Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Прайс Хаус ТВ"с" Тумбаева С.И. (директор),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 (суд первой инстанции - Габескирия М.Н.),
установил:
Тетеркина Елена Владимировна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, далее - Управление Росреестра по Иркутской области) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области от 05.03.2014 N 1.2; об обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, с кадастровым номером 38:36:000021:2303, площадью 9043 кв. м, в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете от 30.12.2013 N 521/13.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Общество с ограниченной ответственностью "Прайс Хаус ТВ с" (ОГРН 1043801062359, ИНН3808113339, далее - общество), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, далее - кадастровая палата), Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 заявленные требования удовлетворены.
Решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 05.03.2014 года N 1,2 признано незаконным, как не соответствующее ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.19. Федерального Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Суд обязал Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, с кадастровым номером 38:36:000021:23203, площадью 9043 кв. м, в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете от 30.12.2013 года N 521/13.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Заявитель жалобы полагает, что решение Комиссии от 05.03.2014 N 1.2 было вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ и ст. 24.19, 24.21 Закона об оценочной деятельности.
Судом не было учтено, что 27.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кад. N 38:36:000021:23203 была определена Филиалом в соответствии с п. 2.4 Методических указаний, с применением результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", и установлена Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 27.01.2014 в размере 127 819 820,81 руб. (УПКС - 14 134,67 руб. /кв. м).
На момент обращения в Управление представителя Тетеркиной Е.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кад. N 38:36:000021:23203 (13.02.2014 г.) кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена Филиалом 27.01.2014 г. в соответствии с п. 2.4 Методических указаний, а не в соответствии с п. 2.1.17 Методических указаний.
С учетом положений ч. 2 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности заявитель жалобы полагает, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кад. N 38:36:000021:23203 должен был быть составлен по состоянию на 27.01.2014, тогда как рыночная стоимость указанного земельного участка согласно отчету ООО "Прайс Хаус ТВ'с" N 521/13 от 30.12.2013 определена в размере 68 040 000 руб. по состоянию на 01.01.2012.
Заявитель жалобы указывает на неприменимость к настоящему делу правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, которой руководствовался суд первой инстанции, поскольку в указанном постановлении рассмотрена ситуация по земельному участку, оспариваемая кадастровая стоимость которого была определена в соответствии с п. 2.1.17 Методических указаний, тогда как в настоящем деле по земельному участку с кад. N 38:36:000021:23203 оспариваемая кадастровая стоимость была определена Филиалом в соответствии с п. 2.4 Методических указаний и утверждена Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 27.01.2014, а оспариваемое решение Комиссии принято на основании п. 2.4 Методических указаний.
Не согласен заявитель жалобы и с выводом суда первой инстанции о том, что Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Судом в данном случае не учтены положения ст. 24.21 Закона об оценочной деятельности.
Таким образом, по мнению апеллянта, датой установления кадастровой стоимости в отношении вышеназванного земельного участка является дата утверждения акта определения кадастровой стоимости - 27.01.2014.
Приведенная в жалобе позиция Управления по данному вопросу основана, в том числе, на соответствующей позиции Росреестра и Минэкономразвития России (письма Росреестра N 15-0039/12 от 14.05.2012, от 22.10.2013 N 15- исх/09733-НФ/13, от 21.10.2013 N 15-00876/13, письмо Минэкономразвития России от 01.11.2013 N 03-Д06-6141).
Определением суда апелляционной инстанции от 1 сентября 2014 года судебное разбирательство по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области отложено на 09 часов 00 минут 29 сентября 2014 года в связи с тем, что Правительством Иркутской области, как лицом, не участвовавшим в деле, о правах и обязанностях которого принят судебный акт, также была подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014, однако, на момент проведения судебного заседания 01.09.2014 в суд апелляционной инстанции апелляционная жалоба Правительства Иркутской области не поступила.
