Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,
с участием прокурора Цицилиной О.А.,
при секретаре Орловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Черногорска к Администрации г. Черногорска о признании недействующими в части подпункта 5 пункта 2.1 и подпункта 5 пункта 3.3 Положения "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан", утвержденного Постановлением Администрации г. Черногорска от 19.12.2011 N 3492-п,
Прокурор г. Черногорска обратился в суд с указанным выше заявлением, просил признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу и противоречащими ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 2(1) Закона Республики Хакасия от 05.05.2003 г. N 25 "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" отдельные нормы Положения "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан", утвержденного Постановлением Администрации г. Черногорска от 19.12.2011 N 3492-п (далее также "Положение"), а именно:
- - подп. 5 п. 2.1 в части слов "(при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий)";
- - подп. 5 п. 3.3 в части истребования выписки из решения органа местного самоуправления города Черногорска о принятии заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и справки органа местного самоуправления города Черногорска о том, что заявитель состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые нормы Положения противоречат вышеуказанным нормам Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Республики Хакасия от 05.05.2003 г. N 25 "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", поскольку устанавливают дополнительное, не предусмотренное федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия, условие получения инвалидами земельных участков для индивидуального жилищного строительства - нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании прокурор Цицилина О.А. заявленные требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель Администрации г. Черногорска Немцова Ю.М., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативно-правового акта приняты Администрацией г. Черногорска в пределах ее компетенции, поскольку действующим законодательством Республики Хакасия органам местного самоуправления предоставлены полномочия по определению порядка предоставления в собственность бесплатно земельных участков. Кроме того, право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодательством с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категории граждан их права на жилое помещение, следовательно, это право связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Выслушав прокурора, представителя Администрации г. Черногорска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации г. Черногорска от 19.12.2011 г. N 3492-п утверждено Положение "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан" (далее - Положение).
Постановление опубликовано в газете "Черногорск" N 101 от 28.12.2011 г. и действует в редакции Постановлений Администрации г. Черногорска от 24.01.2012 г. N 107-п (опубликовано в газете "Черногорск" N 8 от 03.02.2012 г.), от 12.11.2012 г. N 3745-п (опубликовано в газете "Черногорск" N 89 от 21.11.2012 г.).
Согласно подп. 5 п. 2.1 названного Положения право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно имеют постоянно проживающие на территории муниципального образования город Черногорск и отнесенные к категориям, установленным ст. 2(1) Закона Республики Хакасия от 05.05.2003 N 25 "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", граждане, в том числе инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий).
В соответствии с подп. 5 п. 3.3 Положения для постановки на учет и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно заявители, указанные в подпункте 5 пункта 2.1 настоящего Положения, подают в орган учета заявление (в двух экземплярах) по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Положению, и следующие документы:
Для постановки на учет и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно заявители, указанные в пункте 2.1 настоящего Положения, подают в орган учета заявление (в двух экземплярах) по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Положению, и следующие документы:
- - копию паспорта или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя, а также подтверждающего факт его постоянного проживания на территории муниципального образования город Черногорск;
- - копию документа, удостоверяющего полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной);
- - выписку из решения органа местного самоуправления города Черногорска о принятии заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- - справку органа местного самоуправления города Черногорска о том, что заявитель состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выданную не позднее чем за тридцать дней до дня обращения в орган учета с заявлением;
- - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у заявителя объекты недвижимого имущества, подтверждающую отсутствие в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома);
- - копию справки медико-социальной экспертизы о наличии инвалидности;
- - копии документов, подтверждающих семейные отношения с инвалидом (в случае, если заявление подает инвалид и совместно проживающие с ним члены его семьи);
- - справку с места жительства, подтверждающую совместное проживание инвалида и членов его семьи (в случае, если заявление подает инвалид и совместно проживающие с ним члены его семьи).
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, о чем указал Конституционный Суд РФ в Определении от 25.11.2010 N 1447-О-О.
Предусмотренное названной правовой нормой право заключается в том, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся, что, однако, не исключает возмездность предоставления земельного участка.
Таким образом, ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает обязанности органов местного самоуправления по бесплатному предоставлению инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, устанавливая лишь первоочередное право инвалидов на предоставление таких земельных участков.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и указанных выше Правил предоставление иных документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалидов в улучшении жилищных условий, не предусмотрено.
