Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя - представитель общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" - Коган В.Е. (доверенность от 22.11.2013),
от 1- го заинтересованного лица - представителя Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара - Лесняковской А.С. (доверенность N 23-14-01/07/1434 от 18.04.2014),
от 2- го заинтересованного лица - представителя Администрации Кировского района городского округа Самара - Громовой К.Б. (доверенность N 01-6-06/6451 от 27.12.2013),
от третьего лица - представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.04.2014 в помещении суда апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды", Администрации Кировского района городского округа Самара и Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 по делу N А55-24325/2013 (судья Коршикова Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" (ИНН 6312038434, ОГРН 1026300772937), г. Самара,
к 1. Департаменту потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара, г. Самара,
к 2.Администрации Кировского района городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании действий незаконными,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" (далее - заявитель, общество, ООО"ПТР") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, о признании действий Администрации Кировского района г.о. Самары и Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "ПТР" на праве собственности торгового павильона, состоящего из 16 отдельных торговых объектов, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр.Кирова, незаконными и обязать ответчиков немедленно устранить допущенные нарушения путем возврата и приведения торгового павильона в первоначальное состояние.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что оно является собственником торгового павильона, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр.Кирова, возведенных истцом за счет собственных средств; право частной собственности охраняется законом; ответчики в нарушение порядка, установленного Регламентом действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара не направляли обществу предписания об устранении выявленных нарушений и не уведомляли его о предстоящем демонтаже торговых павильонов; действия ответчиков лишили заявителя возможности извлекать прибыль от эксплуатации торгового павильона, явно выходят за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений.
Департамент потребительского рынка и услуг и Администрация Кировского района г. Самары заявленные требования не признали, полагая, что действовали в установленном Регламентом действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара порядке.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 заявление удовлетворено частично (т. 4, л.д. 61-68).
Действия Администрации Кировского района г. Самары и Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "Поволжские торговые ряды" объекта, а именно - листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков, признаны незаконными как не соответствующие требованиям Гражданского кодекса РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Регламента действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара.
На Администрацию Кировского района г. Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", возвратив ему листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков.
В остальной части - в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.02.2014 отменить в части отказа в удовлетворении заявления ООО "ПТР", принять по делу в этой части новый судебный акт (т. 4, л.д. 76-78).
Администрация Кировского района городского округа Самара обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.02.2014 отменить, принять по новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления (т. 4, л.д. 89-97).
Департамент потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.02.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 4, л.д. 130-134).
Представитель общества в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Администрации Кировского района городского округа Самара в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель третьего лица, в судебное заседание не явился, извещен.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзывах на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения этих действий, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий публичные полномочия.
Представленные ООО "ПТР" доказательства: схема расположения торговых объектов, план секции А модуля N 1, план секции А модуля N 2, План секции А модуля N 3, План секции А модуля N 4, План секции В модуля N 1, План секции В модуля N 2, Авансовый отчет N 18 от 06.07.09 с приложениями, Авансовый отчет N 19 от 07.07.09 с приложениями, Авансовый отчет N 24 от 30.07.09 с приложениями, Авансовый отчет N 26 от 06.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 27 от 07.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 28 от 08.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 29 от 10.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 30 от 11.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 31 от 13.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 33 от 20.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 37 от 31.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 39 от 01.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 40 от 03.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 41 от 07.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 42 от 11.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 43 от 16.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 44 от 18.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 45 от 30.