных и конкурсных процедур является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, постановлением от 12.11.2014 по делу N А65-262/2014 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, изменив решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.05.2014 по указанному делу, признал постановление Исполкома от 04.04.2012 N 2077 недействительным ввиду его несоответствия требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и ЗК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции установил, что в нарушение требований статьи 31 ЗК РФ при принятии указанного постановления Исполком не осуществлял публичное информирование населения в средствах массовой информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, а это привело, в частности, к нарушению прав и законных интересов ТСЖ "Заслонова-1".
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2015 указанное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.
В силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ указанные обстоятельства, установленные судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела N А65-262/2014, являются преюдициально значимыми для настоящего дела.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2014 по делу N А65-17869/2013 постановление Исполкома от 21.06.2013 N 6008 "О предоставлении открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" земельного участка по ул. Амирхана Еники", которым, как уже указано, ОАО "Спецкаучукремстрой" в аренду на 3 года передан земельный участок с кадастровым номером 16:50:011207:801 площадью 2490 кв. м для строительства торгового комплекса, признано недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 указанное судебное решение оставлено без изменения.
При рассмотрении дела N А65-17869/2013 суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что поскольку постановление Исполкома от 04.04.2012 N 2077 "О предварительном согласовании ООО "Спецкаучукремстрой" места размещения объекта по ул. Амирхана Еники" признано в судебном порядке не соответствующим закону, то и принятое на его основании постановление Исполкома от 21.06.2013 N 6008 о предоставлении указанного земельного участка для строительства не соответствует закону, а, кроме того, нарушает права и законные интересы ТСЖ "Заслонова-1".
С учетом того, что на необходимость отмены постановления Исполкома от 21.06.2013 N 6008 указано в оспариваемом предписании Татарстанского УФАС России, вышеприведенные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А65-17869/2013, также являются преюдициально значимыми для настоящего дела в силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ.
Частью 3 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с частью 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Из материалов дела следует, что Исполком не обеспечил проведение публичных слушаний при изменении вида разрешенного пользования указанным земельным участком. Тем самым Исполком пренебрег мнением жителей и предоставил ничем не обусловленное преимущество ООО "Спецкаучукремстрой", что также является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, материалами дела подтверждается вывод Татарстанского УФАС России о предоставлении ООО "Спецкаучукремстрой" земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:801 с нарушением закона.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Исполкомом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 января 2015 года по делу N А65-26037/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)