Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость арендуемого земельного участка превышает его рыночную стоимость, в связи с чем заявитель вынужден уплачивать арендную плату в необоснованно высоком размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Местной общественной организации "Союз вкладчиков фирмы Аполлон и К" г. Уфы Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Местная общественная организация "Союз вкладчиков фирмы Аполлон и К" г. Уфы Республики Башкортостан (далее - МОО "Союз вкладчиков фирмы Аполлон и К"), являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:55:030328:74 площадью 14 065 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, по Западной магистрали (напротив ОАО "УЛЗ-Свет"), категория земель - земли населенных пунктов (далее - земельный участок), обратилась в суд с заявлением об установлении его кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, по состоянию на 1 июня 2014 г. в размере 6 510 000 руб.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость названного земельного участка значительно выше его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке ООО "Центр Консалтинг" от 16 февраля 2015 г. N 10543, в связи с чем организация вынуждена уплачивать арендную плату в необоснованно высоком размере, что является существенным нарушением прав и законных интересов.
Впоследствии заявитель уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 6 857 250 руб.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация городского округа город Уфа просит отменить судебное постановление ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, сведения о причинах неявки не представили.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 названного Кодекса).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан от 31 марта 2015 г. N 47 заявление отклонено, поскольку оформление и содержание отчета не соответствуют требованиям федерального законодательства.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 апреля 2015 г. по делу назначена экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос о рыночной стоимости спорного земельного участка и согласно заключению которой рыночная стоимость земельного участка на 1 июня 2014 г. определена в размере 6 857 250 руб.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статей 67 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание позицию заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в размере, определенном заключением эксперта от 6 мая 2015 г. N 10-15, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка в сумме 6 857 250 руб. по состоянию на 1 июня 2014 г.
Учитывая, что доказательств, опровергающих изложенные в отчете об установлении рыночной стоимости выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд на законных основаниях удовлетворил заявление.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не являются основаниями, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством, для отмены судебного постановления.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.09.2015 N 49-АПГ15-30
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость арендуемого земельного участка превышает его рыночную стоимость, в связи с чем заявитель вынужден уплачивать арендную плату в необоснованно высоком размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. N 49-АПГ15-30
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Местной общественной организации "Союз вкладчиков фирмы Аполлон и К" г. Уфы Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Местная общественная организация "Союз вкладчиков фирмы Аполлон и К" г. Уфы Республики Башкортостан (далее - МОО "Союз вкладчиков фирмы Аполлон и К"), являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:55:030328:74 площадью 14 065 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, по Западной магистрали (напротив ОАО "УЛЗ-Свет"), категория земель - земли населенных пунктов (далее - земельный участок), обратилась в суд с заявлением об установлении его кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, по состоянию на 1 июня 2014 г. в размере 6 510 000 руб.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость названного земельного участка значительно выше его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке ООО "Центр Консалтинг" от 16 февраля 2015 г. N 10543, в связи с чем организация вынуждена уплачивать арендную плату в необоснованно высоком размере, что является существенным нарушением прав и законных интересов.
Впоследствии заявитель уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 6 857 250 руб.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация городского округа город Уфа просит отменить судебное постановление ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, сведения о причинах неявки не представили.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 названного Кодекса).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан от 31 марта 2015 г. N 47 заявление отклонено, поскольку оформление и содержание отчета не соответствуют требованиям федерального законодательства.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 апреля 2015 г. по делу назначена экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос о рыночной стоимости спорного земельного участка и согласно заключению которой рыночная стоимость земельного участка на 1 июня 2014 г. определена в размере 6 857 250 руб.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статей 67 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание позицию заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в размере, определенном заключением эксперта от 6 мая 2015 г. N 10-15, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка в сумме 6 857 250 руб. по состоянию на 1 июня 2014 г.
Учитывая, что доказательств, опровергающих изложенные в отчете об установлении рыночной стоимости выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд на законных основаниях удовлетворил заявление.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не являются основаниями, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством, для отмены судебного постановления.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)