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 46 от 02.10.09 с приложениями, Авансовый отчет N 48 от 09.10.09 с приложениями, Авансовый отчет N 49 от 14.10.09 с приложениями, Авансовый отчет N 51 от 20.10.09 с приложениями, Авансовый отчет N 53 от 26.10.09 с приложениями, Авансовый отчет N 60 от 16.12.09 с приложениями, Авансовый отчет N 61 от 17.12.09 с приложениями, Договор подряда от 29.06.09, Приложение N 1 к договору подряда - смета, Расписка от 30.06.09, Расписка от 01.08.09, Расписка о04.09.09, Расписка от 12.10.09, Расписка от 17.12.09, РКО N 81 от 03.07.09. ПКО N 234 от 06.07.09, ПКО N 236 от 07.07.09, РКО N 85 от 07.07.09, РКО N 96 от 30.07.09, ПКО N 272 от 06.08.09, РКО N 100 от 06.08.09, ПКО N 275 от 07.08.09, РКО N 101 от 07.08.09, РКО N 103 от 07.08.09, ПКО N 279 от 10.08.09, РКО N 104 от 10.08.09, ПКО N 281 от 11.08.09, РКО N 106 от 11.08.09, ПКО N 284 от 13.08.09, РКО N 107 от 13.08.09, РКО N 110 от 20.08.09, ПКО N 294 от 20.08.09, ПКО N 300 от 24.08.09, РКО N 112 от 24.08.09, РКО N 132 от 25.09.09, ПКО N 346 от 25.09.09, ПКО N 337 от 18.09.09, РКО N 129 от 18.09.09, ПКО N 330 от 14.09.09, РКО N 127 от 14.09.09, ПКО N 325 от 10.09.09, РКО N 126 от 10.09.09, ПКО N 321 от 07.09.09, РКО N 124 от 07.09.09, РКО N 121 от 02.09.09, ПКО N 315 от 02.09.09, ПКО N 313 от 01.09.09, РКО N 119 от 01.09.09, РКО N 134 от 02.10.09, ПКО N 358 от 05.10.09, ПКО N 361 от 07.10.09, РКО N 138 от 07.10.09, ПКО N 369 от 12.10.09, РКО N 141 от 12.10.09, РКО N 143 от 16.10.09, ПКО N 379 от 19.10.09, РКО N 147 от 20.10.09, ПКО N 381 от 20.10.09, РКО N 149 от 23.10.09, ПКО N 390 от 26.10.09, ПКО N 399 от 02.11.09, ПКО N 408 от 09.11.09, ПКО N 411 от 12.11.09, IIКО N 416 от 16.11.09, ПКО N 425 от 23.11.09, ПКО N 428 от 25.11.09, ПКО N 435 от 30.11.09, ПКО N 445 от 07.12.09, ПКО N 454 от 14.12.09, РКО N 176 от 15.12.09, ПКО N 457 от 16.12.09, РКО N 177 от 16.12.09, ПКО N 459 от 17.12.09 РКО N 178 от 17.12.09, ПКО N 465 от 21.12.09, ПКО N 474 от 28.12.09, ПКО N 480 от 31.12.09, Договоры долгосрочного займа NN 1-36, Бухгалтерский баланс за 2009 год, Отчет о прибылях и убытках за 2009 год, Приказ о проведении инвентаризации N 15 от 21.12.12, Инвентаризационная опись основных средств N 1 от 24.12.12 (т. 1, л.д. 49-178; т. 2, л.д. 1-152) подтверждают факт несения заявителем расходов по возведению торговых павильонов по адресу г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр.Кирова, за счет собственных средств.
Всего в торговом павильоне 16 отдельных торговых объектов, каждый был сдан индивидуальным предпринимателям в аренду, что подтверждено договорами предоставления торгового павильона от 01.07.2013 (т. 2, л.д. 153-160; т. 3, л.д. 1-45).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 22.07.2009 N РД-180 (т. 1, л.д. 19) была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях ул. Ставропольской и пр.Кирова в Кировском районе г. Самары под установку временного павильона ООО "ПТР".
Письмом Администрации Кировского района г. Самары N 09-23/4697 20.10.2009 (т. 1 л.д. 22-24) директору ООО "ПТР" было сообщено о согласовании места размещения временной контейнерной площадки для сбора ТБО от торговых точек по адресу г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр.Кирова.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства оформления правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок под рассматриваемыми торговыми павильонами по адресу г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр.Кирова, что подтверждено отзывом Министерства имущественных отношений Самарской области (т. 3, л.д. 86-90) и приложенными к нему доказательствами, из которых усматривается, что 19.05.2009 ООО "Поволжские торговые ряды" обратилось с заявлением N 12-1/3032/2013 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, в красных линиях ул. Ставропольской/ пр. Кирова в Кировском г. Самары, площадью 146,90 кв. м, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
20.05.2010 Главным управлением организации торгов Самарской области был проведен аукцион, по результатам которого составлен протокол об итогах аукциона, в соответствии с которым аукционной комиссией допущены к аукциону ООО "Поволжские торговые ряды" и ООО "Адмирал".
Несмотря на то, что ООО "Поволжские торговые ряды" было признано комиссией победителем аукциона (т. 3, л.д. 94-101), 25.05.2010 в министерство поступило заявление ООО "Поволжские торговые ряды" об отказе заключить с министерством договор аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0229002:511.
ООО "Поволжские торговые ряды" повторно обратилось в Министерство с заявлением N 12-1/3032/2013 о предоставлении в аренду земельного участка, положенного по адресу: г. Самара, в красных линиях ул. Ставропольской/ пр. Кирова в Кировском районе г. Самары, площадью 146,90 кв. м, под установку именного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
На основании пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74) письмом от 27.11.2013 12-2/3032/2013 министерство отказало ООО "Поволжские торговые ряды" в предоставлении земельного участка площадью 146,90 кв. м, расположенного по адpecy: г. Самара, в красных линиях ул. Ставропольской/ пр. Кирова в Кировском районе г. Самары (т. 3, л.д. 91-93).
Таким образом, рассматриваемый объект является самовольно установленным нестационарным объектом потребительского рынка в смысле, определенном пунктом 1.3 Регламента действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.10.2011 N 1282 (ред. от 04.04.2012). Собственник указанного объекта был достоверно известен Администрации Кировского района г. Самары.
Указанный Регламент определяет порядок действий Администрации городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения нестационарных объектов потребительского рынка, самовольно установленных на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Самара, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.2).
Как указано в заявлении ООО "Поволжские торговые ряды", 29 октября 2013 года был начат демонтаж принадлежащего ему объекта. 05 ноября 2013 года разобранные объекты были вывезены.