После отложения судебного разбирательства в суд апелляционной инстанции поступила апелляционная жалоба Правительства Иркутской области, которая была подана 04.07.2014, что подтверждается соответствующей почтовой квитанцией. Поскольку последним днем подачи жалобы на обжалуемый судебный акт с учетом правил исчисления процессуальных сроков является 07.07.2014 (следующий за выходными рабочий день), апелляционный суд пришел к выводу о том, что жалоба подана в установленный законом срок с соблюдением требований, установленных статьей 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 9 сентября 2014 года апелляционная жалоба Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 принята к производству, назначено совместное рассмотрение на 09 часов 00 минут 29 сентября 2014 года.
В отзыве на апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Тетеркина Е.В. с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилась.
Кроме того, в возражениях на апелляционную жалобу Правительства Иркутской области Тетеркина Е.В. указала, что апелляционная жалоба заявлена лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта, а также подана по истечении срока на апелляционное обжалование и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Прайс Хаус ТВ'с" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.08.2014, 02.09.2014, 10.09.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Администрация города Иркутска, Правительство Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывы на жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения представителя ООО "Прайс Хаус ТВ"с", проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.05.2013 серии 38 АЕ N 082524 Тетеркиной Елене Владимировне принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 9043 кв. м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:26:000021:23203, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, для эксплуатации автозаправочной станции. Согласно данным кадастрового паспорта (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 22.02.2013 N 3800/601/13-47475 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:23203, площадью 9043 кв. м составляет 91 518 144 руб. 19 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 10120 руб. 33 коп. за 1 кв. м.
В поступившем 13.02.2014 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявлении индивидуальный предприниматель Тетеркина Е.В. заявила о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 38:36:000021:23203, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, принадлежащего Тетеркиной Елене Владимировне на праве собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.05.2013 года, свидетельства о государственной регистрации права серия 38-АЕ N 082524, ссылаясь на установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К указанному заявлению приложены в том числе: кадастровый паспорт земельного участка от 22.02.2013 N 3800/601/13-47475, Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 30.12.2013 N 521/13, положительное заключение о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности N 36/02/014 от 10.02.2014 года.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области решением от 05.03.2014 N 1.2 отклонила заявление индивидуального предпринимателя Тетеркиной Е.В. об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке, в связи с тем, что:
- - Отличие рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной в Отчете об оценке, от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере 127 819 820 руб. 81 коп. по состоянию на 27.01.2014, отраженной в Акте определения кадастровой стоимости от 27.01.2014 составляет более 30%, а именно: 47 процентов;
- - Оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в следующем;
- - Отчет N 521/13 от 30.12.2013 подготовлен ООО "Прайс Хаус ТВ"с" по состоянию на 01.01.2012. Между тем, 27.01.2014 филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Иркутской области определена кадастровая стоимость в соответствии с п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, с применением результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области";
- - в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценке в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, следовательно, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:23203 должен быть составлен по состоянию на 27.01.2014 года;
- - Положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14.02.2012 N П/58 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
В обоснование требования о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 05.04.2014 N 1.2 Тетеркина Е.В. ссылается на то, что при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, если несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушаются права лица.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1); в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (часть 2); для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости) с приложением необходимых документов, в том числе отчета в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (части 7, 11); основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (часть 8); в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (часть 18).
При этом статьей 12 Закона об оценочной деятельности определено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с пунктом 20, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Судом установлено, что Тетеркиной Е.В. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области представлен Отчет N 521/13 от 30.12.2013 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 9043 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск", согласно которому рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 9043 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, по состоянию на 01 января 2012 г. составляет (округленно) 68 040 000 руб.
Кроме того, заявителем в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области представлено положительное экспертное заключение N 36/02/2014 от 10.02.2014 на Отчет N 521/13 от 30.12.2013 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 9043 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск", в соответствии с которым Отчет N 521/13 от 30.12.2013 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 9043 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск", соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности НП "Сибирь".
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что к заявлению об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:23203 Тетеркиной Е.В. приложены все необходимые документы, указанные в ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом пункта 20 утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания).
Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела.
Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
Названная правовая позиция сформирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года.
Пунктом 2.4. Методических указаний предусмотрено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Доводы Управления о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, апелляционным судом отклоняются как несостоятельные, поскольку Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, определенные по состоянию именно на 01.01.2012, следовательно, датой установления кадастровой стоимости следует считать не 27.01.2014, а 01.01.2012.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что заявителем в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области представлены все, предусмотренные ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" документы.
Таким образом, нельзя признать соответствующим ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 05.03.2014 N 1.2.
В силу правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 11.02.2014 N 13839/13, рассмотрение арбитражным судом заявлений об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При проверке представленного Отчета N 521/13 от 30.12.2013 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 9043 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск", судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания его недостоверным.
Так, в качестве объектов-аналогов были выбраны земельные участки для размещения коммерческих объектов с видом разрешенного использования объекта оценки - 5, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, сопоставимые с назначением объекта оценки.
Из отчета не следует, что объекты-аналоги соответствуют иным, нежели 5, видам разрешенного использования. Цены и площади объектов-аналогов определены (т. 1 л.д. 54, 65), что позволяет достоверно установить стоимость 1 кв. м.
Также апелляционный суд не усматривает иных различий в характеристиках объекта оценки и объектов-аналогов, влияющих на достоверность отчета.
Следовательно, использование коэффициента корректировки объектов-аналогов, равного 1, не противоречит положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и установленным правилам и стандартам оценки.
С учетом изложенного, принимая во внимание выводы положительного экспертного заключения N 36/02/2014 от 10.02.2014 на Отчет N 521/13 от 30.12.2013, апелляционный суд считает, что Отчет N 521/13 от 30.12.2013 соответствует принципам обоснованности, однозначности, достаточности и проверяемости и признает его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции на законных и обоснованных основаниях удовлетворены заявленные Тетеркиной Еленой Владимировной требования о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области от 05.03.2014 N 1.2, обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, с кадастровым номером 38:36:000021:2303, площадью 9043 кв. м, в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете от 30.12.2013 N 521/13.
Ссылки на письма Росреестра N 15-0039/12 от 14.05.2012, от 22.10.2013 N 15- исх/09733-НФ/13, от 21.10.2013 N 15-00876/13, письмо Минэкономразвития России от 01.11.2013 N 03-Д06-6141 апелляционным судом отклоняются как неправомерные, поскольку приведенные письма отражают позицию соответствующих федеральных органов исполнительной власти, не являясь при этом нормативными правовыми актами, на основании которых арбитражные суды в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривают дела.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Относительно апелляционной жалобы Правительства Иркутской области суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ.
После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя.
Судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если данным судебным актом непосредственно затрагиваются его права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации его субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Требования истца о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области от 05.03.2014 N 1.2; об обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, с кадастровым номером 38:36:000021:2303, площадью 9043 кв. м, в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете от 30.12.2013 N 521/13, непосредственно не связаны с конкретными правами и обязанностями Правительства Иркутской области. Из содержания обжалуемого судебного акта не усматривается, что судом принято решение о правах и обязанностях Правительства Иркутской области, в тексте оспариваемого решения какие либо выводы в отношении него отсутствуют, никаких обязанностей на него не возложено.
Доказательств нарушения прав и законных интересов Правительства Иркутской области тем обстоятельством, что решение суда первой инстанции ведет к уменьшению размера земельного налога, уплачиваемого налогоплательщиком, и следовательно, уменьшению налоговых доходов консолидированного бюджета, в материалы дела не представлено.
Изложенное позволяет сделать вывод, что апелляционная жалоба Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 года подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта.
