Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2015 N 05АП-14315/2014 ПО ДЕЛУ N А24-3339/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2015 г. N 05АП-14315/2014

Дело N А24-3339/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 15 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-14315/2014
на решение от 22.09.2014
судьи Д.Н Довгалюка
по делу N А24-3339/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Балика Сергея Романовича (ИНН 410101962308, ОГРН 304410120300011)
к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН
4101036106; ОГРН 1024101022010), Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа; Администрация Петропавловск - Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 10941010003710)
о признании недействительным постановления от 18.06.2014 N 1408
при участии:
лица, участвующие в деле не явились, извещены

установил:

Индивидуальный предприниматель Балика Сергей Романович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Администрация) от 18.06.2014 N 1408 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым N 41:01:0010116:382", а также об обязании Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Департамент) изготовить и утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым N 41:01:0010116:382 с учетом следующих технико-экономических показателей: общая площадь объекта - 1014,3 кв. м, площадь застройки - 338,1 кв. м, этажность - 3.
Решением суда от 22.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В доводах жалобы указывает, что решение об утверждении градостроительного плана земельного участка принято в соответствии с нормами пункта 2.3.145 постановления Правительства Камчатского края от 15.08.2011 N 340-П "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Камчатского края". Обращает внимание суда на то, что Постановление N 340-П имеет высшую юридическую силу по отношению к нормативно правовым документам, издаваемым органами муниципальной власти Петропавловск-Камчатского городского округа.
В возражениях на апелляционную жалобу предприниматель решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу Департамента не подлежащей удовлетворению.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что индивидуальному предпринимателю Балика Сергею Романовичу на праве собственности принадлежат:
- - земельный участок кадастровый номер 41:01:010116:382, общая площадь 483 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- - здание магазин промышленных товаров, назначение: нежилое, 1-этажный, площадь 123,6 кв. м, инв. N 8749, лит А, адрес объекта: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Тушканова.
14.05.2014 предприниматель обратился в Департамент с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 41:01:010116:382 в связи с планируемой реконструкцией здания магазина промышленных товаров, указав при этом следующие технико-экономические показатели: общая площадь объекта - 1014,3 кв. м, площадь застройки - 338,1 кв. м, этажность - 3.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.06.2014 N 1408 утвержден подготовленный Департаментом градостроительный план земельного участка N ru 41-301-000-132 от 28/05/2014, из которого следует, что предельное количество этажей реконструируемого объекта ограничено одним этажом, а место допустимого размещения реконструируемого здания определено в меньшей площади, чем испрашивалось заявителем.
Считая данное постановление недействительным и нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ГрК РФ") подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу пункта 3 данной статьи в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента); 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Из части 17 статьи 46 Кодекса следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки).
В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 38 кодекса конкретизирует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 этой статьи размеры и параметры, их сочетания.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 12.10.2010 N 294-нд утверждены Правила землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа.
Спорный земельный участок расположен в зоне общественно-делового центра местного значения (Ц4).
В соответствии с пунктом 7.4 статьи 14 Правил землепользования и застройки зона Ц4 выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров городских районов и полосных центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения.
Статья 13 Правил землепользования и застройки устанавливает предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с таблицей 1, согласно которой предельное количество этажей в зоне Ц4 составляет 9 этажей, при этом, возможно изменение показателя в сторону увеличения количества этажей при технико-экономическом обосновании.
Поскольку действующими Правилами землепользования и застройки зоны Ц4 не предусмотрено требование в виде предельного количества этажей зданий в количестве равном одному, возводимых на земельных участках, в том числе и на спорном земельном участке, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным довод ответчика в указанной части.
Статьей 13 Правил землепользования и застройки установлено, что максимальный процент застройки в границах земельного участка, расположенного в зоне Ц4, составляет 70%.
Аналогичные сведения о максимальном проценте застройки содержатся в пункте 2.2.3 градостроительного плана земельного участка N ru 41-301-000-132 от 28.05.2014.
Вместе с этим, из прилагаемого к градостроительному плану земельного участка чертежа следует, что место возможного размещения реконструируемого здания определено Департаментом фактически в границах существующего здания магазина промышленных товаров (123,6 кв. м).
Исходя из общей площади земельного участка (483 кв. м) суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что место возможного размещения реконструируемого здания определено Департаментом в гораздо меньшем размере, чем допускают Правила землепользования и застройки.
Данный факт подтверждается имеющимися в материалах дела заключениями ООО "Топографическое бюро" от 05.12.2012 и 28.08.2014.
В силу примечаний к статье 13 Правил землепользования и застройки, возможно уменьшение значений минимальных отступов от границ земельного участка при необходимости соблюдения существующей линии застройки.
Согласно пояснениям Департамента, указанное в чертеже градостроительного плана место размещения реконструируемого здания магазина определено с учетом необходимости соблюдения 5-ти метровых отступов от границ земельного участка, установленных статей 13 Правил землепользования и застройки.
В свою очередь, из представленного в материалы дела заключения ООО "Топографическое бюро" от 28.08.2014 следует, что с учетом существующей линии застройки на спорном земельном участке и уменьшением минимальных отступов от границ земельного участка, возможная площадь застройки составляет 338 кв. м, что соответствует испрашиваемым заявителем параметрам строительства и максимальному размеру застройки, установленному Правилами землепользования и застройки (70%).
Поскольку доказательств обратного не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, отраженное в чертеже градостроительного плана место допустимого размещения реконструированного здания, как из указание в пункте 2.2.2 градостроительного плана на предельное количество этажей в количестве равном одному, не соответствует требованиям статьи 44 ГрК РФ и Правилам землепользования и застройки, и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Доводы Департамента о том, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с пунктом 2.3.145 Региональных нормативов градостроительного проектирования Камчатского края, утвержденных Постановлением Правительства Камчатского края от 15.08.2011 N 340-П, был предметом исследования и правомерно отклонено судом первой инстанции с указанием на то, что указанный пункт Региональных нормативов не применим к спорным правоотношениям, поскольку в рассматриваемом случае, испрашиваемый предпринимателем градостроительный план не предполагает формирование нового земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В настоящем случае, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции в соответствии с приведенной нормой Кодекса сделал правомерный вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований о признании недействительным постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.06.2014 N 1408 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым N 41:01:0010116:382".
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку вопрос о подготовке градостроительного плана земельного участка в соответствии с испрашиваемыми параметрами строительства (реконструкции) не входят в компетенцию суда, в рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Департамент повторно рассмотреть заявление предпринимателя от 14.05.2014 о подготовке градостроительного плана земельного участка N 41:01:0010116:382.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 22.09.2014 по делу N А24-3339/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)