Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 03.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3496/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2014 г. по делу N 33-3496/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Колбасовой Н.А., Злобина А.В.
при секретаре П.Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 29 июля 2014 г. по иску Ч.Л.П. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия,

установила:

Ч.Л.П. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что постановлением администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее в т.ч. администрация района) от <...> ей был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <...>, <...> <...>, для ведения огородничества, <...> заключен договор аренды земельного участка. <...> актом выбора и обследования земельного участка было установлено целесообразное использование спорного участка для дачного хозяйства. <...> на заседании комиссии администрации района принято решение об изменении вида разрешенного использования спорного участка на индивидуальное жилищное строительство. <...> истице отказано в заключении договора аренды спорного участка, комиссией по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами (далее в т.ч. комиссия) <...> принято решение о вынесении вопроса о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...> на комиссию по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков.
Истица просила признать решение администрации района, изложенное в выписке из протокола заседании указанной выше комиссии от <...>, незаконным, возложить на ответчика обязанность в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду истице земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного в районе <...> <...>.
Впоследствии истица дополнила исковые требования, просила обязать ответчика внести изменения в п. 1.1 договора аренды земельного участка <...> от <...>г., определив предмет договора как земельный участок, расположенный в <...> Прионежского муниципального района РК, <...>, площадью <...> кв. м, кадастровый номер <...>, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В последующем, в судебном заседании истица от данного требования отказалась, просила признать решение администрации района, изложенное в выписке из протокола от <...>, незаконным, возложить на ответчика обязанность в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного в районе <...> <...>
Суд принял отказ Ч.Л.П. от иска к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в части требований о возложении обязанности внести изменения в договор аренды земельного участка от <...>, производство по делу в указанной части прекратил.
Решением суда иск удовлетворен. Суд признал решение администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия по заявлению Ч.Л.П., изложенное в решении комиссии по продаже земельных участков или права по заключению договора аренды земельного участка администрации района от <...> незаконным, обязал администрацию района принять решение о предоставлении истице в аренду земельного участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскал с администрации Прионежского муниципального района Республика Карелия в пользу Ч.Л.П. судебные расходы <...> рублей.
С решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации района Б.А.С. просит решение отменить, принять новое решение об отказе в иске. В обоснование жалобы указывает, что <...> администрацией района принято решение о вынесении вопроса о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного в <...> <...> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, на комиссию по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков. Отмечает, что в силу положений ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации решение вопроса об определении порядка предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства относится к компетенции уполномоченного органа, Советом Прионежского муниципального района принято решение от 11 октября 2012 г. N 4 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах", в соответствии с которым предоставление земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов производится на торгах. Поскольку постановлением администрации района вид разрешенного использования земельного участка изменен, считает, что предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства возможно исключительно на торгах, оснований для признания за истцом права на получение земельного участка без проведения торгов у администрации района не имелось. Отмечает, что договор аренды от <...> с истицей расторгнут, предмет договора не определен, поскольку земельный участок в соответствии с земельным законодательством должен быть сформирован. Ч.Л.П. вновь обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка для дачного строительства, постановлением администрации района от <...> был изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида "для индивидуального дачного строительства" на "для индивидуального жилищного строительства". Полагает, что с учетом изменения вида разрешенного использования земельного участка, испрашиваемый земельный участок должен предоставляться истцу исключительно на торгах, т.к. порядок предоставления урегулирован ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции и в письменных пояснениях к жалобе представитель администрации района Б.А.С., действующая на основании доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы, дополнительно указала, что невозможно с достоверностью утверждать, что указанный в похозяйственной книге земельный участок, находящийся в пользовании семьи истца, и спорный участок это один и тот же земельный участок, принимая во внимание также и их разные площади. При обращении в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду Ч.Л.П. начала процедуру оформления отдельного земельного участка, а не процедуру оформления права собственности на ранее учтенный земельный участок.
Представители истицы Ч.Е.А. и Щ.Т.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласились, просили оставить решение суда без изменения, указав, что на протяжении длительного времени семья истца использует участок, который истицей в настоящее время испрашивается, в <...>-х годах участок под огород предоставлялся по месту работы супругу истицы, документами о предоставлении земельного участка не располагают, но имеются данные в похозяйственной книге за <...> г.г., в <...> г. с истицей был заключен договор аренды того же участка, не согласны с доводами о том, что он является незаключенным или расторгнутым. Ч.Л.П. в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовала, о рассмотрении дела по жалобе извещена.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от <...> <...> Ч.Л.П. на основании ее заявления был предоставлен в аренду сроком до 1 года земельный участок для использования в целях огородничества площадью <...> кв. м. В материалы дела представлен договор аренды <...> от <...> между истцом и ответчиком земельного участка, расположенного в <...> для ведения огородничества, площадью <...> кв. м на срок с <...> по <...>
Вместе с этим, согласно действующему на указанный период времени п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ (действующему на период спорных правоотношений) "О государственном земельном кадастре" государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. В указанном договоре аренды сведения о земельном участке не позволяют его определенно установить, участок не был сформирован в установленном порядке и поставлен на кадастровый учет, сведений об этом договор не содержит.