В силу абзаца 3 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для рассмотрения апелляционной жалобы Правительства Иркутской области по существу, в связи с чем производство по апелляционной жалобе Правительства Иркутской области как лица, не привлеченного к участию в деле, подлежит прекращению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 150, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Производство по апелляционной жалобе Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 года прекратить.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2014 ПО ДЕЛУ N А19-5127/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2014 г. по делу N А19-5127/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Прайс Хаус ТВ"с" Тумбаева С.И. (директор),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 (суд первой инстанции - Габескирия М.Н.),
установил:
Тетеркина Елена Владимировна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, далее - Управление Росреестра по Иркутской области) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области от 05.03.2014 N 1.2; об обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, с кадастровым номером 38:36:000021:2303, площадью 9043 кв. м, в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете от 30.12.2013 N 521/13.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Общество с ограниченной ответственностью "Прайс Хаус ТВ с" (ОГРН 1043801062359, ИНН3808113339, далее - общество), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, далее - кадастровая палата), Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 заявленные требования удовлетворены.
Решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 05.03.2014 года N 1,2 признано незаконным, как не соответствующее ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.19. Федерального Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Суд обязал Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, с кадастровым номером 38:36:000021:23203, площадью 9043 кв. м, в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете от 30.12.2013 года N 521/13.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Заявитель жалобы полагает, что решение Комиссии от 05.03.2014 N 1.2 было вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ и ст. 24.19, 24.21 Закона об оценочной деятельности.
Судом не было учтено, что 27.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кад. N 38:36:000021:23203 была определена Филиалом в соответствии с п. 2.4 Методических указаний, с применением результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", и установлена Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 27.01.2014 в размере 127 819 820,81 руб. (УПКС - 14 134,67 руб. /кв. м).
На момент обращения в Управление представителя Тетеркиной Е.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кад. N 38:36:000021:23203 (13.02.2014 г.) кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена Филиалом 27.01.2014 г. в соответствии с п. 2.4 Методических указаний, а не в соответствии с п. 2.1.17 Методических указаний.
С учетом положений ч. 2 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности заявитель жалобы полагает, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кад. N 38:36:000021:23203 должен был быть составлен по состоянию на 27.01.2014, тогда как рыночная стоимость указанного земельного участка согласно отчету ООО "Прайс Хаус ТВ'с" N 521/13 от 30.12.2013 определена в размере 68 040 000 руб. по состоянию на 01.01.2012.
Заявитель жалобы указывает на неприменимость к настоящему делу правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, которой руководствовался суд первой инстанции, поскольку в указанном постановлении рассмотрена ситуация по земельному участку, оспариваемая кадастровая стоимость которого была определена в соответствии с п. 2.1.17 Методических указаний, тогда как в настоящем деле по земельному участку с кад. N 38:36:000021:23203 оспариваемая кадастровая стоимость была определена Филиалом в соответствии с п. 2.4 Методических указаний и утверждена Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 27.01.2014, а оспариваемое решение Комиссии принято на основании п. 2.4 Методических указаний.
Не согласен заявитель жалобы и с выводом суда первой инстанции о том, что Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Судом в данном случае не учтены положения ст. 24.21 Закона об оценочной деятельности.
Таким образом, по мнению апеллянта, датой установления кадастровой стоимости в отношении вышеназванного земельного участка является дата утверждения акта определения кадастровой стоимости - 27.01.2014.
Приведенная в жалобе позиция Управления по данному вопросу основана, в том числе, на соответствующей позиции Росреестра и Минэкономразвития России (письма Росреестра N 15-0039/12 от 14.05.2012, от 22.10.2013 N 15- исх/09733-НФ/13, от 21.10.2013 N 15-00876/13, письмо Минэкономразвития России от 01.11.2013 N 03-Д06-6141).
Определением суда апелляционной инстанции от 1 сентября 2014 года судебное разбирательство по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области отложено на 09 часов 00 минут 29 сентября 2014 года в связи с тем, что Правительством Иркутской области, как лицом, не участвовавшим в деле, о правах и обязанностях которого принят судебный акт, также была подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014, однако, на момент проведения судебного заседания 01.09.2014 в суд апелляционной инстанции апелляционная жалоба Правительства Иркутской области не поступила.
