Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 14.04.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Толпыгиной Н.Г., при участии от истца - индивидуального предпринимателя Вязьмовой Майи Эдуардовны - Вязьмовой М.Э. (выписка из ЕГРИП от 13.09.2012) и Шогина В.А. (доверенность от 19.08.2013), от ответчика - правительства Тульской области - Чехлатовой О.Л. (доверенность от 15.01.2014), в отсутствие представителей третьих лиц - администрации г. Тулы и ИП Русакова А.А., извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2013 по делу N А68-7336/2013 (судья Косоухова С.В.),
установил:
следующее.
Индивидуальный предприниматель Вязьмова Майя Эдуардовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к правительству Тульской области (далее - правительство) о признании незаконным распоряжения от 07.08.2013 N 773-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Вязьмовой М.Э. в размещении объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли) по ул. Октябрьской в Зареченском районе города Тулы".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Тулы и ИП Русаков А.А.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, правительство Тульской области подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, опровергая изложенные в ней доводы, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 07.14.2014.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок площадью 56 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7, использовался индивидуальными предпринимателями Вязьмовой М.Э. и Русаковым А.А. на основании соглашения от 01.09.2006 о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 23.05.1997 N 1190.
ИП Вязьмова М.Э. и ИП Рубцов А.А. обратились с заявлением от 01.07.2009 на имя губернатора Тульской области о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7а в Зареченском районе в связи с реконструкцией существующего здания (увеличение площади застройки до 120,4 кв. м).
Письмом от 02.09.2009 департамент имущественных и земельных отношений Тульской области сообщил предпринимателям, что в администрацию города Тулы направлено обращение об обеспечении выбора земельного участка для строительства здания магазина.
Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы письмом от 14.09.2009 сообщило ИП Вязьмовой М.Э. и ИП Русакову А.А. о том, что приступило к работам по выбору земельного участка для строительства магазина по ул. Октябрьской, 7-а в Зареченском районе г. Тулы.
Предпринимателями были получены согласования с департаментом социального развития Тульской области от 25.02.2009, с управлением Роспотребнадзора по Тульской области от 19.06.2009, заключение государственного учреждения культуры Тульской области "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" от 21.01.2009, экспертное заключение Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" от 08.06.2009.
ИП Вязьмова М.Э. и ИП Русаков А.А. 19.11.2009 обратились в администрацию города Тулы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 7, участок 1.
Постановлением администрации города Тулы от 22.06.2010 N 2032 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы для предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли)" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, площадью 131 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Октябрьской для строительства предприятия розничной торговли; определен вид разрешенного использования земельного участка на период строительства; управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы поручено в установленном порядке передать в администрацию Тульской области акт о выборе земельного участка и схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства или об отказе в его размещении.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 06.12.2011 N 35-01-14/10220 запросило дополнительные документы и сообщило о невозможности рассмотреть вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта в их отсутствие.
В связи с этим 12.03.2012 заявителем были представлены необходимые документы, однако решения о предварительном согласовании места размещения объекта принято не было.
На заседании градостроительно-земельного совета Тульской области 27.06.2012 было решено отказать ИП Вязьмовой М.Э. в предварительном согласовании места размещения предприятия розничной торговли по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы в связи с нарушением процедуры предварительного согласования; администрации города Тулы рекомендовано отменить постановление от 22.06.2010 N 2032.
Администрация города Тулы исполнила решение совета, приняв 25.09.2012 постановление N 2742 "О признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации города Тулы и постановлений администрации города Тулы", в том числе о признании утратившим силу постановления администрации города Тулы от 22.06.2010 N 2032 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы для предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли)".
ИП Вязьмова М.Э. обжаловала данное постановление в Арбитражный суд Тульской области, решением которого от 25.12.2012 по делу N А68-9037/12 постановление администрации N 2742 признано незаконным, как не соответствующее статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, решением Арбитражного суда Тульской области от 30.04.2013 бездействие правительства Тульской области по непринятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта признано незаконным. Суд обязал правительство Тульской области рассмотреть заявление ИП Вязьмовой М.Э. от 01.07.2009 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7 или об отказе в размещении объекта.
