Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.09.2014 ПО ДЕЛУ N А55-21273/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу N А55-21273/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Воротынской О.Л. (доверенность от 28.08.2014),
в отсутствие:
ответчика - не явился, извещен,
третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2014 (судья Разумов Ю.М.)
по делу N А55-21273/2013
по заявлению негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Современная гуманитарная академия" (далее - академия, Современная гуманитарная академия) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - кадастровая палата, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:646, общей площадью 43 585 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Индустриальная, д. 2, равной его рыночной стоимости в размере 63 590 515 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимущества).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Судебная инстанция, разрешая спор, установила, что отчет от 27.11.2013 N 40-о/2013 соответствует предъявленным к отчетам оценки требованиям законодательства об оценочной деятельности, следовательно, кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости, кроме того, Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета - кадастровой палатой.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 в удовлетворении ходатайства Управления Росимущества о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы отказано, апелляционная жалоба возвращена заявителю.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, решение суда первой инстанции предлагается отменить как принятое с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что Приказом Росреестра от 06.02.2012 N П/48 при Управлении Росреестра создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, куда необходимо было обратиться академии, в результате чего заявителем не соблюден досудебного порядка урегулирования спора, что является основанием для оставления иска без рассмотрения.
В отзыве на кассационную жалобу Современная гуманитарная академия возражает против отмены решения суда первой инстанции.
Представитель Современной гуманитарной академии просил оставить судебный акт без изменения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 13.04.2000 N 993-2/04-00 Современная гуманитарная академия является правообладателем (на праве постоянного бессрочного пользования) земельного участка с кадастровый номер 63:09:0302051:646, общей площадью 43 585 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации спортивного комплекса, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Индустриальная, д. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.08.2013 серии 63-АЛ N 090563.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 26.02.2013 в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровый номер 63:09:0302051:646 составила 200 455 260,3 руб.
Впоследствии постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Согласно указанному постановлению Правительства Самарской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровый номер 63:09:0302051:646 составила 227 485 369,75 руб.
На основании отчета от 25.10.2013 N 1/К-2013-01 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и государственному контракту от 10.10.2013 N 1/К на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, произведена по состоянию на 01.01.2013.
По инициативе академии проведена рыночная оценка вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013.
На основании отчета по определению рыночной стоимости спорного земельного участка от 27.11.2013 N 40-о/2013, выполненного оценщиком ООО "Трио", рыночная стоимость объекта недвижимости - с кадастровый номер 63:09:0302051:646, общей площадью 43 585 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Индустриальная, д. 2, составляет 63 590 515 руб.
В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета обществом представлено экспертное заключение от 25.12.2013 N 131217-1041-63, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", согласно которого названный отчет соответствует требованиям действующего законодательства.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, академия обратилась в арбитражный суд настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений и разрешения спора) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основание для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, используемых при определении кадастровой стоимости; установление в отношении объекта его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
По общим правилам к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в обязательном порядке прилагаются, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации, членом которой является оценщик составивший отчет, о соответствии отчета требованиям действующего законодательства.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области по состоянию на 01.01.2013 года.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно отчета ООО "Трио" от 27.11.2013 N 40-о/2013, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:646, общей площадью 43 585 кв. м, составляет 63 590 515 руб.
По результатам экспертного заключения от 25.12.2013 N 131217-1041-63, проведенной Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", отчет N 40-о/2013 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и может быть использован для установления рыночной стоимости указанного в нем земельного участка.
Таким образом, с учетом специальных требований, установленных законодательством об оценочной деятельности, предприниматель представил допустимые доказательства (отчет оценки и положительное заключение), достоверность которых установлена судами.
Поскольку правильность определения рыночной стоимости и ее показатель сторонами не оспаривается, следует исходить из правовой определенности сторон по данному вопросу.
Доводы, изложенные Управление Росимущества о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, правомерно не приняты во внимание.
Руководствуясь абзацем 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 135-ФЗ), частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе самостоятельно избрать способ защиты права: в виде оспаривания решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо в исковом производстве об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости.
Судебная инстанция исходила из того, что статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ предусматривается возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости в арбитражный суд либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, пришла к выводу о том, что обязательность соблюдения досудебного порядка урегулирования спора действующим законодательством не установлена.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
В силу части 4 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Согласно статье 24.19 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений и разрешения спора) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (в редакции изменений от 16.05.2013).
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839/2013 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не являются самостоятельными государственными органами или организациями; при возникновении спора, связанного с их деятельностью в судебном процессе на стороне осуществляющего публичные полномочия органа, чье решение оспаривается, помимо комиссии по рассмотрению споров участвует территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Кроме того, исходя из толкования норм Закона N 135-ФЗ, комиссия не наделена полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, а лишь принимает решение, если заявитель представил весь пакет документов, свидетельствующих, что рыночная стоимость объекта отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%.
С учетом правового статуса комиссии по рассмотрению споров и установленного порядка для принятия решений, ссылки Управления Росимущества о том, что положения статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ (действующей в редакции на момент обращения в суд) предусматривали в качестве досудебного порядка обязательное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, не основаны на правильном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что действующая в период возникновения спора редакция статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ предусматривала альтернативные юрисдикционные формы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (арбитражный суд или комиссия), следует признать правильными.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вступил в законную силу 22.07.2014, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в законную силу.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ (в измененной редакции), устанавливающие требования к комиссии, применяются с момента принятия уполномоченным федеральным органом требований к представителям саморегулируемых организаций оценщиков.
Таким образом, основные положения статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ применяются с 22.07.2014, согласно которым результаты определения кадастровой стоимости заинтересованными лицами могут быть оспорены в суде только в случае отклонении комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление не рассмотрено комиссией в установленные законом сроки.
Только для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Таким образом, для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по данной категории споров (оспаривание результатов определения кадастровой стоимости) с 22.07.2014 установлен обязательный досудебный порядок.
Применительно к спорному случаю учреждение обратилось с иском 24.09.2013, решение Арбитражного суда Самарской области принято 12.02.2014, в связи с чем оснований для применения новой редакции статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ не имеется.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В кассационной жалобе Управления Росимущества не содержится иных доводов (за исключением несоблюдения досудебного порядка), по которым заявитель просит отменить принятые судебные акты, данные обстоятельства свидетельствует о правовой определенности сторон относительно установления рыночной стоимости земельного участка, используемого учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установив, что кадастровая стоимость значительно превышает его реальную рыночную стоимость, определяемых на 01.01.2013, удовлетворил исковые требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2014 по делу N А55-21273/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)