По общему правилу, установленному п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 18 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Такие льготы установлены Законом Республики Хакасия от 05.05.2003 г. N 25 "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", который в целях реализации норм Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, расположенных на территории Республики Хакасия, из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Хакасия от 8 ноября 2011 года N 88-ЗРХ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия", и регулирует отношения по их предоставлению (ст. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 2(1) названного Закона Республики Хакасия однократно бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности (далее - земельные участки), для индивидуального жилищного строительства гражданам Российской Федерации, указанным в части второй настоящей статьи, постоянно проживающим на территории Республики Хакасия, не имеющим в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома).
Категории граждан, которым предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства, указаны в пунктах 1 - 6 части 2 статьи 2(1) указанного Закона Республики Хакасия, в том числе к таким категориям отнесены граждане, имеющие в соответствии с федеральными законами право на бесплатное, первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков (пункт 1 статьи 2(1).
Законом Республики Хакасия "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" предусмотрено два обязательных условия, при наличии которых граждане, имеющие в соответствии с федеральными законами право на первоочередное предоставление земельных участков, вправе требовать предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства - это постоянное проживание на территории Республики Хакасия и отсутствие в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома).
Иных условий, в том числе нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, названным Законом Республики Хакасия не предусмотрено.
Как указано выше, право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (на платной основе) закреплено в части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, учитывая, что Закон Республики Хакасия "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" не содержит такого условия для предоставления бесплатно в собственность инвалидам земельного участка, как нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, оспариваемый прокурором г. Черногорска подпункт 5 пункта 2.1 в части слов "(при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий)" Положения "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан", утвержденного Постановлением Администрации г. Черногорска от 19.12.2011 г. N 3492-п, противоречат статье 2(1) указанного Закона Республики Хакасия.
По вышеуказанным основаниям не соответствуют статье 2(1) Закона Республики Хакасия "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" и подп. 5 п. 3.3 Положения в части, предусматривающей обязанность предоставления инвалидом в орган учета выписки из решения органа местного самоуправления города Черногорска о принятии заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и справки органа местного самоуправления города Черногорска о том, что заявитель состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выданной не позднее чем за тридцать дней до дня обращения в орган учета с заявлением.
Довод представителя Администрации г. Черногорска о том, что право инвалидов на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства является гарантией обеспечения их жилищных прав, и, следовательно, неразрывно связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, правового значения для настоящего спора не имеет, поскольку в указанном выше Законе Республики Хакасия такое условие предоставления земельных участков инвалидам не названо.
Ссылка представителя Администрации г. Черногорска на ч. 7 ст. 2(1) Закона Республики Хакасия "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", согласно которой порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, устанавливается Правительством Республики Хакасия, а земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления в Республике Хакасия, признана судом необоснованной, поскольку оспариваемые прокурором г. Черногорска положения нормативно-правового акта устанавливают не порядок предоставления земельных участков, а определяют критерии лиц, имеющих право на их получение, то есть тем самым вводят дополнительные, не предусмотренные законодательством Республики Хакасия, ограничения.
В соответствии с частью второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Принимая во внимание, что до вынесения решения суда нормативный правовой акт применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, оспариваемые предписания подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 193 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Заявление удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 5 пункта 2.1 в части слов "(при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий)" и подпункт 5 пункта 3.3 в части слов "- выписку из решения органа местного самоуправления города Черногорска о принятии заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; - справку органа местного самоуправления города Черногорска о том, что заявитель состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выданную не позднее чем за тридцать дней до дня обращения в орган учета с заявлением;" Положения "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан", утвержденного Постановлением Администрации г. Черногорска от 19.12.2011 N 3492-п.