Правительством Тульской области 07.08.2013 вынесено распоряжение N 773-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Вязьмовой М.Э. в размещении объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли) по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы".
Не согласившись с вынесенным распоряжением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, во-первых, наличие утвержденной схемы расположения земельного участка и подготовленного акта о выборе земельного участка являются достаточными документами для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, во-вторых, учитывая, что процедура предоставления земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу постановления правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", оно в данном случае не применимо.
Апелляционная инстанция не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Как установлено апелляционным судом, в испрашиваемый предпринимателем земельный участок входит земельный участок площадью 56 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7, который использовался индивидуальными предпринимателями Вязьмовой М.Э. и Русаковым А.А. на основании соглашения от 01.09.2006 о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 23.05.1997 N 1190. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет как земельный участок, находящийся в государственной собственности, ему присвоен кадастровый номер 71:30:010229:14, который внесен в государственный кадастр недвижимости 27.10.2006. С момента постановки на кадастровый учет площадь земельного участка и его кадастровый номер не менялись, с кадастрового учета земельный участок не снимался.
Из изложенного следует, что часть испрашиваемого предпринимателем земельного участка уже сформирована и поставлена на государственный кадастровый учет.
В силу же статей 11.2, 11.4, 11.5, 11.6 и 11.7 ЗК РФ образование из сформированного земельного участка иных земельных участков возможно только путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельного участка, но не путем формирования нового земельного участка.
Поскольку в испрашиваемый предпринимателем земельный участок вошел сформированный земельный участок площадью 56 кв. м, правительство по праву отказало предпринимателю в предварительном согласовании места размещения объекта на этом участке.
Довод предпринимателя со ссылкой на пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ не может быть принят во внимание.
Действительно, согласно пояснительной записке к схеме расположения земельного участка предоставление спроектированного земельного участка возможно только при условии: прекращения договора от 23.05.1997 N 1190 аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:010229:14, расформированием данного земельного участка и снятием его с кадастрового учета.
В то же время кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости), либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, или дополнительных характеристик об объекте недвижимости в объеме, установленном статьей 16 Федерального закона N 221-ФЗ.
При этом орган кадастрового учета снимает с учета земельные участки только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (преобразуемым является объект недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости) и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Федерального закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, а именно:
- - по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ;
- - на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Иных оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков Федеральным законом N 221-ФЗ не предусмотрено.
Снятие с кадастрового учета земельного участка является кадастровой процедурой, осуществляемой в связи с прекращением существования земельного участка. Снятие с учета земельного участка осуществляется:
- - на основании заявления и необходимых документов в отношении земельного участка, сведения о котором имеют статус временный (отсутствуют сведения о зарегистрированном вещном праве на земельный участок) и в отношении части земельного участка, сведения о которой имеют статус временный (отсутствуют сведения о зарегистрированном ограничении (обременении) вещного права;
- - на основании документов, поступивших в порядке информационного воздействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на земельные участки, образованные в результате преобразования земельного участка (снятию с учета подлежит преобразуемый (исходный) земельный участок);
- - на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия и свидетельствующих об отсутствии зарегистрированного вещного права в отношении земельного участка, имеющего статус временный (по истечении 2 лет (в настоящее время 5 лет)), или об отсутствии зарегистрированного ограничения (обременения) вещного права в отношении земельного участка, имеющей статус временный (по истечении 1 года со дня учета части земельного участка).
С учетом сказанного предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке площадью 131 кв. м недопустимо, поскольку в границах испрашиваемого земельного участка существует земельный участок с кадастровым номером 71:30:010229:14, который, в свою очередь, не снят и не может быть снят с кадастрового учета в силу закона.
Кроме того, апелляционный суд не может согласиться и с выводом суда, отклонившим довод правительства о необходимости применения в данном случае постановления правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" в силу следующего.
