Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Быкова Т.А.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В., Королевой Е.В.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Ш. - ФИО10 о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в предоставлении в собственность земельного участка по апелляционной жалобе ФИО13 на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 августа 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., объяснения представителя Ш. - ФИО10 судебная коллегия
установила:
представитель Ш. - ФИО10 обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 25 апреля 2013 года в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края Ш. направлено заявление с просьбой предоставить в собственность земельный участок площадью 1574 кв. м для эксплуатации индивидуального жилого дома. 23 мая 2013 года Департаментом в адрес Ш. направлен ответ, в котором сообщалось о невозможности предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность, ввиду нахождения участка на территории 2-й зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока.
Заявитель считает отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка незаконным и необоснованным, поскольку границы округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива не установлены. Также в государственном кадастре недвижимости отсутствует описание местоположения границ второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, следовательно, земельного участка, являющегося округом санитарной охраны курортной зоны на территории г. Владивостока не существует фактически и юридически. Просит признать незаконным отказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1574 кв. м по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель Ш. - ФИО10 заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края заявленные требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился заявитель Ш., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного.
Выслушав объяснения представителя Ш. - ФИО10, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно письму департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 мая 2013 года основанием для отказа заявителю в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1574 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшего обслуживания жилого дома, послужило его нахождение во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока.
Департамент также указал, что согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений расположенных на данных земельных участках. По сведениям представленной топографической съемки, в границах испрашиваемого заявителем земельного участка объект недвижимости отсутствует.
Согласно ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исходя из статьи 96 ЗК РФ, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Курортная зона города Владивостока на побережье Амурского залива утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 января 1971 года N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение". Эта зона является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 года N 458 установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива в составе трех зон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта. То есть округа санитарной или горно-санитарной охраны в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, входят в состав территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Судом установлено, что спорный земельный участок полностью расположен во втором (зона ограничений) поясе санитарной охраны курортной зоны города Владивостока, что подтверждается представленным в материалы дела фрагментом карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока.
При таких обстоятельствах испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, в силу пункта 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ он ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность.
Территориальные зоны в пределах Владивостокского городского округа установлены "Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", утвержденными решением Думы г. ... Владивостока от 07.04.2010 года N 462.
Согласно статьи 56 указанных Правил, зона курортного лечения и отдыха определена в целях установления границ особо охраняемых территорий с установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов, и располагающих необходимыми для ее функционирования зданиями и сооружениями, включая объекты сопутствующей инфраструктуры. В состав зоны курортного лечения и отдыха включена курортная зона города Владивостока на побережье Амурского залива.
С учетом положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", Решения Думы г. ... Владивостока от 07.04.2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий исключает его предоставление в частную собственность.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 ЗК РФ и статьей 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
На основании изложенного, довод о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, не является основанием для предоставления заявителю в собственность земельного участка.
Доводы жалобы о том, что в государственном кадастре недвижимости отсутствует описание местоположения границы второй и третьей зоны санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, в связи с чем земельного участка, являющегося охранной зоной курорта на территории г. Владивостока не существует фактически и юридически, подлежат отклонению, поскольку противоречат обстоятельствам, установленным по делу и основаны на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, с учетом требований пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, судебная коллегия находит обоснованным отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края заявителю в предоставлении земельного участка в собственность в связи с отсутствием в границах испрашиваемого земельного участка объекта недвижимости.
Таким образом, обжалуемый отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в предоставлении земельного участка, изложенный в письме 20/03/03-06/10228 от 28 мая 2013 года, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие заявителя с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 августа 2013 года по заявлению Ш. - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9732
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. по делу N 33-9732
Судья Быкова Т.А.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В., Королевой Е.В.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Ш. - ФИО10 о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в предоставлении в собственность земельного участка по апелляционной жалобе ФИО13 на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 августа 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., объяснения представителя Ш. - ФИО10 судебная коллегия
установила:
представитель Ш. - ФИО10 обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 25 апреля 2013 года в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края Ш. направлено заявление с просьбой предоставить в собственность земельный участок площадью 1574 кв. м для эксплуатации индивидуального жилого дома. 23 мая 2013 года Департаментом в адрес Ш. направлен ответ, в котором сообщалось о невозможности предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность, ввиду нахождения участка на территории 2-й зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока.
Заявитель считает отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка незаконным и необоснованным, поскольку границы округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива не установлены. Также в государственном кадастре недвижимости отсутствует описание местоположения границ второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, следовательно, земельного участка, являющегося округом санитарной охраны курортной зоны на территории г. Владивостока не существует фактически и юридически. Просит признать незаконным отказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1574 кв. м по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель Ш. - ФИО10 заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края заявленные требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился заявитель Ш., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного.
Выслушав объяснения представителя Ш. - ФИО10, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно письму департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 мая 2013 года основанием для отказа заявителю в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1574 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшего обслуживания жилого дома, послужило его нахождение во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока.
Департамент также указал, что согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений расположенных на данных земельных участках. По сведениям представленной топографической съемки, в границах испрашиваемого заявителем земельного участка объект недвижимости отсутствует.
Согласно ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исходя из статьи 96 ЗК РФ, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Курортная зона города Владивостока на побережье Амурского залива утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 января 1971 года N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение". Эта зона является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 года N 458 установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива в составе трех зон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта. То есть округа санитарной или горно-санитарной охраны в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, входят в состав территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Судом установлено, что спорный земельный участок полностью расположен во втором (зона ограничений) поясе санитарной охраны курортной зоны города Владивостока, что подтверждается представленным в материалы дела фрагментом карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока.
При таких обстоятельствах испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, в силу пункта 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ он ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность.
Территориальные зоны в пределах Владивостокского городского округа установлены "Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", утвержденными решением Думы г. ... Владивостока от 07.04.2010 года N 462.
Согласно статьи 56 указанных Правил, зона курортного лечения и отдыха определена в целях установления границ особо охраняемых территорий с установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов, и располагающих необходимыми для ее функционирования зданиями и сооружениями, включая объекты сопутствующей инфраструктуры. В состав зоны курортного лечения и отдыха включена курортная зона города Владивостока на побережье Амурского залива.
С учетом положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", Решения Думы г. ... Владивостока от 07.04.2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий исключает его предоставление в частную собственность.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 ЗК РФ и статьей 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
На основании изложенного, довод о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, не является основанием для предоставления заявителю в собственность земельного участка.
Доводы жалобы о том, что в государственном кадастре недвижимости отсутствует описание местоположения границы второй и третьей зоны санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, в связи с чем земельного участка, являющегося охранной зоной курорта на территории г. Владивостока не существует фактически и юридически, подлежат отклонению, поскольку противоречат обстоятельствам, установленным по делу и основаны на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, с учетом требований пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, судебная коллегия находит обоснованным отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края заявителю в предоставлении земельного участка в собственность в связи с отсутствием в границах испрашиваемого земельного участка объекта недвижимости.
Таким образом, обжалуемый отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в предоставлении земельного участка, изложенный в письме 20/03/03-06/10228 от 28 мая 2013 года, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие заявителя с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 августа 2013 года по заявлению Ш. - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)