Регламентом предусмотрено составление акта о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка (пункт 2.4), направление владельцу объекта предложения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.6), публикация в средствах массовой информации (при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект) обращения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.7) и т.д.
Пункты 2.1, 2.3, 2.4 Регламента определяют, что работу по выявлению незаконно установленных объектов проводит Администрация городского округа Самара через свои территориальные органы, в лице администраций соответствующих районов. Выявление объектов осуществляется должностными лицами администрации соответствующего района городского округа Самара в процессе обследований территории соответствующего района городского округа, проводимых ежедневно в соответствии с их полномочиями.
В день обнаружения объектов должностными лицами составляется акт о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка, схема размещения Объекта, чертеж земельного участка с указанием его площади и делаются фотографии Объекта и направляется в Департамент потребительского рынка и услуг для внесения соответствующей записи в Реестр.
Специалистами администрации Кировского района в процессе обследования территории района городского округа была выявлена торговая деятельность индивидуальных предпринимателей, занимающих торговые павильоны, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Ставропольская, пр. Кирова, четная сторона. Документов, подтверждающих законность занятия земельного участка, специалистам администрации района представлено не было.
По данному факту были составлены акты о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка от 21 декабря 2012 года NN 244-267 (т. 3, л.д. 115-186).
Письмом области от 21 июня 2013 года N 12/7899 Министерство имущественных отношений Самарской сообщило, что по состоянию на 07 июня 2013 года решений о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Самара, вдоль трамвайных путей по ул. Ставропольской, в районе жилых домов по пр. Кирова, 104 и ул. Ставропольской, 196, 198, не принималось, соответствующие договоры не заключались.
Специалистами администрации района 16 октября 2013 арендаторам торговых павильонов, расположенных по вышеуказанному адресу, были вручены уведомления о необходимости предоставить в администрацию района правоустанавливающие документы на занимаемый земельный участок либо устранить нарушения закона путем демонтажа незаконно установленного объекта в срок до 21 октября 2013 года (т. 3, л.д. 113).
29 октября 2013 года Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара, администрация Кировского района г.о. Самара начали демонтаж торговых павильонов. Указанные обстоятельства подтверждаются отзывами Администрации Кировского района, Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара, перепиской администрации с ООО "ПТР" (т. 3, л.д. 53-56).
Так, в письме от 01.11.2013 N 01-6-12/5311 Заместитель Главы г.о. - глава администрация Кировского района В.В. Сафронов прямо указывает на то, что Департаментом потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара "организованы работы по демонтажу самовольно установленных временных объектов".
Как усматривается из материалов дела, допрошенный судом первой инстанции в качестве свидетеля сотрудник Департамента Ильин Д.С. подтвердил то обстоятельство, что в конце октября 2013 года под его руководством были начаты работы по разборке и вывозу рассматриваемых торговых павильонов, в результате чего были разобраны и вывезены листы профнастила, роллставни с козырьком, козырьки торговых павильонов.
Факт разбора и вывоза Департаментом потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара и администрацией Кировского района г.о. Самара отражен также в Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.11.2013 (т. 3, л.д. 79-80), где указано следующее: "29.10.13 г. сотрудник Департамента потребительского рынка и Администрации г.о. Самара Ильин Д.С. с разнорабочим без постановления суда и других юридических документов стал производить демонтаж торгового объекта на пересечении ул. пр. Кирова- Ставропольская, 29.10.13 г. Департамент потребительского рынка и услуг Администрации г.о. Самара в лице Илина Д.С. с сотрудниками Администрации Кировского района г.о. Самара, с сотрудниками полиции обеспечивающими охрану общественного порядка были начаты мероприятия направленные на освобождение самовольно возведенных павильонов".
Кроме того, имеющимся в деле Протоколом осмотра места происшествия от 05.11.2013 (т. 1, л.д. 48), составленным сотрудником УУП ОП N 1 У МВД России по г. Самаре в присутствии понятых, зафиксировано, что на указанную дату торговые павильоны были частично разобраны, листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков демонтированы, погружены в автомобиль Газель и направлены на штрафстоянку Димитрова 1А.
Изложенное согласуется с показаниями свидетелей Туляковой С.В., Бекасова О.П.
Регламентом предусмотрено направление владельцу объекта предложения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.6), публикация в средствах массовой информации (при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект) обращения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.7) и т.д.
Пункт 3.1 Регламента прямо предусматривает, что вывоз самовольно установленных нестационарных Объектов потребительского рынка осуществляется лицом, незаконно его установившим, собственными силами и за счет собственных средств. Принудительный вывоз самовольно установленного Объекта осуществляется на основании решения суда в порядке, определенном действующим законодательством. В рамках административного производства (ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в целях пресечения административного правонарушения Объект может быть изъят уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2).
Судом первой инстанции обоснованно указано на то обстоятельство, что ссылка Департамента и Администрации на пункт 3.3 Регламента не исключает обязанность органов местного самоуправления по соблюдению пунктов 3.1 и 3.2 данного Регламента.
