Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Жиляевой Е.В., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Амирбеков Д.А. (доверенность от 14.04.2014)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3901/2015) Администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2014 по делу N А56-29370/2014 (судья Преснецова Т.Г.), принятое
по заявлению ЗАО "Можайское"
к Администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,
установил:
Закрытое акционерное общество "Можайское" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация), выраженного в письме N 817/22 от 04.03.2014, в предоставлении земельных участков с кадастровым N 47:14:0000000:21046 площадью 269 243 кв. м, с кадастровым N 47:14:0601005:851 площадью 200 803 кв. м, с кадастровым N 47:14:0601004:156 площадью 88 177 кв. м по цене, составляющей не более 15% кадастровой стоимости участков в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решением от 05.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что судом первой инстанции не определена базовая цена земельных участков, от которой должен производиться расчет удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, а также не учтено, что испрашиваемые земельные участки образованы из состава несельскохозяйственных угодий. Кроме того, обжалуемым решением определены права не участвующего в деле лица - ЗАО "Можайский".
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра Ломоносовского района Ленинградской области N 94/10 от 10.03.1994 (далее - Постановление N 94/10 от 10.03.1994) утверждена схема перераспределения земель совхоза "Можайский", АОЗТ "Можайское" (правопредшественник Общества) земельный участок площадью 1926 га передан в коллективно-совместную собственность; из фонда перераспределения земель района АОЗТ "Можайское" передано для сельскохозяйственных, производственных и других нужд 1472 га земель, в том числе: 1181 га в аренду с правом последующего выкупа (согласно приложению N 2); 291 га - в постоянное (бессрочное) пользование (согласно приложению N 2).
Как указывает Общество, из предоставленных Обществу в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков сформированы земельные участки с кадастровым N 47:14:0000000:21046 площадью 269 243 кв. м; с кадастровым N 47:14:0601005:851 площадью 200 803 кв. м; с кадастровым N 47:14:0601004:156 площадью 88 177 кв. м, которые согласно представленным кадастровым паспортам отнесены к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное производство.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и в соответствии со статьями 28 и 45 Земельного кодекса РФ, статьей 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 15.11.2013 N 7579/16 о передаче ему указанных земельных участков в собственность по договору купли-продажи по цене не более 15% кадастровой стоимости.
Письмом от 04.03.2014 N 817/22 Администрация сообщила Обществу о решении межведомственной земельной комиссии от 27.01.2014 об отказе в удовлетворении заявления Общества от 15.11.2013 в предоставлении участков по договору купли-продажи по цене не более 15% кадастровой стоимости и о возможности предоставления Обществу данных участков в долгосрочную аренду.
Полагая, что отказ Администрации в предоставлении участков в собственность является неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены правомерно.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 79 того же Кодекса установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и пунктом 12 статьи 4 Областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" (далее - Закон N 107-ОЗ) предусмотрено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам спорные земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, при этом действующим законодательством не установлен какой-либо особый правовой режим по обороту земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Суд принял во внимание, что кадастровая стоимость всех испрашиваемых Обществом земельных участков определена с учетом вида составляющих земель.
Суд сделал правильный вывод о том, что ни Закон N 101-ФЗ, ни Областной закон N 107-ОЗ не содержат положений, устанавливающих запрет на приобретение в собственность земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, если в его состав кроме сельскохозяйственных угодий входят земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель. Указанные законы также не содержат положений, устанавливающих необходимость разделения земельного участка, отнесенного целиком к категории земель сельскохозяйственного назначения, в случае его приобретения в собственность на сельскохозяйственные и другие виды угодий и определения различной выкупной цены.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ Администрации в принятии решения о предоставлении Обществу испрашиваемых земельных участков в собственность по цене не более 15 процентов кадастровой стоимости правомерно признан судом первой инстанции не соответствующим закону.