После отложения судебного разбирательства в суд апелляционной инстанции поступила апелляционная жалоба Правительства Иркутской области, которая была подана 04.07.2014, что подтверждается соответствующей почтовой квитанцией. Поскольку последним днем подачи жалобы на обжалуемый судебный акт с учетом правил исчисления процессуальных сроков является 07.07.2014 (следующий за выходными рабочий день), апелляционный суд пришел к выводу о том, что жалоба подана в установленный законом срок с соблюдением требований, установленных статьей 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 9 сентября 2014 года апелляционная жалоба Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 принята к производству, назначено совместное рассмотрение на 09 часов 00 минут 29 сентября 2014 года.
В отзыве на апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Тетеркина Е.В. с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилась.
Кроме того, в возражениях на апелляционную жалобу Правительства Иркутской области Тетеркина Е.В. указала, что апелляционная жалоба заявлена лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта, а также подана по истечении срока на апелляционное обжалование и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Прайс Хаус ТВ'с" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.08.2014, 02.09.2014, 10.09.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Администрация города Иркутска, Правительство Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывы на жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения представителя ООО "Прайс Хаус ТВ"с", проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.05.2013 серии 38 АЕ N 082524 Тетеркиной Елене Владимировне принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 9043 кв. м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:26:000021:23203, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, для эксплуатации автозаправочной станции. Согласно данным кадастрового паспорта (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 22.02.2013 N 3800/601/13-47475 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:23203, площадью 9043 кв. м составляет 91 518 144 руб. 19 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 10120 руб. 33 коп. за 1 кв. м.
В поступившем 13.02.2014 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявлении индивидуальный предприниматель Тетеркина Е.В. заявила о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 38:36:000021:23203, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, принадлежащего Тетеркиной Елене Владимировне на праве собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.05.2013 года, свидетельства о государственной регистрации права серия 38-АЕ N 082524, ссылаясь на установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К указанному заявлению приложены в том числе: кадастровый паспорт земельного участка от 22.02.2013 N 3800/601/13-47475, Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 30.12.2013 N 521/13, положительное заключение о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности N 36/02/014 от 10.02.2014 года.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области решением от 05.03.2014 N 1.2 отклонила заявление индивидуального предпринимателя Тетеркиной Е.В. об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке, в связи с тем, что:
- - Отличие рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной в Отчете об оценке, от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере 127 819 820 руб. 81 коп. по состоянию на 27.01.2014, отраженной в Акте определения кадастровой стоимости от 27.01.2014 составляет более 30%, а именно: 47 процентов;
- - Оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в следующем;
- - Отчет N 521/13 от 30.12.2013 подготовлен ООО "Прайс Хаус ТВ"с" по состоянию на 01.01.2012. Между тем, 27.01.2014 филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Иркутской области определена кадастровая стоимость в соответствии с п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, с применением результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области";
- - в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценке в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, следовательно, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:23203 должен быть составлен по состоянию на 27.01.2014 года;
- - Положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14.02.2012 N П/58 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
В обоснование требования о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 05.04.2014 N 1.2 Тетеркина Е.В. ссылается на то, что при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, если несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушаются права лица.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1); в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (часть 2); для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости) с приложением необходимых документов, в том числе отчета в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (части 7, 11); основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (часть 8); в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (часть 18).
При этом статьей 12 Закона об оценочной деятельности определено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с пунктом 20, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Судом установлено, что Тетеркиной Е.В. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области представлен Отчет N 521/13 от 30.12.2013 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 9043 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск", согласно которому рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 9043 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, по состоянию на 01 января 2012 г. составляет (округленно) 68 040 000 руб.
Кроме того, заявителем в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области представлено положительное экспертное заключение N 36/02/2014 от 10.02.2014 на Отчет N 521/13 от 30.12.2013 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 9043 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск", в соответствии с которым Отчет N 521/13 от 30.12.2013 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 9043 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск", соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности НП "Сибирь".
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что к заявлению об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:23203 Тетеркиной Е.В. приложены все необходимые документы, указанные в ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом пункта 20 утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания).
Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела.
Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
Названная правовая позиция сформирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года.
Пунктом 2.4. Методических указаний предусмотрено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Доводы Управления о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, апелляционным судом отклоняются как несостоятельные, поскольку Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, определенные по состоянию именно на 01.01.2012, следовательно, датой установления кадастровой стоимости следует считать не 27.01.2014, а 01.01.2012.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что заявителем в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области представлены все, предусмотренные ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" документы.
Таким образом, нельзя признать соответствующим ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 05.03.2014 N 1.2.
В силу правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 11.02.2014 N 13839/13, рассмотрение арбитражным судом заявлений об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При проверке представленного Отчета N 521/13 от 30.12.2013 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 9043 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск", судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания его недостоверным.
Так, в качестве объектов-аналогов были выбраны земельные участки для размещения коммерческих объектов с видом разрешенного использования объекта оценки - 5, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, сопоставимые с назначением объекта оценки.
Из отчета не следует, что объекты-аналоги соответствуют иным, нежели 5, видам разрешенного использования. Цены и площади объектов-аналогов определены (т. 1 л.д. 54, 65), что позволяет достоверно установить стоимость 1 кв. м.
Также апелляционный суд не усматривает иных различий в характеристиках объекта оценки и объектов-аналогов, влияющих на достоверность отчета.
Следовательно, использование коэффициента корректировки объектов-аналогов, равного 1, не противоречит положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и установленным правилам и стандартам оценки.
С учетом изложенного, принимая во внимание выводы положительного экспертного заключения N 36/02/2014 от 10.02.2014 на Отчет N 521/13 от 30.12.2013, апелляционный суд считает, что Отчет N 521/13 от 30.12.2013 соответствует принципам обоснованности, однозначности, достаточности и проверяемости и признает его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции на законных и обоснованных основаниях удовлетворены заявленные Тетеркиной Еленой Владимировной требования о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области от 05.03.2014 N 1.2, обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, с кадастровым номером 38:36:000021:2303, площадью 9043 кв. м, в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете от 30.12.2013 N 521/13.
Ссылки на письма Росреестра N 15-0039/12 от 14.05.2012, от 22.10.2013 N 15- исх/09733-НФ/13, от 21.10.2013 N 15-00876/13, письмо Минэкономразвития России от 01.11.2013 N 03-Д06-6141 апелляционным судом отклоняются как неправомерные, поскольку приведенные письма отражают позицию соответствующих федеральных органов исполнительной власти, не являясь при этом нормативными правовыми актами, на основании которых арбитражные суды в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривают дела.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Относительно апелляционной жалобы Правительства Иркутской области суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ.
После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя.
Судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если данным судебным актом непосредственно затрагиваются его права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации его субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Требования истца о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области от 05.03.2014 N 1.2; об обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, с кадастровым номером 38:36:000021:2303, площадью 9043 кв. м, в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете от 30.12.2013 N 521/13, непосредственно не связаны с конкретными правами и обязанностями Правительства Иркутской области. Из содержания обжалуемого судебного акта не усматривается, что судом принято решение о правах и обязанностях Правительства Иркутской области, в тексте оспариваемого решения какие либо выводы в отношении него отсутствуют, никаких обязанностей на него не возложено.
Доказательств нарушения прав и законных интересов Правительства Иркутской области тем обстоятельством, что решение суда первой инстанции ведет к уменьшению размера земельного налога, уплачиваемого налогоплательщиком, и следовательно, уменьшению налоговых доходов консолидированного бюджета, в материалы дела не представлено.
Изложенное позволяет сделать вывод, что апелляционная жалоба Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 года подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта.
В силу абзаца 3 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для рассмотрения апелляционной жалобы Правительства Иркутской области по существу, в связи с чем производство по апелляционной жалобе Правительства Иркутской области как лица, не привлеченного к участию в деле, подлежит прекращению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 150, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Производство по апелляционной жалобе Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 года прекратить.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)