Как установлено выше, лицо, установившее рассматриваемый объект - ООО "ПТР", - было известно Администрации Кировского района.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил возражения Администрации о том, что директору ООО "ПТР" Л.А.Никулиной также была известно о необходимости демонтажа самовольно установленных торговых павильонов, что подтверждается ее письмом от 17 октября 2013 года, адресованным в администрацию района (т. 1, л.д. 25).
Поскольку приведенные пункты Регламента содержат императивные нормы, возлагающие обязанность по вывозу рассматриваемого объекта непосредственно на Общество "ПТР", либо на основании соответствующего решения суда (как предусмотрено пунктом 2.5 Регламента - по иску об освобождении самовольно занятого земельного участка), либо в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Как свидетельствуют материалы дела, доказательств того, что Департамент и Администрация действовали на основании соответствующего решения суда либо имелось соответствующее дело об административном правонарушении, суду не представлено.
Кроме того, установленный Обществу срок для самостоятельного вывоза торговых павильонов - до 21.10.13 г. (за 4 дня), также нельзя признать достаточным, разумным и соответствующим требованиям рассматриваемого регламента. Поскольку, в частности, пункты 2.6 и 2.7 Регламента, определяющие порядок проведения работы по выявлению владельца Объекта, устанавливают, что при невозможности установить лицо, самовольно установившее Объект, Администрацией городского округа Самара в средствах массовой информации публикуется обращение с предложением о добровольном вывозе Объекта в месячный срок со дня опубликования настоящего обращения его владельцем или явиться в администрацию соответствующего района для выяснения правомерности установки Объекта, а также соответствующая информация размещается на Объекте.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что указанный месячный срок (минимально) должен применяться и в случае вывоза объекта самостоятельно лицом, его установившим.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о несоответствии вышеуказанных действий по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "Поволжские торговые ряды" объекта требованиям закона и нарушающими права и законные интересы заявителя на самостоятельный вывоз принадлежащих ему торговых павильонов в определенном Регламентом порядке.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции в указанной части законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
Однако далее суд первой инстанции делает выводы о количестве незаконно вывезенных элементов указанных объектов, а именно: листов профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставен с козырьком, 6 козырьков.
Указанные выводы суда первой инстанции основаны на Протоколе осмотра места происшествия от 05.11.2013 (т. 1, л.д. 48), составленным сотрудником УУП ОП N 1 У МВД России по г. Самаре.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и доводы сторон, пришел к выводу, что выводы суда в указанной части не основаны на достаточных и надлежащих доказательствах.
Протокол осмотра места происшествия от 05.11.2013 (т. 1, л.д. 48), составленный сотрудником УУП ОП N 1 У МВД России по г. Самаре в присутствии понятых, по мнению суда апелляционной инстанции, не может быть надлежащим доказательством факта вывоза элементов указанных объектов, а именно: листов профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставен с козырьком, 6 козырьков именно Департаментом и Администрацией, поскольку их представители при составлении протокола не присутствовали, в протоколе не указано кем производился вывоз указанных элементов, в связи с чем, не имеется оснований однозначно сделать вывод о том, что указанные действия в момент составления протокола производились по указанию Департамента или Администрации.
Учитывая данное обстоятельство, вывод суда первой инстанции о доказанности материалами дела факта демонтажа и вывоза торговых павильонов Департаментом и Администрацией до 05.11.2013 и недоказанности указанных действий после 07.11.2013, основанный на Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.11.2013 (т. 3,л.д.79-80), на расписке Натарова Д.В. (т. 4,л.д.10) и на свидетельских показаниях Ильина Д.С., не может быть служить достаточным основанием для установления факта количества объектов, наименований и количества вывезенных элементов указанных объектов Департаментом и Администрацией.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и доводы сторон, пришел к выводу, что выводы суда в указанной части не основаны на достаточных и надлежащих доказательствах.
При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) муниципальных в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
Суд первой инстанции возложил на Администрацию Кировского района г. Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", возвратив ему листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков.
Учитывая, что материалами дела доказан факт незаконных действий Департамента и Администрации по демонтажу и вывозу объектов, принадлежащих обществу, однако не доказан факт вывоза количества объектов и количества наименований элементов объектов, на Администрацию Кировского района г. Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара следует возложить обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", в результате действий по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов, путем восстановления и приведения демонтированных объектов в первоначальное состояние.
В дальнейшем демонтаж и снос указанных объектов должен быть произведен в соответствии с указанным Регламентом, определяющем порядок действий Администрации городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения нестационарных объектов потребительского рынка, самовольно установленных на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Самара.
В связи с изложенным, по мнению суда апелляционной инстанции, имеются основания, предусмотренные п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изменения решения суда первой инстанции в указанной части.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Расходы по государственной пошлине согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 по делу N А55-24325/2013 изменить в части обязания Администрации Кировского района городского округа Самара и Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара совершить определенные действия по возврату листов профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставен с козырьком, 6 козырьков.
Обязать Администрацию Кировского района городского округа Самара и Департамент потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов.