Обязать Администрацию г. Черногорска опубликовать сообщение о данном решении после вступления решения суда в законную силу в первом очередном номере газеты "Черногорск".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Справка: мотивированное решение составлено 06.05.2013 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ЧЕРНОГОРСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 29.04.2013 ПО ДЕЛУ N 2-647/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕРНОГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. по делу N 2-647/2013
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,
с участием прокурора Цицилиной О.А.,
при секретаре Орловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Черногорска к Администрации г. Черногорска о признании недействующими в части подпункта 5 пункта 2.1 и подпункта 5 пункта 3.3 Положения "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан", утвержденного Постановлением Администрации г. Черногорска от 19.12.2011 N 3492-п,
установил:
Прокурор г. Черногорска обратился в суд с указанным выше заявлением, просил признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу и противоречащими ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 2(1) Закона Республики Хакасия от 05.05.2003 г. N 25 "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" отдельные нормы Положения "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан", утвержденного Постановлением Администрации г. Черногорска от 19.12.2011 N 3492-п (далее также "Положение"), а именно:
- - подп. 5 п. 2.1 в части слов "(при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий)";
- - подп. 5 п. 3.3 в части истребования выписки из решения органа местного самоуправления города Черногорска о принятии заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и справки органа местного самоуправления города Черногорска о том, что заявитель состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые нормы Положения противоречат вышеуказанным нормам Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Республики Хакасия от 05.05.2003 г. N 25 "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", поскольку устанавливают дополнительное, не предусмотренное федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия, условие получения инвалидами земельных участков для индивидуального жилищного строительства - нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании прокурор Цицилина О.А. заявленные требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель Администрации г. Черногорска Немцова Ю.М., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативно-правового акта приняты Администрацией г. Черногорска в пределах ее компетенции, поскольку действующим законодательством Республики Хакасия органам местного самоуправления предоставлены полномочия по определению порядка предоставления в собственность бесплатно земельных участков. Кроме того, право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодательством с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категории граждан их права на жилое помещение, следовательно, это право связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Выслушав прокурора, представителя Администрации г. Черногорска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации г. Черногорска от 19.12.2011 г. N 3492-п утверждено Положение "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан" (далее - Положение).
Постановление опубликовано в газете "Черногорск" N 101 от 28.12.2011 г. и действует в редакции Постановлений Администрации г. Черногорска от 24.01.2012 г. N 107-п (опубликовано в газете "Черногорск" N 8 от 03.02.2012 г.), от 12.11.2012 г. N 3745-п (опубликовано в газете "Черногорск" N 89 от 21.11.2012 г.).
Согласно подп. 5 п. 2.1 названного Положения право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно имеют постоянно проживающие на территории муниципального образования город Черногорск и отнесенные к категориям, установленным ст. 2(1) Закона Республики Хакасия от 05.05.2003 N 25 "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", граждане, в том числе инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий).
В соответствии с подп. 5 п. 3.3 Положения для постановки на учет и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно заявители, указанные в подпункте 5 пункта 2.1 настоящего Положения, подают в орган учета заявление (в двух экземплярах) по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Положению, и следующие документы:
Для постановки на учет и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно заявители, указанные в пункте 2.1 настоящего Положения, подают в орган учета заявление (в двух экземплярах) по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Положению, и следующие документы:
- - копию паспорта или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя, а также подтверждающего факт его постоянного проживания на территории муниципального образования город Черногорск;
- - копию документа, удостоверяющего полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной);
- - выписку из решения органа местного самоуправления города Черногорска о принятии заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- - справку органа местного самоуправления города Черногорска о том, что заявитель состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выданную не позднее чем за тридцать дней до дня обращения в орган учета с заявлением;
- - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у заявителя объекты недвижимого имущества, подтверждающую отсутствие в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома);
- - копию справки медико-социальной экспертизы о наличии инвалидности;
- - копии документов, подтверждающих семейные отношения с инвалидом (в случае, если заявление подает инвалид и совместно проживающие с ним члены его семьи);
- - справку с места жительства, подтверждающую совместное проживание инвалида и членов его семьи (в случае, если заявление подает инвалид и совместно проживающие с ним члены его семьи).
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, о чем указал Конституционный Суд РФ в Определении от 25.11.2010 N 1447-О-О.
Предусмотренное названной правовой нормой право заключается в том, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся, что, однако, не исключает возмездность предоставления земельного участка.
Таким образом, ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает обязанности органов местного самоуправления по бесплатному предоставлению инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, устанавливая лишь первоочередное право инвалидов на предоставление таких земельных участков.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и указанных выше Правил предоставление иных документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалидов в улучшении жилищных условий, не предусмотрено.