Согласно пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Так, постановлением правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 установлен перечень случаев, когда земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей строительства предоставляются исключительно на торгах.
В этот перечень, в частности, включено строительство объектов торговли и общественного питания, в том числе предприятий розничной и мелкооптовой торговли (пункт "б").
При этом, поскольку отношения по предоставлению земельных участков, регулируемые постановлением правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81, критериям равенства, автономии воли и самостоятельности участников не отвечают, указанный нормативно-правовой акт не относится к актам гражданского законодательства и к нему не применимы правила, установленные статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поэтому в данном случае указанное выше постановление правительства имеет юридическую силу и установленные им ограничения должны учитываться уполномоченным органом.
Поскольку на момент его принятия решения о представлении земельного участка не принималось, у правительства отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Подобных доказательств материалы дела не содержат.
Апелляционный суд исходит из принципа правовой определенности, не допускающего применение законодательных положений с обратной силой, и имеющего своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
Согласно пункту 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и др." предусмотрено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Из материалов дела следует, что предприниматель не приобрел каких-либо прав в отношении испрашиваемого им земельного участка и не доказал того, что если не применять постановление правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81, то приобрел бы права на этот земельный участок.
При этом апелляционный суд считает необходимым указать, что вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2012 по делу N А68-9037/12 и от 30.04.2013 по делу N А68-7474/2012 не влияют на судебный акт по настоящему делу, поскольку названными решениями не предрешен результат рассмотрения заявления предпринимателя (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2013 N ВАС-727/13, резолютивная часть постановления Президиума от 18.06.2013).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2013 по делу N А68-7336/2013 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Вязьмовой Майи Эдуардовны о признании незаконным распоряжения правительства Тульской области от 07.08.2013 N 773-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Вязьмовой М.Э. в размещении объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли) по ул. Октябрьской в Зареченском районе города Тулы" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2014 ПО ДЕЛУ N А68-7336/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу N А68-7336/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 14.04.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Толпыгиной Н.Г., при участии от истца - индивидуального предпринимателя Вязьмовой Майи Эдуардовны - Вязьмовой М.Э. (выписка из ЕГРИП от 13.09.2012) и Шогина В.А. (доверенность от 19.08.2013), от ответчика - правительства Тульской области - Чехлатовой О.Л. (доверенность от 15.01.2014), в отсутствие представителей третьих лиц - администрации г. Тулы и ИП Русакова А.А., извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2013 по делу N А68-7336/2013 (судья Косоухова С.В.),
установил:
следующее.
Индивидуальный предприниматель Вязьмова Майя Эдуардовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к правительству Тульской области (далее - правительство) о признании незаконным распоряжения от 07.08.2013 N 773-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Вязьмовой М.Э. в размещении объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли) по ул. Октябрьской в Зареченском районе города Тулы".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Тулы и ИП Русаков А.А.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, правительство Тульской области подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, опровергая изложенные в ней доводы, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 07.14.2014.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок площадью 56 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7, использовался индивидуальными предпринимателями Вязьмовой М.Э. и Русаковым А.А. на основании соглашения от 01.09.2006 о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 23.05.1997 N 1190.
ИП Вязьмова М.Э. и ИП Рубцов А.А. обратились с заявлением от 01.07.2009 на имя губернатора Тульской области о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7а в Зареченском районе в связи с реконструкцией существующего здания (увеличение площади застройки до 120,4 кв. м).
Письмом от 02.09.2009 департамент имущественных и земельных отношений Тульской области сообщил предпринимателям, что в администрацию города Тулы направлено обращение об обеспечении выбора земельного участка для строительства здания магазина.
Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы письмом от 14.09.2009 сообщило ИП Вязьмовой М.Э. и ИП Русакову А.А. о том, что приступило к работам по выбору земельного участка для строительства магазина по ул. Октябрьской, 7-а в Зареченском районе г. Тулы.