В остальной части Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 по делу N А55-24325/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2014 ПО ДЕЛУ N А55-24325/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. по делу N А55-24325/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя - представитель общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" - Коган В.Е. (доверенность от 22.11.2013),
от 1- го заинтересованного лица - представителя Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара - Лесняковской А.С. (доверенность N 23-14-01/07/1434 от 18.04.2014),
от 2- го заинтересованного лица - представителя Администрации Кировского района городского округа Самара - Громовой К.Б. (доверенность N 01-6-06/6451 от 27.12.2013),
от третьего лица - представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.04.2014 в помещении суда апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды", Администрации Кировского района городского округа Самара и Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 по делу N А55-24325/2013 (судья Коршикова Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" (ИНН 6312038434, ОГРН 1026300772937), г. Самара,
к 1. Департаменту потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара, г. Самара,
к 2.Администрации Кировского района городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании действий незаконными,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" (далее - заявитель, общество, ООО"ПТР") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, о признании действий Администрации Кировского района г.о. Самары и Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "ПТР" на праве собственности торгового павильона, состоящего из 16 отдельных торговых объектов, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр.Кирова, незаконными и обязать ответчиков немедленно устранить допущенные нарушения путем возврата и приведения торгового павильона в первоначальное состояние.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что оно является собственником торгового павильона, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр.Кирова, возведенных истцом за счет собственных средств; право частной собственности охраняется законом; ответчики в нарушение порядка, установленного Регламентом действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара не направляли обществу предписания об устранении выявленных нарушений и не уведомляли его о предстоящем демонтаже торговых павильонов; действия ответчиков лишили заявителя возможности извлекать прибыль от эксплуатации торгового павильона, явно выходят за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений.
Департамент потребительского рынка и услуг и Администрация Кировского района г. Самары заявленные требования не признали, полагая, что действовали в установленном Регламентом действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара порядке.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 заявление удовлетворено частично (т. 4, л.д. 61-68).
Действия Администрации Кировского района г. Самары и Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "Поволжские торговые ряды" объекта, а именно - листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков, признаны незаконными как не соответствующие требованиям Гражданского кодекса РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Регламента действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара.
На Администрацию Кировского района г. Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", возвратив ему листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков.
В остальной части - в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.02.2014 отменить в части отказа в удовлетворении заявления ООО "ПТР", принять по делу в этой части новый судебный акт (т. 4, л.д. 76-78).
Администрация Кировского района городского округа Самара обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.02.2014 отменить, принять по новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления (т. 4, л.д. 89-97).
Департамент потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.02.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 4, л.д. 130-134).
Представитель общества в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Администрации Кировского района городского округа Самара в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель третьего лица, в судебное заседание не явился, извещен.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзывах на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения этих действий, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий публичные полномочия.
Представленные ООО "ПТР" доказательства: схема расположения торговых объектов, план секции А модуля N 1, план секции А модуля N 2, План секции А модуля N 3, План секции А модуля N 4, План секции В модуля N 1, План секции В модуля N 2, Авансовый отчет N 18 от 06.07.09 с приложениями, Авансовый отчет N 19 от 07.07.09 с приложениями, Авансовый отчет N 24 от 30.07.09 с приложениями, Авансовый отчет N 26 от 06.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 27 от 07.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 28 от 08.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 29 от 10.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 30 от 11.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 31 от 13.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 33 от 20.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 37 от 31.08.09 с приложениями, Авансовый отчет N 39 от 01.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 40 от 03.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 41 от 07.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 42 от 11.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 43 от 16.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 44 от 18.