Как установлено судом, <...> Ч.Л.П. обратилась с заявлением в администрацию района о предоставлении в аренду земельного участка для дачного строительства в <...> <...>. Постановлением администрации Прионежского муниципального района <...> от <...> было предварительно согласовано место размещения объекта в соответствии с вариантом выбора земельного участка в кадастровом квартале <...> в <...> <...>, утверждены схема расположения земельного участка для ведения дачного хозяйства ориентировочной площадью <...> га и акт выбора и обследования земельного участка от <...> Земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <...>
С учетом заявления истца постановлением администрации района <...> от <...> изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> на "для индивидуального жилищного строительства", при этом, как следует из протокола заседания комиссии администрации района от <...>, учитывалось, что участок расположен в прибрежной защитной полосе <...>, имеющей особо ценное рыбохозяйственное значение. Соответствующие сведения об изменении вида разрешенного использования спорного участка внесены в государственный кадастр недвижимости согласно решению филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия.
Действительно, в силу пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ВК РФ) в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. На основании положений п. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. Учитывая положения ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ведение дачного хозяйства в прибрежной защитной полосе водного объекта, предполагающее использование земли, в т.ч. в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому будет предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит положениям ст. 7 ЗК РФ.
<...> представитель истца <...> действуя в интересах Ч.Л.П., обратилась с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду сроком на <...> лет для индивидуального жилищного строительства.
<...> на заседании Комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами администрации Прионежского муниципального района было принято решение после внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с решением Совета Прионежского муниципального района от <...> <...> вынести вопрос о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного в <...> <...>, площадью <...> кв. м, для индивидуального жилищного строительства на комиссию по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков.
Таким образом, фактически администрацией района принято решение о реализации права аренды земельного участка с кадастровым номером <...> на торгах.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в качестве одного из этапов предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Процедура же предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установленная п. 5 ст. 30 ЗК РФ, возможности проведения торгов не предусматривает. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Между тем, в силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в соответствии с положениями п. 4 ст. 30 ЗК РФ на торгах.
Кроме того, особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы положениями ст. 30.1 ЗК РФ, согласно которым земельные участки для жилищного строительства предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
В силу п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, разрешение вопроса об определении порядка предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства относится к компетенции уполномоченного органа, а не заявителя.
Более того, п. 1.2 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Такое решение на территории Прионежского района принято Советом Прионежского муниципального района XX Сессии II Созыва 11.10.2012 за N 4 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах". К числу таких случаев относятся случаи предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Поскольку в силу приведенных норм земельного законодательства предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства возможно исключительно на торгах, а земельный участок с кадастровым номером <...> имеет разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства", правовых оснований для признания незаконным в соответствующей части оспариваемого истцом решения администрации района не имелось.
С учетом установленных по делу обстоятельств не могут повлиять на выводы коллегии и доводы истца о наличии в материалах дела выписки из похозяйственной книги за <...> г.г. о наличии у Ч.Л.П. права (постоянного бессрочного пользования) на земельный участок (<...> кв. м), предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <...>, <...>.
Согласно п. 2 ст. 25.2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства, в качестве основания для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок может быть предоставлена выписка из похозяйственной книги, выдаваемая органом местного самоуправления и свидетельствующая о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок.
Форма выписки из похозяйственной книги утверждена приказом Росреестра от 07.03.2012 N П/103 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок".
Истица не обращалась за регистрацией права на основании указанной выписки.
Согласно выписке из похозяйственной книги, запись в похозяйственную книгу внесена <...>. Однако обозначенная выписка из похозяйственной книги не содержит указания на документ, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у истицы права на земельный участок. Суду подобные документы, подтверждающие предоставление земельного участка в установленном законом порядке истице, также предоставлены не были. Кроме этого, выписка в части площади участка не соответствует сведениям, изложенным в похозяйственной книге <...>. лицевой счет <...> (глава <...> местоположение хозяйства обозначено как <...> <...>.
Однако, похозяйственные книги являются книгами учета, но не документами, устанавливающими права на земельный участок. Выписка из похозяйственной книги может свидетельствовать о наличии у гражданина права на земельный участок только в случае, если запись в похозяйственной книге выполнена в соответствии с Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденных постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 N 69, в том числе на основании правоудостоверяющих или правоустанавливающих документов на земельный участок.
Кроме этого, представленные в дело документы с достоверностью не подтверждают доводы о принадлежности истице на указанном в выписке праве именно спорного участка.
Кроме того, следует учесть, что согласно пояснениям истицы земельный участок, которым пользуется ее семья с <...>-х годов, был в <...> г. предоставлен ей в аренду.
С учетом изложенного, решение суда об удовлетворении требований о признании решения администрации района, указанного в выписке из протокола от <...>г., незаконным, возложении на ответчика обязанности в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении истице в аренду земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного в районе <...> <...>, нельзя признать законным и обоснованным. В силу положений п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330, ст. 328 ГПК РФ оно подлежит отмене, по делу в данной части требований следует принять новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 29 июля 2014 г. по настоящему делу об удовлетворении исковых требований Ч.Л.П. отменить и принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ч.Л.П. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия отказать.
Председательствующий

Судьи



















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)