Предпринимателями были получены согласования с департаментом социального развития Тульской области от 25.02.2009, с управлением Роспотребнадзора по Тульской области от 19.06.2009, заключение государственного учреждения культуры Тульской области "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" от 21.01.2009, экспертное заключение Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" от 08.06.2009.
ИП Вязьмова М.Э. и ИП Русаков А.А. 19.11.2009 обратились в администрацию города Тулы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 7, участок 1.
Постановлением администрации города Тулы от 22.06.2010 N 2032 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы для предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли)" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, площадью 131 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Октябрьской для строительства предприятия розничной торговли; определен вид разрешенного использования земельного участка на период строительства; управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы поручено в установленном порядке передать в администрацию Тульской области акт о выборе земельного участка и схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства или об отказе в его размещении.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 06.12.2011 N 35-01-14/10220 запросило дополнительные документы и сообщило о невозможности рассмотреть вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта в их отсутствие.
В связи с этим 12.03.2012 заявителем были представлены необходимые документы, однако решения о предварительном согласовании места размещения объекта принято не было.
На заседании градостроительно-земельного совета Тульской области 27.06.2012 было решено отказать ИП Вязьмовой М.Э. в предварительном согласовании места размещения предприятия розничной торговли по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы в связи с нарушением процедуры предварительного согласования; администрации города Тулы рекомендовано отменить постановление от 22.06.2010 N 2032.
Администрация города Тулы исполнила решение совета, приняв 25.09.2012 постановление N 2742 "О признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации города Тулы и постановлений администрации города Тулы", в том числе о признании утратившим силу постановления администрации города Тулы от 22.06.2010 N 2032 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы для предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли)".
ИП Вязьмова М.Э. обжаловала данное постановление в Арбитражный суд Тульской области, решением которого от 25.12.2012 по делу N А68-9037/12 постановление администрации N 2742 признано незаконным, как не соответствующее статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, решением Арбитражного суда Тульской области от 30.04.2013 бездействие правительства Тульской области по непринятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта признано незаконным. Суд обязал правительство Тульской области рассмотреть заявление ИП Вязьмовой М.Э. от 01.07.2009 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7 или об отказе в размещении объекта.
Правительством Тульской области 07.08.2013 вынесено распоряжение N 773-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Вязьмовой М.Э. в размещении объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли) по ул. Октябрьской в Зареченском районе г. Тулы".
Не согласившись с вынесенным распоряжением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, во-первых, наличие утвержденной схемы расположения земельного участка и подготовленного акта о выборе земельного участка являются достаточными документами для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, во-вторых, учитывая, что процедура предоставления земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу постановления правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", оно в данном случае не применимо.
Апелляционная инстанция не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Как установлено апелляционным судом, в испрашиваемый предпринимателем земельный участок входит земельный участок площадью 56 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 7, который использовался индивидуальными предпринимателями Вязьмовой М.Э. и Русаковым А.А. на основании соглашения от 01.09.2006 о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 23.05.1997 N 1190. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет как земельный участок, находящийся в государственной собственности, ему присвоен кадастровый номер 71:30:010229:14, который внесен в государственный кадастр недвижимости 27.10.2006. С момента постановки на кадастровый учет площадь земельного участка и его кадастровый номер не менялись, с кадастрового учета земельный участок не снимался.
Из изложенного следует, что часть испрашиваемого предпринимателем земельного участка уже сформирована и поставлена на государственный кадастровый учет.
В силу же статей 11.2, 11.4, 11.5, 11.6 и 11.7 ЗК РФ образование из сформированного земельного участка иных земельных участков возможно только путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельного участка, но не путем формирования нового земельного участка.
Поскольку в испрашиваемый предпринимателем земельный участок вошел сформированный земельный участок площадью 56 кв. м, правительство по праву отказало предпринимателю в предварительном согласовании места размещения объекта на этом участке.
Довод предпринимателя со ссылкой на пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ не может быть принят во внимание.