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 45 от 30.09.09 с приложениями, Авансовый отчет N 46 от 02.10.09 с приложениями, Авансовый отчет N 48 от 09.10.09 с приложениями, Авансовый отчет N 49 от 14.10.09 с приложениями, Авансовый отчет N 51 от 20.10.09 с приложениями, Авансовый отчет N 53 от 26.10.09 с приложениями, Авансовый отчет N 60 от 16.12.09 с приложениями, Авансовый отчет N 61 от 17.12.09 с приложениями, Договор подряда от 29.06.09, Приложение N 1 к договору подряда - смета, Расписка от 30.06.09, Расписка от 01.08.09, Расписка о04.09.09, Расписка от 12.10.09, Расписка от 17.12.09, РКО N 81 от 03.07.09. ПКО N 234 от 06.07.09, ПКО N 236 от 07.07.09, РКО N 85 от 07.07.09, РКО N 96 от 30.07.09, ПКО N 272 от 06.08.09, РКО N 100 от 06.08.09, ПКО N 275 от 07.08.09, РКО N 101 от 07.08.09, РКО N 103 от 07.08.09, ПКО N 279 от 10.08.09, РКО N 104 от 10.08.09, ПКО N 281 от 11.08.09, РКО N 106 от 11.08.09, ПКО N 284 от 13.08.09, РКО N 107 от 13.08.09, РКО N 110 от 20.08.09, ПКО N 294 от 20.08.09, ПКО N 300 от 24.08.09, РКО N 112 от 24.08.09, РКО N 132 от 25.09.09, ПКО N 346 от 25.09.09, ПКО N 337 от 18.09.09, РКО N 129 от 18.09.09, ПКО N 330 от 14.09.09, РКО N 127 от 14.09.09, ПКО N 325 от 10.09.09, РКО N 126 от 10.09.09, ПКО N 321 от 07.09.09, РКО N 124 от 07.09.09, РКО N 121 от 02.09.09, ПКО N 315 от 02.09.09, ПКО N 313 от 01.09.09, РКО N 119 от 01.09.09, РКО N 134 от 02.10.09, ПКО N 358 от 05.10.09, ПКО N 361 от 07.10.09, РКО N 138 от 07.10.09, ПКО N 369 от 12.10.09, РКО N 141 от 12.10.09, РКО N 143 от 16.10.09, ПКО N 379 от 19.10.09, РКО N 147 от 20.10.09, ПКО N 381 от 20.10.09, РКО N 149 от 23.10.09, ПКО N 390 от 26.10.09, ПКО N 399 от 02.11.09, ПКО N 408 от 09.11.09, ПКО N 411 от 12.11.09, IIКО N 416 от 16.11.09, ПКО N 425 от 23.11.09, ПКО N 428 от 25.11.09, ПКО N 435 от 30.11.09, ПКО N 445 от 07.12.09, ПКО N 454 от 14.12.09, РКО N 176 от 15.12.09, ПКО N 457 от 16.12.09, РКО N 177 от 16.12.09, ПКО N 459 от 17.12.09 РКО N 178 от 17.12.09, ПКО N 465 от 21.12.09, ПКО N 474 от 28.12.09, ПКО N 480 от 31.12.09, Договоры долгосрочного займа NN 1-36, Бухгалтерский баланс за 2009 год, Отчет о прибылях и убытках за 2009 год, Приказ о проведении инвентаризации N 15 от 21.12.12, Инвентаризационная опись основных средств N 1 от 24.12.12 (т. 1, л.д. 49-178; т. 2, л.д. 1-152) подтверждают факт несения заявителем расходов по возведению торговых павильонов по адресу г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр.Кирова, за счет собственных средств.
Всего в торговом павильоне 16 отдельных торговых объектов, каждый был сдан индивидуальным предпринимателям в аренду, что подтверждено договорами предоставления торгового павильона от 01.07.2013 (т. 2, л.д. 153-160; т. 3, л.д. 1-45).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 22.07.2009 N РД-180 (т. 1, л.д. 19) была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях ул. Ставропольской и пр.Кирова в Кировском районе г. Самары под установку временного павильона ООО "ПТР".
Письмом Администрации Кировского района г. Самары N 09-23/4697 20.10.2009 (т. 1 л.д. 22-24) директору ООО "ПТР" было сообщено о согласовании места размещения временной контейнерной площадки для сбора ТБО от торговых точек по адресу г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр.Кирова.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства оформления правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок под рассматриваемыми торговыми павильонами по адресу г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр.Кирова, что подтверждено отзывом Министерства имущественных отношений Самарской области (т. 3, л.д. 86-90) и приложенными к нему доказательствами, из которых усматривается, что 19.05.2009 ООО "Поволжские торговые ряды" обратилось с заявлением N 12-1/3032/2013 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, в красных линиях ул. Ставропольской/ пр. Кирова в Кировском г. Самары, площадью 146,90 кв. м, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
20.05.2010 Главным управлением организации торгов Самарской области был проведен аукцион, по результатам которого составлен протокол об итогах аукциона, в соответствии с которым аукционной комиссией допущены к аукциону ООО "Поволжские торговые ряды" и ООО "Адмирал".
Несмотря на то, что ООО "Поволжские торговые ряды" было признано комиссией победителем аукциона (т. 3, л.д. 94-101), 25.05.2010 в министерство поступило заявление ООО "Поволжские торговые ряды" об отказе заключить с министерством договор аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0229002:511.
ООО "Поволжские торговые ряды" повторно обратилось в Министерство с заявлением N 12-1/3032/2013 о предоставлении в аренду земельного участка, положенного по адресу: г. Самара, в красных линиях ул. Ставропольской/ пр. Кирова в Кировском районе г. Самары, площадью 146,90 кв. м, под установку именного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
На основании пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74) письмом от 27.11.2013 12-2/3032/2013 министерство отказало ООО "Поволжские торговые ряды" в предоставлении земельного участка площадью 146,90 кв. м, расположенного по адpecy: г. Самара, в красных линиях ул. Ставропольской/ пр. Кирова в Кировском районе г. Самары (т. 3, л.д. 91-93).
Таким образом, рассматриваемый объект является самовольно установленным нестационарным объектом потребительского рынка в смысле, определенном пунктом 1.3 Регламента действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.10.2011 N 1282 (ред. от 04.04.2012). Собственник указанного объекта был достоверно известен Администрации Кировского района г. Самары.
Указанный Регламент определяет порядок действий Администрации городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения нестационарных объектов потребительского рынка, самовольно установленных на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Самара, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.2).
Как указано в заявлении ООО "Поволжские торговые ряды", 29 октября 2013 года был начат демонтаж принадлежащего ему объекта. 05 ноября 2013 года разобранные объекты были вывезены.
