Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5251

Требование: Об оспаривании действий.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель обратился в департамент земельных и имущественных отношений субъекта с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для ведения дачного хозяйства, департамент отказал в удовлетворении заявления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. по делу N 33-5251


Судья Храмцова Л.П.

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кудриной Я.Г., Бизякиной Н.П.
при секретаре К.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. об оспаривании действий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по апелляционной жалобе А. на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 27 марта 2015 года, которым заявление А. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя А. - З., представителя департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - К.И., судебная коллегия

установила:

А. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 4 февраля 2014 года она обратилась в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 300 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для ведения дачного хозяйства. 11 апреля 2014 года УГА администрации г. Владивостока утвердило схему расположения земельного участка, после земельный участок был сформирован и постановлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N. 27 октября 2014 года департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на письма ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю от 11 августа 2014 года вх. N и УГА администрации г. Владивостока от 4 октября 2014 года вх. N. Просит признать незаконным отказ от 27 октября 2014 года за исх. N департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в аренду после вступления решения в законную силу.
В дальнейшем представитель заявителя уточнил требования, просил признать незаконным отказ от 27 октября 2014 года за исх. N департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в аренду в соответствии с положением ст. 34 в старом издательстве ЗК РФ от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что согласно ответу Управления Росреестра по Приморскому краю схема расположения земельного участка накладывается на другой земельный участок. Для обеспечения безопасного функционирования объектов электроэнергетики устанавливается особая зона по пользованию данных земельных участков. В охранных зонах нельзя совершать действия, которые могут повлиять на безопасную работу электросетевого хозяйства. Земельные участки для целей, указанных заявителем, представляются исключительно с торгов.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе А. ставится вопрос об отмене решения в связи с неправильным применением норм права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ (ред. от 28.12.2013) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
В силу п. 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов (п. 8 Правил).
По делу установлено, что распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 9 апреля 2014 года N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью 300 кв. м гр. А., вид разрешенного использования: ведение дачного хозяйства, цель предоставления: ведение дачного хозяйства. В п. 2 распоряжения указано, что схема расположения земельного участка накладывается на земельный участок с кадастровым номером N (л.д. 25).
Письмом департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 27 октября 2014 года N А. отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 300 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для ведения дачного хозяйства, поскольку испрашиваемый земельный участок накладывается на земельный участок с кадастровым номером N, часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах технической зоны от воздушной линии электроснабжения 220 кВ.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нахождение большей части земельного участка непосредственно под линией электропередач приведет к невозможности осуществлять собственником этой линии необходимое обслуживание, а в случае аварии устранять неисправность, не ставя под угрозу безопасность и права третьих лиц, в том числе владельца испрашиваемого земельного участка.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что попадание части земельного участка в охранную зону высоковольтной линии передач не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, а Правила установления охранных зон не содержат запрета на предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства, основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Поскольку А. испрашивается земельный участок для ведения дачного хозяйства, что предполагает право на возведение на этом участке жилого дома (строения), при этом часть земельного участка находится в границах технической зоны воздушной линии электроснабжения, предоставление земельного участка может препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, невозможности осуществлять собственником этой линии необходимое обслуживание.
Заслуживает внимания также то обстоятельство, что действующее законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.
Положениями ст. 80 ЗК РФ предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что А. входит в состав дачного некоммерческого объединения граждан, а спорный земельный участок сформирован из фонда перераспределения земель.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, и выводов суда, не опровергают их и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 27 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)