Действительно, согласно пояснительной записке к схеме расположения земельного участка предоставление спроектированного земельного участка возможно только при условии: прекращения договора от 23.05.1997 N 1190 аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:010229:14, расформированием данного земельного участка и снятием его с кадастрового учета.
В то же время кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости), либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, или дополнительных характеристик об объекте недвижимости в объеме, установленном статьей 16 Федерального закона N 221-ФЗ.
При этом орган кадастрового учета снимает с учета земельные участки только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (преобразуемым является объект недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости) и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Федерального закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, а именно:
- - по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ;
- - на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Иных оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков Федеральным законом N 221-ФЗ не предусмотрено.
Снятие с кадастрового учета земельного участка является кадастровой процедурой, осуществляемой в связи с прекращением существования земельного участка. Снятие с учета земельного участка осуществляется:
- - на основании заявления и необходимых документов в отношении земельного участка, сведения о котором имеют статус временный (отсутствуют сведения о зарегистрированном вещном праве на земельный участок) и в отношении части земельного участка, сведения о которой имеют статус временный (отсутствуют сведения о зарегистрированном ограничении (обременении) вещного права;
- - на основании документов, поступивших в порядке информационного воздействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на земельные участки, образованные в результате преобразования земельного участка (снятию с учета подлежит преобразуемый (исходный) земельный участок);
- - на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия и свидетельствующих об отсутствии зарегистрированного вещного права в отношении земельного участка, имеющего статус временный (по истечении 2 лет (в настоящее время 5 лет)), или об отсутствии зарегистрированного ограничения (обременения) вещного права в отношении земельного участка, имеющей статус временный (по истечении 1 года со дня учета части земельного участка).
С учетом сказанного предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке площадью 131 кв. м недопустимо, поскольку в границах испрашиваемого земельного участка существует земельный участок с кадастровым номером 71:30:010229:14, который, в свою очередь, не снят и не может быть снят с кадастрового учета в силу закона.
Кроме того, апелляционный суд не может согласиться и с выводом суда, отклонившим довод правительства о необходимости применения в данном случае постановления правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" в силу следующего.
Согласно пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Так, постановлением правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 установлен перечень случаев, когда земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей строительства предоставляются исключительно на торгах.
В этот перечень, в частности, включено строительство объектов торговли и общественного питания, в том числе предприятий розничной и мелкооптовой торговли (пункт "б").
При этом, поскольку отношения по предоставлению земельных участков, регулируемые постановлением правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81, критериям равенства, автономии воли и самостоятельности участников не отвечают, указанный нормативно-правовой акт не относится к актам гражданского законодательства и к нему не применимы правила, установленные статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поэтому в данном случае указанное выше постановление правительства имеет юридическую силу и установленные им ограничения должны учитываться уполномоченным органом.
Поскольку на момент его принятия решения о представлении земельного участка не принималось, у правительства отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Подобных доказательств материалы дела не содержат.
Апелляционный суд исходит из принципа правовой определенности, не допускающего применение законодательных положений с обратной силой, и имеющего своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
Согласно пункту 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и др." предусмотрено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Из материалов дела следует, что предприниматель не приобрел каких-либо прав в отношении испрашиваемого им земельного участка и не доказал того, что если не применять постановление правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81, то приобрел бы права на этот земельный участок.
При этом апелляционный суд считает необходимым указать, что вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2012 по делу N А68-9037/12 и от 30.04.2013 по делу N А68-7474/2012 не влияют на судебный акт по настоящему делу, поскольку названными решениями не предрешен результат рассмотрения заявления предпринимателя (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2013 N ВАС-727/13, резолютивная часть постановления Президиума от 18.06.2013).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2013 по делу N А68-7336/2013 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Вязьмовой Майи Эдуардовны о признании незаконным распоряжения правительства Тульской области от 07.08.2013 N 773-р "Об отказе индивидуальному предпринимателю Вязьмовой М.Э. в размещении объекта капитального строительства (предприятие розничной торговли) по ул. Октябрьской в Зареченском районе города Тулы" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)