Регламентом предусмотрено составление акта о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка (пункт 2.4), направление владельцу объекта предложения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.6), публикация в средствах массовой информации (при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект) обращения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.7) и т.д.
Пункты 2.1, 2.3, 2.4 Регламента определяют, что работу по выявлению незаконно установленных объектов проводит Администрация городского округа Самара через свои территориальные органы, в лице администраций соответствующих районов. Выявление объектов осуществляется должностными лицами администрации соответствующего района городского округа Самара в процессе обследований территории соответствующего района городского округа, проводимых ежедневно в соответствии с их полномочиями.
В день обнаружения объектов должностными лицами составляется акт о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка, схема размещения Объекта, чертеж земельного участка с указанием его площади и делаются фотографии Объекта и направляется в Департамент потребительского рынка и услуг для внесения соответствующей записи в Реестр.
Специалистами администрации Кировского района в процессе обследования территории района городского округа была выявлена торговая деятельность индивидуальных предпринимателей, занимающих торговые павильоны, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Ставропольская, пр. Кирова, четная сторона. Документов, подтверждающих законность занятия земельного участка, специалистам администрации района представлено не было.
По данному факту были составлены акты о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка от 21 декабря 2012 года NN 244-267 (т. 3, л.д. 115-186).
Письмом области от 21 июня 2013 года N 12/7899 Министерство имущественных отношений Самарской сообщило, что по состоянию на 07 июня 2013 года решений о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Самара, вдоль трамвайных путей по ул. Ставропольской, в районе жилых домов по пр. Кирова, 104 и ул. Ставропольской, 196, 198, не принималось, соответствующие договоры не заключались.
Специалистами администрации района 16 октября 2013 арендаторам торговых павильонов, расположенных по вышеуказанному адресу, были вручены уведомления о необходимости предоставить в администрацию района правоустанавливающие документы на занимаемый земельный участок либо устранить нарушения закона путем демонтажа незаконно установленного объекта в срок до 21 октября 2013 года (т. 3, л.д. 113).
29 октября 2013 года Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара, администрация Кировского района г.о. Самара начали демонтаж торговых павильонов. Указанные обстоятельства подтверждаются отзывами Администрации Кировского района, Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара, перепиской администрации с ООО "ПТР" (т. 3, л.д. 53-56).
Так, в письме от 01.11.2013 N 01-6-12/5311 Заместитель Главы г.о. - глава администрация Кировского района В.В. Сафронов прямо указывает на то, что Департаментом потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара "организованы работы по демонтажу самовольно установленных временных объектов".
Как усматривается из материалов дела, допрошенный судом первой инстанции в качестве свидетеля сотрудник Департамента Ильин Д.С. подтвердил то обстоятельство, что в конце октября 2013 года под его руководством были начаты работы по разборке и вывозу рассматриваемых торговых павильонов, в результате чего были разобраны и вывезены листы профнастила, роллставни с козырьком, козырьки торговых павильонов.
Факт разбора и вывоза Департаментом потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара и администрацией Кировского района г.о. Самара отражен также в Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.11.2013 (т. 3, л.д. 79-80), где указано следующее: "29.10.13 г. сотрудник Департамента потребительского рынка и Администрации г.о. Самара Ильин Д.С. с разнорабочим без постановления суда и других юридических документов стал производить демонтаж торгового объекта на пересечении ул. пр. Кирова- Ставропольская, 29.10.13 г. Департамент потребительского рынка и услуг Администрации г.о. Самара в лице Илина Д.С. с сотрудниками Администрации Кировского района г.о. Самара, с сотрудниками полиции обеспечивающими охрану общественного порядка были начаты мероприятия направленные на освобождение самовольно возведенных павильонов".
Кроме того, имеющимся в деле Протоколом осмотра места происшествия от 05.11.2013 (т. 1, л.д. 48), составленным сотрудником УУП ОП N 1 У МВД России по г. Самаре в присутствии понятых, зафиксировано, что на указанную дату торговые павильоны были частично разобраны, листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков демонтированы, погружены в автомобиль Газель и направлены на штрафстоянку Димитрова 1А.
Изложенное согласуется с показаниями свидетелей Туляковой С.В., Бекасова О.П.
Регламентом предусмотрено направление владельцу объекта предложения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.6), публикация в средствах массовой информации (при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект) обращения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.7) и т.д.
Пункт 3.1 Регламента прямо предусматривает, что вывоз самовольно установленных нестационарных Объектов потребительского рынка осуществляется лицом, незаконно его установившим, собственными силами и за счет собственных средств. Принудительный вывоз самовольно установленного Объекта осуществляется на основании решения суда в порядке, определенном действующим законодательством. В рамках административного производства (ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в целях пресечения административного правонарушения Объект может быть изъят уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2).
Судом первой инстанции обоснованно указано на то обстоятельство, что ссылка Департамента и Администрации на пункт 3.3 Регламента не исключает обязанность органов местного самоуправления по соблюдению пунктов 3.1 и 3.2 данного Регламента.