По общему правилу, установленному п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 18 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Такие льготы установлены Законом Республики Хакасия от 05.05.2003 г. N 25 "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", который в целях реализации норм Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, расположенных на территории Республики Хакасия, из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Хакасия от 8 ноября 2011 года N 88-ЗРХ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия", и регулирует отношения по их предоставлению (ст. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 2(1) названного Закона Республики Хакасия однократно бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности (далее - земельные участки), для индивидуального жилищного строительства гражданам Российской Федерации, указанным в части второй настоящей статьи, постоянно проживающим на территории Республики Хакасия, не имеющим в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома).
Категории граждан, которым предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства, указаны в пунктах 1 - 6 части 2 статьи 2(1) указанного Закона Республики Хакасия, в том числе к таким категориям отнесены граждане, имеющие в соответствии с федеральными законами право на бесплатное, первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков (пункт 1 статьи 2(1).
Законом Республики Хакасия "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" предусмотрено два обязательных условия, при наличии которых граждане, имеющие в соответствии с федеральными законами право на первоочередное предоставление земельных участков, вправе требовать предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства - это постоянное проживание на территории Республики Хакасия и отсутствие в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома).
Иных условий, в том числе нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, названным Законом Республики Хакасия не предусмотрено.
Как указано выше, право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (на платной основе) закреплено в части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, учитывая, что Закон Республики Хакасия "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" не содержит такого условия для предоставления бесплатно в собственность инвалидам земельного участка, как нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, оспариваемый прокурором г. Черногорска подпункт 5 пункта 2.1 в части слов "(при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий)" Положения "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан", утвержденного Постановлением Администрации г. Черногорска от 19.12.2011 г. N 3492-п, противоречат статье 2(1) указанного Закона Республики Хакасия.
По вышеуказанным основаниям не соответствуют статье 2(1) Закона Республики Хакасия "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" и подп. 5 п. 3.3 Положения в части, предусматривающей обязанность предоставления инвалидом в орган учета выписки из решения органа местного самоуправления города Черногорска о принятии заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и справки органа местного самоуправления города Черногорска о том, что заявитель состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выданной не позднее чем за тридцать дней до дня обращения в орган учета с заявлением.
Довод представителя Администрации г. Черногорска о том, что право инвалидов на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства является гарантией обеспечения их жилищных прав, и, следовательно, неразрывно связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, правового значения для настоящего спора не имеет, поскольку в указанном выше Законе Республики Хакасия такое условие предоставления земельных участков инвалидам не названо.
Ссылка представителя Администрации г. Черногорска на ч. 7 ст. 2(1) Закона Республики Хакасия "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", согласно которой порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, устанавливается Правительством Республики Хакасия, а земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления в Республике Хакасия, признана судом необоснованной, поскольку оспариваемые прокурором г. Черногорска положения нормативно-правового акта устанавливают не порядок предоставления земельных участков, а определяют критерии лиц, имеющих право на их получение, то есть тем самым вводят дополнительные, не предусмотренные законодательством Республики Хакасия, ограничения.
В соответствии с частью второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Принимая во внимание, что до вынесения решения суда нормативный правовой акт применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, оспариваемые предписания подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 193 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 5 пункта 2.1 в части слов "(при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий)" и подпункт 5 пункта 3.3 в части слов "- выписку из решения органа местного самоуправления города Черногорска о принятии заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; - справку органа местного самоуправления города Черногорска о том, что заявитель состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выданную не позднее чем за тридцать дней до дня обращения в орган учета с заявлением;" Положения "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан", утвержденного Постановлением Администрации г. Черногорска от 19.12.2011 N 3492-п.
Обязать Администрацию г. Черногорска опубликовать сообщение о данном решении после вступления решения суда в законную силу в первом очередном номере газеты "Черногорск".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Справка: мотивированное решение составлено 06.05.2013 г.
Председательствующий
Д.М.ДМИТРИЕНКО
Д.М.ДМИТРИЕНКО
Судья
Д.М.ДМИТРИЕНКО
Д.М.ДМИТРИЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)