Указанная подателем жалобы опечатка в наименовании заявителя (вместо ЗАО "Можайское" ЗАО "Можайский") подлежит исправлению в порядке, предусмотренном ст. 179 АПК РФ.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2014 по делу N А56-29370/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2015 N 13АП-3901/2015 ПО ДЕЛУ N А56-29370/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. по делу N А56-29370/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Жиляевой Е.В., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Амирбеков Д.А. (доверенность от 14.04.2014)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3901/2015) Администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2014 по делу N А56-29370/2014 (судья Преснецова Т.Г.), принятое
по заявлению ЗАО "Можайское"
к Администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,
установил:
Закрытое акционерное общество "Можайское" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация), выраженного в письме N 817/22 от 04.03.2014, в предоставлении земельных участков с кадастровым N 47:14:0000000:21046 площадью 269 243 кв. м, с кадастровым N 47:14:0601005:851 площадью 200 803 кв. м, с кадастровым N 47:14:0601004:156 площадью 88 177 кв. м по цене, составляющей не более 15% кадастровой стоимости участков в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решением от 05.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что судом первой инстанции не определена базовая цена земельных участков, от которой должен производиться расчет удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, а также не учтено, что испрашиваемые земельные участки образованы из состава несельскохозяйственных угодий. Кроме того, обжалуемым решением определены права не участвующего в деле лица - ЗАО "Можайский".
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра Ломоносовского района Ленинградской области N 94/10 от 10.03.1994 (далее - Постановление N 94/10 от 10.03.1994) утверждена схема перераспределения земель совхоза "Можайский", АОЗТ "Можайское" (правопредшественник Общества) земельный участок площадью 1926 га передан в коллективно-совместную собственность; из фонда перераспределения земель района АОЗТ "Можайское" передано для сельскохозяйственных, производственных и других нужд 1472 га земель, в том числе: 1181 га в аренду с правом последующего выкупа (согласно приложению N 2); 291 га - в постоянное (бессрочное) пользование (согласно приложению N 2).
Как указывает Общество, из предоставленных Обществу в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков сформированы земельные участки с кадастровым N 47:14:0000000:21046 площадью 269 243 кв. м; с кадастровым N 47:14:0601005:851 площадью 200 803 кв. м; с кадастровым N 47:14:0601004:156 площадью 88 177 кв. м, которые согласно представленным кадастровым паспортам отнесены к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное производство.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и в соответствии со статьями 28 и 45 Земельного кодекса РФ, статьей 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 15.11.2013 N 7579/16 о передаче ему указанных земельных участков в собственность по договору купли-продажи по цене не более 15% кадастровой стоимости.
Письмом от 04.03.2014 N 817/22 Администрация сообщила Обществу о решении межведомственной земельной комиссии от 27.01.2014 об отказе в удовлетворении заявления Общества от 15.11.2013 в предоставлении участков по договору купли-продажи по цене не более 15% кадастровой стоимости и о возможности предоставления Обществу данных участков в долгосрочную аренду.
Полагая, что отказ Администрации в предоставлении участков в собственность является неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены правомерно.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 79 того же Кодекса установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и пунктом 12 статьи 4 Областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" (далее - Закон N 107-ОЗ) предусмотрено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам спорные земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, при этом действующим законодательством не установлен какой-либо особый правовой режим по обороту земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Суд принял во внимание, что кадастровая стоимость всех испрашиваемых Обществом земельных участков определена с учетом вида составляющих земель.
Суд сделал правильный вывод о том, что ни Закон N 101-ФЗ, ни Областной закон N 107-ОЗ не содержат положений, устанавливающих запрет на приобретение в собственность земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, если в его состав кроме сельскохозяйственных угодий входят земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель. Указанные законы также не содержат положений, устанавливающих необходимость разделения земельного участка, отнесенного целиком к категории земель сельскохозяйственного назначения, в случае его приобретения в собственность на сельскохозяйственные и другие виды угодий и определения различной выкупной цены.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ Администрации в принятии решения о предоставлении Обществу испрашиваемых земельных участков в собственность по цене не более 15 процентов кадастровой стоимости правомерно признан судом первой инстанции не соответствующим закону.
Указанная подателем жалобы опечатка в наименовании заявителя (вместо ЗАО "Можайское" ЗАО "Можайский") подлежит исправлению в порядке, предусмотренном ст. 179 АПК РФ.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2014 по делу N А56-29370/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)