Как установлено выше, лицо, установившее рассматриваемый объект - ООО "ПТР", - было известно Администрации Кировского района.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил возражения Администрации о том, что директору ООО "ПТР" Л.А.Никулиной также была известно о необходимости демонтажа самовольно установленных торговых павильонов, что подтверждается ее письмом от 17 октября 2013 года, адресованным в администрацию района (т. 1, л.д. 25).
Поскольку приведенные пункты Регламента содержат императивные нормы, возлагающие обязанность по вывозу рассматриваемого объекта непосредственно на Общество "ПТР", либо на основании соответствующего решения суда (как предусмотрено пунктом 2.5 Регламента - по иску об освобождении самовольно занятого земельного участка), либо в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Как свидетельствуют материалы дела, доказательств того, что Департамент и Администрация действовали на основании соответствующего решения суда либо имелось соответствующее дело об административном правонарушении, суду не представлено.
Кроме того, установленный Обществу срок для самостоятельного вывоза торговых павильонов - до 21.10.13 г. (за 4 дня), также нельзя признать достаточным, разумным и соответствующим требованиям рассматриваемого регламента. Поскольку, в частности, пункты 2.6 и 2.7 Регламента, определяющие порядок проведения работы по выявлению владельца Объекта, устанавливают, что при невозможности установить лицо, самовольно установившее Объект, Администрацией городского округа Самара в средствах массовой информации публикуется обращение с предложением о добровольном вывозе Объекта в месячный срок со дня опубликования настоящего обращения его владельцем или явиться в администрацию соответствующего района для выяснения правомерности установки Объекта, а также соответствующая информация размещается на Объекте.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что указанный месячный срок (минимально) должен применяться и в случае вывоза объекта самостоятельно лицом, его установившим.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о несоответствии вышеуказанных действий по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "Поволжские торговые ряды" объекта требованиям закона и нарушающими права и законные интересы заявителя на самостоятельный вывоз принадлежащих ему торговых павильонов в определенном Регламентом порядке.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции в указанной части законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
Однако далее суд первой инстанции делает выводы о количестве незаконно вывезенных элементов указанных объектов, а именно: листов профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставен с козырьком, 6 козырьков.
Указанные выводы суда первой инстанции основаны на Протоколе осмотра места происшествия от 05.11.2013 (т. 1, л.д. 48), составленным сотрудником УУП ОП N 1 У МВД России по г. Самаре.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и доводы сторон, пришел к выводу, что выводы суда в указанной части не основаны на достаточных и надлежащих доказательствах.
Протокол осмотра места происшествия от 05.11.2013 (т. 1, л.д. 48), составленный сотрудником УУП ОП N 1 У МВД России по г. Самаре в присутствии понятых, по мнению суда апелляционной инстанции, не может быть надлежащим доказательством факта вывоза элементов указанных объектов, а именно: листов профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставен с козырьком, 6 козырьков именно Департаментом и Администрацией, поскольку их представители при составлении протокола не присутствовали, в протоколе не указано кем производился вывоз указанных элементов, в связи с чем, не имеется оснований однозначно сделать вывод о том, что указанные действия в момент составления протокола производились по указанию Департамента или Администрации.
Учитывая данное обстоятельство, вывод суда первой инстанции о доказанности материалами дела факта демонтажа и вывоза торговых павильонов Департаментом и Администрацией до 05.11.2013 и недоказанности указанных действий после 07.11.2013, основанный на Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.11.2013 (т. 3,л.д.79-80), на расписке Натарова Д.В. (т. 4,л.д.10) и на свидетельских показаниях Ильина Д.С., не может быть служить достаточным основанием для установления факта количества объектов, наименований и количества вывезенных элементов указанных объектов Департаментом и Администрацией.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и доводы сторон, пришел к выводу, что выводы суда в указанной части не основаны на достаточных и надлежащих доказательствах.
При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) муниципальных в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
Суд первой инстанции возложил на Администрацию Кировского района г. Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", возвратив ему листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков.
Учитывая, что материалами дела доказан факт незаконных действий Департамента и Администрации по демонтажу и вывозу объектов, принадлежащих обществу, однако не доказан факт вывоза количества объектов и количества наименований элементов объектов, на Администрацию Кировского района г. Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара следует возложить обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", в результате действий по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов, путем восстановления и приведения демонтированных объектов в первоначальное состояние.
В дальнейшем демонтаж и снос указанных объектов должен быть произведен в соответствии с указанным Регламентом, определяющем порядок действий Администрации городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения нестационарных объектов потребительского рынка, самовольно установленных на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Самара.
В связи с изложенным, по мнению суда апелляционной инстанции, имеются основания, предусмотренные п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изменения решения суда первой инстанции в указанной части.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Расходы по государственной пошлине согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 по делу N А55-24325/2013 изменить в части обязания Администрации Кировского района городского округа Самара и Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара совершить определенные действия по возврату листов профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставен с козырьком, 6 козырьков.
Обязать Администрацию Кировского района городского округа Самара и Департамент потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов.
В остальной части Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 по делу N А55-24325/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)